Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.


Проблема развития воображения детей младшего дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображении.

Важно!

Развитие воображения – осознанно выбранный процесс, в ходе которого человек преследует цель усовершенствования своего воображения, а именно сделать его более ярким, более глубоким и особенным.

Что же такое воображение? Творческое воображение – это способность к неожиданному или задуманному появлению в сознании и мыслях каких-либо образов, идей и так далее.

То, что возникает в мыслях, в ходе представления, может отличаться от реальность. Воображение – мир отдельный от реальности, в воображении могут появляться мысли, идеи и объекты, несуществующие в природе. Именно воображение помогает в уме решать задачи для которых требуется наглядное визуальное представление.

Приведем пример:

  • как вставить батарейку в часы;
  • как вставить батарейку в мышь;
  • как вставить батарейку в калькулятор;
  • как закрывается крышка кастрюли;
  • как гайка закручивается на болт.

Это все слишком простые и очевидные примеры. А как на счет того, чтобы сыграть в уме в шашки или шахматы, собрать часовой механизм из шестеренок или домик из конструктора.

Важно!

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у современного ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети раннего трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Типы воображения

  1. Воссоздающее. Сюда относятся образы, представляемые в мыслях по существующему описанию: во время прочтения стихотворений, книг, чертежей, нот и т. п. По-другому данный тип воображения называют вспоминающим, репродуктивным либо воспроизводящим.
  2. Творческое. Это формирование образов или идей самостоятельно по личному усмотрению.
  3. Неуправляемое. Этот тип воображения известен большинству из нас как нелепость и буйная фантазия.

Виды воображения

Специалисты выделяют несколько видов воображения.

Творческое

Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.

Воссоздающее

Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.

Буйная фантазия

Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле.

Плюсы развитого детского воображения

  • желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы;
  • умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу». Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности;
  • умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом;
  • развитая интуиция, способность угадывать;
  • проявление инициативы;
  • умение использовать опыт – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения;
  • решение задач новыми способами.

Эти свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни ребенка в дошкольном возрасте.

Развитие пространственного воображения детей

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Внимание!

Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Дошкольникам дается необходимая первичная информация, а затем ставится задача: «Что произойдет, если…». Формулируются условия, при которых должно произойти действие. Ребенок должен осмыслить полученные данные, понять поставленную задачу и принять верное решение в виде устного или письменного ответа.

Методы развития воображения у детей

  1. Больше читать и во время прочтения описаний природы, внешности человека и интерьера жилища обязательно представлять себе все это в ярких красках. Читая малышу сказку, обязательно просите его описать своими словами, как выглядит тот или иной герой или местность, где происходят события.
  2. Повторять в голове реально прожитый день ярко, во всех подробностях, не упуская никакой мелочи: запахов, звуков, света и цвета. При этом можно мысленно изменять события. Возьмите за правило каждый вечер расспрашивать малыша о том, как прошел его день: с кем из друзей он встретился, какой цветок видел на клумбе и т.д.
  3. Начать рисовать мир или событие в красках таким, каким его хотелось бы видеть. Попробуйте, например, предложить ребенку изобразить необычных животных или растения на неизвестной планете, или пофантазировать на тему: что было бы, если бы…
  4. Нужно мечтать: ярко, красочно и позитивно. Поэтому всегда поддерживайте стремление ребенка мечтать. Ни в коем случае нельзя говорить малышу фразы типа «мечтать вредно» или «мечты не сбываются».
  5. Ненавязчиво наблюдать за окружающими и представлять, о чем они думают, что любят, чем занимаются в жизни. Предложите ребенку предположить, чем занимается, например, мужчина в форменной одежде или о чем думает собака, ожидающая хозяина возле магазина.
  6. Начать творить. Фантазию развивает создание креативных вещей: вязание, плетение макраме, живопись, сочинение сказок и стихов, лепка из пластилина или глины, оригами и другие виды творчества. Предоставьте ребенку максимум возможностей для проявления своих фантазий и реализации его творческих задатков.
  7. Путешествовать мысленно: подняться в горы, искупаться в море, полететь в космос, за пределы нашей Вселенной. Фантазируйте вместе с ребенком на тему, например, совместного отдыха в каком-нибудь необычном месте: в гостях у Деда Мороза, на острове Чунга-Чанга и т.д.
  8. Играть в игры с несколькими участниками, в которых каждый игрок выполняет определенную роль. Игры могут быть как настольными, так и ролевыми. Главное, чтобы взрослые принимали самое активное участие и не стеснялись проявлять свои положительные чувства и эмоции.


Выводы

Современный мир требует от человека умения находить нестандартные решения задач. Уже в начальной школе ребенок сталкивается с заданиями, для успешного выполнения которых необходим креативный подход. Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития воображения. Для этого существует множество игр и упражнений, в которых малышам нужно самостоятельно придумать что-то новое и необычное. И не забывайте показывать ребенку пример, ведь дети копируют поведение взрослых: играйте и фантазируйте вместе с малышом.

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников

В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошкольника.

Важно!

В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются игровая и творческая. Именно они способствуют воспитанию всех личностных качеств детей, полноценному формированию их психических свойств, раскрытию творческого потенциала. В домашнем воспитании игра и творчество — самые доступные способы развития воображения у дошкольников.

Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Игра — упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Технология выполнения: предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Методика: без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Поможем художнику».

Цель занятия: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческих навыков воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Особенности воображения детей среднего дошкольного возраста

Введение

Актуальность исследования. Жизнь современного человека проходит в эпоху технологий, что требует от него нестандартного, нешаблонного мышления. Часто такое мышление называют творческим. Оно способствует оригинальному подходу к различным жизненным ситуациям, принятию неожиданных решений, способных менять человеческое мировоззрение на ту или иную проблему. Так называемый «творческий подход» развивается у человека еще в период дошкольного возраста. Так как ребенок не способен самостоятельно подобрать необходимые упражнения для собственного развития, ему помогают в этом родители, окружение, и, в первую очередь, педагоги и воспитатели. Это отмечено так же в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческого воображения дошкольников, поиск путей его развития. Наиболее эффективным способом развития фантазии и воображения ребенка, является его деятельность в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются его представления об окружающем мире, осмысливаются качества предметов, запоминаются их характерные особенности и детали; происходит овладение изобразительными навыками и умениями, осознанное их использование.

Уровень воображения ребенка должен быть развитым до такой степени, чтобы ребенок оказался подготовлен к формированию полноценной структуры учебной деятельности. При должном внимании воображению, его развитие может помочь формированию профессионально развитого воображения ученого, художника, изобретателя и т.д. Это так же связано с тем, что воображение и мышление имеют взаимодополняющий характер.

Но, в настоящий момент проблеме развития творческого воображения детей 4-5 лет через изобразительную деятельность в нетрадиционных приемах рисования уделяется недостаточное количество внимания. И хотя существует множество специальной литературы, авторы которых, такие как Дьяченко О.М., Никитина А.В., Рибо Т., Немов Р.С., Фатеева А. А., Мелик – Пашаев А. А., тесно изучают вопрос детской психологии и развитие детского воображения; а также литература, где подробно описан процесс обучения детей традиционным видам рисования, авторы: Комарова Т.С., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В. Ю., Смагина Т.В., Давыдова Г.Н., Кудейко М.В., Нестерова И.А., Кожохина С. К., Погодина С., Ярыгина А., Игнатьев С. Е., все же на практике в России использование методик творческого развития только набирает обороты.

Цель исследования: изучение теоретических основ проблемы развития воображения детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Объект исследования: развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить понятие воображения, его сущностные характеристики. Изучить особенности воображения детей среднего дошкольного возраста.

2. Определить возможности нетрадиционных техники рисования в развитии воображения детей среднего дошкольного возраста.

3. Найти и проанализировать диагностические методики для развития воображения.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Глава Ι. Развитие воображения детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Особенности воображения детей среднего дошкольного возраста

Воображение – это тайное «действо» психики, которое ставит ее на высший уровень развития природы. Процесс воображения свойствен только человеку и является специфическим видом его психической активности. Способность воображения опережать действительность, выходить за ее пределы, угадывать будущее в прошлом и настоящем подчеркивал еще М. Монтень: «Сильное воображение порождает событие». Воображаемый образ – это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному воплощению в реальную жизнь.

Понимание природы воображения занимает ученых уже ни одно столетие, но, как считает специалист в области педагогики и психологии, доктор наук Розин В. М. современная психология не пояснила понимание природы воображения, если не запутала вопрос ещё больше. [27, с.326]. Что не умоляет важности воображения в психической и умственной деятельности человека. И, если о природе возникновения воображения ученые до сих пор вступают в дискуссии, то его значимость неоспорима и требует всяческого развития его зачатков еще с раннего детского возраста.

Одно из определений воображения выдвигает Немов Р. С. «Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний». [23,с.260].

Также все ученые, в особенности Рубинштейн единогласно устанавливают, что воображение – процесс, свойственный только человеку, т.к. создание на основе полученных ранее знаний и опыта, картин того, чего нет в действительности, относится к особенностям только человеческого мозга. По мнению Маклакова А. Г., отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий [20,с.89].

Как мы уже заметили, понятие воображения тесно связано с понятием образа. Воображение – процесс самостоятельного создания единственно нового образа, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Еще одной особенностью воображения считается, что оно не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Выготский Л.С. о [1,с.15].

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь, мир культуры, в отличие от мира природы,– все это является продуктом человеческого воображения, и воображение человека всегда выступает как отражение свойств личности, ее психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Важную роль в развитии детей дошкольного возраста играет воображение: оно необходимо для всякой творческой деятельности. Развитие детского воображения связывают с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. [Загорная. с. 14]

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка, формированию развитию наглядно – образного мышления. [Загорная. с. 15]

Достаточно сложным является вопрос о богатстве или бедности детского воображения. Существует мнение, что воображение ребёнка гораздо богаче, чем взрослого человека. Действительно дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. [Смирнова дп. с.231 – 232].

Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

[Смирнова дп. с.232].

Ребёнок может вообразить меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребёнка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого. [Смирнова дп. с.232].

Выготский Л. В. о [2, с.27].

И всё-таки воображение играет в жизни ребёнка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более лёгкий «отлёт» от действительности. И главное — дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь чёткой границей, как у взрослых. [Смирнова дп. с.232].

Многие взрослые, в особенности родители, могут считать воображение «побегом от реальности в мир грёз», и всячески препятствовать развитию воображения у ребенка, полагая, что оно может помешать ребенку проходить процесс социализации и адаптации. Но, как было замечено выше, воображение только способствует самовыражению ребенка, развитию нестандартного мышления, умению оригинально справляться с затруднительными жизненными ситуациями. В какой-то мере воображение является способом преодоления страхов. И хотя воображение всегда есть определенный отход от действительности, в любом случае источник воображения – объективная реальность.

При классификации видов, воображение исходит из двух основных характеристик: степени проявления волевых усилий (произвольное, преднамеренное или непроизвольное, не преднамеренное) и степени активности (активное и пассивное) [9 с. 147].

Активное

, или
произвольное воображение
– это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Именно оно является тем инструментом, который позволяет человеку разумному сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь. Активное воображение начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность.

Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем [13,с.205].

В активное воображение входят

:

1). Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей. Оно отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся, при этом в образах действительность творчески преобразуется [9,с.147]. Виды и приемы творческого воображения можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения.

Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука). Конечно, эти образы опираются на жизненный опыт, усвоенные знания. В сознании человека формируется модель будущей ситуации, явления, предмета на основе существующих элементов. Трудность заключается в объединении этих элементов в единую цепь причинных взаимосвязей. Этот вид воображения наиболее характерен для тех, кто устремлен в будущее, занимает активную жизненную позицию [13, с.207].

Совершенно очевидно, что для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

Само понятие «творческое» предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А. В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом: ‘Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» (1977.С.345). [дьяченко. с, 9]

Смирнова Е. О. характеризует творческое воображение тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение

, как и
воссоздающее
, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между
воссоздающим
и
творческим
воображением нет жесткой границы. При
воссоздающем
воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего
творческого
воображения. .[Смирнова дп. с.236].

2). Репродуктивное воображение

(воссоздающее) создаёт образ на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Воссоздающее (репродуктивное)воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существовавшего реально в прошлом, но представленного словесно, в схемах, чертежах, эскизах [13, с.206].

3). Антиципирующее воображение

лежит в основе необходимой для человека способности предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм [23,с.262.].

Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой». Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях. Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т.е. играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной по каким-то причинам (из-за собственной нерешительности, противодействия оппонентов, отсутствия необходимой информации). Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать.

Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.

Дьяченко О.М. делит воображение на познавательное

и
эмоциональное
. Дьяченко О.М. считает, что дети подразделяются по признаку преобладания того или иного вида воображения. Из этого следует, что одни дети предпочитают изображать предмет, ситуацию более подробно, детально, последовательно, проявляя при этом творчество, а другие — так же творчески фиксируют в изображении в основном свои чувства, отношения.

При любом содержании рисунка, если у ребенка доминирует «познавательное

» воображение, он будет стремиться более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «
эмоциональное
» воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением [5,с.114].

Психологи через детское творчество ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка. В процессе рисования, лепки и аппликации развиваются все виды памяти, что помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусством, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего ребёнка. [Леонова Н. Н. Художественно – эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. – СПб.; ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2021. – 320 с. – с. 3]

Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Наиболее благоприятным периодом развития воображения, по мнению многих исследователей, является средний дошкольный возраст. Как отмечает Дьяченко О. М «основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения– это переход к всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному».

Дьяченко О. М, Смирнова Е. О. считают, развитие воображения можно разделить на несколько этапов:

Первый этап происходит в 2,5-3 года. Ребенок начинает отделять образ от предмета и обозначать образ с помощью слова, использовать предметы-заместители. Воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребёнок идёт от действия к мысли. Но он еще не может спланировать последовательность действия, этапы создания изображения [6, с.459].

В возрасте 4-5 лет происходит второй этап развития воображения. Ребенок активно участвует в ролевых играх, с удовольствием занимается художественной творческой деятельностью [33,с.240].

В возрасте 6-7 лет происходит третий этап в развитии воображения.

Кураев Г. А. тоже считает, что начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

Развитие познавательного воображения связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять и уточнять их, регулировать свое воображение. Однако планировать его, заранее составлять в уме программу предстоящих действий, он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

Развитие аффективного воображения с возраста 2,5-3 года до 4-5 лет проходит через ряд этапов. На первом этапе отрицательные, эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных ими сказок. На втором этапе ребенок уже может строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы – фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами). На третьем этапе к возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие их них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире [14, с.86].

Урунтаева Г. А. и Смирнова Е.О, Дьяченко О. М, Рибо Т. отмечают, что у детей к 4- 5 годам в процессе воображения включается специфическое, которое имеет ступенчатый характер. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг.

Анализируя продукты детского творчества (сказки, истории, сочиняемые детьми), Рибо Т. выявил основные стадии развития воображения ребенка, он считал, что на протяжении дошкольного периода (от 2 до 6-7 лет) ребенок проходит в развитии воображения 4 основные стадии: — на первой стадии ребенок становится способным к преобразованию восприятий (в одном предмете он начинает видеть другой); — на второй стадии воображение проявляется в анимизме-одушевлении игрушек; — на третьей в перевоплощении, в играх; — на четвертой стадии начинается художественное творчество, сущность которого заключается в перекомбинировании образов.

В возрасте 4 -5 лет ребенок нацелен, в первую очередь, на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности, поэтому целый ряд исследователей отмечает снижение уровня продуктивного воображения у детей. На данном этапе, основным способом создания образов воображения, как и у детей, более младшего возраста, является опредметчивание [28. 29].

Урунтаева Г. А. отмечает – в 4-5 лет, в связи с развитием речи начинается бурный рост словесных форм воображения, когда ребёнок сочиняет сказки, дразнилки, считалки и т.д. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребёнок переходит от внешне выраженных действий к словесно выраженным преобразованиям. Он «открывается» в воображении от конкретной ситуации, ощущая свободу, независимость от неё, видит её глазами разных людей, животных, предметов.

В возрасте 5 лет появляются ситуативные, нередко неустойчивые мечты о будущем, обусловленные эмоциональными событиями в жизни детей. Так воображение из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность[36, с.229].

От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком. При этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием [13, с.218].

В сознании среднего дошкольника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. В этом возрасте существенно меняется представление ребенка о себе, его образ «Я». Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. Дети среднего дошкольного возраста отличаются самостоятельностью, активностью, любознательностью, наглядно – образным мышлением, развитой речью. В этом возрасте ребёнок начинает составлять в уме план предстоящих действий.

Дети до 5 лет ещё не умеют руководить воображением, новые образы возникают непреднамеренно, но в этом возрасте дети могут выстроить последовательность игры в соответствии с сюжетом, они с удовольствием разнообразно конструируют из строительного материала.

У детей среднего возраста развиваются эстетические чувства: они обращают внимание на красоту природы, разнообразие изобразительных средств. В этом возрасте дети уверенно держат в руке карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Дети на пятом году жизни знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, средствами их выразительности, различают некоторые жанры искусства на конкретных примерах. Дети интересуются свойствами изобразительных материалов. Они знакомятся со способами создания изображения, получения оттенков и нового цвета, экспериментируют с палитрой. [леонова. С. 139]

Для детей этого возраста характерна более высокая эмоциональная отзывчивость, так же происходит увеличение концентрации и распределения внимания – дошкольник способен действовать одновременно с несколькими предметами, однако эти свойства внимания проявляются преимущественно в игровой деятельности. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15-20 и более минут. Так же у детей совершенствуется ориентация в пространстве, которая отражается в знании и употреблении дошкольниками предлогов, интенсивно развивается образное мышление – дети способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение, продолжается развитие внимания. У детей появляются постоянные партнеры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентные и соревновательные мотивы. В 4-5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. .[колдина рисование 4 – 5 лет. с. 4]

Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью. .[колдина рисование 4 – 5 лет. с. 5]

Предполагаемые навыки и умения ребенка к пяти годам:

˗ — проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;

˗ умеет изображать простые предметы.

˗ имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

˗ умеет создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

˗ создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

˗ располагает сюжет на всем листе бумаги;

˗ умеет смешивать краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового, зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов;

˗ умеет получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый), смешивая гуашь с белилами;

˗ в рисовании использует разнообразные цвета;

˗ получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;

˗ правильно держит кисть, карандаш, фломастер, цветной жирный мелок;

˗ набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки;

˗ умеет проводить широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии;

˗ неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, штрихи накладывает в одном направлении;

˗ закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично наносит мазки, не выходя за пределы контура;

˗ правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит по величине;

˗ знаком с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошкой, тычком жесткой полусухой кисточки, рисование восковыми мелками и акварелью), умеет делать отпечатки листьев, создавать изображение на мокром листе, делать отпечаток скомканной бумагой;

˗ содержит свое рабочее место в порядке;

˗ создает композицию по мотивам дымковских узоров;

˗ создает композицию по мотивам филимоновских узоров;

˗ знаком с городецкими изделиями, элементами и цветовыми сочетаниями городецкой росписи. [колдина рисование 4 – 5 лет. с. 7]

Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает ее для них более привлекательной, интересной [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 29].

По мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Каждый из материалов, которые могут быть предложены детям для рисования, имеет свою специфику, свои выразительные возможности, которые прежде всего необходимо знать воспитателям и руководителям художественных кружков и студий. [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 30]

Важно учить детей не действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами, а изменять приемы в зависимости от того, какую изобразительную задачу решает ребенок. Для этого он должен свободно владеть разнообразными движениями, уметь изменять направление штрихов и линий. С самого начала нужно показывать детям разные варианты технического исполнения, подчеркивая их[комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 39]

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. . [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 46]

Этот период свободного рисования, не обусловленный еще задачей изображения определенного предмета или явления, период свободного действия с карандашом и бумагой имеет огромное значение для развития рисовальных движений руки и в последующем для развития творчества. Постепенно в этих естественных упражнениях рука ребенка приобретает уверенность, смелость. Поэтому не следует торопиться переводить детей на содержательное изображение, ставить перед ними задачу что-то нарисовать. Рука, и без того еще действующая неуверенно, становится еще более неумелой, когда перед ребенком возникает задача передать в рисунке форму предмета. Ребенок еще мал, и неудачи делают рисование неинтересной для него деятельностью. Если же задача предметного изображения будет поставлена лишь тогда, когда рука ребенка свободно овладеет карандашом и приобретет большую уверенность, то ребенок решит ее без особого напряжения, и отрицательное отношение к рисованию не появится. . [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 49]

Е. А. Флерина неоднократно указывала на смелость, свободу движений руки маленького ребенка, на его интерес к поискам разнообразных движений для получения штрихов различного характера, на стремление заполнять лист бумаги штрихами и освоение таким образом пространства листа. Эта легкость, свобода обусловлены тем, что нет сложности изображения. В процессе обучения необходимо сохранить смелость и свободу движений, свойственные маленькому ребенку, его стремление к повторению однородных движений. . [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 50]

В средней группе продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью. Здесь эти навыки становятся более сложными.. [комарова. Как научить ребёнка рисовать. с. 57]

В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности).

Развитие творческого воображения детей в рисовании

Рисование, наверное, самый известный и широко используемый вид творческой деятельности. Благодаря рисованию ребенок развивает память, учится сосредотачиваться, улучшает мелкую моторику рук, все анализирует, сравнивает, ищет отличия, рисование заставляет ребенка думать и мыслить.

В самом маленьком возрасте ребенок больше обращает внимание на качества, которыми обладает тот или иной материал, рисунки пятилетних детей уже можно понять и осмыслить, в 10 лет ребенок делает уже сюжетные рисунки.

Важно! Рисование помогает наладить и укрепить связь правого и левого полушарий мозга ребенка, поэтому оно так сильно влияет на развитие малыша.

Материалы для рисования на сегодня очень разнообразны, от мелков до всевозможных видов красок.

Рисуем красками (пальчиковые, акварельные, гуашь)

В Европе рисование красками с детьми возрастом от 6 месяцев практикуется уже более 20 лет и имеет положительные результаты.

Именно краски дают больший простор для фантазии.

  1. Во-первых, ими удобней рисовать, при работе с ними не нужно прилагать усилия, как при рисовании карандашами или фломастерами.
  2. Во-вторых, их можно смешивать и получать новые цвета и оттенки.
  3. В-третьих, можно использовать разные инструменты для рисования, ребенок может выбрать наиболее понравившийся ему способ.

Пальчиковые краски

Пальчиковые краски отлично подойдут самым маленьким, потому что они сделаны из безопасных материалов, и даже если ребенок оближет пальчик в краске, мамам не о чем беспокоиться. Вдобавок такие краски легко отмываются и отстирываются с одежды. Это довольно приятный бонус, потому что кроха не ограничится рисованием только на бумаге.

Гуашь

Гуашь подойдет для деток немного старше, примерно с двух лет, т.к. она не настолько безопасна, как пальчиковые краски и тяжелее отстирывается. Гуашью тоже можно рисовать пальчиками, ладошками, а можно и кисточкой. Пусть ребенок для начала порисует ею, как и привычными для него пальчиковыми красками, а потом уже покажите ему как это делать кисточкой.

Важно! До 3 лет дети не могут правильно держать кисточку и контролировать интенсивность нажатия, поэтому не требуйте от малыша слишком много, пусть осваивает.

Гуашь очень нравится деткам, т.к. обладает следующими свойствами:

  • она непрозрачная;
  • хорошо растворяется в воде;
  • ею можно рисовать и на холсте, и на листе бумаги, и даже по дереву;
  • хорошо сохнет и после высыхания становится матовой и бархатистой;
  • без запаха, поэтому подходит деткам;
  • она очень плотная, с насыщенным цветом.

Рисование гуашью

С двух лет ребенку можно давать раскраски, только выбирайте для начала крупные рисунки с минимумом деталей. Покажите ребенку как раскрашивать, не выходя за границы. Пробуйте разные цвета.

Важно! Гуашь очень хороша тем, что можно смешивать цвета и получать новые. Это занятие должно понравиться юному исследователю.

Акварельные краски

С четырех лет рисунки ребенка уже приобретают более узнаваемые очертания и ему уже можно давать акварельные краски.

Акварель — это водорастворимая краска, поэтому водой она хорошо смывается. Нарисованные акварелью картины создают впечатление невесомости, полупрозрачности и легкости.

Чем меньше ребенок, тем меньше выбирайте цветов для работы. Для школьника вполне достаточно 12 цветов, для деток помладше и того меньше. Цвета акварельных красок можно смешивать на отдельной палитре и получать новые цвета и оттенки.

Важно!

Также для работы с акварелью вам понадобятся кисти, лучше выбирать мягкие и качественные, например, сделанные из ворса пони или белки.

Объясните ребенку, что перед тем как брать новый цвет, кисточку нужно хорошо вымыть в воде, иначе цвета смешаются.

Существует специальная бумага для акварели, она отличается от обычной тем, что рисунки на ней получаются более яркие и, соответственно, живые. К тому же она не будет морщиниться от влаги.

Книги для развития воображения детей(для родителей)

Название книгиАвтор книги
Дошкольная психология.Урунтаева Г.А.
Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов.Субботина Л.Ю.
Развитие творческого воображения у детей.Соловей Л.Б.
Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание.Синельников В.
Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии.Сапогова Е.Е.
Психология дошкольника. Хрестоматия.Г.А. Урунтаева.
Игровые площадки фантазии // Дошкольное воспитание.Пройслер О.
Фантазии и реальность.Петровский А.В. и др.
Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание.Палагина Н.
Психология дошкольника.Мухина В.С.
Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание.Кудрявцев В., Синельников В.
Развитие воображения // Дошкольное воспитание.Кравцова Е.
Воображение и его роль в познании.Коршунова Л.С.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада.Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования

Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.

Вот самые простые способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование со свечкой.
  2. Рисование брызгами через соломинку.
  3. Рисование штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
  4. Рисование пальчиками.
  5. Изонить: нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно дополнить до настоящего рисунка.
  6. Рисование расческой.
  7. Рисование ватной палочкой.
  8. Рисовать таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи, дыхания, зрения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]