Интерактивная учебная модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы


Логопедическое обследование

В логопедическом обследовании ребенка 2-го и 3-го года жизни выделены лишь основные направления обследования и те этапы возрастного развития детской речи, без которых представление о ребенке раннего возраста будет недостаточным.

Предлагаемая методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961 г.), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной (1979 г).

Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует фактическому возрасту ребенка. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего возрастного периода, либо из более младшего возрастного периода. За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование речи в пределах одного квартала:

  • 1 год 1 мес. 1 год 3 мес.,
  • 1 год 4 мес. 1 год 6 мес.,
  • 1 год 7 мес. 1 год 9 мес.,
  • 1 год 10 мес. 2 года.

На 3-м году — в пределах полугодия:

  • 2 года 1 мес. 2 года 6 мес.,
  • 2 года 7 мес. 3 года.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.). Далее отмечаются особенности строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания, зажмуривания и т.д. Отмечается сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки.

Обследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических реакциях, речевых реакциях, во время бодрствования, игры, формирования уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес).

Мышечный тонус в органах артикуляции оценивается совместно логопедом и врачом-невропатологом.

Далее в логопедическом обследовании отмечаются особенности дыхательной системы ребенка, особенности общего звучания речи и голоса.

Следующим этапом обследования ребенка 2-го и 3-го года жизни является обследование сформированности понимания речи. На 2-м году жизни у ребенка совершенствуются понимание речи, функция обобщения, расширяется понятийный словарь, интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. С 1 года 6 мес ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.

На 3-м году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что собирали летом в лесу, как украшали елку и т.д.) и о будущем (куда он пойдет завтра, что будет делать на прогулке и т.д.). Ребенок может понять события в рассказе взрослого, которые он сам не воспринимал. Ребенок начинает понимать некоторые грамматические отношения: предложно-падежные отношения, суффиксальные отношения, префиксальные отношения, а также некоторые категории имени существительного, глагола, прилагательного.

В разделе «Активная речь» отмечается возрастная сформированность лексико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи.

Важное значение для развития речи имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха.

Для обследования слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит», «Угадай, кто тебя позвал».

При обследовании фонематического слуха проверяют умение различать и узнавать близкие по звучанию слова.

В разделе «Мелкая моторика рук» отмечают аномалии строения рук, положения пальцев кисти руки, движения пронации — супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук.

Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме речевого заключения.

Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один — два эпикризных срока (один — два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.

Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе (Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., 1981).

Задержка развития предполагает, что у ребенка качественно ухудшается формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.

По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку .

О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один — два эпикризных срока (один — два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции.

При задержке средней тяжести (отставание на два — четыре эпикризных срока или два — четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.

Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять — шесть эпикризных сроков (четыре квартала и два полугодия), и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.

Логопедическое обследование

В ЛогоКот представлена система обследования детей с речевыми нарушениями. В программу включены следующие направления обследования:

  1. Обследование звукопроизношения
  2. Обследование строения артикуляционного аппарата и Обследование артикуляционной моторики
  3. Обследование фонематического восприятия
  4. Обследование слоговой структуры слова
  5. Обследование лексики
  6. Обследование грамматического строя
  7. Обследование связной речи.

В интернет-программе предусмотрена обработка результатов обследования, подсчёт баллов, набранных ребёнком в результате обследования, постановка логопедического заключения. Результаты обследования оформляются в речевой карте. Речевая карта сохраняется в ЛогоКот в личном кабинете логопеда. Логопед затем может сохранить речевую карту на свой компьютер (инструкция как сохранить веб страницу доступна по ссылке). Речевая карта легко обрабатывается для выведения других документов специалиста: характеристики на ребёнка, направления на МППК и т.д.

В программе применяется уровневый подход к диагностике речевого недоразвития. Баллы, которые ребёнок набирает в результате обследования свидетельствуют о состоянии речевого развития. Программа по результатам набранных баллов, предлагает варианты логопедического заключения. Педагог может обоснованно написать заключение, а также при дальнейших обследованиях проследить результаты коррекционной работы.

1. Обследование звукопроизношения:

В разделе «Обследование звукопроизношения» обследуются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р), заднеязычные (к, г, х).

Ребёнку предлагается назвать картинки, если он называет звук в картинках правильно, то логопед продолжает обследование других звуков и нажимает на кнопку «нет ошибки». Если ребёнок допускает ошибку (звук отсутствует, заменяется или искажается), то логопед нажимает на кнопку «ошибка» и продолжает обследование.

При обследовании звукопроизношения возможно два варианта: звук нарушен/ звук не нарушен. Каждый неправильно произнесённый звук оценивается 1 баллом.

2. Обследование артикуляционной моторики

Выявление особенностей артикуляционной моторики производится в процессе выполнения ребёнком по указанию логопеда определенных действий. Включает в себя:

  1. Исследование подвижности губ.
  2. Исследование подвижности языка.
  3. Исследование подвижности нижней челюсти.
  4. Исследование подвижности мягкого нёба.

При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинезы, синкинезии, замедление темпа при повторных движениях. При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры:

  1. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  2. Объем движений: полный, неполный.
  3. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  4. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  5. Наличие сопутствующих и насильственных движений.
  6. Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  7. Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень.

3. Обследование строения артикуляционного аппарата

Включает в себя:

  1. Исследование губ.
  2. Исследование зубного ряда.
  3. Исследование прикуса.
  4. Исследование языка.
  5. Исследование твёрдого и мягкого нёба.
  6. Исследование нижней челюсти.

При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения, грубые отклонения.

4. Обследование фонематического восприятия

Включает в себя:

  1. Исследование состояния физиологического слуха.
  2. Исследование дифференциации неречевых звуков.
  3. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.
  4. Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет).

5. Обследование слоговой структуры слова

Обследование слоговой структуры слова проводится по классам Марковой.

6. Обследование лексики

Обследование лексики проводится по следующим параметрам:

  1. Исследование обобщающих понятий.
  2. Исследование понимания профессий.
  3. Исследование понимания форм и цвета фигур.
  4. Исследование как ребенок умеет образовывать слова.
  5. Прочее

7. Обследование грамматического строя

Обследование грамматического строя проводится по следующим параметрам:

  1. Исследование образования множественных форм.
  2. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм.
  3. Исследование употребления предлогов.
  4. Исследование построения предложений.
  5. Исследование образования существительных в косвенных падежах. Предложно-падежные формы.
  6. Исследование согласования числительного с существительным.
  7. 7.Исследования понимания названий детёнышей животных

8. Обследование связной речи.

Рассказ оценивается с учетом:

  • соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений);
  • целостности (наличие всех смысловых звеньев);
  • правильная последовательность;
  • плавность изложения: передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например: «Ну как там дальше?» и т.п.);
  • понимание содержания излагаемого;
  • полноты пересказа (наличие пропусков);
  • характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений);
  • способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора);
Обоснование логопедического заключения

По результатам обследования и на основании количества баллов, набранных ребёнком, даётся заключение о состоянии речевого развития каждого ребёнка. В результате полного обследования ребёнка могут быть следующие варианты заключений:

Первый уровень (низкий, 56-67 баллов) – Общее недоразвитие речи ОНР I уровень. Речь как коммуникативная функция отсутствует.

Второй уровень (ниже среднего, 43-55 баллов) – Общее недоразвитие речи ОНР II уровень. Речевая активность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативная функция.

Третий уровень (средний, 21-42 балла) – Общее недоразвитие речи ОНР III уровень. Речь понятная, однако, имеют место лексико-грамматические, фонетико-фонематические нарушения и в целом, несформированность связной речи.

Четвёртый уровень (выше среднего, 5-20 баллов) – Фонетико-фонематическое недоразвитие — наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Возможно, чаще всего как результат логопедического воздействия: нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР) или общее недоразвитие речи ОНР IV уровень; При отсутствии нарушений звукопроизношения возможно заключение: лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР — у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего как результат логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи).

Пятый уровень (высокий, менее 4 баллов) – Возможна норма речевого развития. При наличии нарушенного звукопроизношения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

Данная форма фиксации полученных результатов, уровневый подход к оценке результатов исследования, позволяет правильно сделать заключение о состоянии речевого развития ребёнка, надёжно отслеживать динамику коррекции речевого дефекта не только у одного конкретного ребёнка, но и в целом в группе.

Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Войдите в сервис, чтобы получить полный доступ к базе знаний

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]