От шумеров до эмодзи: как пиктограммы помогают людям общаться

Пиктограмма (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. gramma — «запись», «письменный знак») — это рисунок-символ. Он изображает какое-то событие, объект или действие.

Пиктограммы использовали ещё до появления письменности, например, в Древнем Китае и Древнем Египте.

Сейчас пиктограммы используются как знаки, которые облегчают передачу информации.

Например, в качестве знаков на дороге или схематичного изображения какого-либо иного правила, в аэропортах, на вокзалах, в метро, для обозначения функций в компьютерах и т. д.

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

От шумеров до эмодзи: как пиктограммы помогают людям общаться


Мессенджеры стабильно входят в десятку самых популярных приложений по количеству скачиваний. Большинство из них поддерживает не только текстовые сообщения, но также видео- и голосовые звонки. Люди охотно пользуются этими функциями, когда нужно сэкономить на международных переговорах или пообщаться с близкими людьми, но подавляющая часть наших коммуникаций проходит «по старинке» — в письменном виде.

Тут возникает проблема. Текст «съедает» важные для человеческого общения сигналы, такие как выражение лица, тон голоса, жесты. Мы ведь больше не пишем пространных писем с многословными благодарностями или вычурными оскорблениями. Это может показаться неважным, но вспомните дискуссии по поводу того, что означает точка в конце сообщения в мессенджере.

Невинный знак препинания, призванный разделять предложения, в повседневной онлайн-коммуникации воспринимается как грубый и агрессивный.

На помощь приходят смайлики и эмодзи — стилизованные рисунки, изображающие человеческие эмоции, животных или предметы. Они уточняют, подкрепляют, а то и заменяют наши слова, а кроме того — понятны всем вне зависимости от возраста и владения иностранными языками. Эти пиктограммы стали стандартом цифровой коммуникации и, можно сказать, азбукой международного общения.

Новые дикари

Казалось бы, картинки для общения — это возвращение к архаике. Во всем мире становление письменного языка шло по одной схеме: от рисунков — к пиктограммам (упрощенным, схематичным изображениям), от пиктограмм — к идеограммам (символам, обозначающим понятия или идеи), затем — к иероглифам и фонетической письменности (алфавиту).

Шумерское письмо, известные образцы которого относятся к 4–3-му тысячелетиям до нашей эры, как раз пример такой эволюции. Рисунки на глиняных табличках, изображавшие людей, горы, коров, птиц, со временем становились все более схематичными и условными, чтобы упростить запись. Чем проще графические знаки, тем сложнее система письменности и многообразнее смыслы, которые можно передать с ее помощью. Скажем, совмещение пиктограмм «рот» и «вода» давало значение «пить», а пиктограммой «звезда» стали обозначать небо или бога.

Довольно удобная система, если учесть, что для чтения такой записи не нужно специально учиться грамоте. Но даже совмещая рисунки и создавая новые символы (число которых неизбежно ограниченно), можно передать только практическую информацию. Шумерские таблички и были в основном счетами, долговыми записками, деловой корреспонденцией.

Пиктограмма означает предмет или действие, но не имеет точного фонетического аналога, ее нельзя прочитать вслух — можно только понять.

Пишущий и адресат могут говорить на разных языках, но понимать друг друга с помощью пиктограмм. Правда, если дело касается абстрактных идей, толкование изображений — ненадежный метод перевода. Невозможно записать рисунками литературное произведение или историю героического завоевания.

Развитие письменности привело к появлению фонетических графических систем, где знаки соответствуют звукам речи конкретного языка. В частности, шумерское письмо в Междуречье эволюционировало в клинопись, которая позволила записать «Эпос о Гильгамеше». Правда, эти письмена не предназначались для глаз и понимания широких масс, а на их дешифровку в XIX веке ушло несколько десятилетий.

Пиктографическое и идеографическое письмо существовало в Древнем Египте и Древнем Китае, пока не преобразовалось в сложные иероглифические системы, в цивилизации ацтеков. Рисуночная письменность сохранялась у некоторых племен американских индейцев и коренных народов Севера вплоть до XX века, пока миссионеры и чиновники окончательно их не «цивилизовали».

В широком смысле пиктограммами можно считать наскальные рисунки и петроглифы. Их авторы вряд ли преследовали цель таким образом передать информацию другим людям — разрозненные общины охотников и собирателей едва ли видели в этом смысл. Однако современные исследователи могут получить представление о древней фауне, способах охоты, верованиях с помощью рисунков на камне.

Утопия для неграмотных

Знаки фонетического письма невозможно понять интуитивно, как пиктограммы, в каждом языке они свои, а значит, для того чтобы узнать смысл послания, требуется владеть языком и уметь читать на нем. На протяжении тысячелетий грамотность была уделом высших слоев общества: аристократии, духовенства, а также чиновников и торговцев.

«Темное» Средневековье породило феномен уличной вывески. Любой горожанин, не умевший читать, мог сказать, где находится мастерская сапожника или винная лавка: возле первой висел сапог, возле второй — бочонок. Появились универсальные символы, например ключ у слесарей, три шара у ростовщиков. Очень похоже на современные указатели!

Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» описывает радикальный проект языка, понятного всем, — на основе даже не рисунков, а реальных предметов.

Таким образом жители страны Лапуты предлагали экономить силы и общаться с иностранцами: «Автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний. <�…> Единственным его неудобством является то обстоятельство, что, в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы, собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с вещами. <�…> Великим преимуществом этого изобретения является то, что им можно пользоваться как всемирным языком, понятным для всех цивилизованных наций».

Возможно, этот эпизод — ироническая отсылка к идее создания универсального языка, захватившей лучшие умы эпохи Просвещения. Декарт в 1629 году изложил основы «философского языка», который, по его мнению, должен быть более пригоден для получения знания, чем естественный, полный логических ошибок и неточностей. Лейбниц занимался разработкой пазиграфии — универсальной письменности «для всех народов на земле, на каких бы разных языках они ни говорили». В XIX веке появились, пожалуй, самые известные искусственные языки, призванные объединить человечество: волапюк Иоганна Шлейера и эсперанто Людвика Заменгофа.

Все проекты искусственного языка для международного общения, успешные и не очень, имеют один существенный минус: этот язык нужно выучить так же, как любой другой иностранный, то есть освоить грамматику и запомнить тысячи слов. И вот мы возвращаемся к пиктограммам.

Эпоха картинок

В XX веке распространение грамотности, расцвет средств массовой информации и рекламы, появление новых медиумов позволили одновременно поставлять одинаковую информацию миллионам людей. В то же время значительная часть человечества оказалась в чуждой языковой среде в результате войн и революций. А во второй половине столетия туристический бум, массовые спортивные и культурные мероприятия довершили формирование интернационального мира.

Стало очевидно, что письменность — это, безусловно, полезное изобретение, но, если нужно передать информацию максимально быстро, привлечь внимание или воздействовать на базовые чувства, нет ничего лучше картинок.

Воплощением этой идеи стали пиктограммы, которые для нас уже настолько привычны, что их значение мы считываем автоматически. Они превратились в поистине международный язык, хотя его и нельзя назвать полноценным средством общения — только вспомогательным инструментом. Среди примеров — указатели, знаки дорожного движения, иконки операционных систем. Скажем, красный крест означает больницу, идущий человек в красном треугольнике — «переход запрещен», силуэты мужчины и женщины — туалет, значок дискеты — «сохранить», шестеренка — настройки. Да, последние две предмета, например, видели не все из ныне живущих пользователей смартфонов, но они способны опознать соответствующие иконки и понять, что эти изображения обозначают.

Создаются и целые системы письменности на базе пиктограмм. В начале XX века эстонский ученый Якоб Линцбах придумал так называемую трансцендентную алгебру. Голландский журналист Карел Янсон и немецкий профессор Андре Экарт в 1956 году создали систему «пикто».

Улыбающееся лицо

Жители Лапуты у Свифта, как помните, были вынуждены носить с собой кучу предметов, чтобы общаться друг с другом. У нас есть смартфоны, и на их экранах мы можем показать любую вещь. Почему бы не использовать такую возможность? Однако изображение предметов — древнейший этап развития письменности, который человечество давно прошло. В цифровую эпоху более актуальной оказалась передача эмоций.

«Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку», — сказал как-то раз Владимир Набоков.

Даже он принимал во внимание частичную потерю смысла в письменном тексте по сравнению с живой речью. Компенсировать этот недостаток призваны эмотиконы — пиктограммы, составленные из типографских знаков и передающие эмоции. Впервые использовал эмотикон преподаватель Университета Карнеги Меллон Скотт Фальман в 1982 году. Он предложил обозначать в электронных сообщениях символами

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]