Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР III уровня


Дети знакомились со «Сказкой о веселых звуках».

«Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А,Э,О,У,И,Ы. А всех вместе звали «гласные звуки». У гласных звуков были звонкие голоса, и они пели, как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.

  • П, п, п, п, — запыхтел звук П. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я непевучий, у меня нет голоса, я не могу петь».
  • Т, т, т, т, — затукал звук Т. Тукал, тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».
  • К, к, к, к, — закряхтел звук К. Кряхтел, кряхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.
  • Не печальтесь, непевучие звуки! – сказал голосистый звук А, — Мы, гласные звуки, можем вам помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?
  • Согласны! Согласны! – закричали непевучие звуки.
  • Вот и хорошо! За это мы будем вас всех вместе называть «согласные звуки», — сказали гласные».

На этом этапе происходило знакомство с двумя фонетическими противопоставлениями:

  • сначала – по твердости – мягкости;
  • затем – по твердости – глухости.

Основным средством контроля, определяющим дифференциацию твердых и мягких звуков, являлся акустический контроль.

Давались карточки с изображением предмета и схемы.

Предлагалось послушать, как звучат, гласные звуки в словах КОТ и КИТ? Одинаково или по-разному?

Затем выяснялось, как звучат первые звуки в этих словах?

Выкладывались схемы слов с использованием цветовых символов.

Д.Б. Эльконин предложил желтый цвет для обозначения твердых согласных, зеленый – мягких. Традиционно в работе со старшими дошкольниками для обозначения твердых согласных используется синий цвет, зеленый – для мягких согласных.

В стране Златоустии твердые согласные ходили в синих костюмчиках – квадратах. У них был строгий, твердый характер: они стучали строго (т-т-т), пыхтели строго (п-п-п), рычали строго (р-р-р). Мягкие согласные любили зеленые костюмчики – квадраты, ведь у них был нежный, мягкий характер. Они стучали нежно (ть-ть-ть), пыхтели нежно (пь-пь-пь) и даже рычали нежно (рь-рь-рь).

Дифференциация глухих и звонких согласных звуков происходила на основе тактильно-вибрационного контроля (т.е. на основе вибрации голосовых складок). Вводилось изображение звоночка. Звонкие согласные носили звоночки, глухие – без звоночков.

В овладении анализом и синтезом слов помогали жители Златоустии. Они дружили, пели свои песенки, сливаясь в одну мелодию. К концу этого этапа у детей в классах звукового анализа было пять разных видов фишек.

Фишки красного цвета использовались для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполнялись цветными фишками.

В дальнейшем при знакомстве с новым звуком дети самостоятельно одевали костюмчик на него, давали характеристику по опорной схеме.

Следующей проводилась работа по трансформации, изменению звуковой оболочки слова через систему гласных или согласных фонем. Изменение звуковой оболочки через систему гласных или согласных фонем проводилось по одной, к примеру,

*лак –мак –рак; *лак – лик –лук.

На этом этапе предлагались такие звуковые сочетания, чтобы ребенок мог оперировать семантикой данного слова.

Усваивая знания о гласных и согласных звуках, твердых и мягких дети учились проводить фонемный анализ слов любой сложности.

Вот некоторые виды работ по развитию сложных форм фонематического анализа:

  • подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками, четырьмя;
  • выбрать картинки, в названии которых определенное количество звуков (игра «Пирамида»);
  • подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте;
  • назвать слова по предложенной схеме;
  • по преобразованию слов, добавляя звук
  • в начале слова: рот – крот, мех – смех;
  • в конце слова: вол – волк, пол – полк;
  • по преобразованию слов, изменяя один звук слова (цепочка слов) сом –сок – суп – сох – сор –сыр – сын –сон;
  • переставляя звуки: липа – пила, палка – лапка.

Развитию языкового анализа и синтеза служили задания типа:

  • из первых звуков в названиях каждых трех картинок составить односложное слово;
  • из первых звуков в названиях каждых из четырех картинок составить слово и т.д.

Деление слов на слоги тоже помогало более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Работа начиналась с простейших упражнений.

В игре « Доскажи слово » логопед произносил первый слог, а ребёнок – второй. Затем дети называли запомнившиеся слова полностью:

ши-на, ти-на, ми-на.

В процессе формирования слогового анализа и синтеза учитывается поэтапность умственных действий. Сначала предлагались упражнения с опорой на внешние, вспомогательные средства: отхлопать слово, отстучать, прошагать. В игре «Прошагай слово» логопед показывал, что при произнесении разных слов можно сделать разное количество шагов (луна, машина, самолет). Детям предлагалось прошагать придуманные ими слова. Научившись правильно произносить слова из двух – трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, использовались игры для освоения более сложного звуко-слогового состава.

В игре «Подбери похожее слово» педагог называл слово из двух слогов, а ребёнок подбиралк нему слово из трёх слогов с таким же окончанием. Если ребёнок затруднялся, он мог выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок:

елка-метелка, лейка-наклейка, пушка-хлопушка.

Затем в процессе развития слухового анализа в речевом плане формировалось умение выделять гласный звук в слове. Использовались графические схемы слов.

На последнем этапе применялись следующие игры:

  • « Путаница »

Педагог произносил два слога. Нужно было поменять их местами и назвать получившиеся слово.

Слоги: ка-мас, та-пас, тя-Ка, ка-сум, на-сос и т.д.

  • « Придумай начало слова »

Ведущий говорил окончание слова. Ребёнок добавлял первый слог и называл слово целиком.

Слоги: — шина, — мета, — нета, — мидор, — дочка, — лосы и т.д.

Д.Б. Эльконин подчеркивал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка -грамматики и связанной с ней орфографии».

После окончания этой работы вновь было проведено обследование детей с ОНР III уровня. Полученные данные представлены в приложении 3. обобщенные данные представлены в таблице 3.

Данные контрольного обследования речи детей с ОНР III уровня

Таблица 3

Фонематич.

восприятие

Артикуляц.

моторика

Звукопроизношение Слоговая структура слова
Высокий средний низкий Высокий средний низкий Высокий средний низкий Высокий средний низкий
Начальный этап 4 31 65 21 70 9 0 74 26 9 52 39
Итоговое обследование 39 57 4 100 0 0 31 61 8 17 78 5

Таким образом, стало видно, что работа по развитию фонематического восприятия повлияла на все компоненты речевого развития детей, в том числе на уровень звукового анализа и синтеза.

В ходе контрольного обследования все дети с ОНР III уровня продемонстрировали достаточный уровень слухового восприятия.

При выполнении речевых проб на сформированность элементарного фонематического анализа безошибочно определяли звук в слове и подбирали слова с заданным звуком соответственно 45 % и 30 % детей, остальным потребовалась лишь незначительная вариативная помощь взрослого.

При выполнении заданий на выделение первого и последнего звуков в словах соответственно 80 % и 90 % показали достаточный уровень сформированности этого вида чувствительности, из них 30 % с высоким уровнем.

Процент правильного и самостоятельного определения места звуков в середине слова составил 22%, 61 % — с минимальной помощью.

Проанализировать слово, разложить его на звуки, определить их число, разделить слово на слоги стало доступно большинству детей (92 %).

Более детально это можно отследить на рисунке 3.


Рисунок 3

Сравнительный анализ данных обследования детей с ОНР на констатирующем и контрольном этапе

Как можно видеть, все показатели сенсомоторной стороны речи детей, в том числе и те, которые описывают навыки звукового анализа и синтеза, существенно улучшились. Следовательно, гипотеза о том, что логопедическая работа по формированию фонематического восприятия повысит и уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР III уровня, подтвердилась.

Вывод:

следовательно, именно недостатки фонематического восприятия лежат в основе трудностей формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематический анализ и синтез в онтогенезе

А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем .

С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.

К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой .

В процессе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: с одной стороны, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, с другой стороны, уточняет собственное произношение.

Формирование слухового контроля

Л. Е. Журова считает, что дети младшего дошкольного возраста способны выделить первый и последний звук в слове, а дети среднего дошкольного возраста без труда справляются с этой задачей. При анализе звукового состава ребёнок начинает произносить его особым образом с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно .

В возрасте 3 – 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением.

М. Е. Хватцев полагает, что фонематический слух развивается в единстве с артикулированием звука .

При достаточном умственном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте. Процесс фонематического анализа является более сложной функцией и формируется у детей на более поздних этапах развития речи.

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия. Готовность к звуковому анализу приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.

Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия. В этом процессе существенную роль играют память и внимание.

Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

Стадии восприятия речи

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:

дофонемная (от рождения до 1 года);

фонемная (соответственно после года).

Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

Выводы

Таким образом, можно сделать такие выводы:

  1. Функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного.
  2. Фонематический слух заключается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, беря за основу одни существенные и игнорирующие другие, случайные признаки.
  3. Процесс восприятия речи делится на две стадии: дофонемную и фонемную.
  4. Н. Х. Швачкин выделяет 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей.
  5. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.
  6. Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия. В этом процессе существенную роль играют память и внимание.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]