Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

Тест

№1. Ассоциация к заданному слову. Необходимо чтобы ребенок назвал подходящую по логике ассоциацию к заданным словам.

  1. Стол —
  2. Мяч —
  3. Маша —
  4. Котенок —
  5. Читаю —
  6. Синий —

Результат: задание считается выполненным, если названо не менее 3 правильных ответов (т. е. ассоциации подходящие по смыслу к заданному слову).

№2. Необходимо подобрать ассоциативно подходящее существительное к перечисленным ниже словосочетаниям.

  1. Мальчик толкает.
  2. Мама качает.
  3. Зайка кушает.
  4. Бабушка готовит.
  5. Дедушка читает.

Результат: задание считается выполненным, если названо 5 верных ответов

№3. Необходимо подобрать ассоциативно подходящий глагол к перечисленным ниже словосочетаниям.

  1. Что делает собака?
  2. Что делает мама?
  3. Что делает птичка?
  4. Что делает папа?
  5. Что делает малыш?

Результат: задание считается выполненным, если названо 5 верных ответов

№4. Необходимо подобрать ассоциативно подходящее прилагательное к перечисленным ниже словосочетаниям.

  1. Какая кошка?
  2. Какая мышка?
  3. Какое лето?
  4. Какой апельсин?
  5. Какие деревья?

Результат: задание считается выполненным, если названо 5 верных ответов.

№5. Проверка умения грамматического изменения слов. Как называют маленький шар? А если их несколько? Как называют маленькую мышь? А если их много? Как можно назвать крошечный апельсин? А если их несколько?

Результат: задание считается выполненным, если названо 2 верных ответа

№6. Необходимо составить предложение по одному слову (предложение не менее чем из 3 слов).

  1. Девочка
  2. Зайчик
  3. Мама

Результат: задание считается выполненным, если названо 2 верных ответа.

№7. Необходимо составить предложение по 3 словам

  1. Мама, плита, пища.
  2. Дядя, топор, дрова.
  3. Платье, кукла, девочка.

Результат: задание считается выполненным, если названо 3 верных ответа.

№8. Уровень вербального логического мышления. Необходимо дополнить предложения.

  1. Она пришла, когда…
  2. Он не пошел гулять, потому что…
  3. Она не взяла куклу, которая…
  4. Он вошел в комнату, в которой…

Результат: задание считается выполненным, если названо 4 верных ответа.

№9. Исправление грамматических ошибок в предложениях с помощью изменения их конструкций. Необходимо предупредить ребенка, что сейчас вы будете называть предложения с ошибками, а он должен их переделать.

  • Она пошел на улицу.
  • Там увидела большую грузовик.
  • На светофоре стоял люди.
  • Через дорогу переходил маленький девочка.

Результат: задание считается выполненным, если названо 3 верных ответа (засчитывается любой из возможных способов исправления).

№10. Пояснение последовательности какого-нибудь действия.

  • Расскажи правила игры, в которую ты умеешь и любишь играть.
  • Как последовательно одеваться на улицу зимой?

Результат: задание считается выполненным, если получено полное и ясное объяснение одного из действий.

№11. Знание основных элементов языка.

  1. Назвать любое одно слово.
  2. Произнести один любой звук.
  3. Сказать предложение.

Результат: задание считается выполненным, если получено 2 верных ответа.

№12 Построение высказывания с условиями. Необходимо сообщить ребенку, что вы будете задавать вопросы, а он должен отвечать, не используя определенные слова в скобочках.

  1. Что делает корова? (корова, мычит).
  2. Что любит кошка? (кошка, молоко).
  3. Какой волк? (волк, злой).

Результат: задание считается выполненным если получено 2 верных ответа (ответ минимум 2 связных слова).

Суммируйте количество выполненных заданий.

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

Речь детей по возрасту

Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

Проверка неречевых психических функций

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

Анкета сбора данных анамнеза

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

Логопедическое обследование неречевого ребенка

Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

Изучение невербальных компонентов коммуникации

В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

Расчет результата

Формула вычисления уровня речевого развития: БРР=КВР х 100/КВ, в которой:

  • БРР — балл речевого развития;
  • КВР — коэффициент возраста развития;
  • КВ — календарный возраст ребенка.

Количество верно выполненных заданий умножаем на 6 (кол-во месяцев на выполнения каждого из 12 заданий) и получаем КВР.

КВ равняется количеству полных месяцев возраста ребенка от рождения до даты прохождения теста (если остаток больше 15 дней, то засчитывается как полный месяц).

Например если возраст ребенка на момент тестирования равен 6 годам 4 месяцам 20 дням, то его КВ равен 77.

Число БРР указывает на степень общего развития речи у ребенка.

Например:

Малыш выполнил 9 заданий, календарный возраст его равен 77. В итоге получаем: БРР=9х6х100/77=70,123=70 Полученный результат сопоставляем с матрицей БРР.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]