Задержка речевого развития (ЗРР) как состояние или подтвержденный диагноз отмечается у детей с раннего возраста. Первые признаки становятся заметны родителям при сравнении разговорной речи собственного ребенка и его сверстников.
В возрасте двух лет разница несущественна, но очевидна. В каждые последующие полгода отставание от нормы становится все более явным.
Причины задержки речи
Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным диагнозом. Данное состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, а также побочным действием существующих заболеваний.
Внутриутробное развитие
Отставанию в речевом развитии в большей степени способствуют внутриутробные процессы и течение родов. Нейроинфекции матери во время беременности (герпес, ЦМВ, токсоплазмоз, краснуха и др.), ангина, грипп, роды с любыми видами осложнений (срочные либо затяжные роды) — часто становятся причиной нарушения развития у детей.
Негативное влияние оказывают также и токсикозы в первой половине беременности, влияющие на подкорковую деятельность формирующегося малыша. Большой процент детей с последующими затруднениями в общении наблюдается среди недоношенных младенцев.
Младенческие заболевания
Помимо указанных причин на будущие особенности детского организма могут повлиять заболевания и травмы, пережитые в младенчестве. Особенно это характерно для сложных инфекций, травматичных и инфекционных повреждений головного мозга.
Наследственность
Имеет место также и наследственный фактор (неврологические и речевые проблемы у родителей), следствием которого может быть алалия у ребенка. Специалисты отмечают, что, как правило, мальчики больше подвержены алалии, чем девочки. Дети, отстающие в моторном развитии, отстают и в речевом.
Важно понимать, что нарушения речевого развития обычно сопровождаются или становятся как следствиями, так и причинами отставаний умственного развития. Две этих функции тесно связаны, и промедление крайне нежелательно.
Желательно обратиться за лечением к специалисту при первых симптомах алалии, ведь если не заняться запуском речи своевременно, то можно ухудшить развитие умственных способностей ребенка.
Помощь неговорящим детям осуществляют специалисты логопеды, задача которых установить точную причину отставания в развитии конкретного малыша. Далее разрабатывается индивидуальная программа по развитию с целью развития нормальных речевых процессов.
Особенности диагностики и коррекционных занятий для речи при ЗРР
Лечение алалии и коррекция любых форм речевой задержки начинается после диагностики специалиста, по итогам которой уточняется диагноз, дифференцируется форма задержки речевого развития, учитывается уровень развития высших психических функций у ребенка и определяются возможные прочие факторы, повлиявшие на настоящее состояние. Все эти аспекты очень важно учесть для выработки правильного способа коррекции речи при ЗРР.
В определенных случаях (чаще всего с детьми дошкольного возраста) рекомендуется сначала пройти курс коррекционных занятий у нейропсихолога для последующей эффективной работы с логопедом.
Дети до 3-х лет
Важно понимать, что если неговорящему ребенку до 3-х лет, то после диагностического обследования малыша и беседы с родителями по данным анамнеза, логопед сразу способен дать заключение о задержке речевого развития и объяснить родителям как будет проводиться запуск речи у неговорящих детей.
Дети старше 3 лет
Если проблемы с речью встречаются у ребенка старше 3-х лет, то может иметь место более серьезное нарушение речи такое, как алалия, соответственно, требующее диагноза от врача-невропатолога. В этих случаях свое заключение логопед сможет дать не раньше, чем через 3 недели после начала коррекционной работы с ребенком (5-6 занятий).
За это время дети «раскрываются», адаптируются и привыкают к логопедическим занятиям, поэтому специалист имеет возможность дать верное заключение по наличию алалии, обособить от других во многом схожих речевых нарушений.
Методика коррекции и запуска речи для детей выбирается у логопеда индивидуально для каждого ребенка согласно показаниям. Важным фактором является организация общения в семье, поэтому логопед обязательно дает соответствующие рекомендации родителям и надеется на тесное сотрудничество с ними.
Взаимосвязь специалиста с родителями – это необходимая составляющая успешного лечения.
При правильной диагностике и верно подобранной коррекционной стратегии начинают говорить даже неговорящие дети, если причина молчания подлежит корректировке. Одна из особенностей запуска речи у детей в нашем Центре состоит в том, что во время занятий логопед-дефектолог одновременно уделяет внимание развитию высших психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления).
Психолого-логопедическое обследование безречевых детей
Обследование безречевого ребёнка должно начинаться с обследования психологического статуса. Логопед должен иметь представление о состоянии различных видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового.
1. Исследование восприятия.
а) зрительное восприятие:
Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приёмов. [1, стр.38–39]
Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребёнком от 2 до 5 картинок, предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку.
Предъявление контура. Ребёнку предлагается по контуру узнать изображённый предмет. Перед ребёнком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребёнка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
Предъявление неполного рисунка. Ребёнку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнаётся изображение, например, машина без колёс. Инструкция: «Покажи машину».
Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребёнком 3–4 изображения, перечёркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми.
Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов. Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, ёлочку и яблоко. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».
Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приёмы.
Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребёнком 6 квадратов с основными цветами. Инструкция: «Покажи красный (жёлтый, зелёный и т. д.) квадрат». Далее предлагается задание на подбор картинки к цветовому фону.
б) слуховое восприятие: [1, стр.39]
При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.
Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребёнка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.
Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребёнком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребёнка, ребёнок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребёнок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Ребёнок показывает игрушку.
2. Пространственный праксис. [1, стр.40]
При исследовании схемы тела логопед просит ребёнка показать правую, левую руку у себя, затем у логопеда. Это задание предлагается детям в возрасте от 5 лет и старше. Обследуя зрительную ориентировку ребёнка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.
При демонстрации действий с предметами логопед просит положить один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.
3. Конструктивный праксис.
Логопед использует приёмы:
— Складывание пирамидки;
— Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали.
— Складывание фигурок из 2–4 палочек по образцу.
4. Динамический праксис
Применяется воспроизведение простых и сложных ритмов; проба: кулак — ребро — ладонь.
5. Исследование моторики
Исследуется состояние общей, ручной и пальчиковой моторики. Например.
Общая моторика: пройти по начерченной на полу линии; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой.
Ручная моторика: сжать кулаки, разжать, похлопать в ладоши, сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот.
Пальчиковая моторика: показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках; 2-й и 5-й пальцы; завязать бантик.
Отметить координацию движений рук, ног; чувство равновесия; объём движений; переключение движений; самостоятельность выполнения; сопутствующие движения.
6. Исследование зрительной памяти
Ребёнку предлагается запомнить 3–4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребёнка показать те картинки, которые он ранее запомнил. Запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов.
Состояние интеллекта
1. Складывание пирамидки
Применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления. Необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка. [2, стр.113]
Ребёнку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребёнок не приступает к работе, логопед сам разбирает пирамидку и предлагает ребёнку собрать её. Если ребёнок начинает действовать и собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят: «Неправильно». Логопед снова разбирает пирамидку, выбирает самое большое кольцо и надевает его на стержень. Предлагает дальше действовать ребёнку. Если ребёнок неправильно выбирает следующее кольцо, логопед останавливает его, говорит: «Неправильно», берёт следующее, меньшее по размеру, кольцо, сам надевает его на стержень. Так действует до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка. Затем логопед ещё раз предлагает ребёнку самому разобрать и сложить пирамидку. В ход работы не вмешивается. Делается вывод, обучается ли ребёнок способу действия.
У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста складывание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривание допустимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения. Хаотичные манипуляции с кольцами, выполнение задания методом «проб и ошибок» при повторном самостоятельном складывании пирамидки чаще всего свидетельствует о снижении интеллекта.
2. Складывание разрезных картинок
Применяется для выявления состояния наглядно — образного мышления. Используются разрезные картинки различной трудности. Основные факты логопед получает при анализе способа действия, который применяет ребёнок в процессе складывания картинки. Это могут быть хаотичные, не имеющие цели манипуляции, целенаправленные действия в наглядно — действенном плане (метод «проб и ошибок») и целенаправленное выполнение задания в наглядно — образном плане (зрительное соотнесение).
Дети с нормальным интеллектом легко справляются с вырезанными по контуру картинками из 5–6 частей, составляя рисунок, в основном путём предварительного зрительного примеривания частей друг к другу.
Неадекватный способ действия выражается в том, что ребёнок действует хаотично, без определённой цели подкладывая части рисунка без смысла, например, к голове животного приставляет хвост. И если ребёнок упорно не воспринимает помощь взрослого, если ему оказывается непосильным правильное складывание разрезанной картинки даже после неоднократного наглядного показа — это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии. [2, стр.115]
3. «Почтовый ящик»
Этот метод широко используется при обследовании детей разного возраста, начиная с трёхлетнего. Он применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяет выявить способность ребёнка к осмысливанию нового способа действия.
4. Наглядный счёт
Обследование состояния счёта имеет большое значение для характеристики детей с нарушениями речи.
Метод наглядного счёта не требует участия речи ребёнка, поэтому при обследовании безречевых детей удобен. Кроме того, этот метод может быть использован и для выявления состояния операций анализа и синтеза, логических умозаключений ребёнка. Выявляется, как ребёнок соотносит предметы по количеству, решает простейшие наглядные задачи. [2, стр.117]
5. Установление последовательности событий
Методика предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные связи по серии сюжетных картинок. Для проведения обследования необходимо иметь несколько серий, состоящих из 2–5 картинок. Это задание в большинстве случаев не вызывает значительных затруднений у детей, имеющих первично сохранный интеллект. При неправильной раскладке серии им бывает достаточно, как правило, небольшой помощи со стороны логопеда: указание на неправильную раскладку, выкладывание первой картинки, наводящий вопрос. Усвоив способ установления последовательности на примере одной серии, эти дети аналогичные задания выполняют самостоятельно, обнаруживая ясно выраженную способность к «переносу». Умственно отсталые дети в редких случаях самостоятельно справляются даже с лёгкими сериями картинок, с трудом используют помощь логопеда. Создав произвольный порядок, они не пытаются вдумываться в тот факт, что такой порядок противоречит содержанию картинок, считают работу выполненной, на критические замечания логопеда не обращают внимания. Такой характер работы говорит о некритичности мышления. [2, стр.118]
6. Классификация предметов
Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Дети с первично сохранным интеллектом в большинстве случаев после совместного разбора двух — трёх (иногда одной) картинок улавливают принцип классификации и дальше выполняют работу самостоятельно или с единичными ошибками.
7. Исключение предметов
Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений.
Исследование импрессивной речи
Приводимые задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше. [3, стр.33–37]
1. Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребёнку небольшой рассказ и проводит беседу; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок.
2. Понимание распространённых предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку».
3. Понимание различных грамматических форм: конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок («Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»); предложных конструкций с предлогами; дифференциация ед. и мн. числа существительных; дифференциация глаголов с различными приставками.
4. Понимание сложноподчинённых предложений.
5. Исследование пассивного словаря: понимание обобщающих слов с деталями; понимание названий детёнышей домашних и диких животных.
Литература:
1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/ Г. А. Волкова — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — с.35–49
2. Власенко, И.Т., Чиркина, Г.В., Бессонова, Т. П. Методы обследования речи у детей [Текст]/ И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина, Т. П. Бессонова — М.: Республиканский институт повышения квалификации работников образования Институт коррекционной педагогики, 1992. — с.111–128
3. Балобанова, В.П., Богданова, Л. Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова — СПб.: Детство-Пресс, 2001. — с.29–37
Способы коррекции
Задержка речевого развития и алалия у ребенка являются комплексными проблемами, поэтому коррекция данных состояний требует системного подхода в лечении, в ходе которого ребенок не только обретает речь, но и развивается как личность. В подходе к коррекции от логопеда требуется продуманная методика и поэтапное построение работы с детьми.
На начальном этапе коррекционных занятий логопед-дефектолог:
- опирается на сохранные функции ребенка, то есть выявленные на диагностике нервно-психического развития базовые составляющие речи, зрения, слуха, сенсорного развития, а также мелкой и общей моторики;
- уравновешивает процессы возбуждения-торможения, упорядочивает активность (устанавливает контактность и очередность в действиях; играет с ним в игры на удержание и переключение внимания, на слухоречевое внимание);
- обучает выполнению инструкций или просьб, поскольку это является базой ко всей последующей коррекционной деятельности. Чаще это происходит в игровой форме, через приучение к игре по правилам и вовлечение в сюжетные игры.
- стимулирует элементарную подражательную деятельность, ведя ребенка от неречевой к речевой активности (ручное подражание, телесное подражание, ассиметричное подражание; подражания ротовым действиям; отработка 5-6 гласных; дифференцировка согласных; повторение слогов и т.д.);
- учит ориентироваться в пространстве и ритмическим видам деятельности (игры с обручем, мячами, с лентой, с водой, с колокольчиком и т.д.), а также работает с мелкой моторикой (функция кистей рук и пальцев).
- способствует расширению активного и накоплению пассивного словаря;
- в конце начального этапа работы вводит работу с зеркалом и артикуляционную гимнастику (простейшие упражнения).
После завершения формирования психофизиологической основы речи у ребенка, логопед-дефектолог переходит к следующим этапам лечения, включающим в себя формирование фразовой речи и усложнение словаря. Ребенка обучают произносить более распространенные, грамматически выстроенные предложения, вести небольшие диалоги и делать описательные рассказы.
В конце коррекционной работы с логопедом неговорящие дети учатся более сложной коммуникативной деятельности и умениям, формирующим связную речь.
Статья:
После смога 2010 года в Москве участились случаи обращения родителей с детьми к логопедам и дефектологам с диагнозом тяжелое недоразвитие речи (ТНР). Многие дети, рожденные в период 2010-2011 годов в Московской области и других регионах, к двум годам не произносили даже слоги, не говоря о словах, не понимали обращенную речь, не реагировали на внешние раздражители. Токсико-гипоксический фактор, пережитый ребенком внутриутробно, сразу был отнесен к числу этиологических причин недоразвития речи. В результате в разы увеличилось количество детей с сенсорной алалией, задержкой речевого развития (ЗРР) и ранним детским аутизмом (РДА). В то же время старые методы лечения данных патологий устарели и не имели положительного результата. Популярным и эффективным в последнее время становится метод сенсорной интеграции, о котором и поговорим в этой статье. Причины тяжелого недоразвития речи Причины отставания речевого развития детей, как было сказано выше, – плохая экология, повлекшая токсическое отравление плода во время беременности. Но при исследовании мозга на ЭЭГ у таких детей была выявлена одна общая особенность – у них оказались недоразвиты подкорковые структуры мозга, которые отвечают за мотивацию и работу сенсорных систем: обоняния, осязания, вкуса, слуха и зрения. Речь у этих детей отсутствовала, потому что не были сформированы предпосылки к ее возникновению. Как известно, маленький ребенок начинает познавать мир через органы чувств, но в связи с тем, что органы чувств «не отвечали» на возрастные потребности ребенка, речь не развивалась совсем. Кроме того, для нормального развития детской речи необходим достаточный объем оперативной памяти и способности к имитации речевых и неречевых действий взрослого, которые также пострадали в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды. Также у многих детей была выявлена артикуляционная апраксия, то есть они не чувствовали, в каком положении у него находится язык (верхний или нижний подъем), губы и зубы. Эти органы играют важнейшую роль в производстве речи, не ощущая их движения, ребенок затрудняется в произношении тех или иных звуков, в переключении органов артикуляции с одной позы на другую. В связи этим специалистами в области нейропсихологии и дефектологии был предложен метод сенсорной интеграции, основанный на том, что для первоначального запуска речи необходимо «растормошить» органы чувств, воздействуя на них различными вкусовыми, обонятельными, тактильными, слуховыми и зрительными раздражителями. Развитие сенсорных систем организма способствуют дальнейшему развитию подкорковых структур мозга, отвечающих за когнитивные способности ребенка и увеличивающие объем оперативной памяти. Симптомы тяжелого недоразвития речи Дети с сенсорной дисфункцией имеют ряд общих внешних признаков, которые проявляются в раннем детском возрасте: хождение на цыпочках, обнюхивание людей и предметов, отсутствие зрительного контакта, излишняя брезгливость или наоборот желание играть с грязью, стойкие вкусовые предпочтения. Дети с ТНР с самого рождения с трудом понимают речь. В норме 7-8 месячный ребенок находит глазами нужный предмет, изучает, рассматривает его, взрослый называет его, развивая предметную соотнесенность. К 10 месяцам ребенок начинает понимать действия и соответствующие глаголы: дай, на, держи, похлопай, помаши ручкой. Первоначально ребенок усваивает эти глаголы в повелительном наклонении, позже возникает понимание названий указанных предметов. Большую роль в формировании понимания речи играет интонация взрослого. Часто причины недоразвития связаны с тем, что взрослые опережают действия ребенка, подносят нужный предмет, едва увидев устремленный на него взгляд или услышав характерный звук. Ранними симптомами ЗРР является отсутствие или небольшая активность гуления, однотипные вокализации. У детей с данной симптоматикой наблюдаются трудности грудного вскармливания, отказ от груди без уважительных причин, затрудненное пережевывание и глотание пищи в годовалом возрасте, повышенное слюноотделение. Часто у таких детей слегка приоткрыт рот, наблюдаются эхолалии – бесцельное повторение сказанных взрослым фраз, к 2 годам ребенок не может соединить два-три слова в осмысленную фразу. К 2 годам ребенок настолько не понимает обращенную речь, что не может выполнить простую инструкцию: покажи где, принеси, дай. Темп речи очень быстрый, ребенок проглатывает окончания слов, допускает грамматические ошибки, не выговаривает большинство согласных звуков. Среди обращающихся к специалистам детей есть и такие, у которых отсутствуют вышеперечисленные симптомы. При тщательном обследовании выясняется, что у них нарушена мотивация к речи, ребенок просто не хочет говорить. По той же причине он не хочет имитировать действия взрослого, вступать в совместную деятельность. Не функционируют или оказываются недоразвитыми зоны мозга, отвечающие за мотивацию. Метод сенсорной интеграции Метод сенсорной интеграции впервые был предложен американским исследователем в области детского развития Джин Айрес. Позже этот метод стали успешно применять в России и во всем мире. Основная цель работы с неговорящими детьми на первом этапе – вызвать желание ребенка к подражанию и активизацию речи в форме любых звуков. Обычно родители обращаются к логопеду, когда ребенку с ЗРР или алалией исполняется 3-4 года, но начинать работу с ним необходимо также как с ребенком 1-2 года. Основной принцип метода сенсорной интеграции – развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений: тактильных, обонятельных, проприорецептивных, вкусовых. Поэтому обстановка как в кабинете логопеда, так и дома должна быть непринужденной, насыщенной различными цветовыми, аудио-эффектами, запахами. Предметы должны находиться в доступном для ребенка месте на уровне глаз. Основная задача на первом этапе – увеличить объем зрительного и слухового внимания через фиксацию на определенных предметах, звуках, запахах, прикосновениях. Привлечь внимание можно как вербальным, так и невербальным способом. Например, ронять игрушки на глазах у малыша, прятать их под платок, задувать свечи разных цветов, месить тесто, катать пластилин, пересыпать крупу, переливать воду и т.п. Одним словом, взрослый для начала начинает играть сам с собой, всеми силами пытаясь заинтересовать ребенка. Общение должно происходить на максимально высоком эмоциональном уровне, с использованием различных интонаций, многократным повторением инструкций, выполнением самим взрослых бессловесных заданий. Развивающими предметами могут стать шишки, разноцветные пуговицы (под наблюдением взрослого), свечи, пульверизатор с водой, прищепки, кинестетический песок, ванночка с водой для переливания, акварельные краски, различные ароматные фрукты и овощи: апельсин, киви, лимон, яблоко, огурец, чеснок, лук (если у ребенка нет аллергической реакции на них) и т.п. Также приветствуются занятия с ребенком и родителями на свежем воздухе, с целью дополнительного насыщения кислородом, с использование природных материалов. Время занятий должно быть структурированным и систематизированным, чтобы активная стимуляция нервной системы ребенка была подчинена определенному ритму. Дома родителям также лучше заниматься с ним в определенные часы, продолжительность занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для ребенка с артикуляционной апраксией очень важно «растормошить» органы артикуляции, используя механическое потряхивание за щечки, растягивание руками взрослого губ в улыбку, затем сжимание в трубочку, поцелуи, ручной массаж языка, постукивание зубками, пощелкивание языком, облизывание тарелок, ложек, верхней губы, жевание соски. Необходимо научить малыша имитировать звукоподражания: кучерское «тпррррру», «индюк» — «бла-бла-бла» — быстрые движения языком по верхней губе, дятел стучит: быстрые удары кончиком языка за верхними зубами со звуком: «д-д-д-д-д». Речевой материал также подбирается по сложности слоговой структуры слова, начиная от двусложных с открытым слогом (С- согласный, Г- гласный, С- согласный, Г- гласный), например, муха, губы. Затем односложные СГС – дом, мак, кот, далее СГСГСГ – собака, бумага, СГССГ – нитки, тапки, СГСГС – веник, петух. Все слова подбираются с опорой на картинку или игрушку и не должны содержать трудных для ребенка звуков, таких как «Р», «Ш», «Ж». Также не должны использоваться квазиомонимы, слова, отличающиеся одним звуком: дом-дым, лук-люк, мак-бак. Любое проявление речевой активности ребенка поощряется похвалой, сладким призом, наклейкой, стикером. Взрослый не должен принуждать ребенка повторять за ним, использует сначала сопряженную речь – проговаривание вместе с ребенком, затем отраженную и самостоятельную речь малыша. На первом этапе важно преодолеть речевой негативизм, используя принцип полисенсорного подхода. Обязательным условием занятий является многократное повторение инструкций доброжелательным тоном, чтобы добиться абсолютного понимание речи. Для развития мотивации можно привлечь куклу-волшебника, которая от своего лица будет вести беседу с ребенком, например, слоненка, медвежонка, зайчика. Можно сказать, что волшебник любит дарить подарки детям, которые хорошо занимаются. Таким образом, в случае неудачи ребенок не станет обижаться на взрослого, а перенесет негативную эмоцию на игрушку. В случае успеха кукла-волшебник награждает его подарком или сладким сюрпризом. Важно любыми способами вызвать у ребенка интерес к занятиям, в то же время, не перегружая его психику изобилием сенсорных раздражителей и инструкций. Сенсорный материал подбирается в зависимости от сенсорной дисфункции ребенка. С целью активизации внимания необходимо использовать постоянную смену деятельности, смену сенсорного материала, используя то су-джок, то пульверизатор с водой, то колючие шишки, то легкое перышко. Проговаривание слов может сочетаться с качанием на качели или подвесном гамаке, с прыжками на батуте, катанием на мяче с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции. Произнесение слов сопровождается отхлопывание ритма, что способствует развитию кинестетических ощущений. С появлением мотивации к деятельности у ребенка постепенно развивается предметная соотнесенность, понимание инструкций, происходит обогащение лексики, формируются грамматические категории слов. При появлении первых звукоподражаний необходимо неоднократно закреплять их на различном материале. Далее строится работа по формированию слоговой структуры слова через выкладывание визуальных рядов из разноцветных камушков, одновременно стимулируя развитие мелкой моторики рук. Речевой материал должен быть доступным и простым. Систематические занятия и воздействие на органы чувств малыша через игровую деятельность рано или поздно запускают речь у любого неговорящего ребенка. Эффективность метода неоднократно проверена на практике. Советы родителям Родителям необходимо с первых дней рождения ребенка позаботиться о его «сенсорной диете», то есть наполнить комнату необходимым количеством сенсорных стимулов, не перенасыщая и не заставляя ребенка «голодать». Различные звуки, приятные запахи, мягкие и твердые игрушки, красивый интерьер могут быть хорошим подспорьем для сенсорного развития малыша. Позже, когда ребенок начинает ползать, разрешите ему потрогать допустимые предметы, в том числе порвать обои, погрызть плинтус, измазать новую прихожую, рассыпать крупу или фасоль, постучать по новому косяку, поцарапать обивку дивана и т.п. От такого способа познания мира ребенок развивается соответственно возрасту, и в первую очередь, формируются его мотивация, мышление и речь. Когда ребенок начинает ходить, разрешите ему манипуляции с такими «запрещенными» на сегодняшний день предметами как вода, пусть он переливает ее из одной емкости в другую, акварельные краски, гуашь – пусть рисует на обоях, дверях, стенах, коврах. Обязательно замесите с ним тесто, раскатайте его, не беда, что он измажется с ног до головы в муке, зато потом будет хорошо учиться в школе. В игровой форме можно устроить даже искусственный дождь, брызгая из пульверизатора на раскрытый зонтик, пусть промокнет одежда, (которую можно высушить), зато ребенок получит прекрасное эмоциональное воспитание, визжа от восторга. Не стоит замыкать круг интересов двухлетнего ребенка на просмотре мультфильмов и игре на планшете. Этот род занятий не развивает те зоны мозга, которые отвечают за формирование речи, памяти и воображения. Уделяйте своему малышу побольше времени. Один год постоянной совместной игровой деятельности, насыщенной сенсорными стимулами, поможет сэкономить деньги на посещение логопеда или дефектолога в дальнейшей жизни.