Набор методик для первичной психодиагностики ребенка 5–7 лет


Проверяем соблюдение рисунка слова.

Попросите ребенка повторить за вами слова из 1-3 слогов.

Примерные слова: стул, стол, шарф, гром, слон, бровь, лист, град, снег, плед, клен, корм, торт, волк, лифт, хлеб, рука, лицо, роза, лиса, море, роща, пила, небо, роса, коза, лесок, топор, газон, забор, носик, песок, моток, завод, совок, кулик, мешок, комод, кулек, узор, машина, молоко, колено, кабина, колесо, корона, перина, сорока, голова, ворота, городок, колобок, молоток, соловей, мухомор, пешеход, самовар, поводок, котенок, ободок, самокат.

Оцените, соблюдает ли ребенок последовательность звуков и слогов. Используйте слова, которые ребенок произносит неточно или не всегда точно. Избегайте слов, перегруженных стечением согласных, когда 2–3 согласных звука идут подряд (например, столб, картошка). Дайте ребенку повторить несколько незнакомых ему слов из 2–3 открытых слогов: мина, калина.

Если вам пришлось разучивать с ребенком произношение таких слов, проверьте, сможет ли он повторить их спустя некоторое время. Не предлагайте слов со звуками, которые ребенок никак не выговаривает или пропускает. Все звуки должны хоть как-то произноситься, пусть и искаженно.

Результат:

а) Ребенок путает порядок слогов в знакомых словах, одно и то же слово может произносить по-разному. Иногда слово искажается до неузнаваемости. Новые слова запоминаются с большим трудом, разученные слова быстро забываются – есть ОНР

б) Рисунок слов не нарушен или нарушен незначительно. Ребенок иногда проглатывает один из звуков в знакомых словах: стол — «тол», шарф — «шаф». Это не является системой, а касается некоторых слов. Ребенок может путать порядок слогов в незнакомых словах. Если разучить с ним слово, он способен повторить его правильно спустя некоторое время – норма.

Проверяем словарный запас.

Глаголы. Совершайте понятные действия и просите ребенка назвать их. Например, вы прыгаете и спрашиваете «Что я делаю?»

Спросите, что делают определенные объекты. Например, «Машина что делает?» — «Едет». — «Что делает птичка?» — «Летит».

Существительные. Покажите ребенку предмет или картинку с его изображением и спросите «что это?».

Примерные слова.

Части тела: брови, щеки, шея, голова, живот.

Одежда: трусы, носки, куртка, рубашка, майка, шуба, шапка, шарф, штаны, брюки.

Растения: дерево, цветок, куст, роза, ромашка, одуванчик, лопух, крапива.

Животные: собака, кошка, заяц, медведь.

Детеныши животных: котенок, щенок, лисенок, волчонок, тигренок, слоненок, лягушонок.

Прилагательные. Покажите ребенку предмет и попросите назвать его цвет . Он должен знать основные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый.

Попросите назвать размеры предметов: большой — маленький, длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий.

Предлоги. Проверьте употребление предлогов: в, на, над, под, за, возле. Поместите предмет под стол и спросите, где предмет. Например, «Где ручка?» — «Под столом». — «За столом». — «На столе».

Результат:

а) Ребенок не знает большинства слов, не владеет прилагательными и предлогами, использует в речи самые простые существительные и несколько глаголов, в том числе неправильно. Ребенок смешивает близкие по смыслу слова: идти — бежать, диван — кресло – тяжелая форма ОНР

У ребенка скудный словарный запас. Он путает значения прилагательных и предлогов – более легкая форма ОНР.

б) Ребенок в целом справляется с заданиями, использует все проверенные части речи. Допускается незнание отдельных слов – норма.

Методика психолого-педагогического обследования детей 4–5 лет

Татьяна Дощинская

Методика психолого-педагогического обследования детей 4–5 лет

Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет

1. Разборка и складывание матрёшки. Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.

Оборудование: четырехместная (пятиместная)

матрёшка.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку четырехместную (пятиместную)

матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть,как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней платочек и т. д. «. Взрослый показывает складывание матрешки,
методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

2. Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.

Оборудование: пирамидка из четырёх (шести)

колец, кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. В случаях затруднения взрослый показывает,как надо подбирать колечки по размеру: «Надо каждый раз брать большое колечко»

. Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

3. Коробка форм («почтовый ящик»

). Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, обучаемость.

Оборудование: «почтовый ящик»

– пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя
(пятью)
прорезями разной формы; восемь объёмных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребёнком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объёмные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребёнку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребёнка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать.

Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.

4. Разрезная картинка. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре)

части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку три (четыре)

части разрезанной картинки и просит,сложит целую картинку:
«Сделай целую картинку»
.

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.

5. Цветные кубики. Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выде5ление по слову, название цвета)

.

Оборудование: цветные кубики пяти (семи)

цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых
(голубых и розовых)
.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный…»

. Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием,повторив при этом цвет 2-3 раза:
«Покажи, где желтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый»
.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, отмечается уровень восприятие цвета (сличение, узнавание цвета по слову, назначение, обучаемость, отношение к результату.

6. Достань ключик.

Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Проведение обследования: ребёнку дают заводную игрушку, а ключик от неё висит так высоко, что ребёнок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался использовать стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него)

. Обучение не проводится.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания, отношение к результату.

Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование:сюжетная картинка с изображением ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Не далеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку,затем говорит: «Мальчик хочет зависти машинку ключиком, но не знает, как эго достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

7. Счёт. Задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений.

Оборудование: 15 плоских палочек.

Проведение обследования:

для детей 4-го года жизни: перед ребёнком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем – много. Обучение проводится по подражанию;

для детей 5-го года жизни: перед ребёнком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладёт одну палочку себе на ладонь, на глазах ребёнка берёт ещё одну палочку и кладёт её на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребёнка спрашивают: «Сколько там?»

Затем кладут ещёодну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают:
«Сколько там?»
, т. е. проверяют счетные представления в пределах трёх. При затруднениях проводится обучение. Если ребёнок не справляется с выбором определённого количества по слову, то предлагают выбор – один, два, три по подражанию.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.

8. Конструирование. Задание направлено на выявление умения ребёнка создавать конструкции из четырёх (пяти)

элементов по образцу, обучаемость.

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу, обучаемость, отношение к результату.

9. Рисование (дом, дерево, человек)

. Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведение в определённой ситуации, целенаправленности деятельности.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. После этого просят нарисовать человека, а затем дерево. Обучение не проводится.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания,анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

10. Игра. Проверяется интерес ребёнка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета)

.

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы «би-ба-бо»

.

Проведение обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу. Затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и попросить ребёнка провезди её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т. д., затем предлагают поймать их сачком.

Оценка действий ребёнка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Проверяем грамотность речи.

Окончания множественного числа существительных. Демонстрируйте ребенку один и два одинаковых предмета. Показывайте одну руку: «Это рука», — показывайте две руки: «А это … (руки)». Ребенку позволительно иногда употреблять неверные окончания: дом — «домы», дерево — «деревы», но это не должно быть системой.

Окончание женского рода глагола прошедшего времени. Скажите ребенку: «Мальчик пришел домой. Как сказать это же про девочку? Он домой … (пришла)». — «Пес убежал из дому. Собака … (убежала)».

Окончание множественного числа прилагательных. Показывайте ребенку картинку и спрашивайте: « Цветок красный. А цветы? … (Красные.)».

Суффикс уменьшительной формы существительных. Покажите ребенку пару одинаковых предметов или их изображений, отличающихся размером (например, два дома). Скажите: «Это большой дом. А это маленький домик». Покажите следующую пару предметов: «Это большой лист. А это маленький … (листик)». Не будет ошибкой, если ребенок употребит иной уменьшительный суффикс: листок, листочек.

Глагольные приставки с противоположным смыслом. Приставки при-, у-. Произнесите два предложения с противоположным смыслом. Ребенку нужно завершить второе высказывание, верно употребив приставку: «Мальчик домой пришел. Мальчик из дома … (ушел)». Приставки в-(во-) и вы-. Задание аналогично предыдущему: «Мальчик в дверь вошел. Мальчик из двери … (вышел)».

Результат:

а) Ребенок говорит крайне неграмотно. Окончания, приставки, суффиксы не употребляет вообще, а если использует, то чаще всего неправильно, без учета присущего им смысла – тяжелая форма ОНР.

Ребенок неверно произносит отдельные грамматические формы, например, прилагательные множественного числа или приставочные глаголы – легкая форма ОНР.

б) Ребенок говорит грамотно. Изредка он употребляет неверные окончания, приставки и суффиксы, которые, тем не менее, выражают требуемый смысл: «домы» вместо дома, «листичек» вместо листик – норма.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Проверяем фразовую речь

Предложения из двух слов (подлежащее + сказуемое). Покажите ребенку, как бежит игрушечная собачка. Если ребенок сам не комментирует действия, спросите: «Что делает собачка?» Ребенок может ответить односложно: «Бежит». Тогда спросите: «А кто бежит?» Ребенок скажет: «Собачка». Хотя он и не построил развернутой фразы, эта фраза есть у него в голове. Это же действие выполните с другими игрушками. Если ребенок молчит, стимулируйте его к высказываниям: «Вот бежит собачка. А теперь? (Бежит кошечка, зайчик.)» С помощью этих же игрушек изображайте другие действия: «Вот собачка бежит. А теперь … (собачка прыгает, кусается, лает)». Жестами и звукоподражаниями поясняйте действия. Сочетайте последние два задания, подталкивая ребенка к произнесению полноценных фраз: «Собачка лает. Кошечка мяукает. Кошечка бежит. Бежит собачка. Собачка прыгает».

Предложения из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Совершайте действия, смысл которых можно передать только глаголом с дополнением: машу рукой, купаю куклу. Спрашивайте: «Что я делаю?» Если ребенок использует глагол без дополнения: «Ты машешь», — уточняйте: «Чем?» — «Машешь рукой». Примерные предложения. Ты целуешь маму. Ты моешь руки. Ты чистишь зубы. Ты гладишь кошку. Ты кидаешь мяч. Ты причесываешь волосы. Ты ищешь ручку.

Предложения с двумя подлежащими или сказуемыми с союзом «и» или «а». Совершайте двумя игрушками одно и то же действие: «Собака и кошка бегут. Собака и кошка кушают». Ребенок комментирует действия. Аналогичное задание для предложений с перечисляемыми сказуемыми: «Собака бежит и лает. Собака лает и кусается». Совершайте игрушками разноплановые действия: «Кошка бежит, а собака сидит. Собака лает, а кошка мяукает».

Предложения с предлогами. Выполняйте действия, которые можно прокомментировать с использованием предлогов: в, к, по, на, над, под, за, возле. Примерные предложения. Ты смотришь в окно. Мячик катится по полу. Ты идешь к окну. Ты кладешь ручку на стол. Мяч укатился под диван. Ты стоишь возле стола.

Задавайте наводящие вопросы.

Результат:

А) Ребенок не строит фразы, использует отдельные слова, пробелы в речи восполняет жестами. Предложения строятся грамматически неверно, предлоги и союзы в речи не употребляются – тяжелая форма ОНР.

Самостоятельные предложения строятся с трудом, в основном ребенок стремится повторить за вами. Предложения, основанные на противопоставлении, даются с трудом – более легкая форма ОНР.

Б) Ребенок справляется с заданиями, иногда может путать предлоги – норма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]