Что делать, если у ребенка эхолалия? Лечение эхолалии в Саратове, России

Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.

В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития). С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.

В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.

Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):

  • ЗРР, ЗПРР;
  • Сенсорная алалия (дисфазия);
  • Умственная отсталость;
  • Шизофрения;
  • Расстройство аутистического спектра;
  • Синдром Туретта.

Эхолалия бывает:

  • Немедленная
  • Отсроченная.

Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.

Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.

Что такое эхолалия, эхофразия? Определение

Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным


неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.

Самостимулирующее поведение

Отсроченная эхолалия иногда является самостимулирующим поведением, чья единственная цель – удовольствие говорящего. Моему старшему сыну всегда нравится повторять предложения, которые он прочитал в книгах. Я поняла, что он видит книгу у себя в голове, и просто развлекает себя «перечитыванием» своих любимых отрывков снова и снова. Строка «Джордж, что это за запах?» явно заимствована из книги про скунса «Любопытный Джордж», что неизменно вызывает гомерический хохот.

Ему также нравится повторять отрывки из любимых видео, как будто он смотрит их у себя в голове. Когда отсроченная эхолалия используется в качестве персонального развлечения, она может мешать реальному общению. Взрослый может использовать такую эхолалию как подсказку, что нужно мягко переключить ребенка на более конструктивное занятие.

Когда встречается эхолалия?

При каких патологических состояниях, заболеваниях, болезнях встречается эхолалия? Эхолалия чаще может наблюдаться при различных неврологических и психических заболеваниях, таких как синдром Туретта (болезнь Жиль де Ля Туретта), аутизм (ранний детский аутизм, аутистическое поведение, аутистический спектр, аутистические черты характера), синдром Андреаса Ретта, шизофрения (кататоническая), умственная отсталость (слабоумие, олигофрения, имбецильность, дебильность), дисфазия, поражение лобных долей головного мозга. В норме эхолалия встречается как этап развития речи у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, когда ребенок повторяет услышанные слова, таком образом познает речь. Если же ребенок в 3 года и позже повторяет или выкрикивает слова, то это признак серьезной патологии. В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу.

Диагностика

Длительное сохранение словарного и слогового речеподражания в детском возрасте либо появление данного симптома у взрослых требует обращения к врачу-психиатру и неврологу. Эхолалия диагностируется в ходе общения с пациентом, наблюдения за его речью. Обычно выявление автоматизированных повторений предложений и слов не составляет труда. Чтобы установить характер эхолалических симптомов, выполняется комплексное обследование:

  • Оценка психоневрологического статуса.
    Сбор анамнеза, клиническая беседа, неврологический осмотр позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени, критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующие эхолалии неврологические нарушения, психопатологические симптомы.
  • Логопедическое тестирование.
    Логопед исследует речевую функцию, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов произношения, выпадение отдельных звеньев. В заключении отмечает, является ли эхолалия результатом речевого недоразвития или распада речи.
  • Патопсихологическое тестирование.
    Выполняется исследование памяти, мышления, внимания и интеллекта. Результаты указывают на наличие либо отсутствие признаков органического поражения ЦНС, интеллектуального недоразвития как причины эхолалических проявлений.
  • Нейропсихологическое тестирование.
    Диагностика нейропсихолога нацелена на анализ высших психических функций. Данные тестирования позволяют определить нейропсихологические симптомы (различные виды алалий, афазий), провести дифференциацию неврологических заболеваний.

Виды эхолалии: немедленная, отсроченная, истинная, митигированная

Рефлексотерапевты, неврологи, психиатры выделяет 2 вида эхолалии: немедленная эхолалия, отсроченная эхолалия (отложенная). При немедленной эхолалии ребенок сразу повторяет слово после того, как его услышал от человека или любого другого источника звука. При отсроченной эхолалии дети повторяют ранее услышанные слова после длительного промежутка времени. Может пройти и несколько минут, и несколько лет после услышанной фразы. Отсроченная эхолалия часто встречается при синдроме Туретта и аутизме и является признаком заболевания. Также выделяется истинная эхолалия и митигированная эхолалия. При истинной эхолалии происходит автоматическое повторение обращенной речи, при митигированной эхолалии больной повторяет слова с трансформацией.

Потенциальный риск истерики

В сообществе аутизма довольно часто встречается сценарий, когда причина истерики – недоразумение из-за немедленной эхолалии. Взрослый спрашивает ребенка: «Хочешь виноград или яблоки?» Ответ почти всегда является последним словом: «Яблоки». Взрослый решает, что ребенок действительно хочет яблоки. Затем ребенок начинает дико кричать, когда ему дают яблоко, потому что ребенок ответил еще до того, как осознал два предложенных варианта, а на самом деле он хотел виноград. Карточки с картинками или PECS – это прекрасный способ предлагать ребенку что-то на выбор или готовить его к переменам, что позволяет предотвратить истерики.

Причины возникновения эхолалии

Когда и почему возникает эхолалия? Эхолалия при аутизме может заполнить паузу, выразить согласие или несогласие, назвать окружающие явления, людей, предметы, позволяет ребенку успокоиться, тренироваться, понять чужую речь, вспомнить прошлое, поделиться своими чувствами, повеселиться, поделиться переживаниями и чувствами. Существуют различные причины возникновения эхолалии.

Самостимулирующее поведение ребенка, стимминг.

В этом варианте ребенок часто повторяет слова, прочитанные в книжках или услышанные по телевизору. В этом случае у мальчика иди девочки возникают ассоциации и эмоции об увиденных действиях или предметах. Причем возникновение образов не связано с текущей ситуацией. Это сильно мешает ребенку общаться с другими детьми или взрослыми.

Коммуникация настроения.

Ребенок может выражать свое настроение, и это настроение часто ассоциируется у него с определенной фразой, которую он запомнил накануне. Причем фраза может быть не связана по смыслу с тем настроением, которая она выражает у ребенка.

Систематизация итогов дня.

У маленьких детей отсроченная эхолалия может выражать своеобразную обработку информации, которую они получили в течение всего дня, и которая не дает им успокоится.

К сожалению, в старшем возрасте эхолалия в большинстве случаев свидетельствует о серьезной патологии, синдроме Туретта, аутизме, которые нужно лечить своевременно.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
  • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.

Лечение эхолалии у детей и взрослых в Саратове

Сарклиник (Россия, Саратов) успешно применяет аппаратные и неаппаратные методы лечения эхолалии у детей, подростков и взрослых в Саратове. Лечение проводится в амбулаторных условиях курсами. Минимальная продолжительность одного курса лечения – 10 рабочих дней. Общее количество курсов зависит от степени тяжести патологии. Сарклиник знает, как лечить эхолалию у мальчиков и девочек, как избавиться от эхолалии у парней и девушек, что делать при эхолалии у мужчин и женщин.

Сарклиник также проводит лечение задержки речевого развития, лечение задержки психоречевого развития, общего недоразвития речи (ОНР), лечение ЗРР, ЗПРР, лечение алалии, дислалии, аутизма у детей.

Запись на консультации Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

При использовании материалов статьи активная ссылка на sarclinic.ru обязательна. Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: © davetroesh / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Вегето сосудистая дистония у детей, лечение ВСД в Саратове

Церебрастенический синдром: лечение, симптомы у детей, взрослых

Дислексия, лечение дислексии, коррекция, преодоление, устранение, алексия, лечение алексии

Энурез, лечение энуреза, как лечить ночной энурез в Саратове, России

Заикание у детей, лечение заикания в Саратове, России

Комментарии ()

Коррекция при эхолалии

  • Коррекция, конечно, должна строиться индивидуально в зависимости от механизма нарушения.
  • При замедлении обработки слуховой информации показан Томатис (это нарушение часто можно увидеть по результатам обследования с помощью вызванных потенциалов);
  • Можно использовать для помощи ребенку визуальные и кинестетические опоры-подсказки (картинки, предметы);
  • При нарушении мышления, соотнесения слова и предмета, планирования высказывания полезны игры с чек-листами, решение «проблемных» ситуаций (которые провоцируют выход из зоны комфорта и активизацию инициативы, но посильных для ребенка), визуально-ритмические задания, а также специальные пособия на развитие мышления (например, пособие Стребелевой).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону или заполните форму на сайте.

Какие занятия нужны ребенку с РАС и сенсорной алалией

Важно помнить, что самостоятельная работа родителя с ребенком не является заменой специализированной логопедической коррекции. При возникновении специфических проявлений, описанных выше, необходимо обратиться к неврологу и логопеду. Невролог проведет необходимый комплекс диагностических исследований, а логопед установит характер речевого нарушения и составит коррекционный маршрут.

В среднем продолжительность логопедической работы с детьми с сенсорной алалией варьируется в пределах 1-2 лет. Коррекционная помощь ребенку с расстройством аутистического спектра продолжается на протяжении всего школьного обучения.

От чего зависит длительность коррекции речевого нарушения? Во-первых, от степени выраженности речевой патологии, во-вторых, от систематики посещения коррекционных занятий и, в третьих, от наличия комплексной помощи специалистов коррекционного профиля. Комплексная помощь, как правило, включает в себя занятия с логопедом, занятия с дефектологом, занятия с психологом и продолжительное наблюдение невролога с отслеживанием динамики устранения речевого нарушения.

Именно вы можете стать проводником своего ребенка в абсолютно новый мир — мир понятных ему инструкций, маминого ласкового слова и доброй отцовской похвалы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]