“Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка”


Речевая среда и дети

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Её возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

(Речевая \ языковая \ среда рассматривается достаточно широко — как любые образцы языка , воспринимаемые человеком, т.е. это не только речь окружающих, взрослых детей, но и телевидение, радио, кино, театр.

Речевой средой в дошкольные годы является прежде всего речь взрослых и детей в семье, в детском саду. В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Средством обучения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с четырех — пятилетнего возраста. Полезно общение детей разного возраста. Однако его положительного воздействия на развитие речи дошкольников можно достичь лишь под руководством взрослого.

Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие дошкольников.

Наблюдения в обыденной жизни, педагогическая практика, специальные исследования показывают, что речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.

Большое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей уделяли Е.И. Тихеева и Е.А. Флерина. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, среди которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Овладение культурой общения, неустанное её усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики. Педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения. Е.И. Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

  1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературная. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
  5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
  7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
  8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
  9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
  10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

Требования, сформулированные Е.И. Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Культура речи включает в себя, во — первых, знание и соблюдение языковых норм \ норм произношения, ударения, словоупотребления и т.д. \, во — вторых, выразительность речи, её наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства, по определению известного психолога Т.Н. Ушаковой — невербальные коммуникативные жесты \ мимика, фонации, пантомимические движения \. Они выполняют важные функции:

  • помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов \ круглый, большой…\, связанных с конкретными зрительными представлениями;
  • помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием \ веселый, грустный, злой, ласковый…\;
  • способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала \ слышимого и видимого \;
  • помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
  • являются образцами поведения детей;
  • выполняют важную социальную, воспитывающую функцию \ И.Н. Горелов\.

По проблемам культуры речи есть обширная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильны словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.

Литература:

1. Н.Е. Ильякова «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет» М: 2004 г.

2. Е.М. Тихеева и Е.А. Флерина. «Развитие речи детей»

3. В. Яшина, Журнал «Д\воспитание», №8 2003 г.

Новорожденному необходимо общение

Может показаться странным, но речь начинает развиваться до рождения ребенка: ему слышен внутренний и наружный голос матери. Поэтому очень важно, чтобы этот голос нес только положительное начало — был спокойным и радостным.
В первые недели жизни малыш, никак не отвечая, внимательно прислушивается к речи. Затем начинает гулить, издавать короткие звуки, которые являются следствием взаимодействия с окружающим миром и людьми, позднее появляются эмоционально насыщенные звуки и лепетное говорение. Внимательное отношение со стороны взрослых к голосовым упражнениям новорожденного помогает формировать будущую коммуникабельность и потребность выражать свои мысли. Для родителей важно постоянно разговаривать с малышом, таким образом подготавливая его словарный запас.

Речевая среда

Начинать учить детей правильно говорить нужно с раннего возраста. Речевые возможности развиваются постоянно, поэтому среда, в которой ребенок находится, больше всего влияет на будущие коммуникативные способности. Под понятием «речевая среда» следует понимать не только регулярное общение, но и самые разнообразные положительные или отрицательные факторы, оказывающие влияние на развитие, в том числе и речи, ребенка.

1.3. Значение своевременного формирования речи для разностороннего воспитания и развития детей.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи, которая в своем развитии проходит определенные этапы: экспрессивно-мимический, предметно-действенный и речевой.

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями — знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» — внеситуативно-познавательному общению. Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах. Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события. Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам . себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».(3,292-297), (4,91-95), (5,131-136)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]