Рабочие программы логопеда для детей с ОНР
Чеботарева Татьяна, логопед
Часто возникающий вопрос у родителей: «Что такое ОНР?»
ОНР – общее недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при этом нарушено формирование всех компонентов речи: фонетика, лексика, грамматика, семантика.
ОНР – показатель (а не болезнь) того, как говорит ребенок.
Диагноз до 3 лет: «ЗРР» – задержка речевого развития.
Диагноз с 3 лет: «ОНР (с дизартрическим компонентом)» , «ОНР III уровня как следствие ММД», «ОНР, III уровень речевого развития на фоне нарушения иннервации речевого аппарата».
При сниженном интеллекте у ребенка с умственной отсталостью I, II, III уровня ОНР вторично и в диагнозе звучит как «Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью».
При ОНР характерно:
- Позднее появление речи;
- Резко ограниченный словарный запас;
- Наличие аграмматизмов;
- Проблемы фонетико-фонематического развития речи.
Причины ОНР:
- Педагогическая запущенность;
- Двуязычие в семье;
- Нарушение фонематического слуха из-за снижения физического слуха;
- Отсутствие четких дискинезий (ощущений движения артикуляционных органов).
ОНР наблюдается при таких нарушениях речи, как ринолалия, алалия, дизартрия, анартрия. ОНР всегда функционально и не имеет органического генеза.
ОНР, I уровень — самый сложный.
Полное или почти полное отсутствие речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей она уже сформирована. Ребенок с I уровнем речевого развития говорит лепетные слова, обрывки слов, звукоподражания, использует жесты вместо слов. Фразовая речь отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Понимание может быть нарушено и ограничено бытовой ситуацией. Задания вызывают трудности в выполнении. Снижено понимание грамматических категорий: числа существительных и глаголов (где поЮт, где поЁт); рода глаголов прошедшего времени единственного числа (упаЛ – упаЛА); вида глаголов (пишет – написал); пространственного положения предметов ( на, в, под, над, из, из-за).
Вывод: дети с I уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3 лет при трёхгодичном нахождении в логопедической группе детского сада.
ОНР, II уровень – речевые возможности растут.
Общение осуществляется не только с помощью жестов с лепетными отрывками слов, но и посредством постоянных, хоть и искаженных, слов. Появляются зачатки общеупотребительной речи. В активном словаре появляются названия предметов и действий. Возникает простая фраза из 2-3 слов, увеличивается объем понимания речи. Появляются грамматические категории рода и числа. Воспитывать понимание рода нужно на картинках, лучше всего на примере животных и их детенышей (так ребенок знакомится с уменьшительно-ласкательными суффиксами). На данном уровне все еще отсутствует согласование существительных с прилагательным. Улучшается понимание речи. Произношение звуков и слов грубо нарушено, звуковой анализ и синтез недоступен.
Вывод: дети со II уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 4 лет сроком обучения на 3 года.
ОНР, III уровень – бытовая речь более менее развернута, но есть неточное знание и употребление многих обиходных слов.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Наблюдаются попытки образовать сложные предложения. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, изменяют их по лицам, числам, падежам. Ошибки в падежных окончаниях, смешение форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования не пользуются, нет приставочного образования глаголов. Появляются слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звукопроизношение нарушено, что создает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда проявляется незнание и смешение смысла слов, близких по звучанию.
Вывод: дети с III уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 5 лет сроком обучения на 2 года.
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР
Наталья Лобода
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР
программа развития ребёнка с ОНР 1 уровня, осложнённого Зпрр.
1. Пояснительная записка.
1.1. Цель данной программы направлена на коррекцию речевого развития ребёнка с ОНР 1 уровня (с сенсорно-моторной алалией, осложнённого ЗПРР, в условиях логопункта.
1.2.Для реализации данной цели выделяются следующие задачи:
-развитие импрессивного и экспрессивного словаря существительных, прилагательных, глаголов;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие фонематической стороны речи;
— развитие психических процессов;
-развитие моторики;
-познавательное развитие.
1.3. Программа выстроена на основе принципа единства коррекции и развития; принципа комплексности методов воздействия; принципа активного привлечения родителей и его ближайшего окружения; принципа деятельностного подхода.
1.4. Ребёнок с такими проблемами в развитии испытывает большие затруднения в классификации по форме, цвету, величине. У него наблюдается истощаемость внимания, замедленное запоминание, возбудимость, негативизм, гиперактивность. Все речевые операции и все этапы производства речи грубо нарушены. Произносит слова облегченной конструкции, звукоподражания животным. Поэтому ведущим направлением в коррекции является развитие психических процессов, познавательной деятельности, моторики с речевым сопровождением.
1.4. Планируемые результаты на конец коррекционного обучения.
Ребёнок должен уметь держать карандаш, обводить с помощью взрослого изображение предмета, работать с конструктором (по принципу лего)
. Должен научиться понимать сенсорные эталоны
(большой-маленький, синий-красный, круглый-некруглый)
. При благоприятных обстоятельствах воспитанник должен научиться выполнять одноступенчатую инструкцию, иметь больший запас слов и употреблять фразы из двух слов.
II раздел (содержательный)
2. 1. Развитие импрессивного словаря и экспрессивной речи
Содержание работы Методы и средства
Накопление словаря Упражнение «Покажи»
, игра в мяч, упр
«Поручение»
, чтение худ. лит-ры.
Активизация в речи слов Упр. «Кто это?»
,
«Что делает?»
,
«Какой?»
Формирование грамматического строя речи
Содержание работы Методы и средства
Обучение образованию форм ед. и мн. числа сущ., согласование их с глаголами и прилагательными И. «Один-много»
,
«Найди домик»
, Лото
Развитие фонетической стороны
Содержание работы Методы и средства
Обучить подражанию речевым звукам Упр «Повтори»
Развивать фонем. восприятие Упр «Внимательные ушки»
Развитие психических функций
Содержание работы Методы и средства
Формирование внимания к неречевым звукам И. «Где гремит?»
,
«Что звучит?»
,
«Топай-хлопай»
Развитие моторики
Содержание работы Методы и средства
Развитие моторики тела Подвижные стихотворные игры
Развитие мелкой моторики Упр с массажными предметами, рисование, игры с конструктором.
Познавательное развитие
Содержание работы Методы и средства
Формирование сенсорных эталонов Игры с кубиками, шариками, и т. д
Срок реализации программы с февраля по май 2014 года.
2.2. Работа с семьёй.
Логопед еженедельно поводит беседы о результатах коррекционной работы на занятиях,
ежемесячно знакомить родителей с лексическим материалом используемом на занятии.
Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.
III раздел (организационный)
3.1. Материально-техническое обеспечение.
В логопедической работе используются карандаши с бумагой, массажные предметы, мячи, конструктор, предметные картинки, игрушки.
3.2. Методическое обеспечение.
План-программа коррекционно-развивающей работы в младшей группе Н. В. Нищевой,
дидактический материал «Играй-ка»
, тетрадь
«Занимаемся вместе»
.
3.3 Режим занятий.
Занятия проводятся в логопедическом кабинете 3 раза в неделю по расписанию:
Вторник с 10:20 до 10:35
Четверг с 16:30 до 17:45
Пятница с 10:10 до 10:25
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(на 1-й период: сентябрь, октябрь, ноябрь) Содержание Развитие словаря
Расширить, уточнить и активизировать словарь на основе обобщения знаний в рамках изучаемых лексических тем; Пополнить словарь сущ. с уменьшительными и увеличительными суффиксами; прил. с уменьшительными суф., относительные и притяж. прил. приставочными глаголами; Ввести в речь сложные слова, неизменяемые слова, слова-антонимы, слова-синонимы; Продолжать развивать навык употребления простых и сложных предлогов (из-за, из-под); Обогащать речь числительными, местоимениями, наречиями, причастиями Совершенствование грамматического строя речи
Развивать умения образовывать сущ. ед. и мн. числа в Им. падеже; Закрепить умения образовывать сущ. ед. и мн. ч. В косвенных падежах; Совершенствовать умения образовывать сущ. и прил. с ум. суф.; Закрепить навык согласования прил. и числит. с сущ. в роде, числе, падеже; Совершенствовать навык распространения простых предложений однородными членами; Совершенствовать навык составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; Закрепить навык анализа предложений. Развитие просодической стороны речи Продолжать работу по развитию речевого дыхания; Формировать умения изменять силу голоса (тихо, громко, шепотом); Развивать тембровую окраску голоса; Продолжать работу над четкостью дикции. Коррекция произносительной стороны речи Продолжать работу по развитию движений речевого аппарата; Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков………..в игровой и свободной речевой деятельности; Работа над слоговой структурой слова
Закрепить навыки произношения трехсложных слов со стечением согласных (листопад); Закрепить умения правильно произносить односложные слова со стечением согласных (сноп, лист); Формировать умения правильно произносить двусложные слова с двумя стечениями согласных (грядка, брюшко); Совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, 2-х, 3-х слогов, подбирать слова с заданным количеством слогов. Развитие ф/восприятия, навыков звукового анализа и синтеза Закрепит знания признаков гласных и согласных звуков, умение подбирать слова на заданный звук; Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости; Совершенствовать умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов типа: мак, осы, лес; Формировать умения производить звуковой анализ и синтез слов типа: лужа, клык, бобр; Формировать представления о звуке «й». Обучение грамоте
Совершенствовать умения «печатать» буквы, слоги, слова, с пройденными буквами; Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, научить читать слоги, слова, предложения с новыми буквами; Закрепить умения узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные буквы; Закрепить знания известных правил правописания. Развитие связной речи и речевого общения
Совершенствовать навык ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко; Закрепить умение составлять описательные рассказы и загадки-описания по лексическим темам по заданному плану; Совершенствовать навык пересказа сказок и небольших текстов по заданному плану; Обучать пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика; Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин по заданному плану.
Следующая > |