Алалия у детей: классификация, причины, способы лечения

Алалией называют недоразвитие или полное отсутствие речи у детей. Это результат повреждений центральной нервной системы, которые произошли либо еще во внутриутробном развитии, либо в первые 3 года жизни ребенка. Если вовремя не предпринять необходимых мер, то ребенок с таким заболеванием разговаривать так и не научится.

Алалия никак не связана с нарушениями интеллекта или слуха ребенка. Есть случаи, когда пациенты с таким недугом начинали разговаривать, только достигнув школьного возраста.

Обратите внимание: Алалия — это заболевание, которое не допустимо лечить самостоятельно. Чтобы узнать точный диагноз и получить последующее лечение, нужно обратиться к неврологу, который осмотрит ребенка.

Появление вторичной задержки речи происходит, если лечение алалии было начато уже в более позднем возрасте пациента. Малыши с таким недугом демонстрируют более скудный запас знаний об окружающем мире, чем сверстники. Алалия при этом сопровождается нарушениями лексической, фонетической, синтаксической, морфологической и грамматической речи.

Сенсорная алалия

Это дефект развития, при котором пациент не разговаривает сам. Также он не в состоянии понять слова, которые обращены к нему. Среди детей, которые страдают проблемами, связанными с речевым аппаратом, сенсорная алалия встречается только в 10% случаев.

При сенсорной алалии ребенок не понимает речь окружающих, при этом его речь не развивается. Нарушение речи в таком случае носит вторичный характер, так как это связано с проблемами, касающимися непонимания речи окружающих и нарушения фонематического слуха.

Эта форма алалии сопровождается недоразвитием или повреждением речеслухового анализатора. Как следствие — отсутствие у ребенка возможности связать в слова слышимые от взрослых звуки.

Что такое алалия

Алалия у детей – это следствие повреждений, произошедших во внутриутробный или ранний период жизни. Без специально разработанного лечения малыши с таким заболеванием самостоятельно говорить не начнут.

Появление речи может перенестись на дошкольный, а в некоторых случаях и на более поздний период. У таких детей подобная задержка речи не связана с дефектами слуха и интеллекта.

Внимание! Алалия не лечится в домашних условиях, для постановки диагноза и назначения терапии необходимо только очное обращение к специалистам. В первую очередь необходимо обратиться к педиатру по месту жительства, который направит ребенка на дальнейшее обследование.

Если коррекционная терапия начинается после 4-5 лет, возможна вторичная задержка речи, связанная с психическим развитием ребенка. Запас знаний об окружающем мире у таких малышей меньше, чем у здоровых сверстников. Для алалии характерны нарушения всех сторон речи:

  • фонетической;
  • лексической;
  • грамматической;
  • морфологической;
  • синтаксической.

Это системное расстройство речевого аппарата, при котором сложно усвоить правила функционирования родного языка. Словарный запас скудный и аграмматичный. Лечение комплексное и систематичное, на протяжении нескольких лет. Статистически мальчики страдают им в два раза чаще.

Алалия – стойкая, тяжелая патология речевого аппарата. Детям с таким диагнозом трудно овладеть языком. Они не воспринимают речь как единую систему. Встречаются случаи, когда малыш не начинает говорить даже к школьному возрасту.

Нарушения, связанные с этой болезнью, влияют на речь и познавательную деятельность малыша. Позднее могут появиться проблемы при формировании личности. Нередко отсутствует стремление к развитию, взаимодействию с внешним миром.

Для алалии свойственен системный характер нарушений речевого развития, который затрагивает все его компоненты. Малыш с такими нарушениями не понимает обращенную к нему речь, все общение сводится к коротким лепетным словам.

В последующие годы наблюдается скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Алалия – одно из самых тяжелых речевых расстройств. Без помощи логопедов и других специалистов решить эту сложную проблему невозможно.

Причины

Причина появления у ребенка сенсорной алалии — поражения определенных зон головного мозга, которые находятся в корковой части. Эти зоны отвечают за речевой аппарат, понимание и анализ слышимых звуков. К такому нарушению могут привести следующие факторы:

  • Заболевания, возникшие в первые годы жизни малыша.
  • Нарушения ЦНС, которые возникли при осложненных родах.
  • Патологии плода, которые появились во время беременности.

Такое речевое нарушение, как сенсорная алалия, могут вызвать и другие причины. Диагностика заболевания возможна только после полного осмотра малыша такими специалистами, как невролог, логопед и психолог.

Причины алалии

Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз;
  • травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
  • внутриутробные инфекции и воспаления;
  • угрозы выкидыша;
  • обменные нарушения при внутриутробном развитии;
  • заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).

В перинатальном периоде:

  • сложные или патологические роды;
  • асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
  • использование акушерских приборов.

В первые годы жизни:

  • травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
  • частые или продолжительные соматические заболевания.

Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.

Симптомы

При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.

При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.

Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.

Классификация алалии

Современная логопедия выделяет две формы в классификации алалии – экспрессивная (моторная) и импрессивная (сенсорная). Встречается алалия, сочетающая две эти формы – сенсомоторная (смешанного типа).

Экспрессивная или моторная – системная недоразвитость экспрессивной речи центрального органического характера. Обуславливается это недостаточной сформированностью языковых операций.

Импрессивная или сенсорная алалия – речевое нарушение, имеющее центральный патогенез. Ребенок с таким диагнозом неспособен понимать обращенную к нему речь из-за неправильной работы речеслухового анализатора.

Каждый из этих видов имеет свою методику лечения. Без правильной терапии сенсорный вид опаснее для развития ребенка, чем моторный тип. На основе нейрофизиологии, нейрохимии и психолингвистики сформированы способы коррекции всех типов алалии. Но родители ребенка должны настроиться на долгую и упорную работу.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Способы коррекции

Сенсорная алалия поддается коррекции только при условии комплексного подхода, который включает:

  • прием необходимых медикаментов, назначенных неврологом;
  • нейропсихологическая коррекция;
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса (согласно назначению невролога);

Важно, чтобы помощь была комплексной, поэтому, помимо приема лекарственных препаратов, оказывающих положительное воздействие на ЦНС, специалист может назначить проведение комплексной неврологической реабилитации.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

Прогноз, меры профилактики

При выявлении у ребенка алалии важно как можно раньше начать терапию. Это позволит не только значительно сгладить имеющиеся нарушения речевого аппарата, но и снизить риск развития отклонений в дальнейшем. Прогноз может дать только лечащий врач, так как это очень индивидуально и зависит от многих факторов: тяжести заболевания, степени запущенности, наличия сопутствующих осложнений, индивидуальных особенностей организма ребенка.

Шанс того, что ребенок сможет обрести сформированную полноценную речь при сенсорной алалии значительно снижается при позднем обращении к специалисту. Отсутствие терапии может усугубить ситуацию и стать причиной плохой социализации ребенка в дальнейшем.

Меры профилактики алалии сенсорного типа уместно проводить не только во время беременности, но и в первые несколько лет жизни ребенка.

Статья:

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, общего недоразвития речи, дизартрии). Алалия — одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу. Таким образом, проблема диагностики и организации коррекционно–воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в настоящее время.
Свойственный или сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Таким образом, все эти факторы говорят о том, что педагогу, дефектологу и логопеду не обходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути её преодоления.

Эта проблема решается в основном по пути создания тестов, диагностических методик, различных систем коррекционно– логопедического воздействия как при моторной, так и при сенсорной алалии, с помощью организации специализированных детских садов и школ, целью которых является раннее обучение и воспитание детей с данной патологией речи.

Вместе с тем в теоретической разработке проблемы алалии имеется немало нерешённых вопросов. Всё это создаёт актуальность данной проблемы.

Данному аспекту работы посвящены многие исследования в историческом прошлом. Так, в 1888 году развёрнутую коррективу “идиопатической алалии” представил Р.Коэн. Он высказал суждение об её этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей. Впервые алалия/немота/ в отдельное речевое нарушение была выделена в 1830 году Р. Шультессом и рассматривалась им в связи с артикуляционными расстройствами.

Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, М.В.Богданов- Березовский, Р. А. Белова — Давид, Э. Фретельс, а в более позднее время М. Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р. Е. Левина, Е. Р. Соботович, В. И. Ковтиков, В. К. Воробьёва, Л. С. Волкова и другие исследователи.

В работе разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических и других. Описаны различные формы алалий, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи. Так, В. К. Орфинская в книге “Развитие мышления и речи у аномальных детей” предлагает дифференцированные методы, соответствующие особенностям выделенных ею форм алалии. Она также попыталась теоритически обосновать данную проблему и на практике показать пути её реализации.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Б. М. Гриншпут, Е. Ф. Соботович, и другие представители “языковой” концепции выделяют главную задачу логопедического воздействия- воспитание у детей представлений о закономерностях функционирования языковой системы, о взоимодействии составляющих её компонентов. Они отличают ряд психологических и индивидуальных особенностей, которые не обходимо учитывать при работе с детьми.

Таким образом, успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного подхода к анализу дефекта. И в отличии от предшествующих периодов, когда, по словам В. К. Орфинской , спорных вопросов и рассуждений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего, чем разногласий. Общее проявляется в основных принципиальных установках на понимания дефекта, его механизма, путей преодоления.

Но несмотря на все имеющиеся разработки теории и практики коррекционно-воспитательного обучения детей, имеющих алалию, до сих пор не получили надлежащего решения, такие фундаментальные вопросы как проблемы сенсорной алалии, так как эта проблема на протяжении всей истории её изучения вызывала острые дискуссии. Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. Существование сенсорной алалии как самостоятельного нарушения и сейчас у отдельных исследователей вызывает сомнения, иногда полагают, что диагноз ставится без необходимых оснований. Недостаточно изучен механизм и симптоматика алалии. В практике работы школ и дошкольных учреждений имеется также ряд сложностей и недостатков. Они сводятся к следующим:

— слабая материальная база учреждений;

  • недостаточная Методико-логопедическая подготовка учителей и воспитателей;
  • недостаточно продуманная система работы учителя, воспитателя и логопеда по данному направлению.

— недостаток методической литературы.

— нет преемственности между дошкольным учреждением и начальным звеном обучения.

Исходя из вышеуказанного, можно сформулировать проблему данной работы. Проблема состоит в том, чтобы выявить и рассмотреть при каких психолого-педагогических условиях наиболее эффективно осуществляется логопедическое воздействие на детей, имеющих алалию. Какие методы, средства и формы наиболее целесообразны.

Практическая значимость.

Данная работа, по-нашему мнению, содержит определенную практическую значимость. Методические рекомендации для родителей, учителей и работников детских садов, данные по наблюдению показывают преимущество и все положительные стороны работы тех воспитателей, учителей и логопедов, у которых занятия направлены не только на коррекцию дефекта, но и главным образом на развитие ребенка в целом.

Работа дает представление об алалии, ее формах, этимологии, механизме, симптоматике и выборе направлений логопедической работы.

На основе теоретических разработок и исследований многих ученых раскрывается современное состояние данной проблемы и выделяются главные вопросы, которые будут рассматриваться и изучаться в дальнейшем.

«Изучение такого тяжелого нарушения речи как алалия — сфера чрезвычайно перспективная и открывающая самые широкие возможности для исследователей. Не случайно изучение тяжелых речевых паталогий привлекает к себе все больше исследователей. Алалия — органическое нарушение, недоразвитие речи центрального характера — одна из самых глобальных проблем современности». Ковтиков В.А., Эльконин Ю.А. — Психические и речевые нарушения у детей. — Л., 1979.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛАЛИИ.

Любой процесс или явление, которое непосредственно изучается или исследуется, имеет свои позитивные и наиболее характерные , типичные признаки, которые отличают тот или иной процесс или явление от сходных с ним.

При определении алалии , основываясь на работе В.А.Ковшилова, можно исходить из разделения всех расстройств речевой деятельности на 4 большие группы, а именно:

  • на группу автомоторных расстройств /при которых первично нарушатся восприятия или артикуляция/;
  • на группу психологических расстройств /при которых дезорганизуются разные компоненты речевого процесса/;
  • на группу семантических /смысловых/ расстройств /при которых нарушаются смысловая сторона речи/;
  • на группу языковых расстройств /при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка — фонематические, грамматические и лексические операции в процессе поражения речи/.

С учетом этого и других условий можно дать следующее определение интересующей нас патологии речевой деятельности.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутри-утробном или раннем периоде развитая ребенка.

Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются /или имелись на ранних этапах их развития/ нередко выраженные, но множественные повреждения в обоих полушариях головного мозга.

Механизм алалии плохо изучен. Существуют различные точки зрения в изучения алалии. Одни исследователи расстройство функционирования. языкового механизма связывают с патологией моторики, другие — с патологией некоторых сторон психической деятельности, третьи — с избирательной недостаточностью в овладении языком как своеобразной знаковой системой. Но несмотря на такие расхождения представители разных направлений сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга.

В ходе своего развития алалия претерпевает ряд количественных и качественных изменений. Дети, усвоив относительно простые единицы языка и правила их функционирования, длительное время испытывают трудности при усвоении сложных единиц и правил. Овладевая устной речью, они долго не могут полноценно овладеть речью письменной.

При определении алалии необходимыми критериями являются:

1. Задержка темпа нормального усвоения языка.

  1. Патологическое развитие языка.

3. Наличие на определенных этапах онтогенеза, в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка.

4. Сохранность слуха.

5. Удовлетворительное понимание для определенного возраста обращенной речи.

Для обозначения алалии применяется очень большое количество разнообразных терминов, что отражает разные представления о ней и недостаточную изученность ее этиологии, механизма и динамики. Наиболее распространенные термины — «идиопатическая алалия» /врожденная/, «слухонемота», «афазия развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность». Примеры редко употребляемых и малоинформативных терминов: «немота», «неговорящие дети», «дети с тяжелыми /глубокими/ нарушениями речи», Эти термины несут неопределенный смысл и к ним можно отнести многие принципиально различающиеся формы расстройства речи.

В связи с тем. что многие авторы по-разному определяют границы алалии /т.е. считают алалией разнообразные варианты языкового развития/, в последнее время нет убедительных данных о ее распространении. Вместе с тем имеющиеся данные очень малочисленны и противоречивы.

Было также выявлено, что алалия чаще встречается у лиц мужского пола, соотношение частоты у полов равно 2 : 1.

Согласно клиническим наблюдениям, проведенным многими исследователями, отмечается, что по сравнению с импрессивной /сенсорной/ экспрессивная алалия встречается значительно чаще.

Представленные результаты исследования и экспериментальные данные доказывают следующие основные суждения об алалии:

  1. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико–фонематическая сторона, лексико–грамматический строй.
  2. Для детей с алалией типична не только задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но главным образом – его патологическое развитие.
  3. Нарушение механизма экспрессивной речи характеризуется дезорганизацией всех систем языка и системы языка в целом.

II. ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ.

Основываясь на данных, приведенных Л.С. Волковой и др. в учебн. пособии «Логопедия» для студентов дефектол. фак. пед. Ин-тов, отметим, что различные авторы выделяли причины алалии. Так А. Либман (1901) связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. А. Трейтель считал алалию следствием недостатка внимания и памяти, М. Зееман (1962) подчеркивал, что речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи). Многие другие ученые, среди которых были М. Бери (1957), М. Байдинова (1961), Г. Лухзингер (1970), В.А. Ковтиков (1985) отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии могут быть в ряде случаев следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра, что ведет к нарушению ассоциативных связей, обеспечивающих формирование высших корковых функций человека, в первую очередь – речи и психики.

Среди этиологических факторов выделяются также менингиты, внутриутробные энцефалиты, неблагоприятные условия развития внутриутробные или ранние приобретенные травмы мозга, интоксикация плода, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т.д.

Родовые черепно-мозговые травмы, асфиксия новорожденных вызывают локальные нарушения, внутриутробная же паталогия приводит к диффузному поражению вещества мозга. Таким образом, любые поражения различных зон коры головного мозга приводит к нарушениям развития функционирования речевых и неречевых систем.

Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь хотя медленно искажается, но самостоятельно развивается с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее, при систематической помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

В данном параграфе необходимо подробнее рассмотреть причины алалии. Вследствие этого, необходимо отметить, как таковые причины изучаются по отдельным этапам процесса коммуникации (общения). Важным являются в этиологии биологические и социальные факторы, их диалектическая взаимосвязь.

Итак, социальные причины – это стимуляция и речевой образец. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи, особенно на первых этапах. Стимуляцией называется воздействие на ребенка соответствующими речевыми раздражителями /словами/ с целью стимулировать рефлекс, подражания речевой деятельности.

Неправильный речевой образец также может быть причиной речевого недоразвития /например, подражание неправильному произношению/.

Часто это сочетается с другими причинами алалии.

Кроме социальных факторов, в качестве возможных причин нужно отметить нарушения функций анализаторов, в основном, зрительного и слухового. Нарушения зрительного анализатора может быть причиной задержки речевого развития, это следует учитывать при обучении. Однако, ведущее значение в развитии речи имеет слуховой анализатор.

Частичное нарушение слуха — большая или меньшая деформация восприятия — отрицательно действует на развитие речи и психики. Отсутствие или ранняя потеря слуха тормозит прием информации. Спонтанная речь не развивается, отсюда следует, что задерживается формирование психических функций, которые зависят от развития речи, возникшие вследствие нарушений слуха, могут быть установлены в раннем возрасте и относятся к самостоятельной группе нарушений, они не включаются в понятие алалия.

Изучая этиологию алалии, необходимо рассмотреть причины, находящиеся в центральной, экспрессивной части и более подробно причины социального окружения,

П Р И Ч И Н Ы В Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Й Ч А С Т И:

Вход /поступление информации/.

Нарушения на входе касаются познавательной деятельности — узнавания воспринятых форм речи. При звукоречевой коммуникации познавательная деятельность представляет собой узнавание или идентификацию структуры звукоречевого знака, который раньше уже был воспринят на слух и сохранился в памяти. По теории информации вербально-познавательный процесс можно рассматривать как декодирование звуков речи, где под декодированием понимается узнавание знака, но еще не понимание содержания слов.

В устной речи познавательная деятельность соответствует я выражается в неспособности узнавать и запоминать структуры слов. Если это нарушение касается области слуха, то говорят о слуховой словесной агнозии /словесная глухота/, если оно поражает зрение, то о зрительной словесной агнозии /словесная слепота/. Речь не может развиваться спонтанно, поэтому следствием слуховой словесной агнозии является задержка речевого развития. Функциональный интегрирующий центр осуществляет связь услышанного или увиденного и узнанного знака с его содержанием. Узнавание содержания информации — это основа познавательного процесса, с которым связано программирование речевой деятельности. В интегрирующем центре осуществляются самые сложные компоненты процесса общения.

П Р И Ч И Н Ы В Э К С П Р Е С С И В Н О Й Ч А С Т И

Процесс реализации речи координируется моторными системами. Нарушение деятельности этих систем в раннем возрасте могут быть следствием перинатальной энцефалопатии. При ее тяжелых формах могут возникать параличи разных типов и степеней.

Легкие формы перинатальной энцефалопатии вследствие незначительных диффузных изменений в моторных системах проявляются или в моторной лабильности, или в недостаточном моторном развитии, иногда в сочетании того и другого. Моторное недоразвитие или отставание затрудняет координацию речевых движений, что приводит к задержке речевого развития при моторкой алалии.

Последствием тяжелой задержки речевого развития является алалия.

Особой формой с возможным нарушением речевого развития является переучивание леворукости. У леворуких детей, которые уже в раннем возрасте переучивались на правую руку, часто бывает в некоторых случаях задержка развития. Если переучивают неумело к насильственно, то наряду с задержкой и искажением речевого развития могут возникнуть расстройства*

Причины социального окружения — социальная обратная связь. Речь ребенка обращена к его окружению. Реакция окружающих действует как обратная связь. Для ребенка важно, встретило ли его высказывание одобрение или отказ, сопровождалось ли оно успехами или неудачей. Часто этим психологическим моментом, столь важным для развития речи, не придают должного значения. Отрицательное социальное воздействие, когда ребенок находит удовлетворяющего его отклика на свои высказывания, тормозит развитие речи.

Воспитание с завышенными требованиями может привести к невротическим реакциям, например, негативизму, которое отрицательно влияет на развитие речи. Ребенок не хочет говорить и развитие речи задерживается.

С точки зрения понимания алалии, встречающиеся в старой литературе понятие «слухонемота», можно разделить на определенные компоненты в зависимости от преобладания биологических, социальных причин или их комбинаций.

Итак, причины, вызывающие алалию, разнообразны и многие исследования различных ученных и данные, приведенные в этой главе, также подтверждают, что безречие детей может иметь в своей основе различную этиологию.

Отсюда первичный диагноз алалии в ряде случаев не подтверждается, т.к. причиной недоразвития речи может быть снижение слуха или выраженная интеллектуальная недостаточность. Только комплексное обследование таких детей с участие врачей – невропатологов может раскрыть подлинную структуру дефекта. Лишь изучение возможных причин безречия детей позволит специалистам выбрать необходимые эффективные формы коррекционно-воспитательной работы.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия

Эта форма нарушения является следствием двигательных нарушений в организме ребенка. Сопровождается скудным словарным запасом. Ребенку при алалии такого типа сложно выражать свои мысли, составлять словосочетания и правильно использовать слова.

У детей с моторной алалией наблюдается нормальная подвижность органов, которые ответственны за речь. Однако ребенку сложно, например, поднять язык вверх, если его об этом попросили взрослые. Он не может повторить услышанные слова. У таких детей на фоне заболевания присутствуют нарушения психического и неврологического характера.

Чаще детям с моторной алалией тяжело дается физическая активность, но в некоторых случаях ребенок может демонстрировать повышенную активность, что связано с локализацией поражения в головном мозге.

Коррекционная работа логопеда

Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.

Этап первый

Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.

Этап второй

Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».

Этап третий

Обучение проговаривать слога, простейшие слова.

Этап четвертый

Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.

Этап пятый

Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.

Возможные психические нарушения

Моторная алалия сопровождается различными отклонениями, которые затрагивают различные сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Ребенок с таким нарушением бурно на все реагирует, часто плачет и впадает в истерику, не желает иметь какие-либо контакты с окружающими. Также у него:

  • более медленно протекают мыслительные процессы;
  • нарушена память;
  • наблюдается ухудшение концентрации внимания;
  • присутствуют зрительно-пространственные нарушения.

Такие дети хуже учатся, им тяжелее запоминать какие-либо факты, так как они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Лечение моторной алалии

Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.

Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.

Смешанный тип — сенсомоторная алалия

В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.

Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.

Массаж при алалии

Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.

Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение. Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам. Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.

Признаки и симптомы алалии

Чтобы распознать сенсорную алалию у своего ребенка (или хотя бы обеспокоиться по поводу похода к специалисту), специальные знания не требуются. Для алалии характерна другая патология, называемая эхолалией. Так называется состояние, при котором человек повторяет все, что ему говорит собеседник. Например, у ребенка что-то спрашивают, а он, вместо ответа, повторяет этот вопрос. Очевидно, что он не понимает смысл сказанного, поэтому в таких случаях необходимо обращаться к специалисту.

Очень часто в бессмысленных словах можно уловить знакомые фразы. Скорее всего, ребенок услышал их в телевизоре, в песнях или в вашей речи, а теперь повторяет их. Естественно, что и здесь он не понимает ничего из сказанного, хотя по отдельности он знает, что обозначает каждое слово. Также алалия может быть проявлением логореи. Эта патология представляется в виде потока фраз, отдельных слов и даже слогов, которые перепутаны друг с другом и не несут никакой смысловой нагрузки. Более того, сам ребенок не осознает эту проблему, поэтому в его речи появляются выдуманные слова, образованные перестановкой слогов или смешением нескольких слов в одно. Иногда бывает, что ребенок «зацикливается» на одном слове или фразе, повторяя ее бесконечное число раз.

Клиническая картина, особенности поведения

Чтобы иметь возможность выражать свои желания и эмоции, дети учатся общаться с взрослыми при помощи жестов. Позже они начинают подключать к этому процессу речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется.

Однако дети с алалией таких успехов в развитии не демонстрируют. Они не имеют возможности общаться с взрослыми при помощи речи. Выделяют три степени недоразвитости речевого аппарата:

  • Ребенок знает много слов, но при произношении сильно их искажает по причине слабого развития речевой системы.
  • Ребенок знает перечень не сложных слов, демонстрирует начальные навыки речевого развития.
  • У ребенка полностью отсутствует речь.

Эти уровни не имеют никакой связи с возрастом и зависят исключительно от тяжести и формы нарушения.

Этапы логопедической помощи

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
  2. На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
  3. Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
  4. На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Коррекция алалии

Детей с алалией довольно сложно воспитывать, однако родители должны набраться терпения и найти к своему крохе индивидуальный подход, который основан на понимании, терпении и спокойствии.

Важно незамедлительно обратиться к неврологу, как только были обнаружены первые признаки алалии. Чем быстрее будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем больше шансов, что ребенок начнет полноценно разговаривать в дальнейшем. При своевременной коррекции риски развития осложнений минимальные.

Лечение алалии основано на различных способах и методиках. Важную роль играют педагогический, медикаментозный, а также психологический подходы. Этапы коррекции должны включать:

  • нейропсихологическую коррекцию;
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса;
  • ритмотерапию;
  • биоакустическую коррекцию;
  • физиотерапию;
  • массаж.

Коррекционная программа должна быть разработана на основании индивидуальных особенностей ребенка. Она разрабатывается для каждого отдельного пациента и зависит от формы и тяжести заболевания.

Диагностика алалии

Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:

  1. Анамнез – сбор информации от родителей и общения с ребенком. Подозрения на алалию могут быть установлены при наличии не менее трех характерных симптомов.
  2. Дифференциальная диагностика. Необходимо провести обследование у целого ряда специалистов узкого профиля. Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, психоневролог дать свое заключение об умственном состоянии. Детский психолог должен проверить его на наличие аутизма.
  3. Динамическое обследование. При начале коррекции логопед должен контролировать динамику становления речи. На основании полученной информации, логопед может скорректировать поставленный ранее диагноз.

Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.

Домашняя терапия

Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:

  • Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
  • Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
  • Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
  • Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.

Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.

Лечение

Лечение проводится по нескольким направлениям.

Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями.

Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.

Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями.

Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.

Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.

Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.

Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.

Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.

Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.

Профилактика алалии

Если вовремя не начать лечение, то уже вскоре заболевание будет сопровождаться серьезными осложнениями: чрезмерная возбудимость на фоне проблем с общением и плохого понимания взрослых, отсутствие самообслуживания и плохая координация движений, а также отставание в умственном развитии.

Такое заболевание бывает как приобретенным, так и врожденным. Риски развития алалии увеличиваются при гипоксии плода, в случае преждевременных родов, если были выявлены осложнения в период беременности.

Чтобы избежать риска развития алалии у ребенка, родители еще на этапе планирования беременности должны отказаться от курения и алкоголя, пройти комплексное обследование и сдать необходимые анализы. Во время вынашивания плода женщина должна минимизировать риски заражения любыми инфекциями вирусного характера. В случае заболевания беременная может лечиться только разрешенными и безопасными для плода медикаментами. Когда ребенок родится, важно чаще с ним разговаривать, находить время на различные развивающие игры.

При обнаружении первых симптомов алалии, важно не откладывать в долгий ящик визит к врачу, который осмотрит ребенка и направит на комплексное обследование.

При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков.

Рекомендации по проведению занятий

Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.

Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.

Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.

Прогноз преодоления диагноза

Как уверяют логопеды, если лечение было начато в раннем возрасте, примерно в 3-4 года, то шансы на полное восстановление малыша сильно увеличиваются. Вовремя выявленное заболевание и сразу же предпринятые меры, правильно подобранный комплекс терапевтических мер, а также опыт специалистов — залог того, что лечение будет успешным.

Специалисты отмечают, что длительность восстановления зависит от размеров поражения речевых центров. Как показывает статистика, моторная алалия больше поддается коррекции. Дети с таким нарушением быстрее обретают речевые навыки, лучше адаптируются к общению с окружающими, демонстрируя положительную динамику лечения. Другие типы заболевания лечится значительно сложнее, однако при условии правильно подобранной терапии поддается коррекции. Дети с такими нарушениями могут столкнуться в школе со сложностью запоминания

Возможные осложнения и последствия

Первичные проявления этого заболевания становятся заметными уже в 2 года. Если не предпринять лечение в нужное время, недуг продолжит развиваться далее. К основным осложнениям можно отнести:

  • нарушение в координации движений;
  • высокая возбудимость;
  • нарушения мелкой моторики;
  • плохое понимание речи взрослых людей;
  • отсутствие самообслуживания;
  • многочисленные грамматические ошибки в собственной речи;
  • задержки в умственном развитии;
  • проблемы с общением.

Работа с алаликами проводится в игровой форме. Пациент не должен испытывать дискомфорта, психологического давления на себя. Правильная коррекционная работа – залог избавления от проблем, связанных с алалией. Успех терапии вероятен при раннем начале – в 3-4 года. Необходим комплексный подход. При незначительных повреждениях речевых центром, данная патология может быть полностью излечена.

Лечение пациентов с алалией

Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы. В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.

При патологиях речевых центров в коре головного мозга специалисты отмечают высокую эффективность следующих физиотерапевтических процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

При лечении алалии важно акцентировать внимание на развитии моторики, мышления, памяти. Заболевание вызвано системными нарушениями, поэтому логопедическое лечение должно строиться на полном охвате звуко-буквенных постановок и сочетаний, визуализации понятий, а также концентрации внимания. В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.

Детей с алалией рекомендуется начинать обучать алфавиту, счету и письму как можно раньше. Такие навыки позволяют лучше развить память, научиться составлять слоги в слова и контролировать речь.

При комплексной терапии моторной алалии основная работа должны быть направлена на:

  • стимулирование речевой активности;
  • развитие связной речи;
  • формирование речевого запаса;
  • грамматическое оформлениевысказывания.

При диагнозе «сенсорная алалия» акцент логопедической терапии должен быть сосредоточен на формировании навыков отличать речевые и неречевые звуки, дифференцировать слова, пониматьречевые инструкции.

Важно системно прорабатывать:

  • правильное фонематическое восприятие;
  • акустические навыки;
  • ассоциативный ряд.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]