Статья:
Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений. Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают. О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.
Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.
Основные проявления
Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым. Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.
Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:
- речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
- письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
- чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
- выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
- сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
- игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.
Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.
Что представляет собой недуг
Неуклюжесть, хаотичность движений, заторможенность, низкая моторика. Все это можно сказать о людях, страдающих этим недугом. «Dyspraxia» с латинского так и переводится — «синдром детской неуклюжести». Только характерен он не только для детей, но и взрослых.
Заболевание довольно серьезное и определяется в неврологии, как нарушение двигательных и речевых функций. Больные постоянно испытывают чувства беспокойства в связи с невозможностью полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, проблемами с опорно-двигательным аппаратом.
Люди, подверженные этому недугу, чествуют себя довольно глупо в повседневном мире. Некоторым пациентам диагноз диспраксия ставят уже в сознательном возрасте, 20-25 лет.
Диспраксия у взрослых
Это скорее артикуляционная диспраксия. Такое расстройство сопровождает человека всю жизнь. Диагноз ставится точно, а вот происхождение его ученые пока до конца не выяснили. Известно только, что при данном недуге имеют место повреждения определенных участков головного мозга.
Теперь уже установлено достоверно: дети диспраксию не перерастают. Если не заниматься ребенком, заболевание усугубится и перейдёт в более серьёзную стадию.
У взрослых чаще сохраняется моторная диспраксия, когда наблюдаются явные проблемы с почерком, невозможностью планировать свой день, отсутствием желания вставать рано и не опаздывать на работу.
Домашние дела, такие как обычная готовка и уборка у людей с таким диагнозом всегда вызывают неприятие, дискомфорт. Скорость и точность движений, координация нарушены. Автомобилем людям с таким диагнозом управлять категорически запрещено.
Взрослые с диагнозом диспраксия подвержены частым стрессам. Есть ситуации, когда в детском возрасте человек данным недугом не страдал, но в зрелом не может совладать со своими рефлексами и доктора вынуждены диагностировать диспраксию. Эта загадка ученому миру пока не понятна.
Диспраксия у подростков, школьников
Ленивые и неуклюжие дети – объекты повышенного внимания невропатологов и педиатров. Если движения ребенка неуклюжи, он не может совладать с собой, врач вправе усомниться в нормальном состоянии малыша и провести дополнительные обследования. Главные из них проводит невропатолог. Он изучает двигательную функцию малыша, его рефлексы и простейшие реакции. Если симптомы подтверждаются, ставится диагноз диспраксия.
Двигательные навыки таких детей существенно нарушены. Их поведение сильно отличается от реакций сверстников. Интеллект сохранен, но вот некоторые задачи вызывают сложности.
Ребенок и подросток, страдающий диспраксией, очень быстро находит общий язык со сверстниками, но нуждается в помощи, когда нужно применить мелкую моторику. К примеру, завязать шнурки или написать элементарное сочетание слов. На велосипеде такие дети ездить не могут ни в каком возрасте.
По статистике, расстройством координации движения страдают порядка 6% от всех новорожденных и 5-6% взрослого населения. Такой ребенок появляется в каждом классе. У большинства этих детей есть и сопутствующие недуги, например, дислексия – нарушение речи. У таких больных наблюдается более низкий уровень социальных навыков. Это значит, что они очень сложно проходят этапы социализации.
Причины и симптомы детской диспраксии
Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.
Предположительные причины патологии:
- Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
- Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
- Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
- Переношенная или недоношенная беременность.
В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.
Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:
- нарушения сосательного рефлекса;
- проблемы с фиксацией взгляда;
- трудности с захватыванием ладонью предметов;
- нарушения координации движений.
В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.
Симптомы нарушения следующие:
- замедленное формирование умения есть и одеваться;
- неловкость в движениях;
- затруднения с определением ведущей руки;
- частые падения и спотыкания во время ходьбы;
- неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
- трудности с освоением чтения и письма;
- затруднения с ходьбой по прямой линии;
- сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
- проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
- неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
- затруднения с определением правой и левой стороны;
- нарушения сна;
- чувствительность к прикосновениям.
Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.
У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.
Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.
Артикуляционная диспраксия
Вербальная (или артикуляционная) диспраксия является речевым расстройством, а именно нарушением произносительной стороны речи, что связано с недоразвитостью или неправильным формированием артикуляционного праксиса. При такой диспраксии сохранены подвижность и тонус мышц, их сократительные способности.
Обычно данная патология включается устаревшими источниками в круг логопедических нарушений – дизартрий.
Основные отличия артикуляторной диспраксии от дизартрии:
- если слово знакомо или автоматизировано, то оно с большой вероятностью будет произнесено верно; но те же самые звуки в других словах могут произноситься с нарушением (то есть проблема не в произношении звука как такового, а в формировании навыка произнесения);
- ребенок самостоятельно ищет артикуляционную позу;
- количество ошибок во многом зависит от окружающей ситуации и эмоционального состояния ребенка (при повторении за знакомым взрослым в спокойном состоянии произношение будет правильно, в испуганном или нервном – вероятны ошибки).
Основные трудности в вербальной диспраксии: искажения звуков (их пропуск или замена другими, перестановка слогов и пр.) и сложности в построении предложений.
Способы самостоятельной диагностики
Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.
Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:
- один – ноги в стороны;
- два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
- три – ноги в стороны;
- четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).
Признаки неблагополучия:
- ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
- он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
- перекрещивая ноги, он разворачивает таз.
Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.
Профессиональная помощь
При подозрении на диспраксию нужно провести обследование с целью уточнения диагноза и выяснения причин его развития. Помощь профессионалов будет зависеть от наиболее пострадавших в результате заболевания функций ребенка.
Мышление
При нарушении мыслительной деятельности помощь окажет детский психолог. Он поможет ребенку систематизировать и организовать его мышление. Благодаря помощи этого специалиста, ребенок обретет уважение к себе и уверенность.
Речь
При нарушении речи понадобится помощь логопеда, который предотвратит ухудшение и задержку речи.
Движения
Специалисты помогают ребенку развивать различные сложные движения, разбивая их на отдельные мини-движения и объединяя в дальнейшем.
Методы лечения
Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:
- метод стабилометрии с биоактивной связью;
- динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
- пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
- электростимуляция мышц;
- компьютерный видеоанализ движений;
- транскраниальная поляризация головного мозга.
Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.
Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.
При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.
- Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
- Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.
Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.
Причины
Коррекция диспраксии — постоянная работа родителей и специалистов
Кинетическая диспраксия
— моторный и артикуляционный тип недуга имеют ряд нестандартных причин. Специалисты связывают проявления недуга с неполным развитием нейронов, что имеет место в головном мозге.
Большинство исследователей склонны считать, что причины диспраксии кроются в генетической предрасположенности, когда оба родителя неполноценно развиты и страдают рядом недугов нервной системы.
Среди основных составляющих, способствующих развитию диспраксии:
- Микротравмы мозга, которые имеют место в период родов или в первые дни после рождения малыша.
- Мутации генетического плана.
- Недоношенность.
Самостоятельно помочь таким пациентам практически невозможно. Тут нужна концентрация сил специалистов разного уровня.