Что такое брадилалия, причины нарушения и методы лечения


Брадилалия проявляется как замедление темпа речи. Обратный диагноз (слишком быстрый темп речи) — тахилалия . При сохранной артикуляции и грамматическом построении фраз слова произносятся медленнее, чем в среднестатистическом случае, между ними появляются длительные паузы.
Проявляется брадилалия в любом возрасте, встречаясь как в детском, так и во взрослом возрасте. В легкой степени этот синдром не заметен говорящему, однако может мешать коммуникации. Собеседникам же не всегда комфортно общаться с тем, у кого брадилалия может проявляться даже в незначительной степени.

Почему возникает брадилалия?

Проявления замедленного темпа речи объясняются превалированием процессов торможения в работе высшей нервной системы и мозга над процессами возбуждения. При обследовании выявляется поражения мозжечка и участков головного мозга. Среди факторов, вызывающих формирование брадилалии, выделяют:

  • генетические (склонность к замедлению речи передается наследственным путем);
  • экзогенные (интоксикация, гипоксия у детей в период гестации и младенчестве);
  • педагогические (неправильное воспитание, склонность ребенка подражать кому-то с такой речевой особенностью).

Брадилалия может встречаться как самостоятельный синдром либо как сопутствующее проявление, характерное для какого-либо заболевания. Именно поэтому важно провести тщательное обследование ребенка, чтобы правильно установить причины таких проявлений и принять необходимые меры.

Причины брадилалии

К причинам появления болезни можно отнести наследственность, резус-конфликт, черепно-мозговые и родовые травмы, интоксикация организма в утробе матери или младенчестве.

В отношении детей вышеперечисленные отклонения часто списывают на темперамент и характер малыша, тем самым упуская развитие недуга.

При этом страдает функционирование памяти и развитие внимания. Заметно заторможенное мышление, сложности с концентрацией и сменой вида деятельности. Опасность брадилалии в том, что болезнь со временем может осложниться заиканием.

Проявлению брадилалии может послужить несколько серьезных причин:

  1. Предрасположенность к болезни на генетическом уровне.
  2. Повреждения плода на эмбриональном уровне развития.
  3. Полученная травма головы в раннем возрасте.
  4. Плохо развитый мозжечок.
  5. Наличие более серьёзных болезней, непосредственно связанных с головным мозгом.

Также могут сыграть свою роль более мелкие причины, накапливающиеся с годами в раннем возрасте. При подобной болезни у ребёнка наблюдаются склонности к спокойствию, отсутствие характерной для детей активности.

Хотя причин этому речевому дефекту может быть много, основные факторы, вызывающие замедленность темпа считаются следующие:

  • наследственность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • частые или постоянные депрессии;
  • болезнь Паркинсона;
  • болезни центральной нервной системы;
  • более тяжкие заболевания – олигофрения, менингиты, энцефалиты.

Речь нарушается также в результате общей заторможенности интеллектуальных функций организма.

Если в семье уже есть взрослые с такими проблемами, то ребенок, как правило, копирует темп разговора родителей и впоследствии брадилалия диагностируется у ребенка.

Как проявляется брадилалия? Симптомы

Данный синдром может выражаться не исключительно в речевых проявлениях, но и моторных.

Речевые проявления:

  • Замедление общего темпа речи, при этом имеется поражение не только внешней речи, но и внутренней.
  • Существенное снижение скорости чтения и письма.
  • Характерное растянутое произношение отдельных звуков.
  • Наличие длинных пауз между словами в предложениях и фразами.
  • Речи присуща монотонность, малая эмоциональность.

Двигательные проявления:

  • Движения также замедленные и вялые.
  • Мимические проявления снижены.
  • Слабо развита общая моторика, координация.
  • Мелкая моторика также отличается невысоким уровнем.

Что касается детей, то родителям заметна низкая активность ребенка. Он больше предпочитает сидеть, а не бегать и прыгать. Такие дети не очень похожи на «активных исследователей», что как раз характерно для раннего возраста. Не стоит списывать все на врожденный темперамент и особенности характера. Вполне возможно, что ребенок относится к типу «созерцателей», однако если помимо флегматичного характера и сниженного темперамента родители замечают другие проявления, описанные выше, следует обратиться к специалисту.

У взрослых иногда брадилалия проявляется после перенесенного инсульта.

Как распознать брадилалию

При брадилалии тормозится и внешняя, и внутренняя речь. Проблема проявляется в чтении и при письме: данные процессы также замедляются. Голос звучит монотонно, безэмоционально. Некоторые звуки произносятся нарочито растянуто. При этом артикуляция становится нечеткой, но сохраняются звукопроизношение и грамотность построения предложений. Просто ребенок медленнее произносит слова, делает между ними длительные паузы. При брадилалии следует обращать внимание и на моторные симптомы:

  • двигательная активность снижена, наблюдается вялость;
  • мимика бедна, невыразительна;
  • есть проблемы с координацией;
  • неразвитость мелкой моторики.

Родители отмечают нетипичное для возрастной нормы поведение ребенка. Ему больше нравится сидеть, играть в спокойные игры. Резвиться и вести активную исследовательскую деятельность детям с брадилалией тяжело. Конечно, такое поведение может объясняться спокойным нравом ребенка. Однако при наличии симптомов, указанных выше, для исключения патологии необходимо проконсультироваться у невролога и логопеда.

Почему нужно корректировать, лечить брадилалию?

Проблемы с коммуникацией могут привести к психологической травме у ребенка. Низкая активность, замедленная речь могут мешать ему налаживать общение. В результате ребенок может начать стесняться, становится замкнутым и в итоге говорит все меньше.

Однако в данном случае дело заключается не только в коммуникациях, но и развитии. Низкая речевая активность снижает и формирование интеллекта. А значит страдает и рост психологических функций — внимания, памяти, мышления.

Развитая речь соответственно возрасту необходима для умственного развития. Именно по этой причине важно по возможности раньше начать работу с логопедом, чтобы ребенок мог развиваться и учиться.

Почему брадилалия нуждается в коррекции

Без коррекции брадифразия может перерасти в заикание. А это уже проблема, имеющая судорожный характер. Хотя изначально при брадилалии речь идет о темпо-ритмической патологии несудорожной природы.

Медлительная речь в детском возрасте может спровоцировать серьезные психологические проблемы. Ребенку сложно общаться со сверстниками, заводить знакомства. Со временем велика вероятность того, что малыш станет стеснительным, замкнутым и еще менее разговорчивым.

Недоразвитость коммуникативных навыков сказывается на интеллектуальных способностях. Соответственно, страдают внимание, память, мышление, что плохо для образовательного процесса. Ребенку будет сложно учиться.

Чтобы предупредить указанные проблемы, следует своевременно обратиться за помощью в наш Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Обратиться к специалистам необходимо, если у ребенка задержка речевого развития (ЗРР) или общее недоразвитие речи (ОНР). Специалисты нашего Центра много лет помогают с коррекцией брадилалии и других нарушений устной и письменной речи.

Диагностика брадилалии

Для того, чтобы определить наличие проблемы, специальных исследований не требуется. Картина, как говорится, на лицо. Замедленная речь заметна сразу. Но в связи с тем, что брадилалия может являться следствием каких-либо внутренних нарушений, рекомендуется все же обследовать ребенка у невролога, логопеда и психолога. Иногда, при подозрениях на органическую причину нарушения, может потребоваться сделать МРТ, ЭЭГ или РЭГ головного мозга.

Диагностику внешней речи проводит логопед. Он анализирует состояние артикуляционного аппарата, отмечает правильность звукопроизношения, ритмическую сторону речи, интонационную составляющую.

Кроме того, у ребенка проверяют также уровень развития мелкой моторики, мимики, интеллектуального развития.

Преимущества коррекции нарушений речи в НИАРМЕДИК

Высокий уровень оказываемых услуг
О качестве оказываемых нашими специалистами услуг красноречиво свидетельствует тот факт, что в рейтинге частных клиник за 2021 год сеть НИАРМЕДИК заняла первое место, уверенно опередив других представителей отрасли.

Опытный персонал

Занятия при брадилалии проводят логопедыс высшим дефектологическим образованием, афазиологи-нейрореабилитологи с 18-ти летним опытом работы, практические психологи, неврологи. Среди врачей — преподаватели Института дефектологии и медицинской психологии, разработчики индивидуальных развивающих и реабилитационных программ, участники международных и отечественных конференций, съездов и симпозиумов.

Как исправить брадилалию?

Коррекция брадилалии, как и многих других речевых расстройств, должна проводится комплексно.

  • К медицинским методам относится применение лекарственных средств, призванных стимулировать работу нервной системы. К ним относятся укрепляющие и тонизирующие средства, которые назначит врач.
  • Большую пользу окажут также физические упражнения, направленные на улучшение координации движений, занятия творчеством, стимулирующим мелкую моторику, танцы, пение.
  • Назначаются также физиотерапевтическое лечение, при необходимости курсы массажа.
  • Проводится работа с психологом.

Брадилалия, брадифразия (замедленный темп речи)

Именно поэтому специальную коррекционную работу по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Лечебный комплекс должен включать курсы массажа, занятий по сенсорной интеграции и обязательно Нейропсихологическую коррекцию, которая призвана скорректировать корень проблемы – мозговые процессы, лежащие в основе брадилалии.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия).

В НейроЛогопедическом в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

— более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, целей и задач коррекции, и прописывается специалистом строго индивидуально для каждого ребенка на основе нейропсихологической диагностики и аппаратного обследования приборами.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть брадилалию и трудности общения!!!

Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Но родители должны осознавать, что коррекция — это не волшебная скорая таблетка и не волшебная палочка. Такой вариант обычно обещают шарлатаны, мошенники и нечистые на руки «специалисты» от психологии.

Наши нейропсихологи гарантируют результат и 100% решение проблем лишь тем, кто осознает, что нейропсихологическая коррекция — это большая многоуровневая системная работа под руководством грамотного специалиста в центре и регулярных занятиях дома. Помимо нейропсихолога, который проводит занятия с каждым ребёнком ИНДИВИДУАЛЬНО, на всём протяжении процесса коррекции происходит сопровождение методиста, который постоянно корректирует программу, проводит промежуточные диагностики и отслеживает даже малейшие изменения.

Логопедическая коррекция брадилалии

В комплексном подходе к коррекции данного нарушения речи «главную скрипку» играет логопед. Работа по коррекции брадилалии должна стимулировать скорость внутренней и внешней речи ребенка при помощи специальных упражнений:

  • Для ускорения и повышения четкости произносимых фраз (используются скороговорки и чистоговорки с постепенным повышением темпа).
  • Для улучшения и убыстрения работы внутренней речи (задания на воображение, память, сообразительность).
  • Для увеличения темпа чтения и письма у школьников.
  • Для формирования выразительности и эмоциональности речи (ораторское искусство и сценическая речь).

В своей работе логопед предлагает ребенку говорить с определенной скоростью — под метроном или просто поддерживая темп хлопками в ладоши. Тем самым постепенно вырабатывается способность говорить быстрее, контролировать себя.

Дидактические и логопедические игры и упражнения стимулируют скорость внутренней работы мысли, помогают ребенку научиться действовать быстрее и активнее. Для коррекции требуются регулярные занятия, однако если не игнорировать проблему, с ней вполне можно справиться, обеспечив ребенку возможность успешной учебы и общения с друзьями.

Дата публикации: 07.07.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Прогноз и профилактические методы брадилалии

В основном прогноз лечения нарушения темпа речи является благоприятным, особенно в том случае, если коррекция брадилалии осуществляется на ранних стадиях. Но все же после нормализации речи пациенту необходимо не только чаще посещать специалиста, но и самостоятельно следить за своей речью. Что же касается профилактических методов брадилалии, то в данном случае врачи рекомендуют:

  • предупреждать внутриутробные, родовые и послеродовые поражения ЦНС;
  • избегать травм головы, нейроинфекций;
  • проводить мероприятия, направленные на предупреждение развития астенического синдрома, а именно соблюдать режим дня и полноценно питаться;
  • следить за развитием речи ребенка;
  • полноценно общаться;
  • выбирать правильные образцы для подражания.

Логопедическая работа при брадилалии

Все приёмы логопедической коррекции этого нарушения используются для выработки более быстрых речевых движений, для ускорения темпа внутренней речи.

Если брадилалия выражена достаточно сильно, сначала необходимо нормализовать координацию и ритм общих движений. Тренируется более быстрое переключение внимания, воспроизведение различных ритмов с постепенным ускорением.

Работа с речевым материалом (специально подобранными слогами, словами, фразами, текстами) также постепенно усложняется, и постепенно ускоряется темп выполнения упражнений. Используется проговаривание, чтение под метроном, под ритм, отбиваемый рукой. Используется театрализованная деятельность.

Очень эффективны занятия логоритмикой. Используются упражнения под ритмичную энергичную музыку.

Обычно после года работы речь может приблизиться к норме, но после курса занятий необходим контроль за темпом речи.

Вот и всё, что я хотела рассказать о таком нарушении темпа речи, как брадилалия. Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Если вы сочли эту информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Советы родителям

Ребёнку важно создать положительную речевую среду.

Многократно проговаривайте обычные, ежедневные дела:

одевание, умывание, еду, купание, прогулку, подготовку ко сну, укладывание, уборку комнаты и игрушек, приготовление пищи. Все эти процессы должны обязательно сопровождаться речью взрослых.

Проговаривайте потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, пойте песни

.

Как можно чаще разговаривайте с ребёнком

, внимательно выслушивайте его ответы на вопросы. Это не только улучшит речь малыша, но и установит между вами доверительные отношения.

Читайте вместе

, обсуждайте прочитанное, вместе иллюстрируйте сюжет, обсуждайте рисунки.

Профилактика

Для предупреждения развития расстройства у детей, родителям необходимо внимательно относиться к подготовке к беременности и родам – обследоваться, сдавать анализы и посещать занятия будущих мам и пап. Кроме того, им стоит придерживаться здорового образа жизни: полноценно питаться, отказаться от вредных привычек и регулярно заниматься спортом.

Профилактика рецидивов основывается на периодическом посещении логопеда и прохождении поддерживающих курсов логопедических упражнений. Подобные профилактические сеансы рекомендуется проводить не реже одного раза в 1-2 года.

Брадилалия характеризуется речью с тенденцией к замедлению, низкой эмоциональностью и монотонностью голоса. Также заболевание проявляется медленным мышлением, чтением и письмом. Причинами патологии могут быть повреждения головного мозга как во время внутриутробного развития, так и после рождения ребенка. Своевременные занятия у логопеда и комплексная терапия позволяют справиться с брадилалией и полностью устранить ее симптомы.

Прогноз

При раннем выявлении заболевания и комплексной терапии – прогноз благоприятный. Используя современные методы коррекции нарушений речи, пациентам удается достичь нормального произношения и освоиться в обществе. После положительного эффекта лечения не стоит забывать о регулярных поддерживающих курсах и посещении логопеда, периодически обследоваться у лечащих врачей и контролировать речь.

При позднем обнаружении речевого дефекта справиться с брадилалией сложно. Однако, положительный эффект достигается в результате длительных занятий со специалистами и при использовании медикаментозных препаратов.

Коррекционная работа при брадилалии.

При коррекции брадилалии необходима комплексная работа.

Медицинская коррекция этого нарушения направлена на повышение активности нервной деятельности и нормализацию скорости протекания психических процессов, она носит тонизирующий характер. Так же используется психотерапевтическое воздействие для изменения установки на собственную речь.

В работе со взрослыми используется аутотренинг. Так же очень полезны занятия физкультурой, которые содержат тонизирующие упражнения для различных частей тела и могут сочетаться с упражнениями для голоса и дыхания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]