20 упражнений для автоматизации шипящих звуков у детей

Буква «Ш» считается одной из наиболее сложных в произношении. Чтобы добиться ясной речи у детей, проводят логопедические занятия – сначала по постановке, а затем по автоматизации шипящих звуков. Отработка – завершающий, но очень важный этап. Она нужна для формирования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Когда процесс завершен, ребенок начинает говорить правильно бессознательно, без какого-либо контроля и энергозатрат.

Употребление мягкого знака на конце имен существительных после шипящих

Рассматриваемая буква не всегда используется для смягчения звука. В некоторых случаях это просто не требуется. К ним относится употребление слов с шипящими на конце, которые либо мягкие сами по себе (например, «Ч» и «Щ»), либо остаются твердыми даже в соседстве с Ь («Ж», «Ш»). При этом интуиция и произношение вряд ли помогут определить необходимость употребления мягкого знака с такими буквами на конце имен существительных. Остается уповать на знание правил орфографии.

Функции мягкого знака в различных частях речи

Не имея собственного звука, Ь, тем не менее, выполняет несколько функций. Роли его разнообразны. Они зависят от части речи, в которой Ь употреблен:

  1. На конце имен существительныхмягкий знак несет смягчение предшествующей согласной («бронь», «рань»). За ту же самую функцию он отвечает и посреди слова при использовании парных и непарных согласных. Примеры: авоська, таранька. Это же характерно для глаголов и наречий. В последних мягкий знак ставится в конце после шипящего звука во всех случаях, кроме слов-исключений («невтерпеж», «уж»,«замуж»).
  2. Функция разделения в середине глаголов, существительных, прилагательных, перед мягкими гласными («я», «ю», «е», «ё»): «вьюга», «муравьиный», «льётся». Это же касается твердых гласных в некоторых заимствованных словах из других языковых групп: «шампиньон», «папильотка», «ботильоны».
  3. Определение морфологических характеристик слов. Употребление на конце существительных мягкого знака после шипящих звуков указывает на III склонение: брешь, дрожь, фальшь. Также характерно для той же части речи в именительном и винительном падежах (пасть, трость). После шипящих звуков в глаголах Ь ставится в инфинитиве («петь», «ждать», «плакать», «бежать»), повелительном наклонении («врежь», «смажь», «обрежь»), в глаголах 2-го лица, единственного числа («читаешь», «говоришь», «любишь», «лазаешь»).

Итак, у мягкого знака есть основные функции. Сводятся они к смягчению, разделению и обозначению формы. Во всех частях речи он выполняет сходные назначения.

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

  • Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний: На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
  • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.
  • Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

    Мягкий знак после шипящих в существительных

    Одно из наиболее частых явлений – путаница с Ь после шипящих в конце имен существительных. Помимо четкого знания принципов правописания мягкого знака после шипящих согласных, есть несколько несложных приемов для определения, ставится Ь или нет. Рассмотрим подробнее, когда его употребление необходимо либо невозможно.

    Когда пишется

    В существительных употребление мягкого знака обязательно после шипящих согласных, если слово относится к женскому роду. К примеру, «мощь», «брошь», «блажь», «течь», «молодежь». Правило применимо к словам в именительном и винительном падежах:

    • Ночь – подруга капризная и непредсказуемая!
    • Такая мощь – явление крайне редкое в нашей глуши.
    • Только едва заметная дрожь выдавала его сильное волнение.
    • Я пошлю вам в помощь свою замечательную дочь.
    • Среди полок он нашел мягкую чистую ветошь.
    • Наше короткое путешествие привело на неприветливую глухую пустошь.

    Проще всего обозначить это правило как орфограмму в конце имени существительного в III склонении и единственном числе. Признаки его – женский род, а также нулевое окончание.

    Когда не пишется

    Ситуации, при которых на конце существительных после шипящих Ь не требуется, запомнить легко. Их всего две (касаемо имени существительного). Во-первых, если употребляемое слово находится в единственном числе мужского рода: «врач», «гараж», «луч», «фарш». Во-вторых, множественное число: «множество крыш, несколько туч, посреди заброшенных дач». Наиболее полно отражает это правило следующая схема:

    Списки на отдельные пункты правила

    Ё в корне:

    бечёвка жёсткий, шёрстка, шёпот, учёба, пшёнка, дешёвый, шёлк, решётка, чёлка, жёлудь, жёрнов, почёт, чёрточка, пчёлы, чёрный, жёлтый, жёлоб, жёрдочка, щётка, щёчка, чечётка, причёска, чёлн, щёлка, пришёл, печёнка, щёголь, щёлкать.

    О в корне:

    анчоусы, артишок, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жор, изжога, капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шоссе, шотландец, шофёр.

    О в суффиксах существительных:

    холщовый, парчовый, камышовый, рубашонка, распашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, грошовый, книжонка, бумажонка, бочонок, одежонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка, медвежонок, мышонок, галчонок, лягушонок, грачонок, галчонок, бельчонок, верблюжонок, крольчонок, моржонок, ужонок, собачонок, волчонок, бочонок, барчонок, скворчонок, кукушонок, индюшонок, внучок, паучок, клочок, сачок, скачок, пучок, снежок, творожок, каблучок, значок, сучок, башмачок, сверчок, старичок, казачок, пирожок, морячок, кулачок, червячок, крючок, лучок, бычок, жучок, кабачок, бачок, табачок, судачок, пиджачок, колпачок, зрачок, дурачок, пятачок, новичок, мужичок, родничок, старичок, щелчок, волчок, бочок, чесночок, паучок, сундучок, стручок, язычок, смычок, светлячок, хомячок.

    О в суффиксах прилагательных:

    кумачовый, сургучовый, чесучовый, алычовый, лапшовый, ершовый, лещовый, холщовый, борщовый.

    О в окончаниях существительных:

    плащом, ткачом, бородачом, кирпичом, силачом, грошом, мячом, мечом, лучом, ключом, ножом, плечом, врачом, тягачом, шалашом, камышом, ковшом, борщом, лещом, багажом, палашом, гаражом, тиражом, грачом, ковшом, этажом, сургучом, ежом, ткачом, стукачом, хрящом, хлыщом, прыщом, клещом, гуляшом, беляшом, ершом, сычом, параличом, москвичом, палачом, слухачом, лихачом, пугачом, строгачом, толмачом, трюкачом, циркачом, скрипачом, главврачом, рубежом, стеллажом, бичом, блиндажом, дележом, виражом, ужом, вожжой, межой, саранчой, свечой, парчой, каланчой, лапшой, душой, бахчой, лапшой, пращой.

    О в окончаниях прилагательных:

    большого, чужого.

    О в суффиксах наречий:

    свежо, горячо.

    Ё в окончаниях глаголов:

    стрижёт, сечёт, подожжёт, бережёт, сечёт, печёт

    Ё в суффиксах отглагольных существительных:

    ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, размежёвка, протяжённость.

    Ё в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:

    усечённый, обречённый, мочёный, огорчённый, зажжённый, печёный, сушёный, толчёный, смущённый, возмущённый, удручённый, упрощённый, протяжённый, напряжённый, раскрепощённый, бережёный, разгорячённый, завершённый, истощённый, копчёный, печёный, размежёванный, растушёванный, отрешённый

    Суффикс ЁР:

    стажёр, ухажёр, ретушёр, дирижёр, массажёр, тренажёр.

    Алгоритм определения слов с мягким знаком и без

    Часто сомнения о необходимости употребления Ь возникают при восприятии на слух. Особенно трудно бывает с неизвестными или редко употребляемыми словами. Определить, пишется ли мягкий знак, поможет порядок действий, приведенный ниже:

    1. Понять, к какой части речи принадлежит слово. Порой принадлежность к глаголу, наречию дают отличную подсказку. Если оно определено как существительное, то можно приступить ко второму шагу.
    2. Определить род. Правила орфографии непреклонны: если слово женского рода, орфограмме быть. Если мужского – никакого мягкого знака в конце.
    3. Учесть число. Только слово единственное число может похвастать этим знаком в конце. Но это интуитивно понятно: «какая прекрасная вещь» (III скл.) – «на одной из круч трепетал флаг» (I скл.).

    Если слово непривычное, к примеру, авторское (придуманное), то определить часть речи, род, число поможет контекст и окружение. Пример: в вымышленном словосочетании «дябрякий туж» главное слово лишено Ь, поскольку стоящее рядом прилагательное своим окончанием указывает на мужской род. В другом примере такого авторского содержания «мяувая дучь» подразумевается женский род, а потому Ь необходим.

    Выше описана роль мягкого знака, его назначение в различных частях речи, случаи использования. Употребление этой буквы не вызовет затруднений, если следовать приведенному алгоритму действий. Несложные правила помогут не только правильному написанию общепринятых, но и смелому применению незнакомых и авторских слов.

    Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

    «Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

    В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие). Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются. Рассмотрим на примерах. Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь. Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь. Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

    К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

    Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться» (что делать? с мягким знаком), то «бреется» (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем.” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи. Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

    Что нужно знать об автоматизации звуков?

    Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.

    Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка [ш], детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:

    • в слогах;
    • в словах;
    • в предложениях;
    • в стихах;
    • в рассказах;
    • в самостоятельной речи.

    Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан. Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.

    Мягкий знак после шипящих на конце существительных

    Правило довольно простое:

    «Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

    Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

    Рассмотрим на примерах. С мягким знаком после шипящих: Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь. «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин. Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя». Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

    Без мягкого знака: Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич. «Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

    Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств. Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]