Речь – основное средство коммуникации у людей. Поэтому так важно, чтобы у ребенка она развивалась правильно. Один из показателей – четкое произношение всех звуков к 5–6 годам. И без родительской помощи малышам здесь не обойтись. Как научить своего ребенка правильно говорить все буквы? Что для этого нужно делать?
Немного «общей теории»
Прежде всего, важно понимать, что речь маленького человека развивается поэтапно. Опытные родители наверняка помнят, что их малыш в первые месяцы жизни произносил нараспев гласные звуки, потом начал гулить, произнося слоги с простыми согласными, потом пошли первые звукоподражания («ам-ам», «ав-ав») и первые слова.
- Ближе к году ребенок может говорить «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», возможно, и несколько других слов. А также еще использует «неправильные» слова («куп-куп», «бай-бай»).
- С года до двух малыш учится формулировать первые простейшие предложения («буду суп», «папа, дай»). Если синтаксическая структура предложения (подлежащее — сказуемое) прослеживается, на чистоту звуков пока внимания не обращают: артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован для этого. Зато семимильными шагами идет пополнение так называемого «пассивного» словаря, начатое в первые месяцы: ребенок учится понимать новые слова, запоминает их произношение и значение, хотя не умеет пока их произносить. Позже они перейдут в его активную речь. Сейчас он уже не просто произносит «словарный набор», но сам прислушивается к тому, как говорит эти слова и звуки в них, в состоянии оценивать, правильно это или нет.
- В районе 3 лет ребенок учится повторять небольшие стихи, а также строить сложные предложения со словами «потому что», «который», «чтобы». Чаще всего именно к этому возрасту «созревают» свистящие звуки (С, З, Ц). Но даже если они пока заменяются (например, звуком Т), но при этом интеллект ребенка развивается нормально (он понимает обращенную к нему речь, знает, как зовут родных, или что у животных тоже есть мамы и папы) – тревожиться повода нет.
- К 4 годам малыш должен знать обобщающие слова (что такое посуда, транспорт, игрушки, одежда). Произношение пока еще может быть не очень чистым (чаще всего страдают шипящие и Р).
- В 5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки, поскольку к этому времени отделы мозга, отвечающие за развитие речи, сформированы в достаточной степени, а речевой аппарат достиг нужной «кондиции» (при условии, что с малышом постоянно занимались: сама по себе речь не возьмется «ниоткуда»).
Артикуляционная гимнастика для звука т
Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.
Еще по теме:
- Артикуляционная гимнастика для звука Ш
- Упражнения для звуков “С, Ц, З”
Постановка звука Т
- Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
- Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
- Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
- Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
- Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.
Как правильно сделать логопедический массаж ребенку дома
Постановка звука Ть
- Проговорить с ребенком Та-Та.
- Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
- Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
- Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.
Становление речи и родительское участие
Так в чем же заключается родительская помощь? Прежде всего, взрослым важно понимать, что просто научить говорить буквы ребенка невозможно. Этот процесс долгий, систематический и всесторонний. Речь малышей развивается вкупе с совершенствованием остальных навыков: как психомоторных, так и физических. Если кроха отстает в развитии (поздно начал держать голову, садиться, у него есть проблемы с памятью, вниманием) – речь, скорее всего, тоже будет отставать.
Что нужно делать, чтобы все происходило в свои сроки? Во-первых, следить за общим развитием – тренировать мышцы, ловкость, моторику, память, внимание.
Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты.
- Родители с самого раннего возраста крохи должны говорить с ним чисто и правильно: без детских умильных «сюсюканий», без подстраивания слов под детский возраст. Да, малыш может говорить неправильно в силу возрастного несовершенства своего речевого аппарата. Но слышать вокруг себя он должен только точную речь: правильную, четкую, грамотную, без словесного мусора («ну это», «блин», «короче», «чё»), иначе неверное произношение закрепится в его речи и потом эти проблемы придется корректировать со специалистами. А это гораздо сложнее.
- Процесс нельзя пускать на самотек. При таком пассивном подходе малыш непременно начнет отставать. Учить его правильному произношению важно так же, как и учить держать ложку или натягивать колготки.
- Вокруг ребенка постоянно должна быть активная речевая среда. Он должен все время слышать речь. Все действия нужно комментировать, обо всем происходящем рассказывать, называть все окружающие предметы. Тогда ребенок с раннего возраста будет не только обогащать пассивный словарь, но и понимать важность речи для общения.
Что именно развиваем?
В первую очередь, конечно, пассивный словарь. Но освоению навыков произношения способствует не только он. Так, давно доказано, что мозговые центры, отвечающие за развитие мелкой моторики и речи, находятся рядом и влияют друг на друга. Поэтому для того, чтобы у малыша не было проблем с речью, важно уделять внимание развитию мелкой моторики. Это могут быть такие занятия, как:
- пальчиковая гимнастика или массаж пальцев рук (в самом раннем возрасте);
- перебирание круп, мелких пуговиц, орехов;
- шнурование, застегивание молний, кнопок;
- закручивание крышек на бутылках;
- рисование пальчиками по песку, манной крупе, муке;
- рисование красками, лепка;
- нанизывание больших бусин на веревочку.
А чтобы речевой аппарат находился в хорошей форме, его нужно постоянно тренировать. Для этого разработаны специальные комплексы артикуляционной гимнастики. Они помогают губам, языку, челюстям, щекам ребенка приобрести нужную силу, тонус, подвижность и управляемость, научиться правильной силе и направлению подачи воздуха при говорении, сделать речь ритмичной и красивой. Только правильная работа этих органов поможет малышу освоить нужное произношение. Об артикуляционной гимнастике подробно мы рассказывали в данной статье.
Начиная любые занятия с дошкольником, помните, что длиться они должны не более 15 минут. Обращайте внимание на настроение малыша и готовность принять игру. Если он не хочет – не настаивайте, не принуждайте (тем более, не сулите «кару небесную»!). Иначе, однажды ощутив такое отношение, ребенок может на всю жизнь потерять интерес ко всякому обучению или вовсе возненавидеть его.
как научить ребенка говорить букву д
Продолжая тему игр с буквами, на сайте elenayanushko.ru нашла еще игры. В них можно играть как с магнитными буквами, так и кубиками с буквами, которые вы сможете купить на сайте 100sale.ru.
Игра «ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ»
В этой игре мы предлагаем ребенку побыть волшебником. А секрет «волшебства» такой: заменив в предложенном слове всего одну букву, можно превратить его в другое слово с совершенно иным значением. Сначала предлагайте для превращения самые простые слова, которые состоят из трех букв (одного слога):
• СОК — ТОК — КОК: Попросите ребенка выложить из букв магнитной азбуки слово СОК. Затем предложите превратить его, изменив всего одну букву, в то, что находится в электрической розетке. Дайте ребенку время подумать и возможность догадаться самому, что это ТОК. Затем предложите, снова изменив одну букву, превратить это слово в корабельного повара (КОК).
• ЛЕВ — ЛЕС: Выложите вместе с ребенком слово ЛЕВ. Затем предложите превратить грозного хищника в место, где растет много деревьев.
• ЛУК — ЛАК — ЛАЗ: Предложите ребенку сложить из магнитных букв слово ЛУК. Затем превратить этот овощ в то, чем красят ногти (или покрывают мебель) — ЛАК. Затем попросите ребенка превратить слово ЛАК в отверстие, через которое можно пролезть (ЛАЗ).
• ЖУК — СУК — ТУК — ЛУК: Предложите ребенку выложить слово ЖУК, затем превратить его в острую ветку на дереве (СУК), затем в звук, который получается, когда стучат молоточком (ТУК). А потом это слово превратить в овощ, который добавляют в суп и в салат.
• БОБ — ЛОБ: Вместе с ребенком выложите слово БОБ, объясните, что оно означает съедобные плоды. Потом предложите превратить БОБ в часть лица (ЛОБ).
• ДОМ — ДЫМ: Дайте ребенку три буквы — Д, О, М — и попросите выложить слово, обозначающее здание (ДОМ). Затем предложите превратить это слово в то, что образуется во время горения костра (ДЫМ).
• МИР — ПИР: Что бывает, когда нет войны? Предложите ребенку выложить из магнитных букв слово МИР. Затем заменить одну букву так, чтобы МИР превратился в большое застолье, где гостей угощают вкусной едой (ПИР).
Подобным образом можно обыграть другие цепочки слов: КОМ — ТОМ — ДОМ, СЫР — СОР — ВОР, БОР — БОЙ — БОК, БОГ — ДОГ, ДАМ — ДАР, ВОЛ — ГОЛ — КОЛ — ПОЛ, БАК — БОК, БЫК — БУК, БЫЛ — БАЛ, РИС — КИС.
Если ребенку нравится игра и он уже научился легко менять простые слова, можно предложить для игры более сложные слова, состоящие из 2-3 слогов:
• ЛОДКА — ЛОЖКА: Вместе с ребенком выложите слово ЛОДКА. Затем предложите заменить в слове одну букву так, чтобы то, на чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА).
• БАРАН — БАНАН: Выложите из магнитных букв слово БАРАН. Затем предложите ребенку превратить его в сладкий заграничный фрукт.
• ГОРОХ — ГОРОД: Вместе с ребенком выложите из магнитных букв слово ГОРОХ. Затем предложите превратить его в место, где много домов, дорог и людей.
• КОРОВА — КОРОНА: Попросите ребенка выложить слово КОРОВА, а потом изменить одну букву так, чтобы животное превратилось в головной убор короля.
Игру можно продолжать с другими словами: ГОРКА — НОРКА, БЕЛКА — БУЛКА, ТУЧКА — РУЧКА — ЖУЧКА, ДЕНЬ — ПЕНЬ — ТЕНЬ — ЛЕНЬ, ТОЧКА — ДОЧКА — КОЧКА — БОЧКА — ПОЧКА.
Игра «СЛОГ СБЕЖАЛ»
В аналогичную игру можно поиграть и со слогами: стоит убрать из некоторых слов один слог, и они превращаются в другие слова! Но прежде чем предлагать ребенку эту игру, стоит познакомиться со слоговой структурой слова. Маленькая подсказка: делить слово на слоги помогают хлопки в ладоши с одновременным произнесением слова (один слог — один хлопок).
• ПЕСОК — СОК: Выложите слово ПЕСОК. Попросите ребенка прочитать слово и хлопками выделить слоги, назвать первый слог, второй слог. Затем предложите ребенку убрать из слова один слог так, чтобы получилось совсем другое слово. Если ребенок не может догадаться сам, можно сделать подсказку: «Убери из слова ПЕСОК один слог так, чтобы он превратился во вкусный фруктовый напиток» (СОК).
• ПИРОГ — РОГ: Предложите ребенку выложить слово ПИРОГ и назвать слово по слогам. Затем попросите убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Если ребенок затрудняется, возможна подсказка: «Убери из слова ПИРОГ, один слог так, чтобы вкусная еда превратилась в то, что растёт на носу у носорога».
• ГАМАК — МАК: Подобным образом (описание игры см. выше) попросите ребенка превратить ложе для сна и отдыха в цветок.
Продолжайте играть с другими словами (с подсказками-описаниями или без них): БАБОЧКА — БОЧКА, БОЛОТО — ЛОТО, МАТРОС — ТРОС, ЛОДОЧКА — ДОЧКА, КОРЗИНА — ЗИНА, КАБАЧОК — БАЧОК, ПАТРОН — ТРОН.
Игра «ВОЛШЕБНЫЕ БУКВЫ»
Есть удивительные слова, которые могут стать предметом целой сказки. Вот одно из них:
ПОБЕДА (По сказке С. Погореловского)
Одна буква может творить чудеса.
Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «Победа». Написал под картинкой: ПОБЕДА (выложите с ребенком это слово из букв азбуки).
Заглянул на лужайку Ёжик. Понравилась ему буква П. «Поставлю ее, — думает, — перед своим домом. Хорошие ворота будут». Взвалил букву на спину и унес. (Уберите букву П. В дальнейшем при чтении сказки ребенок убирает другие буквы — по тексту)
Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал:
— Нет у меня сегодня…
— ОБЕДА, — подсказали буквы.
— Верно! — рявкнул Медведь. — Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.
Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.
— Ой, где беда? — заметался Зайчик.
Налетел с перепугу на букву Б. отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес.
Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек — сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес.
Тут Баран пришел. Заблеял обиженно:
— Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
А буквы ему:
— ДА.
Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква — А. стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может. Только плакать горько: а-а-а!
Утешь скорее букву А — поставь рядом с ней друзей-товарищей, чтобы получились новые слова!
На фото: Кубики Веселая азбука 12шт. 1111-4 https://100sale.ru/catalog/product/91516/
Подготовка к постановке звуков
Не нужно дожидаться 5–6 лет, чтобы увидеть, что ребенок не выговаривает какие-то буквы. Очень часто проблему можно предотвратить (к тому же, это гораздо легче, чем потом исправлять). Чтобы научить ребенка говорить какой-либо звук, достаточно лишь систематически выполнять комплекс упражнений, который вместе с артикуляционной гимнастикой поможет органам малыша «понять», как вести себя при произнесении тех или иных звуков. Или букв – многие называют это так (хотя звук – правильнее: буква – это графическое начертание звука).
Итак, логопедические упражнения, которые помогут ребенку выговаривать звуки, могут быть такими.
- Укрепляем мышцы языка, чтобы он мог долгое время находиться вверху за верхними зубами в поднятом состоянии. Это определяющий момент для того, чтобы выговаривать звуки [ч], [щ], [ш], [ж], [л] и [р] – проблемные для многих деток. Для этого подойдут речевые игры (лучше проводить их в стихотворной форме, с некоторой театрализацией процесса), в которых малышу придется много раз повторять: «ты-ды» («тын-дын»), «так-так», «ды-ды», «да-да». Это те слоги, при которых приходится поднимать и удерживать язычок наверху. Здесь важно варьировать силу голоса, интонацию, скорость произношения, а также следить, чтобы кончик языка ребенка во время упражнений не опускался к нижним зубам, а все время находился за верхними.
- Укрепляем корень языка, чтобы он мог подниматься к нёбу. Это необходимо для произношения звуков [г], [к], [х]. Пусть ребенок представит, что он – меткий стрелок, перед которым находится тир с мишенями. Его задача – «поразить» все «мишени» из ружья (выстрел – это «кх-кх»). «Стрелять» можно, пока ребенок не устанет. Можно воплотить тир в реальность, развесив мишени и дав малышу водяной пистолет. Стрелять он должен с тем же звуком: [кх].
- Учим малыша смыкать губы. Аденоиды, неправильный прикус или другие особенности могут стать причиной того, что ребенок не может плотно сомкнуть губы. При этом сильно страдает произношение звуков [п], [б], [м] (это как раз «губные» звуки). Чтобы научить малыша их выговаривать, можно поиграть в барабанщиков или в дождик с громом – главное, чтобы во время такой игры он произносил характерные слоги: «бом-бом», «бум-бум», «бух-бух» и т. д. Нужно следить, чтобы губки малыша при выполнении таких упражнений смыкались очень крепко, даже слегка «переигранно». Так быстрее укрепятся мышцы вокруг рта, и ребенок сможет смыкать губы. Соответственно, будет готов произносить сложные пока что для него губные звуки.
- Разрабатываем щечки. С помощью игры в «хомячка» малыш научится работать щеками – они ведь тоже участвуют в произношении. Предлагаем ему надуть щечки, как будто ротик набит едой, и начать сосредоточенно «пережевывать» (щеки надуты, губы сомкнуты). При этом работают также челюсти и практически все мышцы лица.
Произношение звука Т
Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:
- замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
- смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
- после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
- замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).
У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.
Причины неправильного произношения заключаются в следующем:
- сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
- слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
- плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
- подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.
Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.