Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме


Выборочные диктанты на тему: Обозначение мягкости и твердости согласных на письме.

Диктант 1.Задание: Записать слова, в которых есть мягкие согласные, в один столбик, а остальные — в другой.
Лён, лоб, нос, но, нёс, сел, сон, лом, лёд, мял, лес, мал, рак, крик, крюк, мак, сыр, рис, лез, люди, лампа, лужа, звери, клю¬чи, солома, берег, рука.

Диктант 2.
Задание: Прослушать стихотворение и загадки. Записать как можно больше слов с мягкими согласными.
Стихотворение

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. И стоит берёза В сонной тишине. И горят снежинки В золотом огне. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Белым серебром. (С. Есенин)

Загадки

1) Кто к хозяину идёт, Она знать даёт. (Собака) 2) За леском, за леском Кипит гора с песком. (Муравейник) 3) Светит, а не греет.(Луна ) 4) Зимой беленький, А летом серенький. (Заяц)

Игры и упражнения для детей 5-6 лет на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков (Старшая группа)
Цели
: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука. Упражнение «Найди братца» Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» — маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль» Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль». Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель. Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово. В игре должны принять участие все дети. Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей. Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель. Игра «Чья бабочка дальше полетит? » Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети. Игра «Назови звук» (в кругу с мячом) Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет. Чтение скороговорки Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох. «Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально. Упражнение «Назови первый звук слова» Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь». Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно. Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец» Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди. На голове гребешок, Это Петя. (петушок). Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) . Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) . Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула). Упражнение «Назови первый звук слова» На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно. Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом) Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно. В игре принимают участие все дети. Упражнение «Понюхай цветок» Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х». Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах! » Чтение чистоговорки Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох) . Чок, чок, каблучок, наступил на сучок, Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок. Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально. Игра «Найди братца» Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного. Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает. Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети. Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш») Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют) . Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект зимней прогулки в старшей группе Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Конспект занятия в старшей группе

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Скороговорки на отработку звуков русского языка

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе c ЗПР на тему:

Цель:

формирование основ успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфии и дислексии.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

3. Учить определять наличие или отсутствие звуков к

и
к’
в слове (игра «Ромашка»).

4. Познакомить с образом буквы К.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность).

3. Развивать внимание и память.

4. Развивать графомоторные навыки.

5. Научить чётко произносить звук К и К’, дифференцировать их на слух и в произношении.

6. Обогащать словарный запас.

7. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитательные:

1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

2. Воспитывать усидчивость.

3. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

4. Воспитывать любовь к родному языку.

5. Повышать речевую активность.

6. Воспитывать культуру речевого общения.

Оздоровительные:

1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.

2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).

3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.

Материалы и оборудование:

Буква К («портрет звука К»), зеркала, палочки, мячик, кубик, пластилиновые дощечки, горох, бумажная ромашка с картинками-лепестками, в названии которых встречаются звуки К и К’, цветные карандаши, листочки с предметами.

Методы:

эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.

Приёмы

: совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, физкультурная минутка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла гостья из азбуки! Давайте мы её встретим.

Дефектолог: Кто это?

Ответ детей: Это буква

Дефектолог: Правильно, это буква. Но она пришла не одна…. Кто с ней пришёл?

Ответ детей: Это звук.

2. Основная часть.

Дефектолог: Тема нашего занятия – «Звук и буква К».

Дефектолог: А какой предмет-помощник нам нужно выбрать, чтобы назвать звук К?

Задание: Давайте мы с вами посмотрим на предметы, которые лежат на подносе, и выберем помощника. (По просьбе педагога воспитанник выбирает тот предмет, который поможет назвать этот звук).

Действия детей: Правильно выбирают зеркало.

Дефектолог: А для чего нам нужно зеркало? Как оно нам поможет?

Ответ детей: В зеркало можно произнести этот звук.

Задание: дети берут зеркала.

Дефектолог: Давайте мы произнесём звук К.

Дефектолог: Для этого губы и зубы находятся в свободном положении и лишь слегка спинка языка приподнята к верху (нёбу), а кончик языка опущен за нижние зубки. Произносим звук К, а затем мягче — К’.

Действия детей: дети произносят звук К и К’.

Дефектолог: Какой этот звук?

Ответ детей: Согласный, бывает твёрдым и мягким.

Дефектолог: Перед вами лежат листочки, на которых изображены предметы. Вы должны найти тот предмет, который начинается со звука К или К’ и закрасить его цветным карандашом.

Действия детей: Находят нужный предмет и самостоятельно закрашивают его с помощью цветных карандашей.

Дефектолог: А теперь давайте
поиграем в игру «Ромашка» с этими звуками. Выбирайте лепестки, в названии которых есть звуки К и К’. Когда будете брать лепесток, не забывайте чётко произносить слово, выделяя звуки К и К’ и определять их место в слове (в начале, в середине, в конце).
Действия детей: Дети выбирают картинки-лепестки, в названии которых встречаются звуки К и К’, четко произносят слова, выделяя звуки К и К’, и находят их место в слове.

Дефектолог: А теперь нам пора немного отдохнуть. Но с нами отдохнёт и буква К. Она решила нас научить изображать её в движении.

3. Физкультминутка.

Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем изобразить букву К. Для этого вам необходимо встать всем в ряд. Затем поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге). Поменять положение: поднять левую руку слегка вверх, а левую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).

Действия детей: дети садятся на свои места

Дефектолог: Ребята, сейчас нужно опять выбрать предметы-помощники, которые помогут вам выложить букву К. Давайте их выберем.

Действия детей: дети выбирают горох, палочки

Дефектолог: Ребята, скажите, а почему вы выбрали горох, палочки?

Ответ детей: С помощью этих предметов можно выложить букву К.

Дефектолог: Правильно. Но сначала посмотрите на букву К и скажите, из каких элементов она состоит?

Ответ детей: Из палочек

Дефектолог: Сосчитайте, сколько у неё палочек?

Задание: Считают дети: один, два, три.

Ответ детей: Всего три палочки

Дефектолог: Молодцы. Правильно. Тогда давайте мы с вами и попробуем выложить из выбранных материалов букву К (образцы прилагаются)

Действия детей: С помощью гороха, палочек на пластилиновых досках дети выкладывают букву К.

4. Итог занятия.

Дефектолог: Ребята, вы отлично поработали сегодня на занятии. Скажите мне, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомились? Какой это звук?

Ответ детей: Звук и буква К. Звук К — согласный, твёрдый и К’ — мягкий.

Дефектолог: занятие окончено.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]