Статья:
Ребенок по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня
Возраст: 6 лет
Дата проведения:
Тема занятия: звук Р.
Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- закреплять правильное произношения звука Р в слогах, словах и предложениях
- закреплять умение согласовывать числительные с существительными
- закреплять умение составлять предложения по картинке.
Планируемые результаты занятия: правильное произношение звука Р в слогах, словах и предложениях.
Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, игровой картинный материал, зеркало, эхофон, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 мин)
Логопед: — Здравствуй (называет имя ребенка). (Здравствуйте).
Логопед: — Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю.
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Логопед: — Скажи, пожалуйста, какой звук я выделяла голосом? (Звук Р). Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука Р.
2. Основная часть (18 мин)
а. Анализ артикуляции.
Логопед: — Давай вспомним, как мы произносим звук Р? Что происходит с губами? Губы растянуты в улыбке? Зубы видно? Да. Рот немного открыт. А где расположен язык? За верхними зубами. Язычок дрожит.
б. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: — А для начала подготовим наш язычок. Выполним упражнения перед зеркалом.
“Качели” — язычок качается вверх-вниз.
“Лошадка” — скачет лошадка, копыта цокают.
“Маляр” — а теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит небо-потолок (погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).
“Барабанщики” — представь, что твои верхние зубы – это барабан, а язычок – барабанщик. Постучи язычком за верхними зубами изнутри, отчетливо произнеся: Д-Д-Д…
“Футбол” — прилетел ветерок, он хочет поиграть в футбол. Вот это мяч. Загони мяч в ворота. (Вытяни губы трубочкой и дуй на ватку, стараясь загнать мяч в ворота. Струя воздуха должна быть непрерывной и длительной).
в. Произнесение изолированного звука.
— Поиграем в волшебников? Раз, два, ты в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.) Молодец.
г. Автоматизация звука Р изолированно и в слогах.
Игра «Поймай звук»
Логопед: — Хлопни в ладоши когда услышишь звук Р.
а) на уровне ряда звуков: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
Игра «Эхо»
Логопед: — Возьми микрофон. Послушай внимательно и повторяй за мной.
РА-РА-РА РУ-РУ-РУ | РО-РО-РО РЫ-РЫ-РЫ | АР — ОР — АР ОР — АР — ОР |
РА-РО-РУ РО-РЫ-РА | РЫ-РУ-РА РУ-РА-РО | ОР — ИР — ОР УР — АР — УР |
д. Физкультурная минутка
Логопед: — Я предлагаю тебе немного размяться.
Падал снег на порог, (медленно руки вверх-вниз)
Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу — лепим пирог)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. (пальчиками обеих рук побежали по столу)
Пирожки себе пеки, (прижимаем ладошки друг к другу — лепим пирог)
Не из снега – из муки.
е. Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.
Игра «Носорог- почтальон»
Логопед: — Носорог-почтальон разносит письма, а вот от кого они мы узнаем по картинке.
Носорог разносит письма от …
Игра «Звездочет»
Логопед: — Зажги на небе звездочки, называя картинку на оборотной стороне.
Логопед: — Выбери звезду. Считай предмет, изображенный на картинке до пяти.
ж. Автоматизация звука Р в предложениях.
Логопед: — Посмотри на картинки и ответь на вопросы:
— Что делает ворона? (Ворона собирает пирамиду)
— Что делает трубач? (Трубач трубит в трубу)
— Что делает барабанщик? (Барабанщик барабанит в барабаны)
— Что Буратино держит в руках? (Буратино держит в руках тетрадь и карандаш)
— Что делает Рома? (Рома прыгает через ручей)
— Что делает Рая? (Рая держит в руках корзину со фруктами)
3. Итог занятия (2 мин)
Логопед: — Молодец, Лера! Хорошо потрудились. Скажи, какой звук мы учили произносить правильно?
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня
Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.
На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.
В течение всего первого года обучения с детьми с
ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.
Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.
Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.
Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.
Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.
Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.
Диагностика
Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:
- Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
- Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
- Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
- Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.
Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.
Лечение ОНР — это трудоемкий процесс. Полагаться только на педагогов ДОУ нельзя, обязательно занимайтесь дополнительно дома, больше говорите с ребенком и слушайте его высказывания.
Причины
Характеристика ОНР 2 уровня указывает на полиэтиологическую природу речевого дефекта. То есть виновником развития нарушения становятся физические, биологические и социальные предпосылки. Основными провоцирующими факторами являются:
- гипоксия плода;
- резус-конфликт между матерью и ребенком;
- родовая асфиксия;
- травмы головы, полученные при рождении и на первом году жизни;
- инфекции с нейротоксикозом;
- перинатальная энцефалопатия;
- педагогическая запущенность;
- дефицит общения;
- наследственность
- отрыв от дома, или синдром госпитализма.
Зачастую ОНР является последствием комплекса причин. Это важно учитывать при диагностике и коррекции речевого дефекта.