Карточки для домашнего задания «Дифференциация звуков Й — Ль»


II. Основная часть занятия. 1. Дифференциация гласных О — Ё в словах

1. Дифференциация гласных О — Ё в словах.

Логопед: Вы помните, в доме у мачехи Золушке приходилось выполнять сложную и грязную работу. Но со всеми делами девушка отлично справлялась. Давайте припомним, какую работу ей приходилось выполнять. Составьте с записанными на карточках словами-действиями словосочетания. Справиться с этим заданием нам помогут картинки-подсказки.

КарточкиКарточки с картинками
со словами-действиямикартинками
ПОЛИВАЛАцветы
ЧИСТИЛАкартофель
НОСИЛАвода
МЫЛАпол
ПЕРЕБИРАЛАзерно
ДЕЛАЛАпричёски
ШТОПАЛАбельё
ПРОПАЛЫВАЛАрозы

Логопед: Помогите Золушке рассортировать зерна. Распределите слова-предметы в три столбика: с буквой Ё в первый столбик, с буквой О — во второй, а с буквами О — Ё – в третий столбик (задание 6, с. 10).

Подберите к этим словам слова-признаки и запишите словосочетания. Выделите буквы О — Ё и согласные перед ними (задание 7, с. 10).

2. Закрепление умений согласования прилагательныхс существительными в роде и числе.

Логопед: С вашей помощью Золушка быстро справилась с заданиями, но злая мачеха сердита. Она уже приготовила следующее задание. Соедините слова так, чтобы получились словосочетания (слова записаны на карточках).

Произнесите их. Как звучат согласные перед гласными занятия, объясните выбор гласных. Запишите словосочетания
(запись на доске)
и укажите в словах гласные буквы О — Ё и согласные перед ними.

Карточки со словами-Карточки со словами-
предметамипризнаками
РОЗЫПРАЗДНИЧНЫЕ
ВОДАДЕРЕВЯННЫЙ
КОТЕЛРОЗОВЫЕ
ПОЛПШЕНИЧНЫЕ
ЗЕРНАЧУГУННЫЙ
ПРИЧЁСКИРОДНИКОВАЯ
ОДЕЖДАОГОРОДНЫЕ
СОРНЯКИНАРЯДНАЯ

3. Развитие логического мышления.

Логопед: Сложным оказалось предыдущее задание, но с вашей помощью Золушка удачно преодолела и это препятствие.

Однажды вечером Золушка услышала, что во дворце со- стоится бал. Девушке очень захотелось там побывать. Мачеха обещала взять ее на бал, но только после выполнения всей работы по дому. Золушка согласилась.

Давайте облегчим труд Золушки и постараемся ей помочь в исполнении заветного желания. Отгадайте загадки, тогда появится тетушка Волшебница и исполнит желание Золушки.

Клейкие почки. Что копали из земли,

Зеленые листочки. Жарили, варили,

С белой корой — Что в золе мы испекли,

Стоит под горой. (Береза) А

потом солили?
(Картофель)
Он пришел, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна открывал, А потом потанцевал. Побродил по крышам вволю И ушел обратно в поле. (Дождь)

Цветки белые, кистями, Зимнее стекло

Плоды — черные с костями. весною потекло.

(Черемуха) (Лёд)

4. Работа на уровне предложения.

Логопед: Золушка успела выполнить работу, пока мы отгадывали загадки. А вот и тетушка Волшебница. Она подарила девушке карету, лошадей, прекрасное бальное платье. А маленький паж преподнес Золушке хрустальные туфельки.

Золушка спешит на бал. Всю ночь она будет веселиться и танцевать, но как только пробьет двенадцать часов, ей необходимо вернуться.

Составьте из отдельных слов предложения и назовите слова, где есть гласная буква Ё для обозначения мягкости согласных (слова записаны на карточках).

Клёном, под, лошадь, стоит.

Воронёнку, летит, к, ворона.

Поле, кормятся, слон, на, слонёнком, со.

Лисёнок, лисой, за, бежит.

Сарая, под, ласточки, крышей, гнёзда, свили.

5. Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференииаиия согласных перед гласными О — Ё на уровне предложения (задание 8. с. 10).

Логопед: Вот часы бьют двенадцать раз — пора покидать бал. Золушка так спешит, что из-под каблучков вылетают буковки-искры. Вставьте буквы в слова верно и прочтите получившиеся предложения. Запишите их и укажите согласные перед гласными О — Ё. Р__с зел_ный кл_н. Ст_па нес_т з_нтик. В_т вес_лый кл_ун Кл_па. Дворник м_л дв_р. У Ал_ны п_лные в_дра.

Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков ЛЬ — Й

Возьми картинки-символы звуков ЛЬ и Й из Приложения 1. Внимательно послу­ шай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).

Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси со­ответствующие звуки. Повтори 5 раз.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускает­ся). Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Помните , что при чтении каждой из йотированных букв я , ё , ю , е произносится по 2 звука : ЙА , ЙО , ЙУ , ЙЭ .

я— я я— ля ля— я— ля я— ля—я

Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е

Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е

Лю — ю ю — лю лю — ю — лю ю — лю—ю

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с разными гласными звуками

Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускает­ся). Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Ля — е ли — ю ле — ю — ля

Лю — я ле — е ле — е — ли

Е — ли я — лю ли — я — лю

Ю — ле е — ля ля — е — ле

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в разных словах

Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Сле­ди за положением языка. Четко повтори пары слов. Значение незнакомых слов уточни.

В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары и , глядя на картинки — символы , назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й .

Яна — Ляля, Мая — миля, юбка — любим, ежик — лежа, яхта — лямка, йод — лед, юг — люк, есть — лезть, ехать — лето, поет — полет, ябеда — лебе­да, юнга — клюква, едва — листва, дай — даль, мой — моль, топай — тополь, куй — куль, бой — боль, соя — солит, стая — встали.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетаниях слов ( местоимение + глагол ). Развитие навыков словоизменения

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совер­шали вчера те же действия, что и ты. Назови, что они делали, изменив по образцу сло­во-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

В случаях затруднений следует повторить отдельно звуки ЛЬ , Й , глядя на картинки — символы из Приложения 1, или напомнить о положении языка ( на звук ЛЬ кончик язы­ ка поднимается , на звук Й — опускается ).

Например: Я пою


и они пели. Я киваю

и они кивали.
Я знаю — и они (знали), я умею — и они (умели), я пою — и они (пели), я даю — и они (давали), я кидаю — и они (кидали), я киваю — и они (кивали), я покупаю — и они (покупали), я топаю — и они (топали), я пылю — и они (пылили), я пилю — и они (пи­лили), я лью — и они (лили), я клею — и они (клеили), я пью — и они (пили).

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове — названии объекта

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове — действии

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совер­шают указанные действия, и четко проговори их названия. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, на­ливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.

Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов — названии объекта и его признака

Четко проговори каждую пару слов. Значение незнакомых слов уточни. Если соче­тание слов ты произносишь легко, повтори их в быстром темпе 3-4 раза, сохраняя при этом внятность и громкость произношения.

Проговаривание сочетаний слов , насыщенных смешиваемыми звуками , в быстром темпе помогает их стойкому различению как на слух , так и в произношении .

Легкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное бе­лье. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Дале­кая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная та­лия. Тополиные листья. Оленья поляна.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]