Непарные согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие

  • Твёрдые и мягкие согласные звуки
  • Звонкие и глухие согласные звуки
  • Шипящие и свистящие согласные звуки
  • Буква и звук Й

В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

БукваЗвукиБукваЗвуки
Б[б], [б’]П[п], [п’]
В[в], [в’]Р[р], [р’]
Г[г], [г’]С[с], [с’]
Д[д], [д’]Т[т], [т’]
Ж[ж], [ж’]Ф[ф], [ф’]
З[з], [з’]Х[х], [х’]
Й[й’]Ц[ц]
К[к], [к’]Ч[ч’]
Л[л], [л’]Ш[ш]
М[м], [м’]Щ[щ’]
Н[н], [н’]

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [‘ ].

Согласные звуки по участию голоса и шума

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: [р], [л], [м], [н] и [р’], [л’], [ м ’], [н’], [й].

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).


Где образуется согласный звук

Звонкие шумные русского литературного языка — это [б], [б’], [в] и [в’], [д] и [д’], [з] и [з’], [ж], [г], [г’] (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).

Глухие шумные — [п] и [п’], [ф] и [ф’], [т] и [т’], [с], [с’], [ш], [ш’], [ц], [ч ’], [к], [к ’], [х], [х’] (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).

Шипящие и свистящие согласные звуки

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж] и [ш] — это непарные твёрдые

шипящие согласные звуки:

железо

[жэл’эзо],
шесть
[шэст’];

но в сочетаниях жи, ши

не пишется буква
ы
. Сочетания
жи, ши
всегда пишутся с буквой
и
:

жи

вот, гара
жи
,
ши
ло, каранда
ши
.

Звуки [ч’] и [щ’] — это непарные мягкие

шипящие согласные звуки:

часы

[ч’асы],
щука
[щ’ука],

но в сочетаниях ча, ща

пишется буква
а
, а в сочетаниях
чу, щу
пишется буква
у
:

ча

шка, пло
ща
дь,
чу
лок,
щу
ка
.
Звуки [з], [з’], [с], [с’], [ц] называются свистящими согласными звуками.

Согласные по месту образования шума

По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным — верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.

Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.

Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.

Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’].

Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: [ф], [ф’], [в], [в’].

Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.

Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.


Парные согласные звуки

При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: [т ], [ т ’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’]. При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: [ш], [ж], [ш’], [ж’], [ч’], [р], [р’].

Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный [й]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу. Заднеязычные, а по пассивному органу задненёбные, звуки [к], [г], [х], [к’ ], [г’], [х’] образуются смыканием ([к, г]) или сближением ([х]) задней части языка с неподвижным задним нёбом.

Статья:

В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).
По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки с щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia — губы), а все остальные гласные — нелабиализованными;

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Различное качество гласных, воспринимаемое нами на слух как разные звуки, зависит от объема и формы ротовой полости при образовании гласных. Объем же и форма ротовой полости определяются движением языка и губ — активных органов произношения. Взависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на: 1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы); 2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад); 3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются: 1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере); 2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко); 3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Участие губНеогубленныеСгубленные
РядПереднийСреднийЗадний
ПодъемВерхнийИЫУ
СреднийЭО
НижнийА

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б’, д,д’, г,г’, в,в’, з,з’, ж,ж’;

2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л’, р,р’, м,м’, н,н’, и (j),

3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п’, т,т’, к.к’, ф,ф’, с,с’, х, ц, ч’, ш, щ.

По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:

1) смычные — смычно-взрывные: б,б’, п,п’, д,д’, т,т’, г,г’, к,к’ и смычно-проходные: м,м’, н,н’, л,л’;

2) щелевые (фрикативные): в,в’, ф,ф’, з,з’, с,с’, ш, ж, щ, х,х’, и (j),

3) аффрикаты: ц, ч’;

4) дрожащие: р,р’.

По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:

1) губные — губно-губные: м,м’, п,п’, б,б’ и губно-зубные: ф,ф’, в,в’.

2) язычные — язычно-зубные: т,т’, д,д», н,н’, с,с’, з,з’, ц; язычно-альвеолярные: л,л’, р,р’; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к’, г’, х’,’й (j); заднеязычные (задненёбные): г, к, х.

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

1) носовые: м,м’, н,н’;

2) ротовые: все остальные согласные.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ

Ротовое или носовое резонированиеСтепень участия голоса и шумаМесто образования Способ образованияГубныеЯзычные
Губно-губныеГубно-зубныеЯзычно-зубныеЯзычно-альвеолярныеЯзычно- передненёбныеЯзычно-средненёбныеЯзычно-задненёбные
твмтвмтвмтвмтвмтвмтвм
Ротовое
Носовое
ШумовыеЗвонкСмычныеББ’ДД’Г’Г
Глух
ПП’ТТ’К’К
ЗвонкЩелевыеВВ’ЗЗ’ЖЙ
Глух
ФФ’СС’ШЩХ’Х
ЗвонкСмычно-щелевые
ГлухЦЧ’
СонорыДрожащиеРР’
Смычно-проходныеЛЛ’
СонорыСмычно-проходныеММ’НН’

Согласные по способу образования шума

По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые), смычно-проходные, дрожащие (вибранты).

Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум.

К смычным в русском языке относятся: [п], [п.’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели.

Фрикативными согласными являются: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’], [й], [х], [х’]. Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.

В русском литературном языке есть две аффрикаты: [ц] (т + с) и [ч’] (т’ + ш’).


Согласные звуки

Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.

К носовым смычно-проходным относятся: [н], [ н’], [м], [м’]; к боковым — [л], [л ’] (бок языка примыкает к верхней челюсти).

Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р], [р’].

Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так: Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.

Таблица классификации согласных звуков в русском языке

Способ образованияМесто образования
ГубныеЯзычные
Губно-губныеГубно-зубныеПереднеязычныеСреднеязычныеЗаднеязычные
ЗубныеПередненёбныеСредненёбныеЗадненёбные
СмычныеРотовые[б] [ц] [б’] [п ’][д] [т] [д’] [т’][г ] [к ] [г’] [к’]
Носовые[м] [м’][н] [н’]
ЩелевыеСрединные[ в ] [ ф ] [ в ’] [ф’][ з ] [ с ] [з ’] [с’][ж ] [ш ] [ж’] [ш’][й][х ] [х’]
Боковые[л ] [л ’]
Африкаты[ц][ч’]
Дрожащие[р ] [р’]

Соотношение голоса (тона) и шума

Во всех согласных звуках, в отличие от гласных, есть шумы. Некоторые согласные целиком состоят из шума, а другие представляют собой сочетание шума и голоса. В зависимости от наличия или отсутствия тона, а также от степени шума, выделяют следующие группы согласных:

  • сонорные. Их иногда еще называют полугласными, поскольку в них шум незначителен, а тон преобладает над шумом: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] и [j];
  • шумные. В них шум преобладает над тоном, либо тон вообще отсутствует. Соответственно выделяют шумные звонкие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж̄’], [з], [з’] и шумные глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̄’].

Как отличить твёрдый и мягкий согласный?

Чтобы узнать, соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым или мяг­ким, сна­ча­ла про­из­не­сём сло­во и послу­ша­ем, как зву­чит иссле­ду­е­мый звук:

  • вар [в] — вилка [в’]
  • знак [з] — корзина [з’]
  • сом [с] — серый [с’]
  • хоро­шо [х] — хитрый [х’]

Также учтем, что в пись­мен­ной речи мяг­ки­ми явля­ют­ся соглас­ные, после кото­рых пишут­ся буквы:

1. «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • белый [б’ э л ы й’]
  • пёст­рый [п’ о с т р ы й’]
  • сан­ки [с а н к’ и]
  • рюм­ка [р’ у м к а]
  • вялый [в’ а л ы й’]

2. Мягкость мно­гих соглас­ных, кро­ме непар­ных [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выра­жа­ет «ь»:

  • большой [л’]
  • семь [м’]
  • ска­терть [т’]
  • борьба [р’].

Учтём, что «ь», кото­рый пишет­ся после все­гда твер­дых шипя­щих «ж», «ш» слу­жит не для их смяг­че­ния, а для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния или гла­голь­ных форм:

  • дрожь [ж]
  • гуашь [ш]
  • поешь [ш]
  • замажь [ж]
  • не тре­вожьтесь [ж].

3. Мягкими по зву­ча­нию могут быть соглас­ные в соче­та­нии несколь­ких зву­ков, если после­ду­ю­щих мяг­кий соглас­ный повли­ял на преды­ду­щий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс смяг­че­ния соглас­но­го в зави­си­мо­сти от его пози­ции в сло­ве назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем по при­зна­ку твёрдости/мягкости, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Понаблюдаем, как соглас­ные зву­ки вли­я­ют друг на друга:

  • пенсия [п’ э н’ с’ и й’ а]
  • банщик [б а н’ щ’ и к]
  • пончик [п о н’ ч’ и к]
  • болезнь [б а л’ э з’ н’]
  • кости [к о с’ т’ и]

Учтём, что это фоне­ти­че­ское зву­ча­ние мяг­ко­сти соглас­ных не отоб­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной речи.

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии мяг­кий знак не пишет­ся в сте­че­нии соглас­ных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.

Закрепляем знания

Можно закрепить пройденный материал, попросив малыша самого составить и заполнить такую таблицу. Так подключится еще и моторная память.

Хорошим способом научиться различать согласные может стать игра в «расселение» звуков по «квартирам» в нарисованном «домике». Скажем, звонкие непарные – по квартирам с синими окнами, парные – с желтыми и оранжевыми, непарные глухие – с зелеными.

Полезно поискать разные буквы в словах. Можно приводить ребенку примеры слов с глухими согласными, затем – со звонкими, показать, что на конце слов могут стоять как те, так и другие. Можно показать, как волшебница Фонетика превращает глухой в звонкий и наоборот.

Пусть табличка, нарисованная ребенком, всегда висит у него перед глазами, чтобы он мог периодически возвращаться к ней, повторять материал. Для ребенка, прежде всего, это будет игра, но с ее помощью он изучит важную тему, которая ему очень пригодится для учебы.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными – маленькие по размеру, с твердыми – большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.

Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.

Непарные глухие согласные

Среди глу­хих соглас­ных так­же есть непар­ные, кото­рые не соот­но­сят­ся со звон­ки­ми соглас­ны­ми.

ОпределениеЗвуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непар­ные глу­хие соглас­ные.

Глухие соглас­ные [х] и [х’] обра­зу­ют пару по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

  • храб­рый — хит­рый;
  • хлеб — химия;
  • худой — хилый.

Остальные глу­хие соглас­ные непар­ные по всем фоне­ти­че­ским при­зна­кам. Укажем их осо­бен­но­сти:

  • звук [ц] — это непар­ный глу­хой, непар­ный твер­дый;
  • звук [ч’] — это непар­ный глу­хой, непар­ный мяг­кий;
  • звук [щ’] — это непар­ный глу­хой, непар­ный мяг­кий.

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:

Звук Глухой/звонкий Твердый/мягкий Парный/непарный
б звонкий твердый парный
в звонкий твердый парный
г звонкий твердый парный
д звонкий твердый парный
ж звонкий твердый парный
з звонкий твердый парный
к звонкий твердый парный
л звонкий твердый парный
м звонкий твердый парный
н звонкий твердый парный
п глухой твердый парный
р звонкий твердый парный
с глухой твердый парный
т глухой твердый парный
ф глухой твердый парный
х глухой твердый парный
ц звонкий твердый непарный
ч глухой мягкий непарный
ш глухой твердый парный
щ глухой мягкий непарный
й звонкий мягкий непарный
б’ звонкий мягкий парный
в’ звонкий мягкий парный
г’ звонкий мягкий парный
д’ звонкий мягкий парный
з’ звонкий мягкий парный
к’ звонкий мягкий парный
л’ звонкий мягкий парный
м’ звонкий мягкий парный
н’ звонкий мягкий парный
п’ глухой мягкий парный
р’ звонкий мягкий парный
с’ глухой мягкий парный
т’ глухой мягкий парный
ф’ глухой мягкий парный
х’ глухой мягкий парный

Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.

Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.

Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.

При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.

Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.

Когда начинать обучение?

На самом деле начальный этап обучения происходит в еще более раннем возрасте, когда мы учим малыша различать разные звуки. Затем изучаем все буквы алфавита, даем понятие гласных и согласных, учим ребенка определять наличие каждой из них на слух. Только после этого малыш сможет понять разницу между звонкими и глухими, научится их слышать в словах.

То есть сначала нужно сформировать у дошкольника фонематический слух – ту самую способность вычленять из речи отдельные звуки. Как это сделать?

  • Научить реагировать на звучание погремушек, поворачивая в их сторону голову.
  • Подросшего карапуза учим слушать природу за окном: пусть закрывает глазки и описывает, что он слышит (гул ветра, шелест листьев, чириканье птиц, шум машин, лай собак и т. д.).
  • То же самое делаем с бытовыми приборами дома: пусть отличит звучание фена, пылесоса, чайника, холодильника.
  • Играем в зоопарк: мама изображает голоса разных животных и птиц, а ребенок угадывает их, а затем – наоборот.
  • Пусть малыш с завязанными глазами определяет, что звучит: колокольчик, бубен, свисток и т. д.
  • После того как он выучит все буквы, можно учить его определять их наличие в словах (например, пусть хлопает или встает, если услышит заданный звук).

То есть перед тем как изучать звонкость – глухость согласных, дошкольник должен:

  • знать все буквы алфавита, их порядок, количество;
  • отличать гласные от согласных;
  • иметь развитый фонематический слух.

Все эти навыки вполне можно сформировать у дошкольника к 5–6 годам.

Чтобы фонематический слух развивался у малыша правильно, старайтесь как можно больше с ним общаться, а также следите, чтобы вокруг него не было постоянного звукового фона (не выключающийся телевизор, музыкальный проигрыватель).

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непар­ные соглас­ные, в обра­зо­ва­нии кото­рых голо­са боль­ше, чем шума. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через гор­тань и голо­со­вые связ­ки напря­га­ют­ся и виб­ри­ру­ют, то есть в их рож­де­нии участ­ву­ет голос.

Эти зву­ки отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных сво­ей осо­бой звуч­но­стью, поэто­му их назва­ли сонор­ны­ми. Это назва­ние вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный».

В фор­ми­ро­ва­нии сонор­ных зву­ков шум тоже при­сут­ству­ет, но в мень­шей сте­пе­ни, чем у звон­ких соглас­ных.

Например, воз­дух про­хо­дит через нос и обра­зу­ет зву­ки [н] и [н’], а при смы­ка­нии губ полу­ча­ют­ся зву­ки [м] и [м’].

Если воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде язы­ка и про­хо­дит в про­ход меж­ду кра­я­ми щёк, то появ­ля­ют­ся зву­ки [л] и [л’].

Кончик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под выхо­дя­щей стру­ей воз­ду­ха. Тогда рож­да­ют­ся зву­ки [р] и [р’].

Если рас­тя­нуть губы в улыб­ке, а кон­чик язы­ка при­жать к ниж­ним зубам, то про­из­не­сем звук [й’].

Эти все­гда звон­кие зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, не соот­но­сят­ся ни с каки­ми глу­хи­ми соглас­ны­ми. У них нет фоне­ти­че­ской пары по при­зна­ку глухости/звонкости.

ОпределениеЗвуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — это непар­ные соглас­ные.

Между собой они обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

  • [л] — [л’]
  • [м] — [м’]
  • [н] — [н’]
  • [р] — [р’]

Послушаем, как зву­чат мяг­кие и твер­дые сонор­ные зву­ки в сло­вах:

  • бан­ка — бань­ка;
  • рад — ряд;
  • мыс — мис­ка;
  • лов — лев.

А звук [й’] непар­ный по всем харак­те­ри­сти­кам:

  • непар­ный звон­кий;
  • непар­ный мяг­кий.

Буква и звук Й

Буква Й (и краткое) обозначает звук [й’]: рай [рай’].

Буква Й пишется:

  1. В начале слов:йод, йогурт.
  2. В середине слов, перед согласными буквами:лайка, майка, кофейник.
  3. В конце слов:рай, май, твой.

Звук [й’] встречается чаще буквы Й, так как он появляется в словах, где нет буквы Й, но есть гласные Я, Е, Ю и Ё. Рассмотрим, в каких случаях звук [й’] встречается в словах, не содержащих букву Й:

  1. Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:яма [й’ама].
  2. Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:твоё [твой’о].
  3. Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ):въезд [вй’эзд].
  4. Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь):льёт [л’й’от].
  5. Гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь):ульи [ул’й’и].
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]