- Твёрдые и мягкие согласные звуки
- Звонкие и глухие согласные звуки
- Шипящие и свистящие согласные звуки
- Буква и звук Й
В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:
Буква | Звуки | Буква | Звуки | |
Б | [б], [б’] | П | [п], [п’] | |
В | [в], [в’] | Р | [р], [р’] | |
Г | [г], [г’] | С | [с], [с’] | |
Д | [д], [д’] | Т | [т], [т’] | |
Ж | [ж], [ж’] | Ф | [ф], [ф’] | |
З | [з], [з’] | Х | [х], [х’] | |
Й | [й’] | Ц | [ц] | |
К | [к], [к’] | Ч | [ч’] | |
Л | [л], [л’] | Ш | [ш] | |
М | [м], [м’] | Щ | [щ’] | |
Н | [н], [н’] |
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [‘ ].
Согласные звуки по участию голоса и шума
По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные.
Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: [р], [л], [м], [н] и [р’], [л’], [ м ’], [н’], [й].
Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).
Где образуется согласный звук
Звонкие шумные русского литературного языка — это [б], [б’], [в] и [в’], [д] и [д’], [з] и [з’], [ж], [г], [г’] (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).
Глухие шумные — [п] и [п’], [ф] и [ф’], [т] и [т’], [с], [с’], [ш], [ш’], [ц], [ч ’], [к], [к ’], [х], [х’] (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).
Шипящие и свистящие согласные звуки
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж] и [ш] — это непарные твёрдые
шипящие согласные звуки:
железо
[жэл’эзо],
шесть
[шэст’];
но в сочетаниях жи, ши
не пишется буква
ы
. Сочетания
жи, ши
всегда пишутся с буквой
и
:
жи
вот, гара
жи
,
ши
ло, каранда
ши
.
Звуки [ч’] и [щ’] — это непарные мягкие
шипящие согласные звуки:
часы
[ч’асы],
щука
[щ’ука],
но в сочетаниях ча, ща
пишется буква
а
, а в сочетаниях
чу, щу
пишется буква
у
:
ча
шка, пло
ща
дь,
чу
лок,
щу
ка
.
Звуки [з], [з’], [с], [с’], [ц] называются свистящими согласными звуками.
Согласные по месту образования шума
По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным — верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.
Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.
Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.
Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’].
Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: [ф], [ф’], [в], [в’].
Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.
Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.
Парные согласные звуки
При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: [т ], [ т ’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’]. При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: [ш], [ж], [ш’], [ж’], [ч’], [р], [р’].
Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный [й]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу. Заднеязычные, а по пассивному органу задненёбные, звуки [к], [г], [х], [к’ ], [г’], [х’] образуются смыканием ([к, г]) или сближением ([х]) задней части языка с неподвижным задним нёбом.
Статья:
В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).
По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).
Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки с щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.
Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:
1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia — губы), а все остальные гласные — нелабиализованными;
2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);
3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).
В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Различное качество гласных, воспринимаемое нами на слух как разные звуки, зависит от объема и формы ротовой полости при образовании гласных. Объем же и форма ротовой полости определяются движением языка и губ — активных органов произношения. Взависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на: 1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы); 2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад); 3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).
В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются: 1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере); 2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко); 3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ
Участие губ | Неогубленные | Сгубленные | ||
Ряд | Передний | Средний | Задний | |
Подъем | Верхний | И | Ы | У |
Средний | Э | О | ||
Нижний | А |
Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:
1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
2) способ артикуляции;
3) место артикуляции;
4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
5) место резонирования.
По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:
1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б’, д,д’, г,г’, в,в’, з,з’, ж,ж’;
2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л’, р,р’, м,м’, н,н’, и (j),
3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п’, т,т’, к.к’, ф,ф’, с,с’, х, ц, ч’, ш, щ.
По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:
1) смычные — смычно-взрывные: б,б’, п,п’, д,д’, т,т’, г,г’, к,к’ и смычно-проходные: м,м’, н,н’, л,л’;
2) щелевые (фрикативные): в,в’, ф,ф’, з,з’, с,с’, ш, ж, щ, х,х’, и (j),
3) аффрикаты: ц, ч’;
4) дрожащие: р,р’.
По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:
1) губные — губно-губные: м,м’, п,п’, б,б’ и губно-зубные: ф,ф’, в,в’.
2) язычные — язычно-зубные: т,т’, д,д», н,н’, с,с’, з,з’, ц; язычно-альвеолярные: л,л’, р,р’; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к’, г’, х’,’й (j); заднеязычные (задненёбные): г, к, х.
По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:
1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;
2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.
По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:
1) носовые: м,м’, н,н’;
2) ротовые: все остальные согласные.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ
Ротовое или носовое резонирование | Степень участия голоса и шума | Место образования Способ образования | Губные | Язычные | |||||||||||||
Губно-губные | Губно-зубные | Язычно-зубные | Язычно-альвеолярные | Язычно- передненёбные | Язычно-средненёбные | Язычно-задненёбные | |||||||||||
тв | м | тв | м | тв | м | тв | м | тв | м | тв | м | тв | м | ||||
Ротовое Носовое | Шумовые | Звонк | Смычные | Б | Б’ | — | — | Д | Д’ | — | — | — | — | — | Г’ | Г | — |
Глух | |||||||||||||||||
П | П’ | — | — | Т | Т’ | — | — | — | — | — | К’ | К | — | ||||
Звонк | Щелевые | — | — | В | В’ | З | З’ | — | — | Ж | — | — | Й | — | — | ||
Глух | |||||||||||||||||
— | — | Ф | Ф’ | С | С’ | — | — | Ш | Щ | — | Х’ | Х | — | ||||
Звонк | Смычно-щелевые | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
Глух | — | — | — | — | Ц | — | — | — | — | Ч’ | — | — | — | — | |||
Соноры | Дрожащие | — | — | — | — | — | — | Р | Р’ | — | — | — | — | — | — | ||
Смычно-проходные | — | — | — | — | — | — | Л | Л’ | — | — | — | — | — | — | |||
Соноры | Смычно-проходные | М | М’ | — | — | Н | Н’ | — | — | — | — | — | — | — | — |
Согласные по способу образования шума
По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые), смычно-проходные, дрожащие (вибранты).
Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум.
К смычным в русском языке относятся: [п], [п.’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].
Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели.
Фрикативными согласными являются: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’], [й], [х], [х’]. Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.
В русском литературном языке есть две аффрикаты: [ц] (т + с) и [ч’] (т’ + ш’).
Согласные звуки
Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.
К носовым смычно-проходным относятся: [н], [ н’], [м], [м’]; к боковым — [л], [л ’] (бок языка примыкает к верхней челюсти).
Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р], [р’].
Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так: Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.
Таблица классификации согласных звуков в русском языке
Способ образования | Место образования | ||||||
Губные | Язычные | ||||||
Губно-губные | Губно-зубные | Переднеязычные | Среднеязычные | Заднеязычные | |||
Зубные | Передненёбные | Средненёбные | Задненёбные | ||||
Смычные | Ротовые | [б] [ц] [б’] [п ’] | [д] [т] [д’] [т’] | [г ] [к ] [г’] [к’] | |||
Носовые | [м] [м’] | [н] [н’] | |||||
Щелевые | Срединные | [ в ] [ ф ] [ в ’] [ф’] | [ з ] [ с ] [з ’] [с’] | [ж ] [ш ] [ж’] [ш’] | [й] | [х ] [х’] | |
Боковые | [л ] [л ’] | ||||||
Африкаты | [ц] | [ч’] | |||||
Дрожащие | [р ] [р’] |
Соотношение голоса (тона) и шума
Во всех согласных звуках, в отличие от гласных, есть шумы. Некоторые согласные целиком состоят из шума, а другие представляют собой сочетание шума и голоса. В зависимости от наличия или отсутствия тона, а также от степени шума, выделяют следующие группы согласных:
- сонорные. Их иногда еще называют полугласными, поскольку в них шум незначителен, а тон преобладает над шумом: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] и [j];
- шумные. В них шум преобладает над тоном, либо тон вообще отсутствует. Соответственно выделяют шумные звонкие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж̄’], [з], [з’] и шумные глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̄’].
Как отличить твёрдый и мягкий согласный?
Чтобы узнать, согласный является твёрдым или мягким, сначала произнесём слово и послушаем, как звучит исследуемый звук:
- вар [в] — вилка [в’]
- знак [з] — корзина [з’]
- сом [с] — серый [с’]
- хорошо [х] — хитрый [х’]
Также учтем, что в письменной речи мягкими являются согласные, после которых пишутся буквы:
1. «е», «ё», «и», «ю», «я»:
- белый [б’ э л ы й’]
- пёстрый [п’ о с т р ы й’]
- санки [с а н к’ и]
- рюмка [р’ у м к а]
- вялый [в’ а л ы й’]
2. Мягкость многих согласных, кроме непарных [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выражает «ь»:
- большой [л’]
- семь [м’]
- скатерть [т’]
- борьба [р’].
Учтём, что «ь», который пишется после всегда твердых шипящих «ж», «ш» служит не для их смягчения, а для обозначения существительных женского рода третьего склонения или глагольных форм:
- дрожь [ж]
- гуашь [ш]
- поешь [ш]
- замажь [ж]
- не тревожьтесь [ж].
3. Мягкими по звучанию могут быть согласные в сочетании нескольких звуков, если последующих мягкий согласный повлиял на предыдущий. Этот фонетический процесс смягчения согласного в зависимости от его позиции в слове называется уподоблением по признаку твёрдости/мягкости, или ассимиляцией (лат. assimilatio — «уподобление»).
Понаблюдаем, как согласные звуки влияют друг на друга:
- пенсия [п’ э н’ с’ и й’ а]
- банщик [б а н’ щ’ и к]
- пончик [п о н’ ч’ и к]
- болезнь [б а л’ э з’ н’]
- кости [к о с’ т’ и]
Учтём, что это фонетическое звучание мягкости согласных не отображается в письменной речи.
В соответствии с правилом орфографии мягкий знак не пишется в стечении согласных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.
Закрепляем знания
Можно закрепить пройденный материал, попросив малыша самого составить и заполнить такую таблицу. Так подключится еще и моторная память.
Хорошим способом научиться различать согласные может стать игра в «расселение» звуков по «квартирам» в нарисованном «домике». Скажем, звонкие непарные – по квартирам с синими окнами, парные – с желтыми и оранжевыми, непарные глухие – с зелеными.
Полезно поискать разные буквы в словах. Можно приводить ребенку примеры слов с глухими согласными, затем – со звонкими, показать, что на конце слов могут стоять как те, так и другие. Можно показать, как волшебница Фонетика превращает глухой в звонкий и наоборот.
Пусть табличка, нарисованная ребенком, всегда висит у него перед глазами, чтобы он мог периодически возвращаться к ней, повторять материал. Для ребенка, прежде всего, это будет игра, но с ее помощью он изучит важную тему, которая ему очень пригодится для учебы.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными – маленькие по размеру, с твердыми – большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.
Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.
Непарные глухие согласные
Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.
ОпределениеЗвуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непарные глухие согласные.
Глухие согласные [х] и [х’] образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:
- храбрый — хитрый;
- хлеб — химия;
- худой — хилый.
Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:
- звук [ц] — это непарный глухой, непарный твердый;
- звук [ч’] — это непарный глухой, непарный мягкий;
- звук [щ’] — это непарный глухой, непарный мягкий.
Классификация согласных звуков русского языка
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:
Звук | Глухой/звонкий | Твердый/мягкий | Парный/непарный |
б | звонкий | твердый | парный |
в | звонкий | твердый | парный |
г | звонкий | твердый | парный |
д | звонкий | твердый | парный |
ж | звонкий | твердый | парный |
з | звонкий | твердый | парный |
к | звонкий | твердый | парный |
л | звонкий | твердый | парный |
м | звонкий | твердый | парный |
н | звонкий | твердый | парный |
п | глухой | твердый | парный |
р | звонкий | твердый | парный |
с | глухой | твердый | парный |
т | глухой | твердый | парный |
ф | глухой | твердый | парный |
х | глухой | твердый | парный |
ц | звонкий | твердый | непарный |
ч | глухой | мягкий | непарный |
ш | глухой | твердый | парный |
щ | глухой | мягкий | непарный |
й | звонкий | мягкий | непарный |
б’ | звонкий | мягкий | парный |
в’ | звонкий | мягкий | парный |
г’ | звонкий | мягкий | парный |
д’ | звонкий | мягкий | парный |
з’ | звонкий | мягкий | парный |
к’ | звонкий | мягкий | парный |
л’ | звонкий | мягкий | парный |
м’ | звонкий | мягкий | парный |
н’ | звонкий | мягкий | парный |
п’ | глухой | мягкий | парный |
р’ | звонкий | мягкий | парный |
с’ | глухой | мягкий | парный |
т’ | глухой | мягкий | парный |
ф’ | глухой | мягкий | парный |
х’ | глухой | мягкий | парный |
Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.
Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.
Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.
При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.
Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.
Когда начинать обучение?
На самом деле начальный этап обучения происходит в еще более раннем возрасте, когда мы учим малыша различать разные звуки. Затем изучаем все буквы алфавита, даем понятие гласных и согласных, учим ребенка определять наличие каждой из них на слух. Только после этого малыш сможет понять разницу между звонкими и глухими, научится их слышать в словах.
То есть сначала нужно сформировать у дошкольника фонематический слух – ту самую способность вычленять из речи отдельные звуки. Как это сделать?
- Научить реагировать на звучание погремушек, поворачивая в их сторону голову.
- Подросшего карапуза учим слушать природу за окном: пусть закрывает глазки и описывает, что он слышит (гул ветра, шелест листьев, чириканье птиц, шум машин, лай собак и т. д.).
- То же самое делаем с бытовыми приборами дома: пусть отличит звучание фена, пылесоса, чайника, холодильника.
- Играем в зоопарк: мама изображает голоса разных животных и птиц, а ребенок угадывает их, а затем – наоборот.
- Пусть малыш с завязанными глазами определяет, что звучит: колокольчик, бубен, свисток и т. д.
- После того как он выучит все буквы, можно учить его определять их наличие в словах (например, пусть хлопает или встает, если услышит заданный звук).
То есть перед тем как изучать звонкость – глухость согласных, дошкольник должен:
- знать все буквы алфавита, их порядок, количество;
- отличать гласные от согласных;
- иметь развитый фонематический слух.
Все эти навыки вполне можно сформировать у дошкольника к 5–6 годам.
Чтобы фонематический слух развивался у малыша правильно, старайтесь как можно больше с ним общаться, а также следите, чтобы вокруг него не было постоянного звукового фона (не выключающийся телевизор, музыкальный проигрыватель).
Непарные звонкие согласные
В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.
Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».
В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.
Например, воздух проходит через нос и образует звуки [н] и [н’], а при смыкании губ получаются звуки [м] и [м’].
Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки [л] и [л’].
Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки [р] и [р’].
Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук [й’].
Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.
ОпределениеЗвуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — это непарные согласные.
Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:
- [л] — [л’]
- [м] — [м’]
- [н] — [н’]
- [р] — [р’]
Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:
- банка — банька;
- рад — ряд;
- мыс — миска;
- лов — лев.
А звук [й’] непарный по всем характеристикам:
- непарный звонкий;
- непарный мягкий.
Буква и звук Й
Буква Й (и краткое) обозначает звук [й’]: рай [рай’].
Буква Й пишется:
- В начале слов:йод, йогурт.
- В середине слов, перед согласными буквами:лайка, майка, кофейник.
- В конце слов:рай, май, твой.
Звук [й’] встречается чаще буквы Й, так как он появляется в словах, где нет буквы Й, но есть гласные Я, Е, Ю и Ё. Рассмотрим, в каких случаях звук [й’] встречается в словах, не содержащих букву Й:
- Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:яма [й’ама].
- Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:твоё [твой’о].
- Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ):въезд [вй’эзд].
- Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь):льёт [л’й’от].
- Гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь):ульи [ул’й’и].