Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.
Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки. Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
[в], [п], [к], [с], [т], [б] и пр.
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Непарные глухие согласные
Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.
Определение
Звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непарные глухие согласные.
Глухие согласные [х] и [х’] образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:
- храбрый — хитрый;
- хлеб — химия;
- худой — хилый.
Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:
- звук [ц] — это непарный глухой, непарный твердый;
- звук [ч’] — это непарный глухой, непарный мягкий;
- звук [щ’] — это непарный глухой, непарный мягкий.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Определение
Глухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- жёлудь [ж о л у т’]
- прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- шо́рох [ш о р а х]
- шёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягко звучащие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- краб [п]
- покров [ф]
- сапог [к]
- город [т]
- молодёжь [ш]
- отказ [с].
Определение
Оглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коробка [п]
- колдовство [ф]
- коврижка [ш]
- догадка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- отклик («к» или «г»)
- ералаш («ш» или «ж»)
- голос («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- просьба [з’]
- отбить [д]
- сгрузить [з].
Определение
Озвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Дополнительный материал
Смотрите больше примеров с парными согласными.
Применение правила
Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.
Орфограммы – парные согласные | |
на конце слова | в стечении согласных |
бо[п]бро[т]бро[ф’]гвоз[т’]огоро[т]дро[ш] | поло[с]како[з’]баре[з’]багоро[д’]бакро[в’]стра[ш] |
Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.
Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:
- бо[п] – бобы – боб;
- бро[т] – брода – брод;
- бро[ф’] – брови – бровь;
- гвоз[т’] – гвозди – гвоздь;
- огоро[т] – огороды – огород;
- дро[ш] – дрожи – дрожь;
- поло[с]ка – полосонька – полоска;
- ко[з’]ба – косить – косьба;
- ре[з’]ба – резать – резьба;
- горо[д’]ба – городить – городьба;
- кро[в’] – кровный – кровь;
- стра[ш] — стражник – страж.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
Правило
В слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
- краб — крабы;
- покров — покровы;
- сапог — сапоги;
- город — города;
- отказ — отказы;
- голос — голоса;
- отклик — отклики.
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодёжь — много молодёжи;
- ералаш — нет ералаша;
- коробка — много коробок;
- коврижка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пляж — пляжный;
- складка -складывать;
- ошибка — ошибочка, ошибочный;
- лапка — лапа, лапочка;
- повозка — возить;
- рубашка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
- анекдот
- вокзал
- бутсы
- зигзаг
- космонавт
- муфта
- рюкзак
- футбол
и пр.
Тест по теме
- /10
Вопрос 1 из 10Выберите правильное утверждение
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Василиса Козлова
8/10
- Алия Карашаева
10/10
- Сергей Ефремов
8/10
- Ольга Горькова
9/10
- Лилия Голомолзина
10/10
Статья:
Звуки [р], [р’-рь] в норме у ребенка появляется в возрасте от 5-6 лет. Если у ребёнка в 6 лет отсутствуют звуки [р], [р’] обязательно обратитесь к логопеду. Если в речи ребенка звуки [р], [р’] появились в искажённом варианте раньше, например, горловой [р] у ребёнка появился в 4 года, обратитесь к логопеду сразу, как это случилось. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются, а только закрепляются в речи ребёнка, что будет затруднять коррекцию звуков в более старшем возрасте.
Как правильно произносится звук [р].
- кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует;
- задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- спинка языка опущена;
- сильная струя воздуха проходит посередине;
- положение губ нейтральное, губы разомкнуты;
- зубы сближены до расстояния 4-5 мм;
- голосовые складки сомкнуты, вибрируют – производят голос.
Артикуляционные признаки звука [р].
[р] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду; [р] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает в ротовую полость; [р] – звонкий звук. При произнесении звука [р] голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется; [р] – дрожащий звук, вибрант по способу образования. Кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе; [р] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка.
Акустические признаки звука [р].
[р] – сонорный (звучный) звук — его качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в образовании звука, а шум участвует в минимальной степени; [р] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.
Нарушения звука [р].
- Звук [р] отсутствует в речи ребёнка — ротацизм.
- Звук [р] заменяется — параротацизм: — на [ы]; — на [л]; — на [в]; — на [р’]; — на [г]; — на [й].
- Звук [р] искажается: — велярное искажение звука; — увулярное искажение звука; — боковое; — проторное или одноударное; — носовое; — кучерское или двугубное; — щёчное.
Как правильно произносится звук [р’].
При произнесении звука [р’] положение органов артикуляции сходное, но:
- губы растягиваются в стороны больше;
- кончик языка поднят к верхним резцам (ниже, чем при произнесении звука [р]), вибрирует;
- средняя часть спинки языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Артикуляционные признаки звука [р’].
[р’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду; [р’] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает в ротовую полость; [р’] – звонкий звук. При произнесении звука [р’], голосовые связки сомкнуты и дрожат, голос образуется; [р’] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка; [р’] – дрожащий звук, вибрант по способу образования. Кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.
Акустические признаки звука [р’].
[р’] – мягкий звук — средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается к твёрдому нёбу. [р’] – сонорный (звучный) звук — его качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в образовании звука, а шум участвует в минимальной степени;
Нарушения звука [р’].
- Звук [р’] отсутствует в речи ребёнка — ротацизм.
- Звук [р’] заменяется — параротацизм: — на [ы]; — на [л’]; — на [в’]; — на [г’]; — на [й].
- Звук [р’] искажается: — велярное искажение звука; — увулярное искажение звука; — боковое; — носовое; — щёчное.