Документы для прохождения ЦПМПК г. Москвы
Так как я сама недавно собирала и оформляла документы для центральной комиссии на своего ребенка, поделюсь конкретным личным опытом.
Для того, чтобы попасть к специалистам ЦПМПК г. Москвы, прежде всего необходимо записаться на прием. Запись осуществляется либо по телефону комиссии, либо в электронном виде на официальном сайте организации https://ocpsmds.mskobr.ru/
После записи по телефону Вас направят на комиссию в один из филиалов ЦПМПК в столице, назовут дату и точное время приема специалистов, уточнят, пакет каких документов у Вас должен быть на руках, предупредят о необходимости иметь сменную обувь или бахилы для себя и ребенка.
Один из филиалов ЦПМПК в Москве находится по адресу: улица Фадеева, дом 2. Проезд до станции метро Маяковская, далее пешком 7-10 минут.
Как правило, в связи с большим потоком детей до приема у Вас есть минимум неделя-две времени, в течение которого как раз можно собрать необходимые документы. Каковы Ваши следующие шаги?
— В детской поликлинике по месту жительства Вы записываетесь на прием к участковому врачу-педиатру. Так как необходимо пройти оттоларинголога (лор-врача), окулиста и невропатолога, уточняете у участкового врача, к каким специалистам можно записаться самому, а к каким дает направление он. Далее Ваш участковый врач с результатами от врачей-специалистов идет к главврачу (заведующему ДГП). !На руки из детской поликлиники для ЦПМПК Вы получите только 1 документ — направление на комиссию с печатью и за подписью главврача ДГП.
— Логопед детского сада подготовит для Вас заключение по результатам своей беседы-тестирования малыша.
— Воспитатели группы и педагог-психолог детского сада составляют индивидуальную характеристику на ребенка.
— Для ЦПМПК Вам потребуется сделать копии следующих документов:
- свидетельства о рождении ребенка
- паспорта родителя (главная страница + прописка)
- свидетельства по форме 208 с розовой печатью о регистрации ребенка по месту жительства
С оригиналами и копиями свидетельства о рождении, паспорта и свидетельства о регистрации, а также с характеристикой и заключением логопеда из д/с нужно явиться в означенное по записи время в ЦПМПК. На месте Вам потребуется также заполнить заявление (выдают сразу на ресепшине), поэтому не забудьте вооружиться авторучкой. Помните про бахилы или сменную обувь для всех членов семьи!
Комиссия состоит их 3-х специалистов: логопеда, психолога и дефектолога. С ребенком беседуют, задают вопросы, поддерживают активный диалог с целью определить уровень речевого развития Вашего малыша и выявить характерные проблемные места.
Логопед, психолог и дефектолог составляют комплексное заключение о речевом развитии ребенка. Выдача заключений ЦПМПК г. Москвы осуществляется централизованно по адресу: Орликов переулок, дом 8 (станция метро Красные ворота) в будни с понедельника по пятницу с 9 до 18.30ч на 3-м этаже.
С собой необходимо иметь паспорт. Присутствие ребенка НЕ обязательно.
Что происходит на комиссии?
На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.
Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.
Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.
Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.
ЦПМПК станция метро Красные ворота
Специально уточню, как найти Центральную комиссию ЦПМПК на Красных воротах:
выход из метро в сторону Орликова переулка, поворачиваете налево за здание станции метро и проходите насквозь через дома (справа посольства, слева за забором детская площадка) на параллельную улицу — это будет Орликов переулок. Далее следуете направо до второй арки в домах. Ориентиры по ходу следования — Райффайзен-банк и магазин продуктов Теремок. Подъезд ЦПМПК находится с внутренней стороны жилого дома, к нему нужно пройти через шлагбаум и металлическую дверь-решетку.
Логопед в детском саду, скрупулезно готовящий логопедические занятия на базе дошкольного учреждения в соответствии с индивидуальным планом работы для каждого конкретного ребенка, действительно кардинально меняет речевую ситуацию. Уроки, которые проводит логопед в детском саду, необходимы бОльшей половине современных детей — по статистике на 2015 год дефекты звукопроизношения имеются у 52,5% детей, из которых 16,7% — это полные звуковые замены, 35,8% — стертые или выраженные дизартрии. Полученное в центральной психолого-медико-педагогической комиссии ЦПМПК заключение об особенностях речевого развития ребенка — это возможность планомерных индивидуальных занятий логопеда и педагога-психолога с Вашим ребенком в течение всего учебного года.
Как подготовиться?
Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.
На комиссии специалисты просят:
- Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
- Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
- Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
- Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
- Назвать части тела и их предназначение.
- Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
- Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.
Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.
Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.
Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.
Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:
- продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
- выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
- поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.
Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.
Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.
Кто дает рекомендации?
Чаще всего рекомендации пройти логопедическую комиссию дает или врач из сада, в который ходит ребенок, или специалист из логосада, когда местный отсутствует. Детей, имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекции, заносят в список, с которым потом знакомят родителей. Если они согласны на перевод в особую логопедическую группу, то следует явиться на собеседование. Там дается двусторонний бланк, то есть направление на предварительный врачебный обход перед комиссией. Никто не будет заставлять родителей ходить по докторам, такое решение сугубо добровольное.
Спецсад
Многие родители хотят устроить ребенка в логопедические группы, которые имеются в комбинированных садиках, или непосредственно в специальный сад с таким уклоном. Многие знают, что подготовка к школе и программы обучения в этих группах намного лучше и выше, чем в обыкновенных. Кроме того, там предусматривается определенная численность детей, от десяти до четырнадцати, не более. Каждому ребенку благодаря этому будет уделяться больше индивидуального внимания. В такую группу не очень просто попасть, если никаких нарушений речи у детей нет.
Какая помощь может быть оказана ребенку с логопедическими нарушениями?
При наблюдении у ребенка каких-либо нарушений в развитии речи, ему потребуется прохождение логопедической комиссии. На основании ее результатов он может быть определен в:
- Дефпункт или логопункт – отдельные занятия с логопедом, когда ребенок ходит в садике в простую группу, но занимается дополнительно с дефектологом. Таким образом исправляются небольшие нарушения.
- Логогруппа, или логопедическая группа. В ней намного меньше детей, чем в простых (12/25). Здесь у всех ребят есть речевые нарушения. Логогруппа может быть в том саду, который уже посещается ребенком, но при отсутствии мест или таких групп в учреждении ребенка придется переводить в другое место.
- Логопедический детский сад, в котором существуют разные коррекционные группы, классифицируемые в зависимости от нарушений речи, которые подлежат исправлению.
Когда стоит обратиться к детскому логопеду
Конечно, каждый ребенок индивидуален, все развиваются по-разному, но в норме малыш в год должен понимать некоторые обращенные к нему простые фразы, показывать расположение глаз, носа и рта, понимать значение слова «нельзя».
В два года кроха в норме знает более 20 слов, говорит простые фразы, реагирует на сообщения «Идем гулять» начиная одеваться или указывая на одежду для прогулки, по просьбе приносит определенную игрушку, способен слушать коротенькую сказку.
К 3 годам ребенок имеет уже достаточно обширный словарный запас, задает много вопросов, пытается поделиться с родителями своими впечатлениями.
Сегодня, нормы несколько изменились, многие трехлетки только начинают говорить предложениями, количество произносимых слов значительно уменьшились.
Однако, если ребенок к трем годам не начал разговаривать, уклоняется от общения со сверстниками на детской площадке, не может взаимодействовать с близкими людьми, это серьезный повод обратиться к специалистам.
В этом случае необходима консультация невролога, следует провести диагностику слуха и проконсультироваться у логопеда.
Комплексное обследование малыша позволит выявить проблему и начать лечение. Даже если в Вашей семье или у близких подруг есть примеры, когда ребенок молчал до 3 и более лет, а потом благополучно заговорил, это не повод откладывать визит к специалистам.
Мастер-класс по логопедии для педагогов
Цель — повышение педагогического личного опыта. В мастер-классе идет активная дискуссия педагогов по проблеме с теорией и игровой практикой.
Задачи мастер-класса:
- Развитие умения способствовать формированию индивидуального стиля в педагогической деятельности.
- Создать условие для развития профессионального развития педагога, в ходе которого формируется опыт в речевых упражнениях для развития детей дошкольного возраста.
Мастер-класс учителя логопеда:
- Организационные моменты (стихотворения).
- Объявление темы мастер-класса.
- Теоретическая часть (теоретический аспект).
- Практическая часть (игры).
- Рефлексия (вопросы).
Цели и задачи логопедического занятия по ФГОС
Логопед должен учитывать психологическую особенность ребенка. Иногда дошкольники воспринимают логопедические занятия, как игру. Задачи логопеда:
- Обучение произношению всех звуков.
- Развитие связной речи (построение составных несложных предложений).
- Понимание различий звуков.
- Формирование и усовершенствование импрессивной части речи (понимать, что говорят).
Логопед учит выговаривать звуки
Приоритетно занятие индивидуально. Оно считается очень эффективным в преодолении проблем с речью. Благодаря этой форме устанавливаются контакты и отношения между логопедом и ребенком, закрытые дети открываются. Во время занятий могут использоваться различные техники: игры, задания.
Важно. Частоту занятий определяет специалист, все зависит от нарушения и задержки речи. В основном длительность занятия около получаса, и проводятся они пару раз в неделю.
Можно ли научить ребенка выговаривать звук [ш] в домашних условиях
При разговоре с логопедом родителям разрешают присутствовать на занятиях для понятия методики, которую выбрал специалист.