Модуль 1. Основные принципы индивидуальной и фронтальной форм логопедической работы
Формы организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных учреждениях различного типа
Задание. Ознакомьтесь с методическим пособием Степановой О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» и методическими рекомендациями для педагогов и специалистов образовательных учреждений «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с речевой патологией в образовательном учреждении» в разделе «Библиотека». Проанализируйте формы логопедической работы в различных образовательных учреждениях. Выводы оформите, заполняя таблицу «Формы организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных учреждениях различного типа».
Доступа нет, контент закрыт
Аккаунт доступа «PREMIUM»
- PREMIUM_30
- 599
- Премиум доступ на 30 дней
- PREMIUM_60
- PREMIUM_90
Специальные игры для молчунов
В них выделяются два направления:
- сформированное общее подражание;
- развивающееся общее подражание.
Копируя взрослых, кроха усваивает их опыт, умения и навыки. Под общим подражанием подразумевается повторение мимики, движений и действий.
Работу с молчаливым ребенком реализуют в следующей последовательности:
- побуждают его повторять движения (зарядку с поднятием рук, топаньем ножек и похлопыванием в ладоши);
- следующим шагом развития идут последовательные движения (полет птички, которая затем приземляется и ищет зернышки);
- на заключительном этапе привлекают игрушки, с которыми выполняют те же последовательные действия.
Чтобы сформировать имитацию звуков и речи с неговорящими детьми, нужно много раз повторять одни и те же слоги, слова и словосочетания, выделяя их. Крохе предлагают воспроизвести сказанное и положительно воспринимают любой вид ответных действий.
Логопедические занятия, которые настроены на подражание речи, проводят в следующем порядке:
- произнесение звуков;
- слов и слогов со смысловой нагрузкой;
- слов;
- коротких фраз.
Игровая форма подходит не только для молчаливых детей, но и крохам, разговаривающим невнятно и нечетко. Помимо упражнений, к ним добавляют загадки, чистоговорки и рифмовки. Полезно для развития делать движения, сопровождающие фразы и подходящие по смыслу.
Требовать от ребенка 2—3 лет произнесения четких звуков не нужно. Гораздо важнее формирование коммуникативной функции языка.
Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей
Задание. Используя Программы коррекционно-логопедической работы (см. раздел «Библиотека»), проведите анализ задач и направлений логопедической работы по коррекции различных речевых нарушений у детей (фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи, заикания и т.д.). Для оформления результатов анализа используйте таблицу «Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей».
Доступа нет, контент закрыт
Аккаунт доступа «PREMIUM»
- PREMIUM_30
- 599
- Премиум доступ на 30 дней
- PREMIUM_60
- PREMIUM_90
Занятие логопеда по постановке звука [Р]
Занятие логопеда по постановке звука [Р]
Некоторые родители, обращаясь к нам за помощью, ошибочно полагают, что ребенку необходимо исправить букву «р». На самом деле, речь идет о неправильном произношении звука [Р]. Многих родителей больше всего тревожит именно неправильное или искаженное произношение этого сонорного звука.
Недостатки звукопроизношения делятся на несколько групп. Нарушенное произношение звуков [Р],[Р‘] принято обозначать термином «ротацизм».
Виды нарушенного звукопроизношения:
- искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков (например, горловое произнесение звука [Р]);
- замены – использование вместо звука, отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя (например, «лыба» вместо «рыба», «вакета» вметсто «ракета»);
- пропуск – отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха (например, «каова» вместо «корова»)
- смешение – недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении («лакета» вместо «ракета»)
Виды искаженного произношения звуков [Р], [Р‘]:
- межзубное – язык выбрасывается изо рта, слышен один удар;
- одноударное – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
- проторный – правильная артикуляция звука без вибрации, слышится щелевой (фрикативный звук);
- горловой – кончик и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть спинки круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое нёбо (велярный ротацизм), либо увулю (увулярный ротацизм);
- боковой – при правильной артикуляции звуков один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок. Она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук. Слышны 1 – 2 удара;
- кучерской – губы выдвинуты вперед. Сильная струя воздуха заставляет губы вибрировать;
- носовой – кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка напряжена и поднята к мягкому нёбу, образуя щель или смычку. При смычке звучание приобретает носовой оттенок.
Виды замен звуков [Р], [Р‘]:
- замены на любые гласные звуки: «ыак» вместо «рак», «иепа» вместо «репа»;
- замены на сонорные звуки: «лак» вместо «рак», «нама» вместо «рама» «jука» вместо «рука», «Льома» — вместо «Рома»;
- замена на губно-зубные: «кавова» вместо «корова»;
- замена на переднеязычные: «дак» вместо «рак», «депа» вместо «репа»;
- замена на заднеязычные: «гак» вместо «рак», «гепа» вместо «репа».
Работа по коррекции нарушений звукопроизношения начинается с развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
- подбираются целенаправленно;
- проводятся в начале занятия;
- закрепляются в домашних условиях;
- требуют 5-7 минут для выполнения.
Для постановки звуков [Р], [Р‘] необходимо выполнять следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
Базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата:
- «Окно» — рот широко открыт, язык спокойно лежит за на дне ротовой полости;
- «Забор» — губы в улыбке, передние верхние и нижние резцы обнажены, стоят друг на друге;
- «Трубочка» — вытягивание губ вперед трубочкой;
- «Лопата» — рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии;
- «Иголка» — рот открыт, удерживать узкий язык между резцами;
- «Наказываем язычок» — разминать язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя»;
- «Качели» — рот широко открыт, чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции;
- «Часики» — рот приоткрыт, чередование движений языка вправо и влево с фиксацией в течение секунды в каждой позиции;
Комплекс упражнений для выработки движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков [Р], [Р‘]:
- «Грибок» — выработка подъема всей спинки языка вверх, присасывание всего языка к верхнему нёбу;
- «Вкусное варенье» — выработка движения широкой передней части языка (широким передним краем языка облизать верхнюю губу);
- «Почистим верхние зубы» — выработка подъема и движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов;
- «Маляр» — отрабатывание движения языка вверх по твердому нёбу вперед-назад;
- «Барабанщик» — укрепление мышц языка, отрабатывая подъем языка вверх, и умение делать кончик языка напряженным;
- «Лошадка» — укрепление мышцы языка и выработка подъема языка вверх, производя цокание языком.
Существует несколько способов постановки звука [Р]. Приведем один из наиболее распространенных:
Постановка звука [Р] от звука [Д].
- Ребенок звонко произносит звук [Д] прижимая кончик языка к бугоркам за верхними зубами (альвеолам); Звук нужно произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол.
- При произнесении звука [Д] язык должен как бы раздуваться от воздуха, выдыхаемого на него.
- Далее необходимо тренировать ребенка таким образом, чтобы он как можно сильнее выдохнул на язык, а язык в этот момент оторвался от альвеол и затрепетал и завибрировал от «порыва ветра»;
- В результате тренировки пунктов 1-3 должно получиться сочетание звуков д-р-р-р;
- В дальнейшем необходимо тренировать звук [Р] в таких слогах как дра, дро, дру, дры, а позже в словах;
- Чтобы отделить звук [Р] от звука [Д] предлагайте ребенку произносить звук [Д] про себя, а звук [Р] в полную силу;
- Закрепите звук [Р] в слогах ра, ро, ру, ры.
- Отработайте правильное произношение звука [Р] в различных словах, предложениях и текстах.
Если, проделав всю описанную выше работу, вам не удалось исправить у своего ребенка звук [Р], то это может явиться поводом обратиться за консультацией к логопедам Центра развития речи «Говорить легко».
Основные принципы логопедической работы
Кратко опишите основные принципы логопедической работы.
Содержание ответа
- Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом:
Доступа нет, контент закрыт
Аккаунт доступа «PREMIUM»
- PREMIUM_30
- 599
- Премиум доступ на 30 дней
- PREMIUM_60
- PREMIUM_90
Совершенствуем речь ребенка дома
Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.
В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.
Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению
С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.
Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.
Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.
Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.
Консультация по логопедииконсультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Формы логопедической работы с дошкольниками
Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 детей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20— 35 минут, индивидуальных — 10—20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю — вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет, рекомендации. Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольного образовательного учреждения логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения (например, продолжение коррекционно-речевых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в специальной (речевой) школе и др.). Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5—2 и более лет. Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков. Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса, когда уже другие дети, педагоги и родители последовательно проходят логопедом через все его этапы. Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений. Зачисленные в специальную группу дети находятся в детском саду с сентября по июль. Логопедические и воспитательские занятия проводятся ежедневно согласно сетке часов. Продолжительность учебной недели 5 дней. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные (со всей группой), подгрупповые (3-5 человек) и индивидуальные.
Фронтальные логопедические занятия (30—35 мин) проводятся в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Воспитательские занятия проводятся после логопедических, а некоторые из них, — согласно режиму дня, во второй его половине до или после, прогулки.
Содержание логопедической работы на втором году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования. На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речь.
Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок является необходимым условием успешного обучения.
Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приемы определяются общими целями коррекции с учётом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы воспитателя по различным разделам программы детского сада. Особого внимания требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение словообразованием и словоизменением. Структура фронтальных занятий включает в себя:
а) формирование лексико-грамматических средств языка;
б) обучение диалогической и монологической речи;
в) совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
г) овладение элементами грамоты.
При проведении коррекционно-воспитательной работы логопед широко опираются на непосредственный опыт детей, их предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения.
В процессе решения названных задач особое внимание уделяется самостоятельности и произвольности речи.
Основные формы, методы и приемы работы с дошкольниками на логопункте
Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:
— необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;
— различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;
— различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;
— индивидуальным темпом усвоения материала;
— необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;
-соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.
Эти причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны. Поэтому очень часто приходится прибегать к таким формам логопедической работы, как групповой постановки звуков. Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей.
Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, затем выявились и другие положительные стороны: большая раскрепощенность детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.
Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса, традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка.
Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что увеличивает возможности тренировочных упражнений.
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.
Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля. Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта во много раз превышает объем аналогичной работы в условиях группы компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большим количеством групп.
Логопедическая практика показывает, что качество и эффективность работы учителя-логопеда на логопункте зависит от многих факторов: это планирование работы с оформлением всей необходимой документации, недопустимость жесткой регламентации в требованиях к работе учителя-логопеда, нецелесообразность установления диагностических рамок для зачисления детей на логопедический пункт, нерациональность зачисления детей на логопункт через ПМПК. По количеству одновременно занимающихся желательно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся.
Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
фронтальных (подгрупповых) занятий;
индивидуальных занятий;
занятий подвижными микрогруппами.
Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.
Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.
Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.
Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.
В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:
определяются тема и цели занятия;
выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;
обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
при отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;
включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи с старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования:
1. Занятие должно быть динамичным.
2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.
3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.
4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.
5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.
Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.
Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:
1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.
2. Занятия по формированию и развитию связной речи.
3. Занятия лексические с элементами грамматики.
4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.
Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.
Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.
На лексическом занятии с элементами грамматики используется «лексический» подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.
На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.
Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.
К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:
сформулировать тему и цели занятия;
продумать этапы занятия, их связь друг с другом;
запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;
осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
формулировать инструкции кратко и четко;
использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.
Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.
– здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Кравцова О.А.
Принципы развития правильной речи
Для формирования правильного языка создают условия. Уже давно доказано, что постановке речевой деятельности способствуют физические упражнения и игры.
- Даже с младенцем полезно разговаривать и хвалить его попытки что-то сказать. Для корректного развития детей, родителям советуют реагировать на эти проявления уравновешено и спокойно.
- Структура языка у взрослых должна быть правильной. Это детям 2—3 лет говорят «ту-ту» и «ам-ам», а в 4—5 лет, им полезно слышать правильную речь с применением литературного языка и корректного произношения.
- Для постоянного развития, ребенку придумывают новые рассказы и наполняют его жизнь позитивными впечатлениями. Чем больше малыш хочет делиться эмоциями при помощи языка, тем быстрее проходит период подготовительной работы.
Занятия с детьми 4—5 лет
В таком возрасте пора готовить ребенка к школе. С произнесением звуков не должно быть проблем.
Если малыш говорит неправильно, нужно разобраться, в произнесении каких звуков есть нарушения. Можно попробовать попросить ребенка повторить слова, в которых имеется неподдающийся звукоряд. Примеры:
- «с» — солнце, собачка;
- «з» — зебра, зайчонок;
- «ш» — шоколадка, шар;
- «ч» — чашка, чемодан;
- «ц» — цапля, царь;
- «р» — ракета, рыба.
Произнесение звуков лучше предлагать по отдельности.
Перед тем как проговаривать каждый из них, делают артикуляционную гимнастику возле зеркала. Тогда речевой аппарат не только чувствуется, но и видится.
После выговаривания звуков переходят к работе со слогами. Если с этим все в порядке, предлагают ребенку повторять целые слова с содержанием сложных звуков. Урок закрепляют при помощи свободной речи с их использованием. Этап продолжают до тех пор, пока малыш не научится говорить правильно.
Нужно приготовиться к тому, что такие занятия длятся несколько месяцев, пока постановка звуков не станет грамотной.