Этапы постановки звука Л: подготовка, методики, упражнения

Елена Каркукли, автор книги о гимнастике для лица «FaceDay». 6 лет она занимается гимнастикой сама и 5 лет тренирует других девушек.


Елена Каркукли на тренинге показывает, как правильно делать упражнение

Мы взяли у Елены интервью. Попросили рассказать, что такое гимнастика для лица, как 5 минут занятий в день помогают разглаживать морщины и моделировать лицо, и подобрали для вас несколько упражнений из тренинг клуба Faceday «Лицо как искусство»

Что такое гимнастика для лица

Под кожей лица находится 57 мышц. Одним концом они прикреплены к костям черепа, другим вплетены в кожу. Сокращаясь, мышцы лица приводят в движение участки кожи, к которым крепятся. Эти сокращения управляют человеческой мимикой: сморщиванием лба, зажмуриванием глаз, улыбкой.

От состояния этих мышц зависит внешний вид лица. Как и мышцы тела, они могут ослабевать или перенапрягаться. Это сразу проявляется на лице: морщины, тонкие губы, нависающие веки и другие изменения. Но, как и мышцы тела, мышцы лица можно привести в норму упражнениями. А за здоровыми мышцами придут в норму черты лица.

Гимнастика для лица — это тренировка лицевых мышц

Игра «Сочиняем на ходу»

После коротеньких разминочных загадок можно перейти к более сложному заданию — текстам, которые ребенку тоже необходимо прочесть вслух или же повторить со взрослым. Желательное условие для данного упражнения — паузы.

Следует научить ребенка говорить с выражением и не спеша. В заданиях подобного рода это важно, потому что слоги имеют похожую структуру и переплетаются, при этом слова имеют разный смысл. Скороговорка здесь не получится. Не торопите детей. Пусть он читает без спешки, сосредоточившись на смысле текста. Только поняв суть сказки, ребенок поймет, с какой интонацией правильно читать текст, а вы сможете научить его говорить правильно и без запинки. В ниже приведенных текстах отрабатывается как твердый «Л», так и мягкий звук «ЛЬ».

Сказочка про куклу Милу

Купила мама маленькой Людмиле куклу. Кукла Люде очень полюбилась. Людмила назвала куклу Милой. Кукла была мила. Целые дни Люда была с Милой. Она шила ей костюмы и платья, расчесывала пышные белые волосы. Люда укладывала Милу спать и баюкала. Девочка берегла куклу. Но как-то Людмила уложила Милу спать. Пока девочка обедала, куклу унесла собака Лайка. Она потрепала куклу. Поплакала-поплакала Люда, но куколку любимую не оставила. Тогда мама решила купить дочурке такую же куклу. Пока дочка спала, мама подложила новую вместо старой куклы. Людмила даже не догадалась.

Массаж головы для разогрева мышц

Перед упражнениями, в качестве разминки, полезно сделать массаж волосистой части головы. Массаж усилит циркуляцию крови в тканях, разогреет мышцы и подготовит их к упражнениям.

Кроме того, массаж усиливает питание волосяных фолликул. Фолликула — это корень волоса, который отвечает за его рост, качество и восстановление. Год массажа головы дает густые, крепкие волосы. Они перестают сечься и обламываться при расчесывании.

1. Массируйте голову подушечками пальцев. 2. По бокам от ушей к макушке. 3. Сзади от макушки к затылку. 4. Продолжайте массировать 1 минуту.

1. Каждой рукой захватите крупную прядь волос у корней. 2. Без усилий подвигайте руками из стороны в сторону. 3. Проработайте по прядям всю голову в течении минуты.

Произношение Л: норма и отклонения

Для правильной артикуляции необходимо, чтобы зубы были не сжаты, и между ними оставался промежуток. Кончик языка слегка напряжен и касается десен у верхних передних зубов, в середине и по бокам он опущен, а у основания немного приподнят. Струя воздуха идет с обеих сторон между языком и щеками. Задействуются голосовые связки, которые дают звуку звонкость.

Неправильное произношение возможно, когда нарушается положение речевых органов:

  • язык уходит слишком глубоко в полость рта, и его кончик не задевает десна и верхние зубы. Вместо Л получается Ы («лопата» — «ыопата»);
  • в момент произношения происходит резкий вдох и в процессе задействуются щеки — получается Ф;
  • нижняя губа приближена к верхним зубам, кончик языка лежит в нижней части рта. Получается звук В («пришла» — «пришва»);
  • поток воздуха при выдохе идет через нос. Выходит звук, похожий на «нг» («лампа» — «нгампа»);
  • губные мышцы напрягаются вместо языковых — двугубное произношение. Получается У вместо Л («лодка» — «уодка»);
  • отмечается межзубный звук. Слышится почти таким же как обычный Л, но кончик языка располагается между зубами, а не за верхними резцами.

Также возможны замены Л на Д, Й, мягкий Л( «класс» — «клясс») или полное выпадение звука («лиса» — «иса»). В некоторых случаях сначала ставят Р, а затем — тогда ребенок говорит вместо «луна» — «руна», а потом уже ставят Л.

Упражнения для разглаживания морщин

С возрастом морщины появляются у всех. Причина в изменении тонуса, объема и размера мышц. Без ровной, гладкой опоры кожа сминается и заламывается, то есть появляются морщины. Упражнениями можно восстановить мышцы: вернуть нормальный тонус, размер и объем. Вслед за мышцами, разгладится и кожа.

Разглаживание лба

1. Указательные пальцы обеих рук поместите на середину лба так, чтобы они были параллельны бровям. 2. Потяните пальцы вниз к бровям, задержите их в этом положении. 3. Нажимая пальцами на лоб, пытайтесь поднять брови вверх. 4. Повторите 10 раз.

Разглаживание межбровных морщин

1. Поставьте указательные и средние пальцы на основания бровей. 2. Медленно, с легким усилием перебирайте пальцами, разглаживая переносицу от основания в стороны. 3. Выполнять 30–60 секунд.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учат делать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка – «Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Упражнения для скульптурирования лица

Есть упражнения, которыми можно скульптурировать лицо. Например, увеличить губы без уколов гиалуроновой кислоты и подтянуть нависающее верхнее веко без блефаропластики. Тонкие, сжатые губы это перенапряженная круговая мышца рта. Нависающее верхнее веко — слабая круговая мышца глаза. Как и со всеми мышцами, с ними можно работать и привести в норму.

Увеличение губ

1. Возьмите маленькую легкую пробку, колпачок или другой безопасный и подходящий по размеру предмет. 2. Расслабьте губы. 3. Сомкните, но не стискивайте зубы. 4. Вставьте колпачок в расслабленные губы (не в зубы). 5. Колпачок может находиться в губах 30 секунд и более.

После упражнения губы расслабятся и будут выглядеть пухлыми

Подтяжка верхнего века

1. Основания ладоней разместите под брови. 2. Слегка надавите и подтяните ладонями лоб и брови вверх на 2–3 мм. 3. Переведите взгляд вниз. 4. Медленно, с усилием поморгайте 20 раз. 5. Затем задержитесь в статике на 20 секунд. 6. Выполните 3 подхода.

После упражнения верхние веки подтянутся, взгляд станет открытым и свежим

Лимфодренажный массаж лица для снятия отечности

Проблема многих людей — отечность. По утрам лицо уставшее, веки и область вокруг глаз одутловатые. Отечность сопровождается ухудшением внешнего вида кожи. Расширяются поры, цвет лица становится неровным и болезненным.

Отечность — проблема не просто эстетического характера. Это проблема нашей лимфатической системы. Лимфатическая система, как часть иммунной системы, защищает организм и очищает его от токсинов. У нее нет , как, например, сердце у кровеносной системы. Поэтому лимфа двигается медленно и может застаиваться. Признак застоя — появление отечности.

Лимфодренажный массаж помогает лимфе двигаться, уменьшает отечность. Чтобы помочь лимфе циркулировать, нужно каждый день, утром и вечером, делать лимфодренажный массаж.

Масло для лимфодренажного массажа

Чтобы во время массажа не тянуть кожу и не формировать заломы нужно использовать увлажнение. Для массажа важно, чтобы увлажняющая основа была жирной, помогала рукам скользить и долго не впитывалась. Для этого подойдет масло или крем для лица в составе которого есть масло.

Часто в женском арсенале встречается гидрофильное масло. Им обычно снимают косметику и очищают кожу. Такое масло не впитывается, и руки по нему прекрасно скользят, поэтому оно подойдет для массажа. Наносить гидрофильное масло нужно на сухую кожу сухими руками.


Гидрофильное масло для лица A`Pieu Deep Clean Bonobono 160 мл

Можно использовать любые другие масла: кокосовое, оливковое, миндальное, аргановое. Главное, чтобы оно подходило к вашей коже и не вызывало аллергию. Если у вас есть масло, которым вы регулярно пользуетесь — отлично. Если покупаете что-то новое — сначала протестируйте его на руке. Наблюдайте за кожей 15 минут после нанесения. Покраснение и зуд указывают на аллергию. Не используйте такое масло.

1. Нанесите на кожу массажное средство. 2. Ладонью захватите область под и над линией нижней челюсти. 3. Выполните движение от подбородка в сторону к уху. 4. Не отрывая руки, продолжите поглаживание сверху вниз по боковой поверхности шеи 10 раз с каждой стороны. 5. Положите пальцы на область под глазом и прогладьте до уха и по боковой поверхности шеи вниз 10 раз с каждой стороны. 6. Положите пальцы на середину лба и прогладьте до уха и по боковой поверхности шеи вниз 10 раз с каждой стороны.

Важно, чтобы во время проглаживания не образовывались складки на лице и шее. Выполняйте массаж максимально аккуратно, не растягивайте кожу. Ваши руки должны быть мягкими и расслабленными.

Автоматизация звука

Звук после его логопедической постановки важно ввести в повседневную речь. Закрепите Л сначала в самостоятельном звучании, а потом в слогах и в словах. Секрет постановки в максимально комфортном и интересном формате — с использованием игр, скороговорок, стишков, загадок, содержащих слова с нужным твердым и мягким звуком.

Примеры использования Л в слогах, словах, скороговорках:

  • слоги: ля, кля, лю, флю, ли, гли, ле, пле, оль, ель;
  • слова: поля, лиса, лень, лодка, ложка, капель;
  • скороговорки: «Ля-ля-ля — холодная земля», «Ель-ель — за окном капель».

Автоматизация звука выполняется поэтапно. Постепенно приводите ребенка к составлению рассказов на основе картинок или собственных воспоминаний.

Дифференциация Л

Занятия по постановке — это не конечный этап. Важно, чтобы ребенок отличал Л от близких по звучанию фонем. Л дифференцируют отдельно, а также в словах и предложениях.

Предлагаем следующие варианты игр и занятий для индивидуальной постановки:

  1. «Запомни и повтори». Ребенку предлагаются карточки, где напечатаны слоги с буквами Л, Р, В: ра-ла, ру-лу, ал-ар, ул-ур, ла-ва, ул-ув и т.д. Постепенно добавляются карточки со словами и предложениями;
  2. «Найди слова на картинке». Малыш называет слова с буквами В, Р, Л, например, «арбуз», «ложка», «сыр», «ведро»;
  3. «Вставь пропущенные слоги и слова». Ребенку предлагают текст с готовыми стихами и пословицами, где намеренно пропущены слоги с Л, Р, В в составе.

Дифференциация «л» и «ль» выполняется по тому же принципу — ребенок учится различать слова с мягким и твердым звуком. Например, «лодка-лето», «моль — мел».

Массажеры

Массаж лица можно делать не только руками, но и с помощью специальных массажеров. Насадка так же, как и руки, стимулирует ток лимфы и уменьшает отечность, а силиконовые выступы глубже прорабатывают внутренние структуры лица, не собирая кожу в складки. Размер насадки тоже важен. Именно маленькая насадка поможет тщательней массировать область под глазами, где отечность бывает чаще всего.


Массажер для лица The Body Shop

У девайса есть преимущество, его можно держать в холодильнике. Холод усилит эффект от массажа, быстро освежит лицо и поможет взбодриться. Перед использование массажера кожу тоже нужно увлажнить маслом или жирным кремом в составе которого есть масло.

После процедуры массажное средство нужно убрать с кожи. Для снятия подойдет пенка для умывания или ватные диски, смоченные тоником.

Методы постановки

Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.

По подражанию

Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.

При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.

Механический способ

Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.

Возможные варианты коррекции:

  1. Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;
  2. Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;
  3. Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.

С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.

От других звуков

В логопедии есть способ постановки от А. Ребенок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. Звучание А переходит в твердый звук Л.

Возможна постановка твердого звука Л через Ы. Нужно слегка прикусить кончик языка и протянуть звук Ы. Если все выполнено правильно, то будет слышен Л.

Есть более сложная вариация. Язык лежит до середины между зубами. Нужно начать с силой выдыхать воздух. Сначала выполняем беззвучно, потом подключаем голос. Слышим шумный твердый звук Л, который со временем становится чистым и отчетливым.

Упражнения для улучшения осанки

Сутулый человек всегда будет выглядеть взрослее. Неправильная осанка — причина расплывшегося овала лица, второго подбородка, короткой шеи с поперечными складками и холки на спине. Неправильная осанка способствует застою лимфы в голове. А, как вы уже знаете, это отечность лица, расширенные поры и нездоровый цвет кожи.

Упражнение улучшит осанку и поможет справиться с изменениями, связанными с ней. Кроме того, ваш рост увеличится на 2 — 3 см.

1. Встаньте на носочки, мысленно потянитесь за макушку вверх. Подбородок параллельно полу. 2. Втяните живот, колени, ягодицы. Не прогибайтесь в пояснице. 3. Отведите руки назад, опустите плечи вниз. Сдвигайте лопатки в центр. 4. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. 5. Плавно встаньте на всю стопу и расслабьтесь. 6. Медленно наклонитесь вперед и округлите спину. Задержитесь на 10 секунд. Медленно выпрямьтесь. 7. Повторите упражнение 3 раза.

Как часто нужно заниматься

Частота занятий зависит от изменений на вашем лице. Чем больше изменений, тем чаще нужно заниматься. Глубокие, множественные морщины, большие отеки и сильно поплывший овал лица требует 5 занятий в неделю. Менее выраженные изменения — 2-3 занятия в неделю. Молодым девушкам достаточно заниматься один раз в неделю, просто чтобы предотвратить изменения.

Занятия занимают 5 минут. Не обязательно делать все сразу. Распределяйте упражнения и массаж на удобное время в течении всего дня. Например, массаж головы можно делать под вечерним душем. Лимфодренажный массаж утром во время умывания. Упражнение для осанки в перерыве, если у вас сидячая работа.

Язык жестов

Можно в качестве варианта вообще обойтись без изобразительного искусства. Попытайтесь упростить упражнения и жестами показать то или иное слово, содержащее букву «Л» или звук «ЛЬ», таким образом, чтобы дитя могло без труда его угадать. Если ребенок не знает значение картинки, расширьте его кругозор, объяснив, что именно этот предмет означает и для чего предназначается. При этом вы добьетесь двойного результата. Малыш и эрудицию подключит, и правильно говорить заодно научится. Такая гимнастика побудит детей к дальнейшему саморазвитию.

Итак, следует поочередно отработать с дошкольником несколько словарных рядов.

  1. Первые словарные упражнения будут содержать слог «ла»:

    Лак, лапа, юла, лада, зола, вела, лаз, ладно, лампа, кулак, силач, ласты, Мила, жила, пела, мыла, мгла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, бросала, носила, водила, возила.

  2. Вторые словарные упражнения будут содержать слог «ло»:

    Лоб, лом, лось, лодырь, лодка, ложка, локоть, лом, болото, колода, берлога.

  3. Третьи словарные упражнения будут содержать слог «лу»:

    Лук, луч, лужа, клуша, лужайка, валун, Балу, луна, Лука, лунка, шалунишка, лукошко, голубь, желудь, палуба, лужок.

  4. Четвертые словарные упражнения будут содержать слог «лы»:

    Лыко, милый, вялый, зрелый, малыш, столы, улыбка, полынь, лыжник, голубцы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, белый, вокзалы, каникулы, малышка, смелый, унылый, булыжник, полыхает.

  5. Пятые словарные упражнения будут содержать слог «ал»:

    Халва, балаган, бал, Бали, валун, шалунишка, дал, жал, зал, вал, устал, бокал, мал, галка, палка, мочалка, закалка, скалка, балка, фиалка, спал, упал, копал, алфавит, маршал, шалфей, балкон, вокал, обвал, стучал, металл, галстук, алмаз, выдал, выпал, падал, капал, насыпал, топал, щупал, выгнал.

Что еще нужно

В начале можно не совмещать гимнастику для лица ни с чем. Например в 33 года, 34, 35, 36. Если вас беспокоит лицо, начните с упражнений. Беспокоит отечность — с лимфодренажного массажа. Беспокоит осанка — начните с нее.

Но с течением времени все понимают, что телу нужна дополнительная работа. Тогда можно дополнять свои занятия тем, чем хочется, по необходимости. Гимнастика для лица не отменяет то, что люди должны задумываться о правильном питание, о здоровом сне и о спорте для тела.

Этиология нарушений

Неправильное произношение может быть признаком как дислалии (простого речевого нарушения), так и более серьезных речевых расстройств. Возникновение ламбдацизмов и параламбдацизмов обусловлено следующими причинами:

  • нарушением мышечного тонуса языка;
  • несформированностью органов артикуляции;
  • нарушением фонематического слуха;
  • неправильной речевой средой, в которой растет ребенок.

Причину логопед определяет во время диагностики, которую он проводит перед началом занятий. И уже исходя из результатов специалист выбирает комплекс подходящих коррекционных упражнений.

Памятка

  1. Упражнения для лица разглаживают морщины, например на лбу и между бровями.
  2. Упражнениями можно скульптурировать лицо, например увеличить губы и поднять нависающие веки
  3. Лимфодренажный массаж лица улучшает циркуляцию лимфы и снимает отечность
  4. Массаж головы усиливает приток крови в верхней трети лица. Улучшает цвет кожи и укрепляет волосы.
  5. Упражнения для восстановления осанки улучшают общий вид лица и шеи и увеличивают рост на 2—3 см.

Массаж и гимнастику для лица советуют практиковать, если на коже нет воспалений, чтобы не спровоцировать их ухудшение. И самое простое, что мы можем сделать — помогать клеткам отшелушиваться и обновляться. Специально для этого мы составили подборку безопасных домашних средств для обновления кожи. Укажите свой email и нажмите кнопку скачать ↓

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]