Ораторское мастерство. Выступление перед большими группами

Современное общество расширило возможности самовыражения человека, но умение говорить, особенно перед большими аудиториями, способность увлечь слушателей, убедить их и даже заставить поверить в сказанное — это дар, который не обязательно должен быть врожденным, его можно приобрести, посредством разнообразных психологических тренингов и специальных занятий.

Ораторское искусство — это способность человека грамотно, доступно, в понятной для аудитории форме донести до слушателей собственную позицию. Выступающий должен умело и гармонично использовать в своей речи определенные приемы подачи материала, актерские и психологические навыки. Принципиально важно, что всем этим качествам можно научиться. Люди, освоившие искусство красноречия, становятся более интересными личностями: у них повышается самооценка и уверенность в том, что они говорят и делают. Это сказывается на их карьере и личных отношениях. Причем этот навык полезен во всех сферах человеческой жизни: бизнес, политика, искусство и т.д.

Какими же еще качествами должен обладать оратор? Каким критериям соответствовать?

Чтобы быть услышанным (в буквальном смысле слова) аудиторией, докладчик должен выступить с внятной, абсолютно понятной для слушателей речью, произнесенной громким, хорошо поставленным голосом. Четкое выговаривание согласных букв, чистое произношение гласных и другие составляющие хорошей дикции – это те «базовые» качества, без которых искусному оратору не обойтись. Содержание речи и форма ее изложения должны увлечь аудиторию. Поэтому докладчик обязан понимать суть своего выступления, хорошо в нем разбираться, чтобы суметь ответить на любой вопрос из зала. Если же завязалась дискуссия по спорным моментам речи, то надо попытаться дипломатически сохранить нейтралитет. Нельзя в споре проявлять признаки агрессии.

Но управление аудиторией требует от оратора определенных свойств человеческого характера: уверенность в себе и в том, что ты говоришь, образованность и интеллектуальное способности, доброжелательность и искренность. Неуверенный, малообразованный, не верящий в то, что он хочет донести до публики, человек, даже если он прочитал заготовленный текст, никогда не будет понятым и убедительным. Его выступление будет скучным, а главное, бессмысленным. А именно «убедительность» оратора является качественным критерием в оценке эффективности его выступления. Выступающий должен чувствовать настроение публики и замечать, когда она начинает уставать или ей становится скучно. Именно в этот момент необходимо суметь создать непосредственную, неформальную атмосферу: пошутить, отойти ненадолго от основной темы, может быть, ответить на вопросы. Кроме того, оратору необходимо иметь такие личные качества, как внутренняя собранность, спокойствие, богатое воображение, проницательность и хорошую память. И, конечно, невозможно овладеть ораторским искусством без коммуникабельности. Это свойство характера позволит чувствовать себя свободно в любой аудитории. А это очень важно, так как любой докладчик должен найти контакт со своим залом, найти правильную форму общения с ним, нужную «тональность». Он должен точно знать «качественный» состав аудитории: образование, возраст, пол слушателей. Только тогда оратор сможет найти правильный подход к публике.

История развития

Как было отмечено ранее, ораторы с древних времен пользовались большим успехом. Как отдельная специализация это мастерство появилось еще в Древней Греции, где публичные выступления были основой государственного влияния. Так же к ораторам можно отнести пророков, учителей в Буддизме и других лидеров прошлых эпох.

В современности к обучению ораторскому мастерству прибегают не только политические деятели и крупные бизнесмены, но и коучи, обучающие людей различным навыкам.

Какие же советы можно дать начинающему оратору?

Главное, это не бояться публичных выступлений, скопления большого количества людей, пришедших послушать вас, малых и больших аудиторий. Выходя на трибуну, вы должны быть уверенны в себе и в том, что должны сказать своим слушателям. Поэтому необходимо овладеть «базовыми» навыками ораторского искусства: четкая дикция, форма изложения речи, поведение на трибуне. Для этого можно просмотреть образцы выступлений различных ораторов в интернете. Также следует отрепетировать речь, например, перед зеркалом или небольшой аудиторией, состоящей из родственников или друзей. Следующее, что без сомнения придаст вам уверенности при любом выступлении, это отличное понимание того, что вы собираете сказать аудитории. Чем лучше вы знаете материал своего выступления, чем свободней владеете терминологией, используемой в нем, и фактическими данными, тем легче вам будет общаться с аудиторией и отвечать на вопросы слушателей. Нельзя выходить к людям с докладом, слабо разбираясь в его содержании. И, наконец, очень важно перед выходом в зал научиться расслабляться, снимать напряжение. Надо сделать несколько глубоких вдохов, выпить пару глотков воды, отвлечься от негативных мыслей и в спокойном состоянии с улыбкой на лице выходить к аудитории. В конце концов, они пришли послушать именно вас. С самого начала речи надо попробовать «завоевать» любовь и интерес слушателей и попытаться акцентировать их внимание с первых слов к самой теме доклада. Для этого его можно начать с актуальной цитаты, факта или «категоричного» утверждения. Через некоторое время по тишине в зале и обращенным на вас взорам вы поймете – насколько ваша речь и вы сами интересны публике.

Факты о профессии

Умение мастерски общаться и привлекать своей речью внимание окружающих, дано не каждому человеку. Однако стоит понимать, что именно обладание ораторским мастерством является одной из самых важных составляющих успеха.

Логическое выстраивание мыслей, объединение слов в правильные информационные предложения дают оратору преимущества, которые помогают расположить к себе людей.

В настоящее время существуют курсы, где желающие могут пройти обучение и приобрести навыки ораторского языка.

Ораторские приемы

Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух. Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал.

  • При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации.
  • Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала.
  • Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации: аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях;
  • антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной;
  • гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.
  • Риторический вопрос — эффектный, эмоционально заряженный прием, но применять его нужно, будучи уверенным в лояльности аудитории. Риторический вопрос не предполагает ответа, в нем самом уже заложен ответ. Но если публика не согласна с точкой зрения оратора, то есть риск вызвать негативную реакцию. Для защиты от колкостей из зала опытные ораторы применяют «метод бумеранга», как бы отражая реплику в стилистике оппонента. Самые удачные «бумеранги» становятся анекдотами. Например, как-то Уильям Черчилль нелицеприятно высказался против лейбористов в английском парламенте. Разгневанная лейбористка выкрикнула: «Мистер Черчилль, вы так противны, что, если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Парламентарии расхохотались.Черчилль выдержал паузу и ответил даме в том же духе: «Если бы вы были моей женой, то я бы сам с наслаждением выпил яду!».
  • Чтобы заострить внимание или подчеркнуть свою общность с аудиторией, текст дополняют вставками — короткими замечаниями, сделанными как бы невзначай, но несущими сильный эмоциональный заряд. Например, фраза «отремонтированное в прошлом году шоссе после зимы снова нуждается в капитальном ремонте», дополненная вставкой «никогда такого не было и вот опять» повысит лояльность зала к выступающему.
  • Неожиданные слова или действия надолго запоминаются публике. Недаром эксцентричные ораторы остаются в истории. Но злоупотреблять этим приемом не стоит: главное здесь знать меру и чувствовать уместность. Например, специалист по поэзии серебряного века Владимир Николаевич Альфонсов, уже будучи в преклонном возрасте, декламируя стихи Маяковского на своих лекциях, в запале вскакивал на парты или швырял очки в конец аудитории. Его лекции стали легендой, а студенты обожали своего гениального преподавателя.
  • Внешний вид и имидж оратора

    Любой слушатель еще и зритель, помнить эту психологическую особенность человека надо всегда. До начала речи аудитория внимательно рассмотрит внешний облик оратора и оценит его качества. Независимо от цели и содержания речи внешний вид требует внимательного, тщательного к себе отношения.

    Одежда оратора должны быть простой и элегантной, хорошего качества, соответствовать мероприятию и оставлять приятное впечатление. Цвет выбирается спокойный, желательно темных тонов. Отсутствие запаха, пятен на одежде и нелепого вида является залогом расположения публики к оратору.

    Любая мелочь в одежде должна быть продумана, составляя общий имидж оратора как успешного, целеустремленного человека. Во время выступления нельзя хаотично махать руками, раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ногами. Жестикуляция должна быть в меру. Поза оратора обязана выглядеть естественно. Лишние движения и активная жестикуляция отвлекают публику от речи, придают несерьезный вид выступлению.

    Для выступления используется специальное возвышение для оратора, чтобы зрители могли лучше слышать и видеть выступающего. Трибуна оратора понадобится и для его удобства. На нее можно положить подготовленные записи.

    Помимо внешнего облика оратора внимание заслуживает его речевой имидж.

    • Наличие моральных качеств в воспитании оратора, знание наук, умение владеть словом;
    • Знание речевой стилистики, умение грамотно использовать стили по назначению;
    • Умение пользоваться интонацией.

    Подведем итоги

    Данная статья является информационным источником, как для детей, так и для взрослых. Ведь стать оратором можно в любом возрасте, главное найти свою тему и людей, которым это будет интересно. Так же эти навыки будут нелишними в бизнесе и управлении персоналом.

    Мы рассказали, что за профессия оратор, обсудили все плюсы и минусы этого рода деятельности и дали описание профессиональных качеств, которыми должен обладать такой специалист.

    Теперь перед вами не стоит вопрос: «Оратор кто это такой?»

    Требования к качеству речи оратора

    Для того, что бы ораторская речь имела максимум эффективности, следует обладать следующими принципами:

    • Знать того, кто является его целевым слушателем;
    • Выступая перед массовой аудиторией, представлять людям только полезную информацию, которая принесет им максимальную пользу и моральное удовлетворение от посещения лекции или семинара;
    • Обладать умением донести информацию до слушателя, а так же побудить его к определенным действиям;
    • Уметь агитировать аудиторию;
    • Уметь ввести слушателей в определенное психологическое состояние;
    • Быть примером на слушателя не только на словах, но и быть авторитетным представителем своих собственных взглядов.

    Плюсы и минусы профессии

    В данном разделе статьи хотелось бы провести разбор профессии на выявление плюсов и минусов деятельности, которые сопровождают ораторов в их трудовой деятельности.

    Положительные факторы:

    • Самовыражение и возможность чувствовать себя лидером;
    • Умение найти своих последователей;
    • Нет зависимости от офиса;
    • Навыки ораторского мастерства повышают личную самооценку;
    • Хорошая оплата труда или выгодные контракты в бизнесе.

    Отрицательные стороны:

    • Ораторское выступление отбирает большое количество энергии;
    • Необходимо найти своего слушателя;
    • Оратор не имеет право на ошибки и слабость, так как потерять аудиторию можно очень быстро.

    Ораторское искусство Древнего Рима

    Древний Рим открыл миру многих теоретиков красноречия, чьи имена до сих пор известны и не сходят с учебников истории. Государственные вопросы этого периода решались исключительно на народных собраниях или суде. Образ оратора Древнего Рима приравнивался к Богу. Одним из самых известных представителей искусства этого периода считается блестящий оратор и философ Марк Фабий Квинтилиан (36–96 гг. н. э.).

    Марк Квинтилиан был предшественником и поклонником работ Цицерона. Организовал школу риторики в Риме, где стал известным преподавателем ораторского искусства и участвовал в воспитании своих учеников. Марк Фабий Квинтилиан известный литературный реформатор того времени, главным трудом его жизни стали книги «О причинах упадка красноречия» и «Образование оратора». Квинтилиан внес огромный вклад в развитие и анализ красноречия и в воспитании этих навыков у детей.

    Квинтилиан считал главной обязанностью выступающего обладать красивой и чистой речью, соблюдать этический и нравственный долг. Он полагал, что оратор, изощренный в красноречии это мудрец, разбирающийся в науках и речевом искусстве, который должен быть воедино с природой и непрерывно практиковаться.

    Квинтилиан разработал специальную систему о воспитании. Он говорил, что для овладения ораторским искусством в совершенстве необходимо с детства развивать специальные черты характера у ребенка. Отдельную главу о воспитании оратора Квинтилиан посвятил работе учителя, предлагая специальные упражнения и список рекомендаций по чтению литературы. Философ считал правила по риторике не обязательными для оратора. Квинтилиан предлагал их менять под оратора и сложившиеся обстоятельства, отступив от давно сложившихся правил по построению слова.

    Марк Фабий Квинтилиан разделял риторику на пять частей, которые должен придерживаться каждый харизматичный оратор:

    • Произнесение;
    • Память;
    • Изложение;
    • Расположение;
    • Изобретение.

    Главное для оратора Квинтилиан считал отсутствие в речи высокомерия. Выступление должно быть скромным и предельно ясным.

    Что должен уметь оратор?

    Для того, что бы по- настоящему оправдывать звание оратора, специалист должен обладать набором определенных знаний и умений.

    К ним относятся следующие пункты:

    1. Уметь эффектно выражать свои мысли на публике;
    2. Иметь чистую и внятную речь;
    3. Обладать методами ораторского умения. Стоит заметить, что некоторые люди получают это от природы;
    4. Иметь приятный темп речи, не нарушающий комфортного восприятия ее окружающими;
    5. Обладать принципами убеждения, доносить мысль так, чтобы у нее появились последователи;
    6. Иметь навыки по написанию текстов для выступлений и воспроизводить и на публике;
    7. Пользоваться интонацией своего голоса и акцентировать внимание аудитории на важном.

    Выступление оратора представляет собой монолог, который направлен на массового слушателя. Именно поэтому оратор должен максимально эффективно выстраивать свою речь, чтобы быть максимально понятным для аудитории.

    ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
    ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130 Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130 Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

    Содержание

    • Что должен уметь оратор
    • Что является основой ораторского искусства
    • Наработка ораторских навыков
    • Композиция ораторской речи
    • Как выстроить речь по правилам ораторского искусства Ясная структура выступления
    • Грамотный и выразительный язык
    • Объективная и полезная информация
    • Баланс между эмоциями и фактами
    • Лаконичная речь
    • Уместные паузы
    • Портрет аудитории
    • Импровизация
    • Подготовленные шутки, цитаты, истории
    • Чувство юмора
    • Стиль повествования
  • Ораторские приемы
  • Два пути развития ораторских способностей
  • Заключение
  • Виды и стили ораторской речи

    Ораторская речь подразделяется на следующие виды:

    • Социально-политическая;

    Речь направлена на решение социальных, экономических и политических вопросов, представляет определение задач и целей. Выступление несет для аудитории практические рекомендации к действию. Политические ораторы организовывают доклады или дипломатические речи на соответствующие темы, вступают в дискуссию с соперниками, соблюдая этические нормы и правила поведения.

    • Академическая;

    Речь направлена на рассмотрение новых фактов, проводимых исследований, тестов. Выступление проходит как научный доклад или лекция.

    • Судебная;

    Речь влияет на решения суда, формирует соответствующий настрой судей и публики в зале суда. Цель речи на судебном процессе представляет собой вынесение законного решения, соблюдая правила, из которых состоит этика судебного оратора. Судебная речь делится на обвинительную, адвокатскую, общественную и речь обвиняемого.

    Этика судебного оратора должна соответствовать нормам морали и качества, так как слова оратора оказывают непосредственное влияние на судьбу обвиняемого, доказывают или опровергают причастность к делу. Судебный оратор несет полную ответственность за содержание выступления.

    • Бытовая;

    Речь освещает собой бытовую жизнь личности в свободном стиле изложения. Выступление проводится на юбилеях, застолье, днях рождения.

    • Церковная.

    Самый старый вид красноречия, с богатой историей. В церковной речи отражен интерес к духовному миру человека, происходит затрагивание темы привычек.

    Ораторская речь тщательно готовится по книжным и научным источникам, которые определяют стиль речи выступления. Различают следующие стили ораторской речи:

    • Деловой ораторский стиль речи направлен на доведение до аудитории информации. Главная цель научного стиля доведение и доказательство истинности произносимой информации для публики.
    • Художественный стиль носит эстетическую направленность.
    • Разговорный стиль резко отличается от книжного. Его цель — общение.
    • В устной форме оратор раскрывает бытовые и личные темы при выступлении.

    Ораторское искусство Эпохи Возрождения

    Ораторское искусство перешло на новый этап развития в период Эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения стала временем расцвета судебного ораторства и торгового красноречия. Искусство риторики периода возрождения выражалось в литературных произведениях и дополнилось живой речью, дальше уходя от использования книжной латыни.

    Личность оратора в риторики Эпохи Возрождения имело принципиальное значение. Кумиром для публики был философ и блестящий оратор Цицерон.

    Главными условиями выступающего человека для публики в Эпоху Возрождения была доброжелательность и благотворительность. Эти качества помогали расположить аудиторию к себе, происходило полное взаимопонимание и образование доверия публики к оратору. Для выступления использовали возвышение для оратора. Эпоха Возрождения стала новым этапом в развитии духовной жизни людей.

    Как воздействовать на аудиторию

    Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

    • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
    • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
    • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
    • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
    • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

    Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.

    Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]