Автоматизация звука Х учебно-методическое пособие по логопедии на тему


Как самому составить хорошую чистоговорку?

Это совсем несложно. Но для начала я бы все-таки посоветовала потренироваться в подборе рифмующихся слов.

  1. Берем букву, для которой чистоговорка составляется (Пусть это будет буква Р);
  2. Добавляем к ней гласную букву, чтобы получился слог (Ри);
  3. Подбираем слово, оканчивающееся на ударный слог Ри (фонари);
  4. Составляем фразу с подобранным словом (загорелись фонари);
  5. Перед этой фразой добавляем 3 раза наш слог.

Ри-ри-ри – загорелись фонари.

Очень важно составлять фразу либо с нейтральным, либо с поучительным или познавательным содержанием. Детей надо учить хорошему!

Используйте уже известные чистоговорки, придумывайте свои собственные, получайте удовольствие от процесса общения, не теряйте чувство юмора! Желаю удачи!

Чистоговорки для детей 3–4 лет

Добрый майский день, взрослые, внимательные к своим малышам! Ваш живчик полон сил, всё время в движении, к тому же без умолку болтает? Отлично, так и должно быть. Но если ваш ребёнок сочинил и внедрил в жизнь свой собственный язык, понятный только вам, то это порой вызывает беспокойство. Долой волнение: побольше практики — и малыш непременно заговорит правильно! К вашему вниманию — чистоговорки для детей 3–4 лет от «Эврики»!

Стоит ли заниматься?

А может, пройдёт само? Скорее всего, да. Но у вас ведь есть знакомые, которые немного коверкают слова и во взрослой жизни! Так зачем же тянуть и испытывать судьбу? К тому же, постоянно натыкаясь на непонимание окружающих, кроха может чувствовать себя неуверенно. Поэтому смело берите за основу нашу подборку из чистоговорок и вместе с малышом повторяйте эти простые и забавные предложения. При этом соблюдайте простые правила:

  • Заручитесь поддержкой опытного логопеда.
  • Чем чаще вы занимаетесь, тем лучше, но — никакого напряжения и уговоров.
  • Занятия должны проходить в форме игры.
  • Неважно, где и сколько малыш будет говорить, важно — как.
  • Меняйте обстановку, чтобы не вызвать скуку: дома в окружении игрушек, на прогулке в парке, в детском саду.
  • Меняйте интонацию в зависимости от смысла: громко, тихо, спокойно, напористо.
  • Отмечайте даже маленькие победы и непременно празднуйте их.

С чего начнём?

У каждого ребёнка речь развивается по-своему. Но чаще всего деткам трудно выговаривать «шипящие» слоги и слова со звуком «Р». Однако нередко встречаются и проблемы с буквами «Л», «Н», «Т», «К». С них и стоит начинать.

Звук «Б»

  1. Ба-ба-ба, ба-ба-ба, мама, мама, вон труба!
  2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу, ты и мне купи трубу!
  3. Бе-бе-бе, бе-бе-бе, потрубил я на трубе.
  4. Ба-ба-ба, ба-ба-ба, не нужна уже труба!
  5. Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,
  6. И плясали бабочки под окном у бабушки.
  7. Бегемот разинул рот: булки просит бегемот.

Звук «В»

  1. Ви-ви-ви, вишню с дерева сорви!
  2. Ву-ву-ву, в лесу видели сову.
  3. Ва-ва-ва, ва-ва-ва, вот высокая трава.
  4. Вы-вы-вы, вы-вы-вы, даже выше головы.
  5. Ве-ве-ве, ве-ве-ве, васильки видны в траве.
  6. Ву-ву-ву, ву-ву-ву, васильков букет нарву.

Звук «Г»

  1. Га-га-га, га-га-га, хочешь, Галя, пирога?
  2. Гу-гу-гу, гу-гу-гу, есть их больше не могу.
  3. Ги-ги-ги, ги-ги-ги, не нужны мне пироги.
  4. Гу-гу-гу, гу-гу-гу, и я тоже не могу.
  5. Га-га-га, га-га-га, где же оба пирога?

Звук «Д»

  1. Ду-ду-ду, рыбу я найду в пруду.
  2. До-до-до, там на дереве гнездо.
  3. Да-да-да, да-да-да, не ходи, Данил, туда!
  4. Ду-ду-ду, ду-ду-ду, всё равно туда пойду.
  5. Ди-ди-ди, ди-ди-ди, ты в ботинках, не ходи!
  6. Да-да-да, да-да-да, ой! Холодная вода!
  7. Де-де-де, де-де-де, и ботинки все в воде!
  8. Ды-ды-ды, ды-ды-ды, быстро выйди из воды!

Звук «Ж»

  1. Жу-жу-жу, ежу кофточку вяжу.
  2. Хорош пирожок, внутри творожок.
  3. Жо-жо-жо, я еду на «Пежо».
  4. Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.
  5. Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
  6. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.
  7. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.
  8. Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?

Звук «З»

  1. Лиза купила Зине корзину в магазине.
  2. У Зины звонок звенит звонко.
  3. За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.
  4. Зы-зы-зы, зы-зы-зы, мало травки у козы.
  5. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, отвязали мы козу.
  6. За-за-за, за-за-за, залезает в сад коза.
  7. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, привязали мы козу.
  8. Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези!
  9. Зя-зя-зя, зя-зя-зя, обезьянам здесь нельзя.
  10. Зи-зи-зи, зи-зи-зи, раз нельзя, так не вези.

Звук «К»

  1. Ко-ко-ко, кошка любит молоко.
  2. Ку-ку-ку, сидит кукушка на суку.
  3. Ак-ак-ак, у реки сидит рыбак.
  4. Ук-ук-ук, а в траве сидит паук.
  5. Ок-ок-ок, на дворе идет снежок.
  6. Ки-ки-ки, я сложил все кубики.
  7. Ки-ки-ки, ки-ки-ки, притаились пауки.
  8. Ка-ка-ка, ка-ка-ка, муха в сетке паука.
  9. Ки-ки-ки, ки-ки-ки, нам полезны пауки.
  10. Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вы не бойтесь паука.

Звук «Л»

  1. Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу.
  2. Ли-ли-ли, суп солёный, не соли!
  3. Дед Данила делил дыню.
  4. Ла-ла-ла, ах, как кружится юла!
  5. Лы-лы-лы, в доме новые котлы.
  6. Ол-ол-ол, с папой я смотрю футбол.
  7. Ля-ля-ля, Лиля любит короля.
  8. Лю-лю-лю, землянику я люблю.
  9. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.
  10. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.
  11. Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Звук «М»

  1. Ом-ом-ом, мы построим новый дом.
  2. Мама Милу в ванне мыла.
  3. Ма-ма-ма, уходи скорей, зима.
  4. Му-му-му, молоко налить кому?
  5. Мы-мы-мы, вот и дождались зимы.
  6. Ми-ми-ми, дружно тянем ноту «ми».

Звук «Н»

  1. Но-но-но, в нашей комнате темно.
  2. Няня нянчит Нату с Ниной.
  3. На-на-на, светит лампа у окна.
  4. Ну-ну-ну, в гору саночки тяну.
  5. Он-он-он, зазвонил вдруг телефон.
  6. Ан-ан-ан, мне купили барабан.
  7. Ан-ан-ан, сшила мама сарафан.
  8. Ин-ин-ин, меня послали в магазин.
  9. Ни-ни-ни, ой, будильник, не звони!
  10. Ень-ень-ень, наконец-то тёплый день.

Звук «П»

  1. Уп-уп-уп, я готовлю папе суп.
  2. Петя пилил пилой пень.
  3. Пекарь пёк калачи в печи.
  4. Оп-оп-оп, землю роет землекоп.
  5. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
  6. Ап-ап-ап, часто слышу ночью храп.
  7. Ип-ип-ип, где-то скрипка: «Скрип» да «Скрип».

Звук «Р»

  1. Ра-ра-ра, за окном видна гора.
  2. Ры-ры-ры, летят в окна комары.
  3. Ру-ру-ру, начинаем мы игру.
  4. Ро-ро-ро, ворон уронил перо.
  5. Ар-ар-ар, надуваем красный шар.
  6. Ур-ур-ур, не гоняй, собачка, кур.
  7. Рю-рю-рю, на ромашку я смотрю.
  8. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, во дворе у нас гора.
  9. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, собирайте детвору.
  10. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, покатаемся с горы.
  11. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, очень рада детвора.

Звук «С»

  1. У Сони сани с горки едут сами.
  2. Сеня в лесу встретил лису.
  3. Са-са-са, у Саши длинная коса.
  4. Су-су-су, тихо осенью в лесу.
  5. Сы-сы-сы, есть лисята у лисы.
  6. Сы-сы-сы, у Алисы две косы.
  7. Со-со-со, крутит быстро колесо.
  8. Спит спокойно старый слон,
  9. Стоя спать умеет он.

Звук «T»

  1. Та-та-та, открывайте ворота.
  2. Ту-ту-ту, мышка нравится коту.
  3. Ты-ты-ты, на лугу растут цветы.
  4. То-то-то, мне не холодно в пальто.
  5. От-от-от, летит в небе самолёт.
  6. Ать-ать-ать, я иду гулять.
  7. Еть-еть-еть, очень хочется мне петь.
  8. То-то-то, я люблю играть в лото.

Звук «Ф»

  1. Аф-аф-аф, мы купили новый шкаф.
  2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
  3. Фа-фа-фа, у стены стоит софа.
  4. Аф-аф-аф, в зоопарке есть жираф.
  5. Фе-фе-фе, бабушка живёт в Уфе.
  6. Фэ-фэ-фэ, будем кушать мы в кафе.

Звук «Х»

  1. Ха-ха-ха, пёстрый хвост у петуха.
  2. Ху-ху-ху, наварили мы уху.
  3. Ух-ух-ух, ходит по двору петух.
  4. Их-их-их, дождик наконец затих.
  5. Ох-ох-ох, под ногами мягкий мох.
  6. Эх-эх-эх, в скорлупе лежит орех.
  7. Хи-хи-хи, хи-хи-хи, дай попробовать ухи.
  8. Хе-хе-хе, хе-хе-хе, соль одна в твоей ухе.
  9. Хи-хи-хи, хи-хи-хи, не хочу такой ухи!

Звук «Ц»

  1. Цы-цы-цы, есть у ласточки птенцы.
  2. Из колодца вода льётся.
  3. Невелика птица синица, да умница.
  4. Цы-цы-цы, мы помыли огурцы.
  5. Ец-ец-ец, певец выстроил дворец.
  6. Цо-цо-цо, цо-цо-цо, курица снесла яйцо.
  7. Цу-цу-цу, цу-цу-цу, киска тянется к яйцу.
  8. Ца-ца-ца, ца-ца-ца, брысь, котёнок, от яйца!
  9. Цу-цу-цу, цу-цу-цу, не пускать его к яйцу!
  10. Цо-цо-цо, цо-цо-цо, сами мы съедим яйцо.
  11. Цы-цы-цы, цы-цы-цы, отогнали? Молодцы!
  12. Це-це-це, це-це-це, вот вам сказка о яйце.

Звук «Ч»

  1. Ча-ча-ча, сидит чукча у врача.
  2. Чу-чу-чу, зуб лечить я не хочу.
  3. Чи-чи-чи, нужны для стройки кирпичи.
  4. Чо-чо-чо, ох, как на солнце горячо!
  5. Оч-оч-оч, мне так хочется помочь.
  6. У четырёх черепах по четыре черепашонка.
  7. Ча-ча-ча, ча-ча-ча, на столе горит свеча.
  8. Чо-чо-чо, чо-чо-чо, ой, как свечке горячо.
  9. Чу-чу-чу-чу-чу-чу, я подую на свечу.
  10. Чи-чи-чи-чи-чи-чи, пламя сдую у свечи.

Звук «Ш»

  1. Нашему Саше дали мало каши.
  2. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, наша Саша хороша.
  3. Шо-шо-шо, шо-шо-шо, поёт песни хорошо.
  4. Шу-шу-шу, шу-шу-шу, поёт песню малышу.
  5. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, любят песни малыши.

Звук «Щ»

  1. Ща-ща-ща, Костя ходит без плаща.
  2. Щи-щи-щи, ищем мы щавель на щи.
  3. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
  4. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ, будем мы готовить борщ.
  5. Ща-ща-ща, ща-ща-ща, нет капусты для борща.
  6. Щи-щи-щи, щи-щи-щи, приготовим лучше щи.
  7. Щу-щу-щу, щу-щу-щу, я капусту поищу.
  8. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ, не клади в кастрюлю хвощ!
  9. Щу-щу-щу, щу-щу-щу, я морковку поищу.
  10. Ща-ща-ща, ща-ща-ща, брат принёс домой леща.
  11. Щи-щи-щи, щи-щи-щи, поедим сначала щи.

Чем полезны чистоговорки?

Регулярные занятия по развитию речи со звуками, которые ребёнку сложно выговорить, помогают исправить ситуацию. Кроме того, чистоговорки в стихах развивают:

  • слух;
  • словарный запас;
  • мышление;
  • память;
  • правильную дикцию.

Ну а теперь самое время перейти от слов к делу! Верим, что вашего малыша позабавят эти смешные стишки и в тоже время научат его правильному произношению. Спасибо за ваши отзывы, и до новых встреч!

Автоматизация звука К в словах

1. Коля колет колья.

2. Клубок упал на пол, кот катал клубок. 3. Котик ниток клубок укатил в уголок, укатил в уголок котик ниток клубок. 4. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. 5. Долго кот глядел в окно, для кота в окне кино. 6. У Кондрата куртка коротковата. 7. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!» 8. Краб забрался на трап, и заснул крепко краб, а кальмар не дремал, краба в лапы поймал. 9. Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку. 10.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 11.Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. 12.Клара – Краля кралась с крокодилом к Ларе. 13.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Не правда! Не верьте! Не брал Карал кораллы! И Клара у Карла кларнет не брала! Кларе Карл подарил кораллы, а Клара в ответ подарила кларнет. 14. Курочка-ряба – пестра, с носа востра. Уточка-белогрудочка с носка плоска. 15. Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи. 16. Покатил Костя в Кострому в гости. 17. Компьютерному пирату в Интернете не рады. 18. У Котьки кот, у Якова як. 19. Как у кока Кука – какао и як? 20. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. 21. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски – никто его не переколпакует, не перевыколпакует. 22. Утром, присев на зеленом пригорке, учат сороки скороговорки: Кар–р–р! Кар-тошка, кар-тонка, кар-рета, кар-туз, Кар-р-р! Кар-низ, кар-рамель, кар-рапуз. 23. На пеньке кнопка, на кнопке Петька. 24. Стоит копна с подприкопёночком (маленькая копна). 25. Около кола три хвои вьются. 26. Около кола – колокола, и на колах – колокола. 27. Шла бабка из клети, просыпала крупку. 28. Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал. — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку. 22. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон! (И. Демьянов) 25. В один, Клим, клин колоти (В. Даль). 26. Колоти, Клим, в один клин! ( И. Снегирёв). 27. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил (Г. Науменко). 28. Выкроен-выкроен клин с приподклинком. 29. Портной клин с приподклинком (куски ткани в виде треугольника или усеченного треугольника) выкроил и перекроил, перекроил и выкроил. 30. Коваль ковал коня, конь копытом коваля, коваль кнутом коня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]