Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы


Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Читайте детские книжки

Книжки для малышей интересны не только стишками и сказками на ночь, но и иллюстрациями. Им важно рассматривать картинки и одновременно слушать, что читает взрослый.

Читайте с интонацией и расстановкой, медленно и певуче

. Пусть это будет похоже на настоящее театральное представление. Так малыш с интересом начнет следить за вами, произношением, эмоциями на лице.

Можете описывать то, что нарисовано в книжке. Если это животные, попробуйте изображать, как они «разговаривают»: котик «мяу-мяу», собачка «гав-гав», коровка «му-му». Звукоподражание быстро запоминается. Используйте его и в быту: кушаем «ням-ням», едем на машине «би-би», топаем ножками «топ-топ».

Основные правила

И мама, и отец с нетерпением ждут, когда малыш скажет первое слово. Но торопиться не следует. Не ждите мгновенного результата. Чтобы сформировался новый навык – речь − требуется время. Поэтому первое, что потребуется родителям – это терпение.

Второе правило – формирование пассивного лексического запаса. Многие считают, что младенец, не умеющий говорить, не понимает обращенную к нему речь. Это миф. Память малыша фиксирует все, что происходит вокруг, в том числе и речь родителей. Приучите себя комментировать все, что делаете:

  • сейчас будем кушать;
  • одеваемся на прогулку;
  • ложимся спать;
  • идем купаться.

Это помогает накопить пассивный запас слов. Повторяющиеся ежедневно слова и фразы малыш легко запомнит, а со временем повторит.

Важно говорить с ребенком, как со взрослым. Не нужно сюсюкать или копировать детское произношение. Иначе у ребенка будут проблемы с артикуляцией.

Когда родители называют предметы или людей в уменьшительно-ласкательной форме – мамочка, папочка, кошечка, собачка, бабуля и т. д., это приведет к путанице. Малышу придется перестраивать свою речь. Поэтому старайтесь говорить с ним, как со своими друзьями.

Третье правило – развивайте мелкую моторику. Развитие речи напрямую зависит от ловкости пальчиков. Поэтому предлагайте малышу игрушки, связанные с развитием двигательной активности рук – пирамидки, большие пазлы, конструкторы и мозаику. А совместные с мамой и папой игры принесут малышу массу положительных эмоций.

Четвертое правило – колыбельные. Мама для малыша в первый год жизни – незаменима, а ее голос – самый родной. Колыбельная не только успокаивает малыша и помогает заснуть, но и является способом коммуникации. Детки быстро привыкают к маминым песням, запоминая слова. Это также способствует накоплению словарного запаса.

Пятое правило – повторение и запоминание. Длинные речевые конструкции малыш плохо воспринимает, а воспроизвести их не сможет. А вот простые слова и короткие фразы, с которыми мама обращается к нему ежедневно – быстро запоминаются. Слыша ежедневно одни и те же слова, малыш вскоре будет стараться их воспроизвести. Главное, почаще говорить с ребенком и набраться терпения.

Правило шестое – повторяем звуки. Малышу нравится, когда мама повторяет звуки, которые он произносит. Это повод для радости и хорошая тренировка артикуляционного аппарата ребенка.

Повторяя за малышом, поменяйте один звук. Например, когда он скажет «ллуу», произнесите «ллаа». И малыш попытается повторить то, что услышал. Так простая игра превратится в полноценное логопедическое занятие.

Правило седьмое – обучаем играя. Игра – главное занятие ребенка. Поэтому постарайтесь сделать игры не только веселыми, но и полезными. С самыми маленькими интересно играть, закрывая лицо ладошками и спрашивая: «Куда спряталась мама?»

Правило восьмое и самое главное – побольше похвалы. Все любят, когда их хвалят. И малыш не исключение. Радуйтесь вместе с ребенком, когда ему удается сказать новый слог. Это мотивирует малыша на новые достижения. Старайтесь ярко выражать свои эмоции – хлопать в ладоши, улыбаться. Мамин восторг – отличный повод заговорить как можно раньше.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш». Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики.

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:

  • «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
  • «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
  • «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
  • Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
  • С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.

Методики развития речи

  • Разговор мама – ребенок. Мама много времени проводит з малышом. Ему важен тактильный и словесный разговор. Необходимо напевать крохе, что бы он видел лицо и артикуляцию мамочки.
  • Комментировать свои действия. Рассказывайте малышу о всем, что делаете.
  • Разговаривайте с ребенком так, что бы он видел Ваше лицо и Вашу артикуляцию.
  • В возрасте 1,5 – 2 года, разговор с малышом мама должна вести в обычном ритме и тоне. Только, когда речь идет о новых словах, особое внимание определяется артикуляции и ударению.

  • Не заменяйте сложные слова простыми. Называйте вещи своими именами.
  • Не забывайте про глаголы.
  • Используйте противопоставление.Например: птица летает – собачка бегает
  • Читайте стихотворения, потешки, сказки с самого малого.
  • Играйте словами, слогами, звуками.
  • Важно улучшать развитие мелкой моторики рук. Дайте малышу поиграть с крупами, макаронами, тестом. Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют рассуждать логически, они внимательны, быстрее начинают разговаривать и писать.

Признаки отставания в речевом развитии

Родителям и воспитателям детского сада следует четко знать признаки отклонений в развитии речевой функции. Это поможет вовремя определить нарушения и помочь ребенку. Признаки отклонений прописаны для каждого возраста, что объясняется быстрым развитием малыша до 2-3-летнего возраста.

Признаки нарушений:

  • В месячном возрасте ребенок не кричит накануне кормления.
  • В 4-месячном возрасте малыш не может улыбаться, гулить.
  • В 5 месяцев не ищет людей или предметы, которые называет мама, держа его на руках, не слушает музыку.
  • В 7-месячном возрасте не узнает родственников, не может адекватно реагировать на интонации, не играет погремушками или музыкальными игрушками.
  • К 9-месячному возрасту не лепечет, не повторяет слоги и слова за родственниками.
  • К 10-месячному возрасту ребенок не мотает головой в знак отрицания, не машет рукой, когда кто-то уходит.
  • К годовалому возрасту вообще не говорит и не лепечет, не выполняет простые задания.
  • В 1 год 4 мес. невпопад употребляет слова «мама», «папа».
  • В 1 год 9 мес. малыш не произносит 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не показывает части тела (руки, ноги, голову, нос, глаза, пальцы), не способен выполнить сложные задания: «Сходи в комнату, принеси игрушку».
  • К 2,5 годам малыш не понимает, чем отличается маленький и большой предмет.

Формирование речевой функции у детей 1-2-летнего возраста

Во сколько ребенок начинает говорить первые слова? Развитие малыша происходит постепенно. Сначала намека на речь до 2 месяцев практически нет. Грудничок к 3-4 неделям начинает впервые улыбаться, тем самым он показывает желание общаться с родителями. Малыш прекрасно понимает интонацию взрослых, поэтому при доброжелательном голосе мамы, бабушки или папы чувствует себя спокойно. Если взрослые начинают ругаться, грудничок сильно беспокоится, что часто приводит к бессонным ночам, беспричинному плачу.

Плач – это знак о том, что ребенка что-то беспокоит. Грудничок может плакать, когда ему нужно сменить подгузник, хочет кушать или у него что-нибудь болит. Также, крик – это знак призыва к общению. Грудничок подзывает маму, чтобы она просто постояла рядом, взяла его на руки, поговорила с ним.

Первые признаки речи появляются только к 2-3 месяцам. Малыш начинает гулить. Гуление может возникать раньше 2 месяцев, в зависимости от особенностей головного мозга. Оно является признаком подготовки к речи. Мышцы артикуляционного аппарата тренируются, крепнут. Этот этап продолжается длительное время.

Следующий этап развития – это формирование лепета. Он начинается с 7-9 месяцев. Грудничок пытается говорить слогами: ма-ма-ма, ба-ба-ба и другими. Слоги в дальнейшем формируют слова. Воспроизведение слогов часто ни с чем не связано. Ребенок говорит их не осознанно.

Груднички в 9-11-месячном возрасте отлично понимают речь взрослых. Они знают на слух 50-100 слов. Когда кроха слышит слова взрослого, она старается повторить их.

Какие первые слова дети произносят первыми чаще всего

«Дорогой, он сказал свое первое слово!»

Что ж, это важная веха на начальном жизненном пути нового члена общества. С каким трепетом ждут родители первых слов своих чад! Волнительный момент.

Но так ли важно, какое слово малыш скажет первым? «Мама», «папа», «баба» или «деда»? Если он назовет то или иное слово или звук, звукокомплекс, имитацию… значит ли это, что он крайне кем-то (чем-то) заинтересован, любит или проявляет так симпатию? Мы постарались выяснить это и можем сказать: и да, и нет.

Поскольку произнесение слов — сложный процесс, в преддверии которого малышу придется немало потренироваться, разработать речевой аппарат, осознать необходимость произнесения, сочетания разных слов и звуков и так далее и тому подобное.
Смотрите также


25 детей, которые прислали своим родителям очень смешные сообщения

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Для детей звук «р» является самым сложным у произношении. Большинство родителей волнует вопрос, как научить малыша говорить букву «Р».

Как говорят дефектологи, благоприятный возраст для усвоения звука «р» — это пять-шесть лет.Именно в этом возрасте, вмешательство специалиста может помочь ребенку правильно заговорить.

Хотя фундамент нужно закладывать с самого малого. Для этого разработан комплекс упражнений в игровой форме, для самых маленьких:

  • Выучите с малышом несколько скороговорок, которые тренируют звук «р» или придумайте свои вдвоем с ребенком
  • Попросите кроху имитировать звуки животных, например, тигра
  • Упражнение «кошечка» любят многие детки. Налейте в мисочку молоко и попросите малыша попить его, как это делает кошечка

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.

Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Рекомендации родителям при патологии речевой функции

Отклонения могут заметить воспитатели детского сада, родители или врач педиатр. Очень важно родителям самим наблюдать за ребенком, больше читать книг о развитии дошкольников. Главным принципом в диагностике являются регулярные посещения врача педиатра. На первом году ходить к детскому врачу следует каждый месяц. На втором году жизни ребенка приводят к врачу 1 раз в квартал. Педиатр обязательно увидит патологию и скажет об этом родителям.

При отставании в речевом развитии следует обратиться к неврологу и логопеду. Специалисты направят на обследование, чтобы выявить причину болезни. Логопед проведет логопедическое обследование, начнет занятия, даст рекомендации родителям по работе с дошкольником на дому.

Чем раньше выявлены нарушения речевого и общего развития, тем легче устранить патологию.

Консультация логопеда здоровым детям требуется с 3-летнего возраста, а затем ежегодно до 7 лет. Если отклонения обнаруживаются раньше, помощь специалиста показана до 3-летнего возраста.

Как научить ребенка говорить букву Л

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

  1. «Маляр». Кончиком языка плавно и аккуратно вводим по верхнему небу, будто работаем кисточкой маляра.
  2. «Что прячется под скатертью». Берем пять предметов, в обозначении которых есть буква «Л». Пускай ребенок на ощупь угадает название вещи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]