Конспект логопедического занятия «Звук «Ш» буква «Ш»


Статья:

ЦЕЛИ: 1.Уточните произношения имеющегося звука «Ш». Добиваться правильного произношения изолированного звука «Ш». Учить определять положение губ, языка при произнесении звука «Ш» 2. Автоматизировать звук в речи. Научить ребёнка правильно произносить и артикулировать этот звук в прямых слогах, в словах с прямыми слогами с ударением на слоге, в стихах и во фразовой речи. 3. Развитие фонематического восприятия. Различение звука «Ш» в ряду звуков. Умение слышать и выделять звук в слове. 4. Развитие памяти, слухового внимания: доведение линейной памяти до 4 единиц. Учить запоминать слова в заданном порядке. 5. Развитие мелкой моторики рук, путём воздействия на активные точки ладоней су-джок шариком.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ. 1. Игрушки, в названиях которых встречается звук «Ш» (кошка…). 2. Предметные картинки: шапка, кошка, майка, шайба, шампунь, полотенце, шуба, труба, машина, корзина.

ХОД ЗАНЯТИЯ 1.Оргпнизационный момент Показать ребёнку игрушку (кошку). В слове кошка есть звук «ш». — Мы будем правильно учиться произносить этот звук. Пошипи как кошка: Ш-Ш-Ш… Показать ребёнку игрушку (змейку). Давай споём «песенку змеи». Произнеси звук «Ш» длительно на одном выдохе: Ш-Ш-Ш …

Уточнить артикуляционный уклад. — Давай вспомним, где живёт звук «Ш», язычок вверху, напоминает «форму чашечки». Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, но не соприкасаются, кончик языка широкий, поднят к нёбу (за альвеолами), но не касается его, образуя щель. Боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха.

2. Слоговая разминка. — Давай поиграем, я говорю тебе слоги, а ты чётко повторяй за мной: Ша-ша-ша Ши-ши-ши Аша-аша-аша Аши-аши-аши Шо-шо-шо Шу-шу-шу Ашо-ашо-ашо Ашу-ашу-ашу Ше-ше-ше Ше-аше-аше

3. Автоматизация в словах с прямыми слогами, с ударением на слоге со звуком «Ш». — А теперь, давай споём песенку: ша-ша-шапка ша-ша-шайба ша-ша-шахматы ша-ша-шампунь ша-ша-шахта ша-ша-шаг ша-ша-шампиньон ша-ша-мешать ша-ша-ушанка ша-ша-дышать ша-ша-решать ша-ша-лошадка шо-шо-шов шо-шо-шопот шо-шо-мешок шо-шо-пушок шо-шо-горшок шо-шо-вершок шо-шо-петушок шо-шо-ремешок шо-шо-мышонок

Шу-шу-шум Шу-шу-шутк Шу-шу-шут Шу-шу-шутить Шу-шу-шумовка Шу-шу-шутник Шу-шу-шуба Шу-шу-шуметь ши-ши-ширма ши-ши-кувшин ши-ши-машина Ше-ше-шея Ше-ше-шептать Ше-ше-мишень Ше-ше-шепчу Ше-ше-дышу Ше-ше-прошу Ше-ше-ношу ши-ши-шина аши-ши-шипы ши-ши-шить ши-ши-шип ши-ши-шитьё ши-ши-шипеть ши-ши-шиповник ши-ши-шило

4. Автоматизация во фразовой речи звука «Ш». — Поиграем в игру «Попугайчик». Я произношу фразу, а ты за мной повторяешь. У Даши шахматы. Маша кушает тушёнку. У Яши пшённая каша. У Яшиной машины шины. Наташа вешает шубу в шкаф. У кошки ушки на макушке. Паша катает мишку на машинке. Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Шалуны шумели и шалили. Кто-то шипит под шиповником. Шампиньоны удобно вынимать шумовкой. Шалунья порвала шорты. У Шуры широкие шаровары. Шофёру надо проверить шины. Шахтёры добывают уголь на шахте.

5. Пальчиковая гимнастка. Стихотворение с использованием Су-джок технологии. — Сейчас послушай новое стихотворение «Наша Маша» Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две матрёшки на окошке, Две Танюшки на подушке. — Возьми волшебный шарик, раскатывай его между ладошек и произноси со мной это стихотворение чётко и правильно.

Развитие фонематического восприятия и слухового внимания. (Работа с предметной картинкой). (Слова со звуком «Ш» в разных позициях). — Рассмотри картинки, и назови, что там изображено. — Теперь я назову слова, ты хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ш». Картинки: шапка, кошка, майка, шайба, шампунь, полотенце, шуба, труба.

6. Развитие памяти, слухового внимания. — А теперь я назову тебе подряд несколько слов, а ты попробуй их запомнить и повторить, будь внимателен! Шум-шутка-шуба-кошка Крошка-мошка-каша-шип

7. Итог занятия. — Ты сегодня молодец, и научился чётко и правильно произносить звук «Ш». Ты очень старался и заслужил в награду наклейку! Домашнее задание: выучить стихотворение «Наша Маша».

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук «Ш»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе ОНР по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звук «Ш» повторяем, задания выполняем».
Программные задачи: Образовательная область «Речевое развитие»:
— Формировать (автоматизировать) навыки четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах, фразах, предложениях, самостоятельной речи детей; — Определять место звука «Ш» в словах. — Развивать фонематическое восприятия, речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух. -Продолжать развивать связную речь (монологическую и диалогическую). -Развивать коммуникативную функцию речи. — Развивать мыслительную деятельность. — Воспитывать у детей культуру диалогической речи. — Воспитывать у детей желание говорить красиво и правильно; -Развивать у детей грамматический строй речи, интонационную выразительность речи.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
— Формировать познавательные действия, развивать любознательность и познавательную мотивацию. — Развивать воображение и творческую активность. — Формировать представления и отношения объектов окружающего мира. — Расширять опыт ориентировки в окружающем, развивать любознательность. — Развивать память; операции логического мышления (анализ, сравнение); внимание; зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
— Развивать монологическую и диалогическую речь. -Воспитывать у детей социальные мотивы (мотив к обучению, желание помочь). -Воспитывать интерес к коллективной деятельности, стремление активно участвовать в этой деятельности.
Область «Физическое развитие»
— Развивать координацию движений. — Развивать мелкую и крупную моторику.
Область «Художественно-эстетическое развитие»
— Развивать мелкую моторику, зрительного воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности.
Словарь: слова со звуком «Ш». Предварительная работа: Знакомство со звуком и буквой «Ш». Называние слов на заданный звук из текста. Игра «Назови ласково» (звук «Ш»). Упражнения на развитие фонематического слуха. Отгадывание загадок. Называние слов без заданного звука. Пальчиковая гимнастика, физминутка. Скороговорки, знакомство с устным народным творчеством. Определение места заданного звука в слове. Придумывание слов к предложенному слогу. Оборудование: конверт со стихотворением и заданиями с изображение Маши, презентация к занятию, игрушки (медведь, петушок, матрешка, неваляшка, собачка), шапочка кота, заготовки на бумаге шаблоном шариков, карандаши зеленого и красного цветов, мультфильм «Маша и медведь» серия «Первый раз в первый класс».
Ход занятия
Вводная часть. 1. Дети стоят посередине группы. Организационный момент. Логопед: Здравствуйте, ребята. Дети здороваются. Логопед: Сегодня утром я получила письмо от одной, вам всем знакомой девочки (на конверте изображена Маша из мультфильма «Маша и медведь»), а в нем стихотворение. Послушайте его внимательно. Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлепнулась, шурша. Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что еще в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша. Логопед: Как вы думаете, какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении? Дети: звук «Ш». 2. Постановка цели: Логопед: Правильно. Сегодня мы с вами будем играть со звуком «Ш». Вспомните слова со звуком «Ш» из этого стихотворения. Дети: шишка, шлепнулась, шурша, шмель, шершень, шумно, шарят, кашка, шебуршат, шиповник, букашки, шум, шорох, шалаш. Дети садятся на стулья.
Основная часть.

3. Логопед: Скажите ласково имя Маша. Дети: Машенька.
Логопед: Вспомните и назовите имена детей нашей группы, в чьих именах есть звук Ш. Дети: Саша, Любаша, Полюша, Ванюша, Настюша, Троша, и т.д. 4. Логопед: Ребята, в конверте было не только стихотворение. В нем письмо, сейчас я вам его прочту. Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы знаете много звуков и букв. И поэтому приготовила для вас игры и задания, надеюсь, что они вам понравятся. За вами будут наблюдать мои друзья. Когда вы справитесь со всеми заданиями, вас будет ждать сюрприз. 5. Логопед: Ребята, мне кажется, что я кого-то слышу (проговаривание звука Ш в открытых и закрытых слогах). Повторяйте за мной: вопросительно «Ша-шо-ши?», «аш–ош–уш?»; с просьбой «Шу-шо-шу», «иш-уш-аш»; утвердительно «шта-што-шту», «ашп-ошп-ушп»; радостно — «шва-шво-швы!», «ашв-ушв-ишв!». Никого нет. Показалось! Ребята как вы думаете, кто это был? Дети: Мышки. 6. Логопед: Наверно про этих друзей говорила Маша в своем письме. Интересно, а кто еще помогает Маше? Попробуем это узнать, если отгадаем загадки (отгадывание загадок). Герои загадок (игрушки) расставлены в группе. Косолапый и мохнатый, греет он в берлоге лапы. Летом любит погулять и зверушек охранять. А зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Мишка) Птица ходит по двору, будит деток поутру, На макушке гребешок, кто же это? (Петушок) В деревянной Машеньке внутри кукла Сашенька. Открой куклу Сашеньку, а там — крошка Дашенька. А в сестрице Дашеньке есть малютка Пашенька. (Матрешка) Хоть кто сказку ей расскажет, или песню ей споет, Все равно спать не уложит. Каждый раз она встает. (Неваляшка) В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака) А как можно назвать собаку, чтобы в ее кличке встречался звук «Ш»? (Шарик) Ребята, а давайте попробуем найти этих персонажей в нашей группе (дети ищут глазами). 7. Д/и «Сосчитай-ка» Логопед: Как много у Маши друзей – помощников! Вспомните отгадки (ответы детей). Ответы показываются на экране, дети проверяют. Давайте сосчитаем их (первый мишка, второй петушок, третья матрешка и т.д.) 8. Логопед: Какие вы молодцы! Сейчас немного отдохнем и продолжем выполнять задания. Физминутка — игра «Мышки» (выполняется по середине группы) Вышли мыши как-то раз, посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, мыши дёрнули за гири. Тут раздался страшный звон — разбежались мыши вон. 9. Д/и «Звук потерялся» (Слова с пропущенными звуками) Логопед: Поиграем в игру «Звук потерялся». Я буду произносить слова без звука «Ш», вы должны меня поправить и назвать слово полностью: камы., малы., .ляпа, .апка, .уба, мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка, кро.ка, опу.ка. Логопед: Молодцы, справились! 10. Д/и «Скажи предложение правильно» Логопед: Ребята, Маша написала рассказ о своей сестре Даши. Послушайте, я хочу вам его прочитать: «Даша подарить кошка; Даша гулять с кошка; Она надевать на кошка штанишки; Даша любить кошка». Что-то не понятный рассказ получился, наверно Маша хочет вас запутать, озорница! Попробуем исправить ошибки в тексте? Дети: да! Логопед читает предложения повторно, дети произносят их правильно. 11. Логопед: Ребята, а кто из вас помнит скороговорки про Машу и ее друга медведя. Дети: Маша под душем мыла шею и уши. Пыхтит, как пышка пухлый Мишка. Смешные шутки у Маши и Мишутки. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. Маша мешает кашу, Миша мешает Маше. Маша сшила для братишки: шубу, шапку и штанишки. Логопед: Молодцы! 12. Логопед: Следующее задание от Маши. На экране появляются три схемы. Дети вспоминают, что они обозначают.Вам надо определить место звука «Ш» в словах. Я буду называть слова, а вы должны определить место звука «Ш» в слове: шапка, шоколад, шуба, мешок, кошка, лягушка, камыш, малыш, карандаш. Все правильно! 13. Сейчас вспомните слова, которые начинаются на слог: ШИ – шина, шиповник, шило, шип, шипы, … Слова, которые заканчиваются на – ШКА: кошка, мышка, подушка, … Хорошо! 14. Разомнем пальчики, они понадобятся для следующего упражнения. Пальчиковая гимнастика «Шарик» Надувают шарик быстро,пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, Он становится большой «ш-ш-ш» не отрывая друг от друга медленно развести руки в стороны Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши Воздух вышел подуть на ладони Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку 15. Рефлексия. Логопед: Сейчас я раздам рисунок воздушного шарика. Если вам понравилось занятие, раскрасьте его в зелёный цвет, если нет, шарик должен быть красного цвета. Листочек можете подписать. Поставьте себе отметку, как вы работали. Поднимите ваши шарики, посмотрим на них. 16. Заключительная часть. Логопед: Какие задания для вас были трудными? Вы сегодня очень старались, хорошо отвечали на вопросы, играли, молодцы! А вот и обещанный сюрприз от Маши (мультфильм серия «Первый раз в первый класс»)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква И Конспект логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе. Овощи Коррекционное музыкальное занятие-досуг в детском саду для детей от 6-7 лет с ОНР

Похожие статьи:

Конспект занятия на тему «Музыкальные инструменты» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи на тему «Сказки Пушкина» в подготовительной группе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]