Дислалия и дизартрия очень похожие нарушения речевого развития. В обоих случаях наблюдается дефект звукопроизношения, причем часто в одних и тех же фонемах
Очень редко обычный человек, просто начитавшись про эти расстройства в интернете, отличит одно от другого правильно. Между тем знать, чем отличается дислалия от дизартрии, важно, так как лечение и коррекция в обоих случаях индивидуальные.
Что такое дизартрия
Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.
Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:
- неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
- нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.
Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.
Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.
Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.
Виды дизартрии по Правдиной О.В.
Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.
Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:
Название | Зона поражения ЦНС | Нарушение речи |
Корковая | Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению. | Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена. Страдает произношение согласных звуков. |
Подкорковая (экстрапирамидная) | Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность. | Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу. Звуконарушения нестабильны. |
Мозжечковая | Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно. | Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску. |
Псевдобульбарная | Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого. | Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны. Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно. |
Бульбарная | Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга) | Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям. Речь приобретает носовой оттенок. |
Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.
ФН
ФФН
ОНР
Сравнительный анализ дислалии, ринолалии, дизартрии.
п/п | Клинико-педагогическая классификация определения | Этиология | Характер повреждений речевого аппарата | Механизмы | Формы. Подформы. | Степень проявления дефекта | ||
Биологические факторы | Социально-психологические факторы | |||||||
1. | Дислалия |
Другие виды классификаций
Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:
- Нарушения может выявить только специалист.
- Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
- Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
- Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.
Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.
В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.
Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:
- спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
- спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
- гиперкинетическая – гиперкинезы;
- атактическая – атаксия;
- спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
- спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
- спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
- атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.
Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.
Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.
Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.
При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.
Как правильно диагностировать нарушение речи
Самый важный совет в ситуации проблемной речевой коммуникации — не слушайте подружек, соседей, знакомых, то есть — «у-меня-так-было». Возможно, и было, но в каждом случае нарушения протекают в индивидуальной форме. Тем более, избегайте визитов к бабушкам, «выливающим голос». Обычно там царствует антисанитария и минимум врачебных навыков. Если у кого-то произошли улучшения после таких встреч — это совпадение. Никакие наговоры, убитые петухи и прочее, никак не связаны ни с речью, тем более, не распознают у дислалии и дизартрии отличия.
Чтобы конкретизировать диагноз, нужно обращаться к квалифицированному логопеду. В каждом городе есть такие специалисты. После полного осмотра он, возможно, отправит вас также к неврологу. Комплексное обследование — это необходимость, а не трата времени. На обычную диагностику без направления попасть иногда проблематично, особенно в небольших городах, где один врач на весь район. Поэтому пользуйтесь возможностью, чтобы точно знать, чем страдает ребенок и как это лечить.
Причины развития дизартрии
Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.
К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:
- Вирусные и инфекционные заболевания матери.
- Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
- Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
- Радиоактивное облучение беременной женщины.
- Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
- Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.
Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.
Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.
Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.
Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.
Дислалия
Дислалия (дис – нарушение, лалия — речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).
Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).
При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.
ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ
Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.
Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.
Как распознать дизартрию
Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.
Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:
- при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
- ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
- у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
- повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
- проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
- отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
- малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.
В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.
Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.
Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.
Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.
Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.