Ребенок говорит только первые слоги слов: опасно ли это?

Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».

Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.

Физиологические причины

Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.

В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.

Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.

Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.

Сын (2 г.) говорит в словах только первые буквы и слоги

Добрый день.

Моему сыночку недавно исполнилось 2 годика. Малыш очень активный, подвижный, смышленый, но произносит не очень много слов: мама, папа, деда, баба, дядя, тетя, кака, цаца, дай, на, да, где, гага (гусеница), гига (что-то гигантское), мага (магазин) и еще несколько. Остальные слова (а оперирует он всеми словами разговорной речи) он либо заменяет звукоподражаниями: бу-у (машина), чу-чу (паровоз), дзинь (будильник), ава (собака), хр-р (свинка), р-р-р (тигр), уф-уф (сова), к-к-к (котик) и др.; либо называет только первую букву или слог: мя (мяч), к (котик), те (тени), со(солнце), ма(маленький), п (пластелин) и др.

Вот и приходится нам с сыночком играть в игру «Угадай слово», потому что одна начальная буква может означать разные слова (например, п — это может означать печенье, пластелин, пузыри мыльные, принеси, пой или еще что-нибудь).

Доходит до смешного. Однажды вечером я пела сынуле колыбельные песни, но никак не могла угадать, какую именно ему хочется услышать. Я начинаю петь, а он мне в ответ ы-ы (нет, не эта песня). Я у него спрашиваю: про елочку? про мишку? про котика? А в ответ получаю все тоже ы-ы. Тогда я ему говорю: «Ну скажи сам про что тебе спеть песенку». Он мне в ответ: «Г ва», что в переводе означало: песня про «Голубой ВАгон».

Еще одной особенностью является то, что он практически любое слово может повторить вслед за произносящим по слогам (причем быстро реагируя и довольно четко произнося). Например, я говорю по слогам (или буквам) слово аптека (я говорю а, сынок за мной а; я говорю п, и он тут же повторяет п и т.д.). Так, даже словосочетание и предложение он с легкостью и мгновенно повторяет, но только таким своеобразным послоговым способом.

Предложениями говорит (но только в своей своеобразной манере), но видно, что он предложения в голове уже строит и пытается где словом, а где мимикой и жестами донести свою мысль. Может сказать что-нибудь вроде: мама а (мамы нет), папа где?, мама де пфу (мама деньги тратит), папа б (папа бреется)и т.п.

Отмечу, что пассивный запас лексики довольно велик. Он узнает, показывает и называет (первой буквой или слогом) животных, одежду, мебель, посуду, игрушки и др.; говорит кто из животных как делает (ава, мяу, бе, ме, му и др.) и др. Узнает и называет по отдельности и в структуре любого слова 22 буквы алфавита; знает и называет в своей своеобразной манере 12 цветов (си (синий), бе (белый), ка (красный)) и т.п.; Знает и показывает геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, пятиугольник), отличает антонимические понятия (маленький-большой, близко-далеко, высокий-низкий и др.), знает где лево, где право.

Я с самого детства пою сыночку разные песни, читаю стихи в книгах и наизусть. Мы вместе лепим пластилином, клеим клеем, шнуруем шнурками, запускаем пальчиками волчок, откручиваем разные крышечки, рисуем красками, мелками, фломастерами, карандашами и др.

Одно время я занималась с сыном по методике Глена Домана. Теперь с 1 годика 10 месяцев мы ходим 1 раз в неделю на занятия в школу раннего развития (в основе — методика Зайцева). И, конечно же, занимаемся (играя) дома по различным книжкам и пособиям на развитие интеллекта малышей младшего дошкольного возраста. Сыночек с удовольствием играет с кубиками, конструктором, логическими кубами, пирамидами и др. Играет с папой в мячик, в прятки, сам прячет и ищет игрушки, выдувает мыльные пузыри, любит побаловаться, понимает шутки и даже пытается шутить сам.

Я получаю огромнейшее удовольствие от общения с сынулей, радуюсь каждой его даже самой незначительной победе, зная, с каким трудом она ему далась. Но некоторые «товарищи» из числа родственников просто преследуют нас постоянными упреками и разговорами о том, что «ребенок очень мало и плохо говорит, а другие дети его возраста уже стихи наизусть читают. А ведь его мама (т.е. я) по образованию филолог». Я защищаю сыночка, объясняя, что развитие каждого ребенка индивидуально, но они продолжают твердить одно и тоже.

Скажите, пожалуйста, можно ли считать такую речь двухлетнего ребенка нормой, и нет ли у нас отставания в речевом развитии? Не поймите меня превратно, но мне не хотелось бы пока водить малыша к специалисту-логопеду. Возможно, я и сама могу сделать что-либо для своего ребенка. Помогите, пожалуйста, перевести все эти послоговые произношения и просто отдельные начальные буквы и слоги в целостные слова. Возможно, в вашей практике встречались похожие случаи, и вы можете подсказать какие-нибудь специальные упражнения, задания, игры, которые я смогу проводить сама.

Заранее благодарю Вас за внимание, за время, потраченное на нас и за помощь, которую (я в этом не сомневаюсь) вы сможете нам оказать.

С уважением Юлия.

Нарушения речи

Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.

Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:

  • неправильная артикуляция;
  • патологии ритмики и темпа произношения;
  • дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
  • ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.

Коррекция речевой регрессии

Если малыш перестал лепетать или говорить, то нужно сразу разобраться в причине недуга. В первую очередь следует посетить соответствующего специалиста. Если малыш перестал вдруг говорить из-за стресса, то потребуется обследование у психолога. При отсутствии видимых причин следует посетить невролога. Ребенок, который перестал разговаривать из-за афазии, в первую очередь нуждается в лечении основного заболевания.

Ребёнку могут назначить:

  • медикаментозные препараты;
  • хирургическую операцию;
  • механотерапию и физиотерапию;
  • логопедический массаж и ЛФК.

Для детей, которые не говорят, также назначаются логопедические занятия. Педагоги помогают ребёнку восстановить речь. Развиваются навыки письма и чтения (при необходимости). Если ребёнок перестал говорить, то коррекционные занятия с нейропсихологом и/или логопедом следует начинать как можно раньше. Сделать это можно в центе логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты выявят причину речевого регресса, при необходимости направят к профильным врачам или подберут эффективную корректирующую программу.

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Год второй

В начале 2-го года жизни ребенок начинает копировать речь окружающих и его словарный запас стремительно пополняется: к 1,5 годам он составляет около 50 слов. Малыш уже произносит, пускай и не всегда четко, практически все гласные и часть согласных звуков: [д], [т], [б], [п], [к], [г], [м], [н], [х], [ф], [в]. При этом твердые согласные могут произноситься как парные мягкие («дай» — «дяй»), а полные «версии» слов заменяются звукоподражаниями («курица» — «ко-ко», «кошка» – «мяу») или «усеченными» до 1-2 слога вариантами («кубик» — «ку», «собака» — «бака»). В это же время начинают появляться первые предложения. Речь становится более осмысленной, постепенно вытесняя мимические реакции и жесты.

К двум годам в активном словаре ребенка уже до 400 существительных и глаголов, из которых он учится строить простые предложения (из 3-4 и более слов). Малыш правильно произносит все гласные звуки и наиболее легкие согласные, в его речи уже появляется вопросительная и восклицательная интонация. Правильность произнесения звуков зачастую зависит от их расположения в слове: в 2-сложных словах с открытыми слогами все звуки произносятся правильно, а в более сложных словах малыш может заменять или пропускать отдельные звуки или целые слоги. Сложность вызывают и слова, где подряд стоят 2 и больше согласных. При этом правильное звукопроизношение не является постоянным: один раз малыш может произнести звук правильно, а в следующий раз – неверно. Это вполне нормально для этого возраста.

Патологии темпа и ритмики речи

Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.

Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.

Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.

Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.

В каких случаях вам нужно проконсультироваться у логопеда?

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его лексиконе имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими. Он может говорить некоторые слова, но они произносятся несоотнесенно к предмету, объекту или ситуации.
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый оттенок голоса).
  • Малыш заикается.
  • Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Дефекты, обусловленные проблемами со слухом

Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.

Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.

Ребенок мало говорит в 3 года: как научить разговаривать

Помимо всех вышеперечисленных действий, родителям дошкольника следует обратиться к специалистам, которые занимаются подобного рода проблемами:

  • Логопед — специалист, занимающийся исправлением речевых недостатков (неумение произносить определенные звуки, заикание, картавость, шепелявость).
  • Дефектолог специализируется на малышах с разнообразными отклонениями в развитии. Он занимается корректировкой отставания без глубоко вмешательства, либо компенсацией – восполнением обеденного недостатка.

В случае выявления серьезных недостатков в развитии речи, следует провести следующие исследования:

  • поверка слуха;
  • обследование понимания речи;
  • обследование крупной и мелкой моторики;
  • обследование органов артикуляции;
  • оценка словарного запаса;
  • оценка грамматического строя речи;
  • обследование фразовой речи;
  • обследование слоговой структуры слова.

К сведению! По результатам обследования специалист делает заключение по форме и степени задержки речевого развития, и составляет четкий план по коррекции или компенсации данного недостатка.

Прогноз и профилактика

Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.

Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу. Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь. Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано. Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]