Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. Причины отсутствия и задержки речи у детей.


О неврологических нормах

Почему считается, что дети должны говорить в два года? Существуют неврологические нормы, основанные на физиологических данных. Неврологические критерии разрабатывались с учетом этапов развития работы мозга. Ребенок начинает ходить, когда в год-полтора у негоактивизируется двигательные функции, связанные с прямохождением, в том числе мозжечок. Нарушения двигательной сферы могут также привести к задержкам развития.
Речь как высшая функция мозга зависит от развития практически всех его отделов. Но два отдела особенно важны:

  • зона Брока;
  • зона Вернике.

Зона Брока в головном мозге отвечает за воспроизведение речи — ребенок учится говорить, повторяя за окружающими. Это моторная функция, которая имеет большое значение для развития ребенка. Зона Вернике отвечает за понимание речи, это — сенсорная функция. Обе области активизируются до 2-х лет, что соответствует нормам развития ребенка. Активизация может происходить с опозданием (это не является нарушением, хотя происходит достаточно редко), и ребенок может заговорить самостоятельно. Но всегда сохраняется риск более тяжелых нарушений.

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

  • малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;
  • ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;
  • годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;
  • ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;
  • ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;
  • малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;
  • ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);
  • в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

  • Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?
  • Соответствует ли уровень интеллекта возрасту малыша?
  • Использует ли малыш невербальные методы коммуникации?
  • Есть ли у ребенка способности к символическому мышлению? Играет ли он с игрушками?
  • Есть ли у ребенка трудности с восприятием речи? Реагирует ли на обращение к нему?

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

3. Обратиться к неврологу.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

  • Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.
  • Искать таблетки из серии «чтобы заговорил». Препаратов с доказанной эффективностью для этой цели не существует, а сомнительные средства могут быть небезопасными.
  • Задействовать методы нетрадиционной медицины.
  • Проводить исследования (реоэнцефалографию, ЭЭГ).
  • Делать массажи с целью «запустить речь».
  • Бесконечно водить малыша по врачам, целителям и шаманам.

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

  • Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.
  • Развивать малыша физически. Подвижные игры и игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, окажут полезное действие и на умение говорить.
  • Создать богатую лингвистическую среду. Родители должны больше разговаривать с малышом и в его присутствии. Приветствуются разговоры, комментарии, стихи и песни на любые темы.
  • Вместе читать. Подходят любые книги. Обилие картинок и тематических вопросов помогут увлечь ребенка. При чтении нужно создавать с малышом диалог.
  • Уменьшить времяпрепровождение с гаджетами. Игры и мультфильмы могут заменять ребенку реальный процесс познания, который требует от него усилий.
  • Вовлекать ребенка в разговоры. Следует спрашивать его мнение, предоставлять право выбора, узнавать о том, где и как он провел время, какие эмоции испытывал (даже если малыш не отвечает).

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

Последствия задержки развития

Родители, которые ожидают, что ребенок заговорит к 3-4 годам, должны понимать, что отсутствие речи может привести к различным нарушениям:

  • задержке психического развития;
  • тикам;
  • психологическим проблемам.

Для устранения задержки развития требуется неврологическая, психологическая и логопедическая помощь. К 7 годам ребенок должен быть готов к школьному обучению. Если терапию ребенку не проводить, задержка в развитии может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

«РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Всегда ли нужны столь экстремальные меры? Конечно, нет!!! Однако взрослому нужно создавать ситуации, побуждая ребенка к говорению, делая вид, что он его не понимает. Но тут надо знать меру – важно именно побуждать к речи, а не принуждать!!! Расскажу о тех способах побуждения к речи, которые я использовала в общении с молчащими детьми и их родителями.

Способ 1. Я называю подобный способ — «Непонятливый взрослый». Вот один из примеров применения этого способа. Возьмите одну новую яркую игрушку и несколько старых непривлекательных игрушек (в качестве новой можно использовать игрушку, которая несколько недель не была на глазах у ребенка, и он ее уже забыл). Поместите их так, чтобы ребенок сам не мог их достать (например, на полке в шкафу). «ЫЫЫЫ», — говорит ребенок и показывает пальцем на новую яркую привлекательную игрушку, пробует дотянуться, но не может. Взрослый предлагает ему старую непривлекательную игрушку с этой полки. Малыш пробует жестами объяснить непонятливому взрослому, что ему надо, попутно у него появляется лепет, он требовательно смотрит на взрослого, показывает пальцем на новую игрушку. Взрослый четко называет игрушку, например «киса» или «Катя» (кукла) несколько раз, но не даёт ее. Можно спросить: «Дать кису? Кису?» или «Тебе матрёшку дать? Скажи – дай, дай, матрешку». Ребенок начинает смотреть на взрослого и вслушиваться в слово, пытается двигать губами. Пытается произнести слово. Взрослый еще раз дает образец слова, несколько раз его произнеся с вопросительной интонацией: «Киса?». И часто ребенок делает попытку говорить! Или двигает губами. Тогда мы говорим «вместе с ним», поощряем и даем игрушку.

Маме на заметку:

1.Этот способ не сработает, если:

  • сразу дать игрушку, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость,
  • эта игрушка находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать,
  • игрушка уже знакома ребенку или непривлекательна,

2. Если ребенок не говорит и не пытается говорить, а демонстративно топает ногами, капризничает, кусает взрослого, царапается и даже бьет маму (увы, и с таким общением мамы и ребенка пришлось встречаться) или использует другие неадекватные способы получить игрушку, то он игрушку не получает.

2. Здесь надо быть твердым, но доброжелательным и любящим – т.е. взрослый не наказывает ребенка, не давая ему желаемую игрушку, а он его просто не понимает, но при этом любит и поддерживает.

Этот способ мне пришлось использовать в работе с неговорящим мальчиком 5 лет (!!!). Жили они вдвоем с мамой. Общение этого ребенка с мамой строилось так, что мальчику речь была не нужна – не успевал он поднять пальчик, как мама тут же давала ему или игрушку, на которую он показал, или вкусную еду и т.д. В садик ребенок не ходил. Дома много смотрел телевизор (телевизор не может быть партнером по игре ребенка и потому не стимулирует речь у молчащего ребенка, а просто его занимает на время).

Как была решена проблема? Мальчик был включен в мини-группу из 4 говорящих детей его же возраста для занятий с условием – мама на занятиях быть не должна и ни под каким предлогом не должна заходить в комнату, где проводились занятия с детьми. Мне пришлось играть роль «непонимающего взрослого», который очень хочет помочь ребенку, хорошо к нему относится, но жесты ребенка не понимает. На занятиях дети рисовали, играли на музыкальных инструментах, делали опыты, т.е. специальных речевых упражнений не проводилось. Но специально создавались ситуации, в которых требовалась помощь взрослого – достать, передать и т.д. Сначала ребенок пробовал уже усвоенные им способы общения – тыкал пальцем, мычал. Если не получал желаемого, то топал ногами и громко кричал. Но я разводила руками, сочувственно на него смотрела, и делала вид, что ничего не понимаю. Потом он понял, что «попал»!!! «Пора менять тактику! Эта тётя имеет кучу очень привлекательных новых предметов, но совсем не понимает жестов!!! Как же тогда добыть эти предметы?» И «процесс пошел»:). Сначала первые слова. Через месяц ребенок заговорил сразу фразами! Через полтора месяца в его речи появились сложноподчиненные предложения. Через полгода он пошел в детский сад, а через полтора года в обычную общеобразовательную школу. Данный способ работает только в том случае, если у ребенка нет проблем в развитии. Т.к. есть случаи, когда малыш даже если и очень хочет, но просто физиологически не может повторить за вами слово!

Способ 2 – «Поручения». Если ребенок «не хочет говорить», то очень часто разговорить его помогает прием поручений. Попросите ребенка принести Вам нужную вещь, попросив ее у папы, бабушки, старшей сестры. Скажи: «Папа, дай» — говорите Вы малышу. И ребенок бежит к папе, желая Вам помочь. Мотив заговорить есть, а значит есть и шанс перестать молчать! Попросите других членов семьи почаще привлекать ребенка к подобным поручениям, требующим речи, и через некоторое время Вы заметите изменения в речи ребенка.

Другая распространенная ситуация, очень подходящая для поручения – попросите малыша позвать всех членов семьи на ужин, завтрак или обед. Скажи – «Иди, папа. Иди, деда. Иди, иди». И малыш побежит выполнять просьбу, а значит у него появится желание – мотив заговорить. Можно говорить слова с ним хором, пропевать их на мотив песенки.

Способ 3 – «Договаривание слогов». Вы говорите первую часть слова, а ребенок договаривает последний слог. Вы встречаете старшего ребенка из школы и радуетесь ему вместе с малышом: «Кто пришел?»,- спросите малыша 2 лет. И помогите ему началом ответа: «Во….». «Ва» — договаривает малыш, обращаясь к братику Вове, пришедшему из школы. Почаще привлекайте ребенка к такому договариванию конца слов, и заметите, что через некоторое время малыш сам начнет произносить эти слова уже без Вашей помощи. С детьми постарше так же можно договаривать строчки из простых стихов.

Не акцентируйте внимание родных, знакомых и самого малыша на том, что ребенку 2 года, а он не говорит. Тем более не подсмеивайтесь над ним и не сокрушайтесь при малыше. Этим Вы очень поможете малышу быстрее заговорить . Просто верьте в него и в себя и действуйте.

Что нужно знать родителям о задержке речевого развития детей, Вы найдете в видео «Задержка у детей речевого развития. Как разговорить ребенка?»

Задержка развития речи ребенка. Признаки, симптомы и к кому обращаться.

15.09.2016 г.

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Исследователи детской речи устанавливают значительные периоды в жизни ребенка (приблизительно с 0 до 14-16 месяцев), которые носит название доречевого и предречевого периодов. Они чрезвычайно важны для дальнейшего собственного речевого и языкового развития ребенка, так как именно в это время формируются все его основные психологические и психические процессы.

О проблемах задержки речевого развития у детей рассказывает руководитель логопедической консультативно-диагностической службы образовательного комплекса ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, логопед Остеополиклиник, миофункциональный терапевт, возрастной психолог, кандидат психологических наук Тисовская Юлия Александровна (Юлия Александровна окончила МГПУ им. Ленина, 20 лет работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи).

Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период и внутриутробного развития ребёнка. Зачастую, перинатальную патологию развития диагностируют слишком поздно (после 3х лет), когда становятся очевидными последствия этих нарушений. Доречевой и Предречевой периоды – показатели того, как будет развиваться речь.

Обратиться к логопеду необходимо если:

  • была задержка внутриутробного развития
  • гипоксия
  • долгое нахождение в реанимации
  • питание через зонд в первые дни или месяцы жизни
  • КЦГ (краниоцеребральная гипотермия) при рождении
  • нарушения зрения
  • нарушения слуха
  • генетические синдромы
  • повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия)
  • родовая травма

Признаки и симптомы, которые в комплексе должны насторожить и обратить на себя внимание, но при этом следует учитывать, что при наличии только 1 — 2 симптомов можно говорить лишь о характере малыша и его особенностях, а не нарушениях в развитии.

В возрасте от 0 до 1.5 лет

  • к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» — эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции)
  • гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса
  • переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.)
  • в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.)
  • ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова
  • у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В возрасте от 1.5 до 2.5 лет

  • ребенок активно реагирует на звук включенного телевизора, но абсолютно не реагирует на обращенную речь
  • не отзывается на свое имя
  • отсутствует указательный жест (не показывает пальчиком)
  • нет моторной имитации (не повторяет за родителями движения)
  • нет артикуляционной имитации, звукоподражания, не обращается к родным, либо повторяет за вами или героями мультфильмов, но не использует эти слова при общении (эхолалии)
  • на слух не воспринимает ваши вопросы, отвечает правильно только ориентируясь на вашу артикуляцию (следит за губами и вашим произношением)
  • не выполняет элементарных инструкций (принеси мяч, дай, на и т.п.)
  • отводит взгляд и не следит за эмоциями взрослого
  • делает то, что может сам, вашей рукой (например, берет мамину руку и ею открывает дверь, берет кружку, включает телевизор, выключает свет)
  • страх новых помещений, изменения маршрута прогулки, новых лиц (истерика, если вы решили пойти по другой улице)
  • стереотипный и повторяющий характер игры (может каждый день очень долго открывать и закрывать дверцы, стучать по определенным предметам, пока вы не прервете его, выстраивание предметов в ряд)
  • стереотипные и повторяющиеся моторные движения (тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения). Например, при сильном возбуждении (радость, огорчение) начинает махать ручками, как крылышками, очень часто ходит на цыпочках
  • не выражает заинтересованность при виде детей, не обращает на них внимание и не играет
  • в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова
  • в 2 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

В возрасте от 2.5 до 3 лет и старше

  • говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
  • ребенок «тарахтит», говорит слишком быстро или крайне медленно, глотает окончания слов, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет
  • говорит в основном фразами из мультиков и книжек, не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии
  • зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности в общении, возникающие в дальнейшем, и несоответствие возрастным нормам развития 2.5 — 3.5 лет, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка. Почему-то многие специалисты в поликлиниках до сих пор отправляют мам с детьми ждать 3 лет и не выставляют никаких конкретных диагнозов, когда в свою очередь мамы жалуются, что ребенок в 1.5 — 2 года не говорит, плохо понимает обращенную речь, не отзывается на имя, не показывает пальчиком, не смотрит в глаза, не выполняет элементарных инструкций, не интересуется игрушками? Три года считается оптимальным возрастом, когда примерно у всех деток сформирован словарный запас, есть понимание себя в этом мире. До этого возраста кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.

Но почему, зная о таких сложных диагнозах, как ранний детский аутизм, сенсорная и моторная алалия, расстройства аутического спектра, задержки речевого и психического развития, сенсорная тугоухость, важно осуществлять профилактику и коррекцию этих нарушений – следовательно, визит к логопеду в первые годы жизни ребенка является необходимым мероприятием. Важно использовать своевременный комплексный подход в коррекции нарушения речи и понимания обращенной речи, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей на самых первых этапах возникновения проблемы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Что делать, если вы обнаружили у ребенка особенности поведения, которые мы рассмотрели, в виде отсутствия речи, зрительного контакта, указательного жеста, понимания обращенной речи, совместной деятельности, реакции на свое имя и т.д.? Мы делаем второй Шаг: Обследование.

Детский невролог и ЭЭГ

Обратитесь к детскому неврологу, для многих лучший вариант — это специалист неврологического отделения детской больницы или специализированного центра. Если вас отправляют «ждать до 3 лет», ищите другого врача, который назначит пройти дневное или ночное ЭЭГ (ночное исследование позволяет исключить эпилептическую и судорожную готовность, которая может не проявляться в виде приступов, но тормозить развитие малыша), и порекомендует обратиться к сурдологу, пройти КСВП и аудиометрию.

Помните — диагнозов много и то, что может помочь при алалии, может навредить при сенсоневральной тугоухости или аутизме, а значит подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.

Сурдолог

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими.

Бывают случаи, когда одно из ушек слышит плохо, снижена общая слышимость или ребенок не может различать определенные частоты — громкие и тихие слышит, а средние нет. Из-за этого ребенок воспринимает окружающие звуки, как будто находится под водой. При этом он может абсолютно верно реагировать на включение телевизора и полностью игнорировать вашу речь. Также, иногда потеря слуха происходит уже после того, как малыш научился говорить.

У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности, появятся признаки задержки психического и речевого развития. Задержка может оказаться необратимой, и ребенок будет нуждаться в обучении в специализированной школе. В медицинской практике известны случаи, когда при врожденной тугоухости ребенку ставился диагноз умственной отсталости.

Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия, которая дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100% гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.

Может понадобиться компьютерная аудиометрия — КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) — это исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. КСВП используется для диагностики слуховых нарушений как детей, так и взрослых, но особое значение они имеют у детей, особенно доречевого возраста. Производится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове. Позволяет определить не только наличие/отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации. В большинстве регионов проводится во время сна малыша.

Основные рекомендации дефектолога для детей от года до 2 лет:

  • формирование и развитие понимания обращенной речи (говорите четко, используйте ситуации, побуждающие к простым действиям: подать, принести, посмотреть и т.д.)
  • формирование и развитие зрительной памяти и концентрации внимания (наличие телевизора и, как следствие, постоянный шумовой фон и пассивное получение информации мешают развитию речи)
  • формирование и развитие мышления (тренировка навыка получения информации из книг (аудиосказок) и стимулирование сюжетно-ролевых игр. То есть читать, читать и читать, не смотря на то, что ваш ребенок закрывает книгу и не сидит на месте)
  • формирование и развитие речевых навыков (активно используйте ситуации, побуждающие к произношению простых слов: на, да, нет и т.д.)
  • развитие коммуникативного общения (общение со сверстниками)

Статья находится в разделах: РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕЛОГОПЕДИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]