Этапы работы над звукомучебно-методический материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему


Этапы логопедической работы при коррекции нарушения.

Технологии произношения звуков.

Исправление звуков проводится поэтапно: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы. На каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение материала предыдущего материала.

I.Подготовительный.

Цель работы: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

Направление работы: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, развитие фонематического слуха , отработка опорных звуков, массаж рук, самомассаж пальцев рук(можно применить массажные мячики), предметно-практическая деятельность (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание игры с платочками и т.д.):

а ) Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того, как ребёнок научится выполнять движение, зеркало убирают.

С помощью наводящих вопросов ребёнок определяет, что делает его язык (губы) , где он находится, какой он( широкий, узкий) и. т.д.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием подбирается картинка-образ (образ — наглядное представление о чём-либо), которая служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен показать правильную артикуляцию, ощущать положение и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка, достигающегося путём тренировки.

Произнесение большинства звуков русского языка требует б) направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения для укрепления мышц щёк — надувать щёки и удерживать в них воздух ( «Надуть два шарика»), втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте ( «Худенький Петя»); для выработки направленной воздушной струи — не надувать щёк, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается в) мелкая моторика рук.

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально-ритмические движения). Можно использовать, например, игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; упражнения без речевого сопровождения ( пальчиковая гимнастика); игры и действия с игрушками и предметами, изобразительная деятельность( раскрашивание картинок, обведение контуров и .т .д), лепка из пластилина, штриховка и. т. д. Всё это способствует развитию мышц пальцев и кистей рук.

г) Самомассаж кистей и пальцев рук-например, растирание ладоней вверх и вниз; разминание, затем растирание каждого пальца вдоль и поперёк . Также можно применить карандаши, грецкие орехи, массажные мячики.

Одним из основных видов работы по развитию д) фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка умения улавливать разницу между правильными и искажёнными звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец логопеда и сравнивать с его собственным искажённым изображением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем границу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.

При замене ребёнком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы. Например, ребёнок заменяет звук (р) на звук(л) , то надо дать картинку «Тигр», при этом сказать «Послушай, как рычит тигр: рррр».

Затем дать картинку с изображением летящего самолёта, говоря: « Самолёт летит в облаках, его почти не видно, но слышно как он гудит: « лллл».

Далее, прикрыв рот листком, надо произнести то звук (р) , то звук (л). А ребёнок молча показывает соответствующую картинку-символ ( то есть проводится дифференциация звуков на слух, по акустическим признакам).

Одним из важных направлений является и е)) отработка опорных звуков- сходных с нарушениями по артикуляции, но произносимых ребёнком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Для звука (ш) опорными являются (т), (с). Звуки( ш), (т)-одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Обрабатывая (т) , мы добиваемся умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки (ш), (с)-одинаковые по способу образования(щелевые). Отрабатывая (с), мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука (ш). Для( л) опорными являются( т),( ы)- ( (т) даёт подъём кончика языка к альвеолам, а ( ы) –подъём средне-задней части языка к нёбу), для (р)-(д) и (с) –((д) отрабатывает подъём напряжённого кончика языка вверх, (с)- направленную воздушную струю).

Отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; приучаем ребёнка выделять опорный звук в слогах, в словах, фразах, что развивает его фонематический слух, даёт практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Всё это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель: устранение деффектного звукопроизношения; развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

1.Постановка звука.

Цель работы: добиться правильного звучания изолированного звука.

Направление работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса для сонорных и звонких. Отработка произношения изолированного звука.

2.Автоматизация звука.

Цель работы: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Направление работы: постепенное последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.

а) Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

* С, З ,Ш,С,З,Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь- в слогах со стечением согласных;

* Ц, Ч,Щ,Л-наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

* Р, Р можно начинать автоматизировать и параллельно вырабатывать вибрацию.

б)-Автоматизация каждого исправленного звука в словах:

Проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно водится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

в)-Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

3.Дифференциация звуков.

Цель работы: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Направление работы: постепенная последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам ( сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях , в самостоятельной речи).

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведётся и словарная работа.

При дифференциации звуков подбираются стихотворения, рассказы, (насыщенные нужными звуками), которые ребёнок заучивает, пересказывает, при этом развивает связную выразительную речь на базе правильных произносимых звуков.

Таким образом, каждое занятие требует от логопеда тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребёнка.

III.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Направление работы: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков: прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный); прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: – фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); фонематические представления; прием связи звука и буквы.

Технология постановки разных групп звуков.

Различают три основных способа постановки звука:

1. Постановка звука по подражанию – первый способ, который должен применить логопед при устранении нарушенного звукопроизношения.

По подражанию ставят шипящие звуки, парные мягкие, парные звонкие звуки; по подражанию можно поставить отсутствующий звук.

При данном способе постановки внимание ребёнка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата и звучании фонемы. Образцом для подражания является изолированный звук или звук в слоге в речи логопеда. Помимо слуха, зрения и кинестетических ощущений используется и тактильно-вибрационный контроль: тыльной стороной руки проверяется, например, качество воздушной струи или работа голосовых складок. На этапе постановки широко используются картинки-символы, муляжи, макеты артикуляции. Таким способом у ребёнка создаётся база для осознанного воспроизведения звука.

Второй способ — с механической помощью.

. Механический способ предполагает использование вспомогательных средств: шпателей, зондов, пальца ребёнка. Этот способ используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. Используя некоторую исходную артикуляцию, логопед с механической помощью корректирует положение органов артикуляции.

* Например: при постановке звука «ш» ребёнок самостоятельно не может поместить переднюю часть языка на уровень переднего отдела твёрдого нёба, а удерживает широкий кончик языка у верхних альвеол, логопед может указательным пальцем ребёнка слегка нажать снизу на переднюю часть спинки языка и передвинуть тело языка вместе с кончиком чуть глубже в рот, за альвеолы.

* предложив ребёнку произнести звук ( с), логопед плоской ручкой чайной ложки или шпателем поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук (ш).

*Если шёпотом произнести звук (р), то можно получить уклад звука «ш», если предложить ребёнку остановить вибрацию языка при сохранной воздушной струе.

Звук «ш» ставится также и от уклада звука «т», если произносить последний с придыханием, слегка соприкасаясь кончиком широкого языка не с верхними зубами, а с альвеолами или нёбом за альвеолами. Затем ребёнку предлагают не касаться нёба языком, а только подносить язык к нёбу, и продолжать дуть на него с придыханием – так формируют необходимое положение языка. Подключив к сформированной позиции языка работу округлённых, вытянутых вперёд губ «рупором» в сочетании с длительным ротовым выдохом, логопед получает звучание, соответствующее звуку «ш».

Постановка звука от артикуляционной гимнастики– эффективный способ звукопостановки, позволяющий качественно отработать недостающие элементы уклада, сформировать устойчивые кинестетические ощущения, которые будут являться залогом быстрого и прочного введения звука в речь ребёнка.

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

*Звук «р» ставят с механической помощью от опорного звука «ж». Ребёнку предлагают улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив верхние и нижние зубы, и, не смыкая углов губ, произносить длительно «ж-ж-ж». При описанном положении губ кончик широкого языка несколько переместится вперёд к альвеолам, что соответствует артикуляционному укладу звука «р». На фоне произнесения ребёнком звука «ж» логопед шариковым зондом производит короткие колебательные движения слева направо по нижней стороне передней части спинки языка, в результате чего и происходит звучание «р-р-р».

-От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] = «др».

-От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колёс) = «тр-др».

-От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр». 4.Постановка в 2 этапа: 1) фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за», «да»;

— механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра».

*Звук «Щ»

По подражанию и механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».

*Мягкие согласные.

-По подражанию.

Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па – пя, aпa – апя и т.д.).

Ребенку предлагают: – длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; – повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [п’], с некоторым придыханием; – перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом, затем так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь; – закрепив полученный мягкий звук [п] – [п’], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п’] – [а]), а потом сливая их; – затем вводить слоги и слова с другими гласными.

-Механический способ. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах. При произнесении [т] или слога( та)удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка): получается [т’] в изолированном виде или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога( aт) получают слог (атъ).

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д’] от [д], [н’] от [н].

При всех трёх способах постановки любого звука всегда надо использовать словесные инструкции, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Таким образом, при постановке звука должны работать одновременно все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.

Виды нарушений произносительной стороны речи в логопедии

Даже временная задержка речевого развития может неблагоприятно сказаться на всем развитии ребенка. Усвоение правильной речи является необходимым условием для овладения грамотой и учебы в школе. В логопедии выделяют определенные виды нарушений, к которым относится алалия, дислалия и дазартрия.

Алалия

Алалия – сложное нарушение речевого развития. Оно обозначает несформированность всех отделов речи в результате того, что были поражены речевые зоны в коре головного мозга до рождения и от 0 до 3-х лет.

В свою очередь, алалию подразделяют на:

  • моторную;
  • сенсорную.

Бывает, что у ребенка встречается смешанная форма заболевания, но какой-то вид является преобладающим. Моторную (эскпрессивную) алалию можно скорректировать, в то время как ребенок с сенсорной (импрессивной) алалией имеет физический слух, но не понимает то, что говорят другие.

Дислалия

Под дислалией понимают нарушения произношение звуков, но ребенок имеет хороших слух и нормально развитый артикуляционный аппарат. Ребенок с таким диагнозом пропускает, заменяет, смешивает или искажает звуки, когда их произносит. В логопедии дислалия считается распространенным заболеванием.

Примерно у 25-30 % (иногда и 50%) дети дошкольного возраста и у 18-20 % детей младшего школьного возраста диагностируют данное нарушение речи. Если его вовремя не скорректировать, в дальнейшем ребенок не сможет в полной мере овладеть письмом, возможно развитие таких нарушений как дисграфия и дислексия.

Дизартрия

При дизартрии поражается центральный отдел анализатора (речедвигательного) и нарушается работа мышц речевого аппарата. У ребенка страдает речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, поэтому речь нечленораздельна, невнятна. Если диагностирована дизартрия, то с малышом работает логопед, невролог, психиатр.

Особенности артикуляции

Проблема неправильного звукопроизношения (если у ребенка нет других речевых проблем, например, дизартрии) сонорных звуков − это трудность в их артикуляции. Особенно это касается Р, поэтому логопеды советуют не паниковать родителям, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен, что и происходит к 4-5 годам, поэтому обязательно проводите с ребенком артикуляционную гимнастику.

При произнесении Р органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

  • рот открыт, губы находятся в положении последующего за Р гласного звука;
  • язык должен быть широким, находиться за верхними зубами и касаться альвеол, боковые края приподняты; по форме он похож на небольшой ковшик;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые связки вибрируют.

Кроме правильного положения органов артикуляционного аппарата, нужна сильная воздушная струя, потому что при выдохе она направлена на кончик языка, в результате чего получается его вибрация и «рокочущий» звук.

Вибрировать должен кончик языка, а не маленький язычок или его боковая часть. Проверить направление воздушной струи можно используя полоску из бумаги: при правильном произнесении она будет колыхаться.

Общие рекомендации

Последовательность постановки звуков в логопедии регламентируется определенными этапами.

При постановке и коррекции важное значение звуков имеет:

  • работа над развитием слухового восприятия, внимания и памяти; фонематического восприятия; артикуляции;
  • личный пример (взрослый и логопед должны верно произносить звуки);
  • своевременность коррекционной работы (для большинства звуков возрастная граница – 4-5 лет, только звук Р исправляют в 6 лет).

Примеры заданий для детей по автоматизации произношения проблемных звуков

Возможные задания для автоматизации проблемных звуков:

  • назвать то, что изображено на картинах;
  • рассказ по картине;
  • заучивание поговорок, чистоговорок, небольших стихов;
  • повторение или пересказывание коротких фраз, предложений, текстов.

Последовательность постановки звуков можно проводить самостоятельно, но лучше обратиться за помощью к профессионалу. В логопедии существуют несколько методик по коррекции звукопроизношению, которые должен осуществлять педагог-логопед, а в домашних условиях родители могут продолжить занятие.

Автор: Инна Крылова

Оформление статьи: Владимир Великий

Этапы и последовательность постановки звуков

Последовательность постановки звуков в логопедии, в основном, определяется в течение продолжительного времени. Во время работы участвуют родители, логопеды и кончено же сам ребенок. Существует определенная система, согласно которой процесс постановки звуков проходит более результативно.

Последовательность постановки звуков в логопедии разделяется на такие этапы:

  1. Подготовка.
  2. Собственно работа над постановкой звуков.
  3. Закрепление правильного звукопроизношения в слоге, слове, фразе, предложении (принцип – от простого к более сложному).
  4. Различие звуков, выделение конкретного звука, обозначение его места в слове.

Переходить к очередному этапу можно в том случае, если у дошкольника отсутствуют трудности на данном этапе. Если пренебречь даже мелкими ошибками, то в будущем их будет гораздо тяжелее откорректировать.

Поставить звук можно по-разному:

  • благодаря артикуляционной гимнастике и массажу;
  • подражая;
  • механически (при помощи логопедических инструментов – зондов);
  • от других звуков (многие звуки сходны между собой по артикуляции).

Опорные звуки в речи

Под опорными звуками в логопедии понимают такие звуки, которые похожи с проблемными в артикуляционном плане, но они произносятся детьми верно.

На основании опорных звуков будет легче научить дошкольника правильно выговаривать или ставить сложные звуки (шипящие, свистящие и сонорные). Опорными звуками для С являются И, Ф, для Ж – В, З, для Ц – Т, С.

Условия закрепления звуков в речи

Успешность постановки звуков зависит от многих факторов: от частоты занятий, степени проблемы со звукопроизношением.

Результативность можно разделить на следующие условия, которые должны быть обязательно соблюдены:

  • развитие фонематического слуха;
  • контроль логопеда, родителя и самостоятельный контроль;
  • осознание того, зачем нужны данные занятия (мотивация). Родителям рекомендуется хвалить малыша даже за незначительные успехи.

Каждый из этих условий взаимодополняющий.

С каких звуков начинает работу логопед?

Последовательность постановки звуков в логопедии начинается с тех звуков, которые ребенок уже произносит в возрасте 3-х лет. Звуки преимущественно простые для артикуляционного аппарата, они также являются опорными (на их основе ставятся более сложные звуки). К таким звукам относят гласные и согласные звуки: Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й.

Последовательность постановки звуков выполняется постепенно. В логопедии рекомендуется начинать работать над звуками, которые знакомы малышу и он их хорошо выговаривает.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]