Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»


Звуки русского языка

Наша речь состо­ит из слов, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние. Каждое сло­во мож­но рас­смат­ри­вать как смыс­ло­вой ком­по­нент пред­ло­же­ния, напол­нен­ный содер­жа­ни­ем, а так­же как зву­ча­щий объект.

Слово мож­но раз­де­лить на сло­ги, кото­рые состо­ят из отдель­ных зву­ков. С точ­ки зре­ния фоне­ти­ки сло­во скла­ды­ва­ет­ся из звуков.

Звук — это основ­ная еди­ни­ца язы­ка, как сло­во и пред­ло­же­ние. Звуки фор­ми­ру­ют сло­ва на уровне фоне­ти­ки. Звуки в зави­си­мо­сти от их набо­ра, коли­че­ства, а так­же рас­по­ло­же­ния в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти помо­га­ют отли­чать одно сло­во от другого:

  • клад — вклад;
  • коро­на — коронка;
  • кот — ток.

В зави­си­мо­сти от того, как фор­ми­ру­ют­ся зву­ки в рече­вом аппа­ра­те, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные звуки.

Гласные зву­ки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] пол­но­стью состо­ят из голо­са. При их обра­зо­ва­нии воз­дух сво­бод­но про­хо­дит через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и рот, не встре­чая ника­ких пре­пят­ствий на сво­ем пути. В рус­ском язы­ке глас­ные зву­ки музы­каль­ные. Их мож­но дол­го тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у.

Гласные зву­ки обра­зу­ют фоне­ти­че­ский слог в сло­ве, а соглас­ные его обра­зо­вать не могут. При сло­го­де­ле­нии они соче­та­ют­ся с глас­ны­ми зву­ка­ми пара­ми или целы­ми группами:

  • ворот­ник — во-ро-тник;
  • кра­со­та — кра-со-та.

Согласные звуки

Согласные зву­ки состав­ля­ют более мно­го­чис­лен­ную груп­пу фоне­ти­че­ско­го строя рус­ско­го язы­ка. Их насчи­ты­ва­ет­ся 36. По срав­не­нию с глас­ны­ми соглас­ные зву­ки име­ют дру­гое каче­ство. Они про­из­но­сят­ся при­глу­шен­но и обра­зу­ют­ся с неболь­шим уча­сти­ем голо­са, к кото­ро­му обя­за­тель­но при­со­еди­ня­ет­ся шум. Шум воз­ни­ка­ет, если при про­из­но­ше­нии соглас­но­го зву­ка струя воз­ду­ха встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде при­под­ня­то­го язы­ка, трет­ся об стен­ки щёк, в резуль­та­те смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр.

Определение

Согласные зву­ки — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум.

По сте­пе­ни уча­стия голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на сонор­ные и шум­ные.

Сонорные зву­ки — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых мини­ма­лен шум, а пре­об­ла­да­ет голос.

Перечислим сонор­ные звуки:

[й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

По соот­но­ше­нию голо­са и шума шум­ные соглас­ные так­же делят­ся на две группы:

  • звон­кие согласные;
  • глу­хие согласные.

Звонкие согласные звуки

По срав­не­нию с сонор­ны­ми у звон­ких соглас­ных при их обра­зо­ва­нии шум пре­об­ла­да­ет над голо­сом. В рус­ском язы­ке звон­ки­ми явля­ют­ся звуки:

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Они состав­ля­ют пары по при­зна­ку твердости- мягкости:

  • [б] — [б’]
  • [в] — [в’]
  • [г] — [г’]
  • [д] — [д’]
  • [з] — [з’].

Только звон­кий соглас­ный [ж] явля­ет­ся все­гда твёр­дым и не име­ет пары по мягкости:

  • жёр­нов [ж о р н о ф]
  • жи́ла [ж ы л а].

Парные по звонкости/глухости

В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.

Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.

Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:

Звонкие согласные звукиГлухие согласные звуки
[б][п]
[в][ф]
[г][к]
[д][т]
[з][с]
[ж][ш]

Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.

Приведем примеры: слово «зуб» произносится с глухим согласным звуком [п] как [зуп]; слово «зубы» произносится со звонким согласным звуком [б] как [зубы].

Непарные звонкие

В русском языке есть только звонкие согласные звуки, то есть такие согласные звуки не являются парными, они не имеют пар звуков по глухости.

Звучание непарных звонких согласных звуков не зависит от положения.

К непарным звонким согласным звукам относятся: [л], [м], [н], [р], [й].

Приведем пример: слово «лом» произносится с непарными звонкими согласными звуками [л] и [м] как [лом].

Непарные глухие

Есть также согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости. Такие звуки называются непарными глухими согласными звуками.

Звучание непарных глухих согласных звуков не зависит от положения.

К непарным глухим согласным звукам относятся: [х], [ц], [ч], [щ].

Приведем пример: слово «чаща» произносится с непарными глухими согласными звуками [ч] и [щ] как [ч’ащ’а].

Беремся за согласные

Как же научить дошкольника отличать звонкие и глухие согласные? Просто заставить его заучить их наизусть (то есть зазубрить) – ход неверный. Ведь при таком подходе ему весьма сложно будет применять это знание на практике. Значит, нужно сделать так, чтобы он понял, какая между ними разница, научился слышать их, определять по конкретным признакам.

Как известно, информация запоминается намного легче, если при ее изучении человек задействует разные органы чувств: зрение, слух, осязание… Нужно объяснить ребенку, что согласные в русском языке разделяются на звонкие и глухие в зависимости от того, задействован ли при их произношении голос. Чтобы это легче было понять, подключаем осязание: пусть ребенок приложит ладошку к горлу и произнесет любой звонкий звук, а затем глухой (например, Д и Х). Звонкий образует вибрацию голосовых связок, что почувствует ладонь, а глухой – не образует.

Можно отличить их и на слух. Если закрыть уши ладошками, а затем произнести в полголоса звук, то звонкость можно определить по звуку, а глухость – по шуму. Обязательно произносить их именно с голосом, а не шепотом, иначе глухими окажется большинство звуков! Поиграв таким образом, ребенок поймет разницу.

Дифференциация парных звонких-глухих согласных

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар – в одинаковых артикуляционных укладах.

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» – песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

Звук «С» – работает насос. Вибрация голосовых связок почти не ощущается. Звук можно произнести шёпотом.

Для закрепления зрительного образа буквы можно использовать «Азбуку весёлых человечков» А.Шибаева или пособие Е.В. Останиной «Буквы я запомню сам по картинкам и стихам»

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА — ЗА СО – ЗО СУ — ЗУ СЫ – ЗЫ СИ — ЗИ СЕ — ЗЕ СЁ – ЗЁ СЯ – ЗЯСЛА – ЗЛА СЛО — ЗЛО СЛУ – ЗЛУ СЛЫ – ЗЛЫ СЛИ – ЗЛИ СЛЕ – ЗЛЕ СЛЁ – ЗЛЁ СЛЯ – ЗЛЯСВА – ЗВА СВО — ЗВО СВУ – ЗВУ СВЫ — ЗВЫ СВИ — ЗВИ СВЕ — ЗВЕ СВЁ — ЗВЁ СВЯ – ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги: СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
    домик веткаочень майкагладкий корамойка партагубной Борькакофточка угнать
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) — З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) – С2 С3 За что же тогда его птицей считают? (Страус) – С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) – З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

а) прочитать, подобрать каждому слову соответствующую картинку (роза-роса, коза-коса)

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары: Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.



Вебинары по налоговому планированию с помощью оффшоров wugroup.ru.

5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):
Не в_ё олото, что бле_тит.За в_якое дело бери_ь _мело.
  • Составить словосочетания:
  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
а) синий …, синяя …, синее …(небо, зонт, сумка)
б) зимний …, зимняя …, зимнее…(лес, пальто, одежда)
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
а) интере _ ная_ ка _ каб) _ акрытьгла _ ки
_ елёнаякра _ ка_ нятьма _ ку
ру _ _ каябере _ каве _ тиколя _ ку
  • Вставить в предложения пропущенные слова – названия картинок:

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса – золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная … . Снег укрыл землю белой … (чем?). Осинки и (что?) … надели … (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие … (что?). Снег … (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла… (какими?) узорами. Ребятишки бегут … (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

1 КЛАСС

Тузик. У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

1) Как зовут Васину собаку? 2) Где сидит Тузик?3) Что даёт ему Вася? 4) Что делает Тузик?

Берёза. В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

1) Какая берёза в саду? 2) Чьё гнездо на березе?3) Что таскал зяблик в гнездо? 4) Как поёт зяблик?

2 КЛАСС

Храбрый Дрозд. Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

1) Кто отбился от дома? 2) Как кот кормился? 3) Что заметил Васька? 4) Как он вел себя?5) Что сделал дрозд? 6) Как дрозд защищал гнездо? 7) Что сделал кот?

Лакомка. Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План. 1. Странная кошка. 2. Знакомый запах. 3. Осталась без мёда.

Автор материала: Царевская Елена Геннадьевна

Также по теме:

Презентация «Дифференциация парных согласных в словах»

Разбираем пары

Чтобы легче запомнить парные и непарные глухие и звонкие звуки, подключаем зрение. Визуализируем пары согласных в форме таблицы.

Для этой цели можно сочинить фонематическую сказку о том, как в русском языке жили гласные и согласные звуки, у одних согласных были братики, а у других – нет. Рисуем в левой части листа два значка, которые будут обозначать звонкость и глухость (например, колокольчик и наушники). Напротив колокольчика вписываем звонкие, напротив наушников – их глухих братишек. Посчитайте вместе, сколько пар братьев в нашем языке? Правильно, 6. Пусть ребенок визуально увидит, какие буквы имеют пару.

Иногда братики в словах меняются местами. Например, парный звонкий на конце слова становится глухим (зуб, берег, поезд), а парные глухие перед другими звонкими становятся звонкими (рюкзак, просьба).

Но есть такие согласные, у которых братиков нет. Они ни в кого не превращаются и потому дружат только со «своими». Теперь в таблице над звонкими дописываем непарные звонкие, а под глухими – непарные глухие. При таком зрительном восприятии ребенку будет легче запомнить правило: М, Л, Н, Р, Й – только звонкие, Х, Ц, Ч, Щ – только глухие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]