Дислалия: определение, причины, план работы. «Ребенок картавит, не говорит звук Р, Л, С, Ш…»
В самом начале работы врач составляет план решения следующих задач:
— Логопед должен наладить с пациентом дружескую связь, расположить к себе и адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям; — Формирование осознанности ребенка к занятиям; — Развить память и внимание; — Обучить распознаванию фонем; — Сформировать двигательные речевые навыки.
Подготовительный этап разделяют на следующие направления:
— Формирование фонематических процессов; — Формирование артикуляционной моторики; — Формирование мелкой моторики рук; — Закрепить опорные звуки.
Развитие фонематических процессов. Прежде чем приступить к развитию фонематических процессов, необходимо сформировать у пациента представление о звуке, который ему необходимо поставить. Нужно обучить ребенка различать конкретные звуки от похожих за звучанием.
Особенностями данной задачи выделяют: 1. Сначала нужно сформировать осознанную вовлеченность ребенка в процесс лечения; 2. Развитие восприятия фонем следует проводить в начале на материале слов. 3. Помочь пациенту отличать услышанные звуки в речи
Учитывая, что изначально артикуляционный уклад определенного звука не сформирован, невозможно работать над его различием. Однако, этот вид лечения на подготовительном этапе необходим, поэтому проводить его стоит на примере сохранных пар звуков в словах. Чтобы научить различать определенный звук от его субститута, необходимо произносить его в восприятии. Стоит запретить воспроизведение речевого материала с дефектным звуком, пока фонема не поставлена. Для этого необходимо изучение звукового состава слов. С этой целью пациентам дают задания на определение места звука в слове. Важно учитывать, что подобные здания должны проводиться только на материале гласных и простых согласных.
Из этого исходит что развитие фонематических процессов на подготовительном этапе проводится в следующих направлениях: 1. Восприятие – различение и восприятие звуков на слух; 2. Произношение – отработка речи на материале сохранных звуков.
Развитие артикуляционной моторики
Так как, при любой форме дислалии нарушено произношение звуков, необходимо поставить корректный артикуляционный уклад либо сформировать недостающие артикуляционные движения. Грубые моторные нарушения отсутствуют, а значит тонус мышц в порядке. Однако у пациента не сформированы только отдельные произвольные артикуляционные движения. В таком случае развитие моторики должно быть произвольным, осознанным и направленным на развитие новых речевых укладов. С этой целью, логопед формирует недостающие артикуляционные уклады согласно зрительному подражанию. Перед зеркалом ребенку демонстрируют необходимую позу органов артикуляции. Если возникают трудности, логопед помогает пациенту, с помощью пальцев или шпателя. Если же ребенок при этом все ровно не может физически подражать врачу, то проводится артикуляционная гимнастика.
Целями артикуляционной гимнастики выделяют: 1. Формирование кинестетических ощущений от движений речевого аппарата; 2. Создание артикуляционной позы.
Артикуляционная гимнастика развивает и формирует подвижность артикуляционных органов. Для этого логопеды применяют в своей практике: упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба и так далее. Логопедическая артикуляционная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
Статические занятия формируют умение создать и удержать нужную артикуляционную позицию. А динамические тренировки развивают оперативную переключаемость, динамичность и плавность движений.
В работе с языком используется упражнение «Иголочка», для него необходимо следовать инструкции: — Приоткрыть рот — Высунуть язык вперед — Удерживать, считая про себя до 10
Еще одним динамическим упражнением является упражнение «Часики»: язык должен попеременно касаться левого и правого уголка рта, под счет раз – два. Вышеописанные занятия должны выполнятся по команде, чтобы они были осознанными.
Во время работы с гимнастикой, логопед обязан выработать следующие качества: 1. Четкость выполнения упражнений. Качество определяется месторасположением формы речевого органа. 2. Структурированность и плавность движений. Упражнение должно выполнятся без лишних движений и толчков 3. Сохранять темп. Изначально задание нужно выполнять медленно, а затем быстрее. Пациент обязан научится самостоятельно менять темп артикуляционных движений 4. Закрепление результата. Артикуляционная поза должна удерживаться до 15 секунд 5. Переключаемость. Смена движений должна происходить плавно, но быстро 6. Движения органов симметрично к правой и левой стороне
При проведении артикуляционной гимнастики, необходимо соблюдать следующие требования: 1. Проводить занятия со статическими и динамическими упражнениями 2. Занятия с сочетанием языка и губ 3. Длительность занятий должна быть небольшой, чтобы не переутомить ребенка 4. Нужно развить самоанализ кинестетических ощущений со звучанием 5. Гимнастика должна проводиться в игровой форме 6. Задания выполняются в положении сидя, чтобы руки и мышцы были расслаблены 7. Постепенно усложняют артикуляционные занятия 8. Занятия проводятся перед зеркалом
Для определения содержание артикуляционных упражнений необходимо: 1. Разобрать обобщенный звук на движения 2. Определить неправильное произношение 3. Сформировать нужный уклад, посредством артикуляционных упражнений 4. Поработать с определенными частями уклада, с помощью дифференцированной артикуляционной гимнастики. Как только отдельные движения отработаны – их необходимо соединить. Далее к упражнениям подключается воздушная струя и проработка голосовых складок.
С целью устранения губно-зубного произношения, используют следующие упражнения, для языка: 1. Придерживать язык на нижней губе и удерживать его на протяжении 5 секунд 2. Обнять языком верхнюю губу и удерживать эту позицию 3. Обнять языком верхнюю губу и закрыть языком рот в виде «ложечки» — рот закрыть после этого
Упражнения для губ: 1. Обнажить нижнюю челюсть, опустив нижнюю губу и удерживать на протяжении 5 секунд 2. Удерживать губы трубочкой на протяжении 5 секунд 3. Сделать губы трубочкой, а затем улыбнутся. Повторять попеременно меняя позицию губ под счет раз-два.
Как только упражнения должны выполнятся четко и грамотно, логопед предлагает ребёнку сделать одновременно две артикуляционные позиции и подышать или подуть, чтобы услышать звук «ш». Если звук звучит все еще не четко, работа по его уточнению продолжается с помощью дополнительных артикуляционных позиций.
Далее важно сформировать воздушную струю, для этого следуют инструкции: 1. Надуть щеки и удерживать в них воздух 2. Попеременно переносить воздух с одной щеки в другую 3. Втянуть щеки
Развитие мелкой моторики кистей рук Обычно, при дислалии нарушены движения кистей рук. Для развития функций кистей рук, в практике используют мозаики, шнурование, застёгивание пуговиц, рисование, работа с ножницами, пластилином, действия с мелкими предметами и так далее.
Отработка опорных звуков При дислалии сохраняются гласные и согласные звуки. Если артикуляция согласных и гласных некорректная, то проводится постановка нужных звуков, а затем их использование с укладами сложных звуков. К слову, звуки «ф», «в» — опорные для свистящих и шипящих фонем. По форме образования они щелевые, для их воспроизведения необходима длительная, определенно направленная, воздушная струя. Звуки «ф», «в» являются одними из самых легких в произношении. Если пациент овладевает губно-зубными звуками, то автоматически развивается правильное произношение свистящих и шипящих звуков. Если эти фонемы неточные, то причина этому слабые артикуляционные мышцы губ. В данном случае, нужно формирование воздушной струи, которая необходима и для воспроизведения щелевых звуков. Если ребёнок не может придержать кончик языка за верхними зубами и произносит их между зубами, то при произнесении фонем «р», «л» или шипящих звуков – язык точно также будет между зубами. Если кончик языка пациента не может удерживаться между зубами, то будут страдать свистящие звуки. Работая над артикуляцией звука «т», формируется правильный уклад звука «с». А если при этом соединить переднюю часть спинки языка с верхними резцами, то получиться звук «ц». При работе со звуком «с», врач добивается целенаправленной воздушной струи, которая продвигается по середине языка. Соответственно, при отработке опорных звуков развивается двигательная и слуховая часть речи. Благодаря этому формируется анализ и синтез словосочетаний для быстрой автоматизации нарушенного звука.
Причины появления нарушения речи
Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.
В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:
- расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
- расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
- неправильный прикус – прогения или прогнатия;
- отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
- короткая подъязычная связка («уздечка»);
- слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
- неправильное строение челюстно-лицевых костей;
- недоразвитость нижней челюсти.
Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.
Причины функциональной дислалии:
- ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
- нарушение фонетического восприятия;
- ММД, задержка психического развития в анамнезе;
- задержка развития речи;
- неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.
Диагностика нарушения речи
Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.
Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.
Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.
Симптомы проявления нарушения
Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.
При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.
Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.
Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.