Логопедические стишки и скороговоркитренажёр по логопедии (старшая группа) на тему


Ход игры

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

ЛИСА-ПАТРИКЕЕВНА

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около- ротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска («мостик»

) или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга — «болото»

. Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях,ведущий декламирует:

По тропинке, по дорожке

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква,

Скачут, прыгают лягушки.

Ква-ква-ква.

Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»

).
«Лягушки»
прыгают в
«болото»
: перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося
«ква-ква»
с глубоким выдохом.

В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки, посмотреть на них (вдох)

.

ЗВУКИ ПО КРУГУ

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик,6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих.

«Использование скороговорок на логопедических занятиях».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК

на логопедических занятиях.

Цель:

проинформировать логопеда о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

1) рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями;

2) пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок.

План:

  1. Значение скороговорок в развитии речи детей.
  2. Скороговорки как вид артикуляционных упражнений.
  3. задачи развития речи детей с речевыми нарушениями, решаемые с помощью скороговорок.

В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период жизни поразительны. ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ними и в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его – пословицы, загадки, сказки, потешки. скороговорки – он не только слышит, но повторяет и усваивает.

Заучивание и произнесение скороговорок как одной из форм русского потешного фольклора является едва ли не самым интересным занятием для ребенка.

Произнесение и заучивание скороговорок вызывает значительные трудности у детей – логопатов. Это в первую очередь связано с несовершенством функционирования их артикуляционного аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимых фразах (особенно в ускоренном темпе), с нарушением фонематических процессов (главным образом, анализа и синтеза).

Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:

*формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;

*совершенствование фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи;

*обогащение и актуализация словаря;

*развитие памяти, слухового внимания;

*развитие фонематических процессов;

*

профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте;

*

приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.
*** Шел по улице бизон, Бух и шлепнулся в газон! — Ну, скажи, какой резон Мять цветущий мне газон? Сам себя спросил бизон, Покидая тот газон. *** Воробьишко – воробей Вьется прямо у дверей! Вьется, весело поет. Весть, наверно, подает! Ну, ведун! Ну, воробей! Вот письмишко у дверей.
*** Дог по лестнице бежал. Деревянный дом дрожал! Пес зубами дергал дверь. Дверь сказала: — Дог, ты зверь! *** Еж гулял, лежал под елью, Ежевику ежик ел, А еще своей ежихе Про малину ежик пел. *** Жук жужжит: «Жу-жу -! Жу-жу! На спине жужжа, лежу? Мне положено жужжать! Но зачем, жужжа, лежать?» *** Зайчик, зайчик! Сел в трамвайчик. И запел: «Я – зайчик, зайчик! Раз капуста маленька, Я — безбилетный заинька!» *** Индя, Индя! Красный нос! Почем в городе овес? Индюк Индя индюшился, По индюшьи петушился, Отвечая скупо: — А дразниться – глупо! *** Кто там каркает на крыше? На трубе? И даже выше? — Кар-кар-кар! — кричит ворона. — Где? Кар-кар! Моя корона? *** Если лошадь не жует, Значит, спит, А может, ржет? *** Муха – жуж-жу-ха! Муха – во-рю-ха! Да не крутись! Не жужжи Возле уха! *** Ноги проснулмсь. Ноги – обулись. Потом побежали, А после лежали, Очень устали, Поэтому спали. *** Ослик, ослик, оглянись! К нам мордашкой повернись! Ты, конечно, не козел Но упрямый, как осел! *** С тополей слетает пух, Обгоняя вредных мух. Мчится ветер во весь дух! Потому повсюду пух! *** Рама рано розовеет! Рама рада солнце греет. На рябине красной рак Натянул для рыб гамак.

*** Ходят свинки — как картинки! Все в наклейках Свинок спинки! *** Так у толстой тыквы – тина. Тыкву тронул тихо Тима. Затрещала тыква тина. Испугался очень Тима. *** У-ти! У-ти! Ути! Ути! Ути — ути, баламути! От того и баламути, Что малышки Эти УТИ! *** Виноград- завиноградил! Есть в запасе две недели! Перевоз фургон наладил, Виноград чтоб свежим ели! *** В хате хрюши моют уши И ХОХОЧУТ ХРЮШИ Нюши! Уши хорошо помыли? А про головы забыли? Но от хохота тех хрюш Перестал работать душ. *** Цап-ца-ра-пыч-царь котов Он мышей ловить готов. Только мыши к Цапцарапу Не спешат попасть на лапу. *** Чушка-чушка-чересчушка Среди чушек не старушка! Любит чушка чебуреки, Но не любит чушка чеки!

Ход игры

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков)

.На коробках наклеены буквы: н — начало слова, с — середина слова, к — конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек)

. Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки
(карточки с изображением предмета)
и определяет, где он слышит звук,который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку
(карточку)
в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ

Цель: развитие фонематического слуха — научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м»

— и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т. д.). Коробка разделена на три части
(н — начало слова, с — середина, к — конец)
. По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Логопедические упражнения для дошкольников

Содержание

  • На звук «Ж»
  • На звук «Л»
  • На звук «Р»
  • На звук «Ч»
  • На звуки «Кь, Къ «
  • Дифференциация И-Ы
  • Скороговорки
  • На звуки » б, п, в, ф, г, к, д, т, х «
  • На звуки » р, л, м, н «
  • На звуки » с, з, ш, ж, ч, щ, ц «

На звук «Ж»

Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма!
* * *
Дождик, дождик не дожди, Дождик, дождик подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому.
* * *
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень ворочаться. Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..
* * *

На звук «Л»

Лы-лы-лы забивали мы голы Лу-лу-лу возле окон на полу Ла-ла-ла не заметили стекла Лу-лу-лу мы не били по стеклу Ла-ла-ла только нет в окне стекла.
* * *
Мышка весело жила, На пуху в углу спала, Ела мышка хлеб и сало, Но все мышке было мало.
* * *
Веник пол подметал, Веник очень устал, Он чихнул, он зевнул, И тихонько лег под стул.
* * *

На звук «Р»

Как-то раз сороконожку Пригласили на обед. Ждут жучки, букашки, мошки, А ее все нет и нет. Наконец сороконожка Появилась у стола. — Опоздала я немножко, Еле-еле приползла. Ведь такое невезенье, Как же мне не опоздать? Там у входа объявленье: «Просьба ноги вытирать!»
* * *
— Кра! — кричит ворона. — Кража! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! — Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана! — Как! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. — Чтож вы раньше не сказали?! Каррраул! Карррман укрррали!
* * *

На звук «Ч»

Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел: Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.
* * *

Дифференциация И-Ы

Я в походе был В барабан я бил. Волк в долине выл. Я веревки вил. Малыш был очень мил. Он руки с мылом мыл.
* * *

Звуки Кь, Къ

Кирочки, Кирюшки, Девочки и мальчики! Берегите на морозе Носики и пальчики!

Варежки — на ручки, Валенки — на ножки! Мчатся санки и коньки По ледяной дорожке!

Щечки — словно яблочки, На носу — снежинки, Девочки и мальчики Скачут, как пружинки!
* * *
У киски в миске сливки скисли.
* * *
У скалы, у сакли играют ласки в салки.
* * *
ЛЕски в силкАх, силкИ — в лескАх, В силкАх — лАски, в лескАх — лИски.
* * *
У Капки — из липки палка, На палке — липкая пакля. Капали с палки капли, Капали с пакли капли, Капли лапки испачкали Капке.
* * *
У мышки в норке крошки и корки. В кладовке у мышки кусочки коврижки. У мышки-норушки шкварки в кружке. У мышки в кадушке грибочки волнушки. В миске у мышки остатки закваски, А в погребочке сырки и колбаски. В кастрюльке — галушки, в духовке — ватрушки. Кисель — в бутылке, монетки — в копилке. На столике — плошки, вилки и ложки. На этажерке — книжки о кошке. В шкафчике мышки — рубашки, штанишки. На вешалке — шапки, на коврике — тапки. У мышки на полке — нитки, иголки, А около печки — спички и свечки. На двери — крючочки, цепочки, замочки… Запасов у мышки — большие излишки!
* * *

Скороговорки

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Встaвaй, Архип, петух охрип.

От топотa копыт пыль по полю летит.

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп — кипит укроп, ушел Прокоп — кипит укроп, как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- «Попугай,попугай, попугай!»

У щучки — чешуйки, у чушки — щетинки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели — карамель на мели ели.
* * *
Ветеp елками шумит, Ежик наш домой спешит. А на встpечу ему волк, Hа ежа зубами — щелк. Еж иголки показал, Волк со стpаху убежал.
* * *
Ежик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на бpюшке. И сказал еноту еж: «Ты мне спинку не потpешь?»
* * *
Шел Шишига по шоссе, Шел шуpша штанами. Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка», Шевельнет ушами.
* * *
Кукушка кукушонку купила капюшон, Hадел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон.
* * *
Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел.. А вот белка не бела — Белой даже не была.
* * *
Чеpной ночью чеpный кот Пpыгнул в чеpный дымоход
* * *
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
* * *
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку — цап!
* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов. 2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. 3. От топота копыт пыль по полю летит. 4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа. 5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком. 6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. 7. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 8. Около кола колокола, около ворот коловорот. 9. Шакал шагал, шакал скакал. 10. Купи кипу пик. 11. Купи кипу пуха. 12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку. 13. Ткет ткач ткани на платки Тане. 14. Водовоз вез воду из-под водопровода. 15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил. 16. В один, Клим, клин колоти. 17. Стоит копна с подприкопеночком. 18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. 19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь 20. У елки иголки колки. 21. Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне он смешон. 22. Все бобры для своих бобрят добры. 23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. 24. На меду медовик, а мне не до медовика. 25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп кипел укроп; как при Прокоп кипел укроп, так и без Проко- па кипел укроп. 26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. 27. Бомбардир бонборньерками бомбардировал барышень. 28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча . 29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург. 30. У нас гость унес трость. 31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. 32. Рододендроны из дендрария. 33. К Габсбургам из Страсбурга. 34. Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены. 35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке. 36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат. 37. Хвалю халву.
* * *

На звуки р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам. 2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась. 3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену. 4. Клара — краля кралась к Ларе. 5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал. 6. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. 8. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор. 9. Курфюрст скомпрометировал Ландскнехта. 10. Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался. 11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. 12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. 13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. 14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. 15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. 16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. 17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. 18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 19. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои. 20. Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего. 20. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать. 21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. 22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича. 23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру. 24. Король¦орел. 25. Курьера курьер обгоняет в карьер. 26. Маланья-болтунья молоко болтала , выбалтывала, не выболтала. 27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии. 28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию. 29. Гонец с галер сгорел. 30. Талер тарелка стоит. 31. Идти на рать, так бердыш брать. 32. Интервьюер интервента интервьюировал. 33. Либретто Риголетто. 34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал. 35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. 36. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. 37. Во мраке раки шумят в драке. 38. Жри во ржи, да не ржи. 39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером. 40. Город Нерль на Нерли реке. 41. На горе Арарат рвала Варвара виноград. 42. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит. 43. Из-под Костромы, из-под костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки. 44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. 45. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку. 46. А мне не до недомогания.
* * *

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами. 2. У осы не усы, не усища, а усики. 3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб. 4. Осип охрип, Архип осип. 5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. 6. Сачок зацепился за сучок. 7. По семеро в сани уселись сами. 8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов. 9. Свиристель свиристит свирелью. 10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью. 11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел. 13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки. 15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши , что поплоше шумливо шарят гроши. 16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше нашли по два гроша. 17. Четверть четверика гороха, без червоточинки. 18. Инцидент с интендантом. 19. Прецедент с претендентом. 20. Константин констатировал. 21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку. 22. Ценит цеп косец по косовице. 23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса. 24. У ежа ежата, у ужа ужата. 25. Жутко жуку жить на суку. 26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 27. Течет речка, печет печка. 28. Щипцы да клещи — вот наши вещи. 29. Тщетно тщится щука ущемить леща. 30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ 31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп. 32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши. 33. Около колодца кольцо не найдется. 34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться. 35. Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе. 36. Яшма в замше замшела. 37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке. 38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира. 39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит: ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь. 40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

Тэги : логопедические игры стишки стихи считалки скороговорки для детей развитие речи выговаривать звуки произность правильно ребенок

Ход игры

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыва-нием каждого слога.Ребенку говорят: «Ты — веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом.По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые — ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно — быстро)

— ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда — па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — папа-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

ВОДИЧКА

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет»

текущая из крана вода
(с-с-с)
.Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть»

песенку водички. Ребенок поет
«длинную песенку»
, т. е. произносит звук С протяжно.

КАПИТАНЫ

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п)

на одном выдохе; активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях

Аннотация: Сущность опыта заключается в создании опорных схем при работе со скороговоркой. В ходе анализа скороговорки все слова заменяются определенными символами. Это символы, заменяющие слова, способны мгновенно восстанавливать в памяти известную детям ранее (информацию) скороговорку. А самое главное, дети сами могут придумывать символы и составлять схемы к скороговоркам. Такие задания активизируют мыслительную деятельность ученика, способствуют формированию правильного звукопроизношения, усиливают положительную мотивацию и открывают дорогу к творчеству.

Использование опорных схем при работе со скороговоркой на логопедических занятиях — одно из средств формирования коммуникативных норм общения младших школьников.

Требования к речи обучающихся закономерно возрастают в условиях развивающего обучения. Всем известно, что важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей – это хорошая речь. Если у ребенка правильная речь и богатый словарный запас, ему легко формулировать и высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающего мира очень широки. Нельзя забывать и о том, что хорошая речь влияет на качество и содержание отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

В последние годы планомерно возрастает количество детей, поступивших в школу с нарушениями речи, в том числе и с нарушенным произношением звуков. А ведь младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Вот почему существует прямая зависимость между качеством звукопроизношения ребенка и его орфографической грамотностью.

Кроме того, дети с недостатками речи имеют, как правило, заниженную самооценку. Они стесняются своих речевых недостатков, болезненно реагируют на замечания, замыкаются в себе, вполне возможно возникновение чувства негативизма к обучению в школе.

Вот почему формирование правильного, четкого произношения является одной из важных задач занятий с логопедом.

Четкое звукопроизношение дается многим детям не сразу. Занятия с логопедом – долгий процесс, в ходе которого ребенок учиться многим вещам: контролировать положение своих органов артикуляции, свое произношение, полноценно воспринимать обращенную к нему речь, анализировать и сравнивать свою речь и речь окружающих. К сожалению, дефекты произношения не исчезают сами собой, но в некоторых случаях возможна и самокоррекция речи при благоприятных условиях обучения.

Занятия с использованием скороговорок

Решить проблему чистоты произношения речи учащихся помогут занятия с использованием скороговорок.

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребёнок уже умеет правильно говорить, но пока ещё затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками.

Когда дети тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной, а также совершенствуется фонематическое восприятие, обогащается словарный запас, развиваются внимание и память.

Работа со скороговоркой способствует выработке правильного дыхания, которое имеет большое значение для правильного развития произносительной стороны речи: звукообразования и голосообразования.

Этапы работы над скороговорками

М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

  1. Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык – тупагýп, тупагýб’ьн’къй быч’óк, у быкá б’елá губá былá тупá.
  2. Медленно, отчетливо произнести каждое слово.
  3. Затем сгруппировать слова (Бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.
  4. После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.
  5. Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.
  6. После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.
  7. Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.

Система логопедической работы над скороговорками

Предлагаем вам свою систему работы над скороговоркой.

При работе со скороговоркой используем схемы. В создании опорных схем взяты за основу некоторые принципы, сформулированные В.Ф. Шаталовым.

Среди этих принципов выделим:

  • Лаконичность,
  • Разнообразие опорных сигналов,
  • Запоминаемость,
  • Вариативность речевых образований.

Работу с опорными схемами можно осуществлять разными способами.

Учитель может предложить уже готовый вариант опорного конспекта, проговаривание за учителем, запоминание, воспроизведение в письменной форме и устные ответы у доски. В этом случае каждый ученик многократно работает со схемой, причем каждый раз в другой форме. Таким образом, обеспечивается реализация шаталовского принципа многократного вариативного повторения.

Так же схемы могут составлять сами дети, вместе с учителем придумывая опорные сигналы для кодирования речевых образцов.

Например:

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, на траве двора.

Каждое слово на схеме показано знаком:

  • предлоги, союзы, частицы – V;
  • глаголы — ;
  • существительные — рисунком. (Приложение 1, 2,3).

Схема логопедического занятия

1.​ Начинаем занятие с отработки правильного дыхания (прием «поднятой руки»: рука вверх – вдох, рука вниз — выдох).

2.​ Медленное прочитывание скороговорки с опорой на схему.

3.​ Выясняем смысл скороговорки.

4.​ Разбираем непонятные слова для детей. Находим объяснение слов в толковом словаре.

5.​ Обращаем внимание на то, что в скороговорке два предложения.

6.​ Считаем, сколько слов в каждом предложении.

7.​ Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке.

8.​ Читаем скороговорку шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами, тихо, затем увеличиваем высоту голоса.

9.​ Работа со скороговоркой направлена на отработку интонации, поэтому просим детей, прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.

10.​ Предлагаем детям записать скороговорку по памяти в тетрадь, с обязательной проверкой правильности записи, постановкой ударения в словах.

11.​ После этого начинаем, проговаривать скороговорку в быстром темпе, с опорой на схему, четко проговаривая звуки, а затем без опоры на схему.

12.​ Даем детям возможность потренироваться в произношении скороговорки дома.

13.​ Проверяем на следующем уроке произношение скороговорки оп памяти с использованием схемы или без нее. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.

На первых этапах берутся обязательно короткие скороговорки, а затем более сложные.

При работе со скороговоркой на последующих логопедических занятиях даем возможность детям самим придумать схему (Приложение 4). Самое главное, чтобы все слова скороговорки были изображены на схеме. Ребенок должен видеть, все ли слова он произносит правильно, и в том ли порядке.

Стараемся придать занятиям игровой характер. Соревнуемся, кто быстрее и чётче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино. Предлагаем спеть скороговорку (колыбельная, частушка, реп, эстрадная песня), произнести голосом животного (лиса, медведь, мышка) и т.д.

Главное, чтобы наши совместные занятия приносили радость ребенку. Ученики любят эти занятия и с удовольствием соревнуются в произношении сложных слов и фраз, составлении схем.

При работе со скороговоркой у детей развивается интерес к малым фольклорным формам.

В результате такой работы на логопедических занятиях формируются коммуникативные нормы общения:

  • Правильное произношение,
  • Развивается фонематическое восприятие,
  • Обогащается словарный запас,
  • Совершенствуется речевое дыхание,
  • Улучшается дикция,
  • Развивается мышление, внимание и память учащихся.

Результаты проведенной диагностики в начале и конце первого класса:

Разработанная система заданий формирует творческие способности младших школьников и позволяет стать им активными участниками урока.

Приложения:

Библиографический список:

1.​ Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. — 240с. 2.​ Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.. 3.​ Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1 4.​ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955. 5.​ Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983. 6.​ Ожегов С.И. Вопросы культуры речи. 7.​ Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с. 8.​ Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1968. 9.​ Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М.: 1964. 10.​ Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с. 11.​ Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — М.: Педагогика,1980.

Пермякова Инна Владимировна, учитель-логопед, МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области», город Кирово-Чепецк

  1. Презентация: Использование соленого теста на логопедических занятиях у младших школьников
  2. Использование логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях
  3. Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
  4. Как скрапбукинг помогает мне на логопедических занятиях
  5. Работа над словарными словами на логопедических занятиях с детьми, страдающими нарушениями письменной речи

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Ход игры

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто — вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре»

двигается плавно и уверенно плывет к цели.

«Но вот налетает порывистый ветер, — говорит взрослый, —он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру,ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

СОСТРОЙ РОЖИЦУ

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей, языка и околоротовой мускулатуры в покое и при речи, координация движений по команде.

LiveInternetLiveInternet

Понедельник, 16 Августа 2010 г. 22:56 + в цитатник


У маленьких детей часто возникают трудности с произношением некоторых звуков. Этому горю ))) можно помочь с помощью скороговорок (чистоговорок), а также с помощью специальных упражнений для язычка. После частых повторений таких скороговорок речь ребенка довольно быстро исправится. *** Курочка шустра, пестра, Уточка с носка плоска. *** Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: -Сено грабь граблями, краб. *** На лугу под горкой Лежал сырок С красивой красной коркой Сорок сорок в короткий срок Съели сырок. *** Тара-тара, тара-ра! У крыльца растет трава. Ай, тари-тари-тари, Куплю Рае литари. *** Солил Терентий грибочки — Сразу тридцать три бочки, Съел Терентий грибочки — Сразу тридцать три бочки. *** На горе у речки Уродилась гречка. *** У стряпухи Дарьи весь день аварии. *** Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот. *** Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде. *** Три дровосека, Три дровокола, Три дроворуба Говорили про Ларю, Говорили про Ларьку, Говорили про Ларькину жену. *** Толкал лапой Полкан палку. Полкан палку толкал лапой. *** Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок. *** Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила. *** У елки иголки колки. Иголки колки у елки. *** В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод. *** Наш полкан попал в капкан. *** Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла. *** Курил турка трубку, клевала курка крупку: не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки! *** Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. *** Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова. Кот молоко лакал, А Витя булку в молоко макал. *** На горе Арарат рвала Варвара виноград. *** Дятел дуб долбил, да не додолбил. *** Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. *** Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели. *** Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. *** Коля колья колет. Поля поле полет. *** Поле-то не полото, поле-то не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить. *** Прохор и Пахом едут верхом. Едут верхом Прохор и Пахом. *** Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки. *** Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа. *** Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром. *** Идут бобры в сыры боры. Бобры добры, бобры бодры. *** Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека — цап! *** Расскажите про покупки Про какие про покупки Про покупки, про покупки, про покупочки мои *** Шел Егор через двор Нес топор чинить забор *** Галка села на забор Грач завел с ней разговор *** На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора. *** Осип орет, Архип не отстает — Кто кого переорет? Осип осип, Архип охрип. *** На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор. *** У Аграфены и Арины растут георгины. *** Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок. *** На горе Арарат растет крупный виноград. *** Три сороки-тараторки тараторили на горке. *** Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку. *** Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. *** Прибыл Клим из Клина в Крым. *** Редька редко росла на грядке, Грядка редко была в порядке. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Дробью по перепелам да по тетеревам. *** Иван болван молоко болтал, да не выболтал. ИСТОЧНИК это будет тоже интересно Скороговорки для детей на букву Б Логопедические упражнения — скороговорки и стихи для детей на букву Ж Логопедические занятия с детьми — скороговорки на букву Р и Л (ль) Чистоговорки для детей для развития речи — на букву С Скороговорки для развития правильной дикции на букву Ф Скороговорки для улучшения дикции и развития речи у детей и взрослых на букву Ч Скороговорки для развития дикции — на букву Ш Самые сложные скороговорки Логопедические упражнения для языка для детей, в картинках Логопедические упражнения. К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки Веселые физминутки в стихах и картинках ПЛАКАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (алфавит, этикет, цифры, правила ДД и т.п.) в большом разрешении

Рубрики:***ДЕТИ/детям. развивайка

Метки:
детям дикция развитие речи речь скороговорки чистоговорки

Процитировано 520 раз Понравилось: 22 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 22
    Запись понравилась
  • 520
    Процитировали
  • 3
    Сохранили
  • 520
    Добавить в цитатник
  • 3
    Сохранить в ссылки

Понравилось22
0

Ход игры

Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная — бежит очень быстро.

Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот».

Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка — медленнее; как минутная — быстрее; как секундная — еще быстрее».

Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ РАДИСТ

Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]