КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ


Всему свое время

Освоение грамоты – итог развития всех сторон личности ребёнка на границе дошкольного и школьного возраста – утверждал известный ученый, автор программы ровеснического образования Е.Е Шулешко. Это подтверждают и другие исследователи.

Варенцова Н.С. отмечает, что в период от 4-х лет происходит перестройка отношения ребенка к речи, и уделять внимание звуковому анализу нужно именно с этого возраста. Дети после 4-х лет очень интересуются языком с точки зрения соотношения звука и содержания, а после 5 лет этот интерес ослабевает. И если у ребенка до 6 лет не сформировался навык выделения звука в слове, в дальнейшем ему будет труднее овладевать чтением. Значит нельзя начинать чтение, без овладения фонетическим анализом: выделение 1 и последнего звука в слове, определение количества слов, определение кол-ва гласных и согласных и т.д.

С 5 лет можно начинать обучение азам грамматики (алфавит, выделение слогов и т.д.). Л.А. Венгер и С.В.Мухина указывают, что дети в этом возрасте наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей в этом возрасте весьма неустойчивы, поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

С 6 лет дети проявляют особый интерес к чтению и особенно успешно занимаются на этом этапе обучения. Поэтому все необходимые знания в области звуковой действительности и грамматического анализа целесообразно давать детям в более раннем возрасте.

Освоение грамоты – итог развития всех сторон личности ребёнка на границе дошкольного и школьного возраста. И если детский интерес к чтению и письму своевременно удовлетворен, освоение школьной программы происходит нормально.

Из яслей за парту?

Возникает закономерный вопрос: как обучать маленьких детей грамоте, чтобы им было интересно и не сложно?

Разумеется, не нужно их в детском саду сажать за парты, важно делать это дошкольными способами: придумывать задания, связанные с тем, что им интересно, включать обучение грамоте в разные виды работы с детьми. Например,всем вместе создавать таблицы имен с именами и датами рождения, позволять детям самим прописывать правила группы, придумывать календари, подписывать свои работы и т.д.

Важно, чтобы во время занятий ребенок мог наблюдать, исследовать, устанавливать связи, выявлять зависимости, обобщать, сравнивать, делать выводы, активно играть и манипулировать материалом и обсуждать, что он делает, со сверстниками.

Обучение грамоте вообще может базироваться на всех доступных ребёнку видах деятельности: пении, музицировании, физкультуре, конструировании, драматизации. В этих занятиях у детей также будет вырабатываться координация движений, ритмические, темповые, мелодические, пространственные, мышечные и языковые навыки.
Где взять идеи Практической стороне обучения грамоте дошкольников посвящено не так много работ, но есть хрестоматийные труды и тематические ресурсы, где которых можно найти много эффективных упражнений и идей: ✔ «Понимание грамотности» Евгения Шулежко — фундаментальный научно-педагогический труд, в котором, помимо теории, представлены авторские методики обучения письму, чтению и математике; ✔ «Всегда вместе: методическое пособие для родителей детей с патологией слуха» Эмилии Леонгард — несмотря на то, что книга ориентирована на работу со слабослышащими детьми, в ней можно найти много полезных упражнений и подходов к тому, как вызвать интерес к речи; Интернет-ресурсы: ✔ На сайте Открытый урок собрано много информации по обучению грамоте дошкольников. Там же можно найти и вышеупомянутые книги; ✔ Проект «Школа для всех» — полезный интернет-ресурс, посвященный работе со сшкольниками и дошкольниками. Партнерский материал
Подписаться на канал Университет детства

Если всё пустить на самотёк

Если в раннем детстве обучению грамоте не уделять должного внимания, то с поступлением в школу у некоторых детей может возникнуть ряд проблем.

Так у детей 6-7 лет часто возникают трудности с заданиями, требующими соотнесения символического и реального плана, с анализом знаковых средств по форме (графика, жесты, звуки) и по характеру связи с обозначаемым объектом (сходство или условная связь), с обозначением одних и тех же объектов разными способами.

Это происходит оттого, что уровень обобщенности, абстрагированности отдельных понятий, возможно, не совсем соответствует их уровню развития. Понимание структуры алфавита и структуры математических выражений (2а = б, например) строится именно на отвлеченных символических представлениях.

Важно, чтобы к началу школьных занятий ребенок имел представление об алфавите – о гласных и согласных, о строении слога, о натуральном ряде чисел. Понимание этих закономерностей создает у ребенка чувство приобщения к культуре.

Вообще, очень многие ошибки, которые возникают у детей в школе — это недосмотр дошкольных работников. Считается, что если ребенок просто здоров и эмоционально сохранен, этого достаточно, чтобы его обучение и в дальнейшем было успешным. А если у кого-то в школе, например, возникают проблемы с русским языком, то их часто списывают на психологическое развитие и заносят в разряд логопедических.

Но чтобы избежать подобных трудностей стоит просто раньше начинать освоение сложных знаковых систем.

Немного теории: знак и знаковые системы

Грамота – это одна из знаковых (семиотических) систем, которые обеспечивают единообразное представление и интерпретацию сигналов и сообщений, которыми люди обмениваются в процессе передачи информации.

Формирование и использование семиотических систем – естественный для человека способ структурирования опыта, социализации и передачи знаний из поколения в поколение. По сути, все наше бытование пронизано знаковыми системами: фонетика, язык, счёт, ритуал, искусство и т.д. Общественные отношения в целом тоже можно рассмотреть как знаковую систему.

Единицей и основой любой семиотической системы является знак – абстрактный или материальный объект, относительно которого принято условие, что он указывает на некий смысл. Знак обладает планом содержания — смыслом, и планом выражения – это языковые или материальные средства, с помощью которых смысл передается.

В культурологии двоякую сущность знака хорошо объясняет понятие «Костер Геллы». Оно основано на греческой легенде о том, как юноша Леандр каждую ночь переплывал Босфор, чтобы встретиться со своей возлюбленной. Знаком-приглашением к началу его путешествия служил костер, который девушка разжигала в своей башне. Здесь костер – это материальное выражение знака. Приглашение к встрече – его смысл, содержание.

Можно выделить знаки личного пользования (например, костер из вышеупомянутой легенды) – они понятны только нескольким людям, значимы исключительно в контексте их отношений – и знаки общего и профессионального пользования (счет, язык, ритуал), с помощью которых предметы природы и техники входят в культуру. Но и в том и в другом случае создание знаков – это социальная деятельность, которая выражает своеобразие жизни, чувств, психической деятельности других людей.

С помощью знаков мы не только социализируемся, но и познаем действительность: конструируя семиотические системы, мы наделяем материальные и абстрактные объекты условным смыслом и устанавливаем связи между ними. Когда же эти системы приобретают историческое и общественное измерение (все различают и интерпретируют знаки одинаково), они закрепляют опыт и служат его передаче из поколения в поколение.

Передаче и усвоению опыта способствует важное свойство семиотических систем: конструкция знаков разъясняет их содержание даже в том случае, если нет специального условия понимания смысла отдельного знака. Яркий пример этому – придуманная академиком Щербой фраза «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка». Несмотря на то, что нам неизвестен смысл слов в этом предложении, по морфологическим признакам и их отношению друг к другу (которые заданы системой грамматики), мы можем понять общий смысл всей фразы: некоторая сущность женского рода что-то сделала с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до сих пор) делать что-то другое с более мелким представителем того же вида. Это принцип, например, незаменим в дешифровке древней письменности.

Получается, понимая, что такое знак, как он соотносится с реальностью (план выражения и план содержания), и как организована хотя бы одна знаковая система, становится легче в дальнейшем работать и с остальными. Например, изучение грамматики иностранного языка может помочь понять, как функционируют языки программирования.

И если для того, чтобы теоретически изучить, что такое знаки и знаковые системы (этим занимается наука семиотика) требуется значительное время и развитый интеллект, то практическую сторону вопроса дети начинают интуитивно постигать уже с ранних лет. И задача дошкольного образования им в этом своевременно помочь.

Включение детей в знаковую деятельность

Знаковая деятельность ребенка, по сути, начинается с жеста, указания на желаемый предмет или призыв к действию. Согласно Выготскому, жест дает начало речи, рисованию и игре – символической деятельности первого порядка, которая непосредственно отражает действительность. Именно в процессе игры предмет и его функция разъединяются: разные игрушки получают различное назначение (самолет — летать, машинка – ездить). С помощью наименований, ребенок устанавливает связи между знаком (именем) и конкретным предметом: он говорит «машинка» и берет в руки машинку, а не самолет. Речь, игра и рисование дают начало письменной речи, символической деятельности второго порядка (она отражает уже не непосредственную реальность, а рисунок или игру). Все эти внешние символические формы деятельности, входят в систему высших психических функций, которые формируются в процессе социального общения.

Поэтому обязательным условием овладения знаково-символической действительностью является взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками: указательный жест – начало всех начал – возникает именно из обращения к другому. Если его некому показывать, то в нем нет смысла. То же и с более сложной деятельностью: чтение – всегда обращение к воображаемому собеседнику, письмо – к воображаемому адресату. Только так они возникают как культурные функции. Иначе в начале овладения грамотой ребенок не понимает, для чего ему самому это нужно.

Таким образом,с ранних лет осваивая знаковую деятельность, ребенок чувствует себя вполне комфортно, находясь под руководством взрослого и в окружении сверстников. Остается вопрос: когда уместно переходить от освоения одной знаковой системы к другой, например, от фонетики к грамматике? На него у представителей отечественной психологической школы есть любопытные ответы.

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Домашнее задание для родителей в старшей логопедической группе «Я — Человек. Звук [Р]» Тема: Я -Человек Родителям рекомендуется: • Рассказать ребёнку, о человеке, частях тела и действиях, которые человек с помощью этих частей может совершать. 1. Артикуляционная гимнастика на звук Р (см. приложение 2)

! родителям я заранее распечатываю в папки с ДЗ приложения с…

Конспект логоритмического занятия в старшей группе с детьми с ТНР «Путешествие в страну звуков и букв» Логоритмическое занятие в старшей группе с детьми с ТНР. Путешествие в страну звуков и букв. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»

,
«Социально – коммуникативное развитие»
,
«Познавательное развитие»
,
«Художественно – эстетическое развитие»
,
«Физическое развитие»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]