Постановка звуков Т — Д при замене на заднеязычные К — Гплан-конспект по теме
Постановка звуков Т — Д при замене на заднеязычные К Г
Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Если быть невнимательными к звукопроизношению ребенка, то такие замены, искажения звуков могут оставаться надолго.
Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным звукопроизношением.
Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии — неправильное произношение звуков Т — Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 — 4 лет.
При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, «фук(т)болка», «шк(т)аны».
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
Причины неправильного звукопроизношения:
- Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.
- Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
- Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).
Артикуляционный уклад звука Т.
Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой. Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.
- Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
- Расстояние между зубами 5 мм.
- Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
- Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная
Особенности постановки звука Т — Д
Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.
1.Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика.
Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.
- «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
- «Непослушный Язычок» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
- «Блинчик» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
- «Качелька» — поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подьем язычка.
- «Дедушкины усы»- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
- «Парус» — язык узкий упирается в верхние зубы — мачта, парус поднять — язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
Упражнение на формирование правильного направленного выдоха
- Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
- Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
- «Снежинка» — ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу — вдох и выдох на ватку.
Дыхательное упражнение «Снежинка», упражнения для языка «Дедушкины усы», «Качелька», «Парус» достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.
2. Постановка звука Т.
- Демонстрация правильного положения губ и язычка, показывая
различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
- Постановка по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.
- Межзубной. Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.
- Постановка Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
- Постановка от Ц. Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т.
«Кошка мышку ловит» — предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.
Затем слог сокращаем — ца, ца, ца.
И вот мы около норки — произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки — звук Т, звук С не произносить.
- При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.
Автоматизация звуков Т Д
Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.
Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.
Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.
Причины дизартрии
Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.
В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.
Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.
Диагностика дизартрии
Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.
На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.
Симптомы дизартрии
Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.
Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.
Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).
Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.
Причины ошибок в произношении
- Сами звуки произносятся не так, как наши (другая артикуляция дает иной звук).
- Эти звуки не смягчаются перед гласными переднего ряда, как в русском языке (да-да, они не имеют парного мягкого звука. Вообще!).
- На конце слова эти звуки не оглушаются (редукция звонких согласных – одна из самых распространенных ошибок).
Еще одна статья по теме: Как мне говорить по-английски, если мой язык — русский
Сегодня мы отработаем каждый пункт по знакомой нашим читателям схеме: сначала теория, а потом практика на специальных наборах слов и скороговорках.
Парные звуки в английском языке: упражнения
Опять повторю о типичной для нас ошибке – оглушать конечный звук и менять таким образом смысл слова: buzz
– bus(жужжать – автобус), rise– rice(подниматься – рис)
. Послушай, как звонко произносит звук / z / Стивен Кертис Чапман в песне“His Eyes”.
His
eye
s
are alway
s
upon us; Hi
s
eye
s
never clo
s
e in sleep. And no matter where you go, You will alway
s
be in Hi
s
eye
s
, in Hi
s
eye
s
.
(Его глаза всегда смотрят на нас, его глаза никогда не закрываются во сне. И неважно, куда вы идете, вы всегда будете в его глазах)
С 0:47 – по 1:11
Задание № 5.
Оно тебе известно