НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»


Всё для создания условий формирования навыка уверенного дифференцирования парных согласных «в-ф». Большой выбор упражнений для формирования умения отчётливо и правильно произносить изолированные звуки [в]-[ф], звукоподражательных слов с данными звуками. Готовые к применению конспекты занятий и НОД на развитие фонематического восприятия этих парных согласных. Самодельные игры и дидактические материалы для организации артикуляционной гимнастики, сравнительной характеристики звуков [в]-[ф]; их дифференциации в предложениях. Слышим и различаем: то на крыше Фыркнет кот Фока, то в лесу заВоет Волк.

В — Ф: произношение, дифференциация, обучение грамоте

Содержится в разделах:

  • Буквы. Знакомимся с буквами и звуками 2733

Показаны публикации 1-10 из 190. Все разделы | Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий

Новое

Фото

Лучшее

Конспект занятия по автоматизация звуков «Звук [В]» Звук Вь Практический материал по автоматизации звука ВЬ 1. Повтори слоги. Вя — вя — вя Вя — вё — вю — ви Вю — вю — вю Be — вю — ви — вя Be — ве — ве Вё — ве — ви — вю Ви — ви — ви Вё — вю — вя — ви Вё — вё — вё Вю — вя — ви — вё 2. Повтори слова. Звук в начале слова: Вяз,…

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф, Ф’], буква Ф» Тема: Звуки [ф, фь], буква Ф. Цель: познакомить детей со звуками [ф, фь] и буквой Ф. Задачи: Образовательные: • познакомить детей с графическим образом буквы Ф; • формировать умение различать букву Ф среди других букв; • совершенствовать навык чтения слогов и слов с буквой Ф; •…

Звук Ф

Артикуляция звука Ф: нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса) Постановка звука Ф: 1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается. 2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф. 3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху. (Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие») 4.1.Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята. 4.2. Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]). 4.3. Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа — фа — фа] и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию. 4.4. В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности). Артикуляция звука ФЬ: Почти как звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена. Постановка звука ФЬ. По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ.

Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Ф (Фунтик) направлено на автоматизацию звука Ф в словах (звук Ф в начале слова). Способствует автоматизации навыков чтения, развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Материал состоит из 58 листов. На них 54 карточки с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Рекомендуется распечатывать на фотобумаге, размер картинок А6 . Файл в формате PDF. Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Ф. (Фунтик) – 70 рублей.

Информация по оплате здесь.

Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Ф. (Рокфор) направлено на автоматизацию звука Ф в словах (звук Ф в середине слова). Способствует автоматизации навыков чтения, развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Материал состоит из 34 листов. На них 30 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Рекомендуется распечатывать на фотобумаге, размер картинок А6 . Файл в формате PDF. Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Ф. (Рокфор) – 50 рублей.

Информация по оплате здесь.

Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Ф. (Киф) направлено на автоматизацию звука Ф в словах (звук Ф в конце слова). Способствует автоматизации навыков чтения, развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Материал состоит из 23 листов. На них 19 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Рекомендуется распечатывать на фотобумаге, размер картинок А6 . Файл в формате PDF. Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук Ф. (Киф) – 50 рублей.

Информация по оплате здесь.

Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук ФЬ (Филин) направлено на автоматизацию звука ФЬ в словах (звук ФЬ в начале слова). Способствует автоматизации навыков чтения, развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Материал состоит из 24 листов. На них 20 карточек с картинками, титульные листы, аннотация и алгоритм работы с пособием. Рекомендуется распечатывать на фотобумаге, размер картинок А6 . Файл в формате PDF. Логопедическое пособие «Назови картинки». Звук ФЬ. (Филин) – 50 рублей.

Информация по оплате здесь.

Альбом для детей «Автоматизация звука Ф» направлено на закрепление правильного произношения звука Ф в словах, чистоговорках, предложениях и стихотворениях. Способствует развитию внимания, памяти. Обогащает и активизирует словарный запас ребенка. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В тетради 23 листов с различными заданиями и картинным материалом. Рекомендуется распечатать и скрепить листы в скоросшивателе. Файл в формате PDF.

Стоимость Альбома для детей «Автоматизация звука Ф» – 230 рублей.

Информация по оплате здесь.

Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф’] и буквой Ф»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет: Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф
’] и буквой Ф».
Составила: воспитатель Сомова Н.Н.

Задачи:

познакомить детей со звуком [ф’];

— закрепить образ буквы Ф;

— формировать умение дифференцировать звуки [ф] и [ф’] по твердости – мягкости,

определять место новых звуков в словах; правильную артикуляцию звуков [ф] и [ф’];

— развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;

— воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.

Ход
НОД
I. Организационный момент

(создание благоприятной атмосферы; воображаемая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).

— Давайте улыбнёмся друг другу.

— Сейчас мы отправимся в путешествие.

— А куда же мы отправляемся? ( В волшебную Страну звуков и букв).

На доске:

— Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим /дети показывают на уши/ и произносим /на свои губы/, буквы мы видим /на глаза/, читаем /ладони перед собой – имитация книги/ и пишем /пишут рукой в воздухе/. )

— А что мы будем делать в Стране звуков и букв? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).

— Закрываем глаза, телепортируемся.

II. Знакомство со звуком
[ф’].
— Открываем глаза. Итак, мы в Стране звуков и букв.

1.Речевая игра
на развитие слухового внимания«Звукоежка».
— Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.

— Я произнесу слово без последнего звука, а вы произнесете его правильно.

Жира…(ф), шка…(ф), шар…(ф).

— Какой звук съел Звукоежка? ( звук ф).

Характеристика звука по схеме.

— Что мы знаем о звуке [ф]? (согласный, глухой, твердый).

— Есть у звука [ф] родной братик. Он ласковый, добрый. Как же его зовут? (звук [ф’])

2.Работа над правильной артикуляцией звуков [ф] и [ф’].

— Произнесем хором [ф’]. Звук [ф’]- он какой? (согласный). Докажите (не поется, воздушная струя встречает преграду, верхние зубы слегка касаются нижней губы).

— Звонкий или глухой?

Дети прикрывают уши ладонями и произносят звук [ф’]. (звук шумит, значит он глухой)

— Твердый или мягкий? (мы как будто улыбаемся, значит мягкий).

— Повторите, что мы узнали о звук [ф’]. Он какой? (согласный, глухой, мягкий)

— Как вы думаете, с какими звуками мы будем играть? (со звуками [ф] и [ф’])

-Произнесем четко звук [ф]: верхние зубы слегка касаются нижней губы.

— Произнесем четко звук [ф’]: губы в улыбке, зубы слегка касаются нижней губы.

III. Закрепление новых знаний.

1.
Игра «Сигнальщики»
(дифференциация звуков [ф] , [ф’])

— А сможете ли вы отличить братьев друг от друга?

— Я произношу звуки, вы зажигаете огни.( [ф] , [ф’], [ф’], [ф] , [ф’]).

— А теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [ф] или [ф’].

Проблемный вопрос.

— Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? (красный цвет обозначает гласные звуки)

2.
Игра «Звуковые матрешки» (дифференциация звуков [ф] , [ф’], формирование умения звукового анализа (определять место звука в слове) ):
— Братьев различать научились? (Да)

— Значит, можем поиграть со Звуковыми матрешками.

— Закройте глазки. (воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек»)

-Будем яблочки срывать и … (дети хором продолжают) Матрешек угощать.

— А Матрешки едят все подряд яблоки? (Нет, с синим фартуком – яблоки с картинкой, в названии которой звук [ф], с зеленым фартуком — звук [ф’]).

— А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.

Дети на карточках обозначают место звука в слове синим или зеленым кружочком (яблочком).

— Что нарисовано на яблоке? (филин) Какую Матрешку угостим? (С зеленым фартуком) Почему? (звук [ф’] –мягкий)

— Определите место звука в слове. Где мы слышим звук: в начале, в середине или в конце? (В начале)

— Обозначьте на карточке место звука яблочком.

(Слова: фламинго, фея, конфета, фантик, фуражка, жираф, фейерверк, ведро, акула)

-Посмотрите, 2 яблока осталось. Почему? (Ведро, акула – нет звуков [ф] и [ф’].)

Физкуль (дети встают и изображают буквы, м, ж, ы показывают в парах.): о, м, х, т, ы, г, с, к, ж.

VI. Знакомство с образом буквы Ф.

— Звуки [ф] и [ф’] обозначаются одной буквой. Это буква «эф», но мы ее будем называть как звук [ф].

— Повторим [ф].

— Найдите и покажите букву Ф на плакате.

— На что она похожа?

Упражнения на закрепление образа новой буквы: «Живая азбука» (дети изображают букву)

:

Буква Ф надула щеки

Или встала руки в боки.

— Закройте глаза. Откройте. Что на доске изменилось? (появилась буква Ф)

— Посмотрите, а с буквой все в порядке? (нет, она не цветная, прозрачная)

— Прошел дождик и смыл с нашей буквы всю краску. Какого же цвета она была? (Половина – синяя, половина – зеленая) Почему?

— Поможем буковке стать прежней.

Дети раскрашивают букву в тетрадях.

Словарная работа со словами «фазан, сазан» : Игра «Шифровальщики»

КРУГ – Ф

ОВАЛ – З

РОМБ – Н

ПРЯМОУГОЛЬНИК – А

КВАДРАТ – А

— Прочитайте слово.

— Фазан – это кто или что такое? (Птица) (НА ДОСКЕ РИС.1 см.приложение)

— Посмотрите, вдруг птица превратилась в рыбу. (НА ДОСКЕ РИС. 2 см.приложение)

— Был фазан, а стал …? (сазан).

— Что случилось со словом «фазан»? (Букву Ф заменили буквой С)

— И птица стала рыбой.

— Вот как важно буквы знать и их правильно писать. А то, что может начаться? (Путаница)

V. Итог

— Нам пора в наш детский сад.

— Закрываем глаза, телепортируемся.

— Открываем глаза. Итак, мы в нашей группе.

— Понравилось в Стране звуков и букв? А что больше понравилось?

– С какими звуками познакомились? Чем они похожи? Чем отличаются?

Формирование у детей навыков самоанализа.

— Что было трудно?

Приложение

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Сказка про букву Ф

Фокусник Федя

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»

— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус? — У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке. — Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам. — Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица. — Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..

(Г. Юдин)

Веселые стихи про букву Ф для детей

… А фазаны попросили — Букву Ф Найди нам, Филин. Но, вздыхая тяжело. Филин прячется в дупло. Филин даже с фонарем Ничего не видит днем. (Г. Сатир)

Филин в чаше у-ух да у-ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал. (Ф. Бобылев)

Фиалки — Фью, фью! — птица распевает. И фиалка расцветает, И земля глядит на нас Миллионом синих глаз. (Г. Виеру)

Фокусник во фрак одет, Факел превратит в букет, Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? (В. Берестов)

Филин взял футбольный мяч, И у норок новых Начался футбольный матч Двух команд норовых. (А. Пудваль)

Филин серый, филин старый, А глаза горят, как фары. Филин — прыг, филин — скок, Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад — Два фонарика горят. (Г. Сатир)

Флажок Посмотрите! Посмотрите! Вот какой флажок у Мити! Кто флажок подарил? Митя сам смастерил. (О. Высотская)

Фотограф Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!» Мышь пищит: «Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка». «Уколю,— грозится еж,— Если снимка не пришлешь!» (В. Берестов)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]