Сроки и продолжительность логопедических занятий. Как сэкономить.


Многие родители задают этот вопрос — как долго заниматься с логопедом?

Все зависит от вида речевого нарушения

Постановка звука при мономорфной дислалии (при отсутствии поражений ЦНС, сохранной иннервации артикуляционного аппарата, слухе и при нормальном анамнезе). В данном случае один звук можно поставить достаточно быстро от 2 до 10 занятий, но что бы автоматизировать и ввести его в речь потребуется не менее 2 месяцев. Бывают случаи, когда это удается сделать быстрее или медленнее, но это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его характера, частоты посещений, ежедневном выполнении домашних заданий, здоровье ребенка. При полиморфной дислалии (при отсутствии поражений ЦНС, сохранной подвижности артикуляционного аппарата, слухе и при нормальном анамнезе), при которой произносятся дефектно несколько групп звуков. Занятия займут большее количество времени примерно 6 месяцев, т.к. нарушено произношение множества звуков, и нужно не только их поставить и автоматизировать в речи, а так же научить дифференцировать их. При неврологических нарушениях в зависимости от характера перинатального поражения головного мозга.

  • При дизартрии в зависимости от ее формы от года до 3 лет;
  • При с детьми ДЦП учитывается степень поражения крупной, мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата в среднем работа проходит от 1 года и более.
  • При алалии около 3 лет иногда времени требуется больше.
  • При заикании от 6 месяцев (с аппаратом БОС) и больше в зависимости от вида заикания, возраста, частоты посещений, усердия, концентрации, саморегуляции.

При органических поражениях обусловленная дефектами артикуляционного аппарата (прикус, форма и размер языка, форма неба, губ, подъязычная уздечка). В зависимости от вида поражения подбирается индивидуально длительность курса, так же в процессе коррекции речи содержание и длительность курса могут меняться. Следует заметить, что в некоторых случаях, например, при ринолалии требуется хирургическое вмешательство и тогда работа по коррекции речи становиться достаточно продолжительной. При нарушениях темпа речи (брадилалия, тахилалия, батаризм, полтерн, заикание). В данных случаях, для более эффективной и быстрой работы, мы рекомендуем проходить курсы коррекции речи на аппаратах БОС и forbrain плюсом к основным занятиям. Длительность занятий может занимать от 6 месяцев и дольше. При дислексии и дисграфии. В зависимости от вида дислексий и дисграфий, степени запущенности, анамнезе, желании ребенка, каждодневном выполнении домашних заданий от 2 лет и больше. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Нужно отметить, что все сроки по коррекции речи написаны в среднем значении, каждый ребенок индивидуален (его анамнез, вид того или иного нарушения, характер, психо-эмоциональное состояние, саморегуляция, воля), в некоторых случаях, требуется параллельная работа с психологом, нейропсихологом, неврологом, дефектологом, специалистом по ЛФК, вспомогательные аппараты DENAS, forbrain, БОС. Поэтому, никогда нельзя сказать точно, сколько именно занятий нужно конкретному ребенку, можно обозначить лишь примерные сроки работы. Так же, немаловажную роль в работе играют родители и родственники ребенка, каждодневное выполнение домашних заданий, отработка в повседневной речи правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и темпо-ритмической сторон речи, поддержание и поощрение ребенка в его занятиях, создание благоприятной и плодотворной обстановки для ребенка, «Пример» — правильная речь самих родителей.

Автор статьи: Анастасия Гаук.

Когда следует посетить логопеда?

Признаки нарушения речевого развития игнорировать нельзя ни в коем случае. Мы рекомендуем срочно записаться к логопеду, если:

  • ребенок не выговаривает звуки в соответствии с возрастной нормой;
  • «проглатывает» окончания или целые слова;
  • непроизвольно заменяет один звук другим;
  • знает очень мало слов, и его могут понять только родственники;
  • в 2-3 года не правильно произносит слова;
  • в 4-5 лет употребляет мягкие звуки вместо твердых (например, «ель» вместо «ел»);
  • во время речи ребенок запинается, повторяет звуки и слоги, заикается;
  • не может запомнить короткое стихотворение, пересказать несложную историю, рассказать о событии, которое с ним произошло;
  • в 3-4 года не говорит фразами, имеет бедный словарный запас;
  • в словах меняет местами звуки или слоги;
  • в дошкольном возрасте не выговаривает звуки, испытывает проблемы с овладением письменной речью.

Ребенка нужно срочно показать неврологу и логопеду, если в 2-3 года в его словаре присутствуют только простейшие лепетные слова, он не понимает обращенную речь или предпочитает общаться с помощью жестов и мимики.

Метод Томатис® — Soundsory® в Троицк Москва

Совершенствование когнитивных и дви…
Коррекция речи Логопед в троицке Логопедический пункт Логопедия Общее развитие 0 Понравилось Поделиться

  • Как развивается речь ребенка?

    Нормы становления речи описаны по возрастам, но все дети развиваются по-разному. Допустимое отставание от сверстников – не более полугода. Если задержка длится дольше, то нужно посетить логопеда.

    • В течение первого года жизни у ребенка появляются первые лепетные слова. К 12 месяцам он должен различать жесты, простые слова типа «мама», «дай», произносить 3-4 слова.
    • В 2 – 2,5 года словарный словарь должен составлять не менее 50 слов. Ребенок говорит фразами из 2-3 слов. Появляются звуки [б], [м], [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г].
    • В 3 года дети, как правило, овладевают грамматическим строем родного языка: свободно употребляют падежные формы, единственное и множественное число, служебные части речи. Ребенок говорит предложениями.
    • В 4 года в речи появляются шипящие и свистящие звуки, предложения усложняются. Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми.
    • В речи пятилетнего ребенка появляются самые трудные сонорные звуки – [р] и [л]. Остальные звуки дети произносят хорошо, четко говорят знакомые слова.

    Ребенок может выучить короткое стихотворение, пересказать историю по картинкам.

    Вопреки расхожему мнению, что раньше 5 лет нет смысла идти к логопеду, рекомендуется обязательно показать малыша специалисту в три года. Особенно это важно, если

    • вы заметили, что есть отставание в развитии речи, пусть даже незначительное;
    • ребенок не посещает детский сад;
    • вы уже пробовали заниматься самостоятельно, но без видимых результатов;
    • речь малыша малопонятна, и с ним может общаться только мама;
    • в прошлом ребенок перенес травму головы, сильный стресс или тяжелую инфекцию;
    • малыш наблюдается у невролога;
    • беременность протекала тяжело, были сложные роды.

    Серьезные отклонения, как правило, уже проявляют себя к 3 годам. Крайне важно не упустить время и начать коррекцию. Чем раньше вы начнете заниматься, тем быстрее ребенок сможет догнать сверстников. Начинать занятия с логопедом в 3 года отнюдь не рано. Трехлетки уже хорошо умеют выполнять задания, повторяя за взрослым, и охотно идут на контакт.

    Ребёнок не выговаривает звук «р»: что делать? И ещё 10 вопросов логопеду

    Мы знаем, что логопед ставит детям звук «р» и учит выговаривать шипящие. А еще успокаивает родителей, которые переживают, что их ребенок не может справиться с произношением. Учитель-логопед, филолог и писательница Ксения Беленкова рассказывает, кому еще нужен такой специалист и чем он может помочь.

    Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

    ПОДПИСАТЬСЯ

    Кому нужен логопед?

    Логопеды, которые быстро ставят звуки, обычно высоко ценятся. Но на самом деле работа этих специалистов не ограничивается постановкой произношения: это лишь вершина айсберга. Для гармоничного развития ребенка, а также для успешного освоения письма и чтения надо развивать и корректировать все стороны речи.

    Логопед может помочь со следующими проблемами и задачами речевого развития:

    • Работа с грамматическим строем.
      Например, чтобы ребенок правильно согласовывал слова и не допускал ошибок вроде «волкин хвост».
    • Расширение словаря.
      Речь ребенка не должна ограничиваться узкими рамками бытовых, обиходных выражений — логопед помогает делать речь богаче и выразительнее.
    • Совершенствование связной речи
      и умение использовать развернутые высказывания
      .
    • Формирование фонематического слуха.
      Дошкольнику крайне важно уметь различать схожие звуки речи («ч-щ», «ж-з», «с-ш»), а также проводить звуковой анализ и синтез (находить место звука в слове и уметь соединять звуки между собой).
    • Выстраивание слоговой структуры сложных слов.
      Некоторым детям сложно произносить конструкции вроде «телевизор» и «велосипед». Вместо этого они говорят, например, «тевизор» и «лесапед». Специалист поможет вернуть все слоги на свои места.

    Логопедические ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха или зрительного восприятия букв, могут сказаться на учебе ребенка. А своевременная их проработка со специалистом поможет ему успешно освоить программу по русскому языку и литературному чтению.

    Когда ребенок должен начать говорить?

    Темп развития речи для каждого ребенка индивидуален. Если говорить об усредненной норме, то считается, что к трем месяцам ребенок начинает гулить — то есть произносить нараспев гласные звуки. Полугодовалый малыш уже лепечет — произносит слоги «гу», «ма», «па», «ба». К году появляются первые слова, а к двум годам — фразы. И тут есть важное уточнение! Фраза может быть как развернутой, например «Мама, дай мне попить», так и «неправильной», состоящей из пары так называемых лепетных слов: «Ма, дай». Оба эти варианта укладываются в возрастную норму. Поэтому не стоит паниковать, если ваш ребенок в два года говорит проще и хуже, чем его сверстники. Велика вероятность, что он скоро догонит и перегонит их.


    Фото: Shutterstock / the24studio

    В каком возрасте и зачем нужно обращаться к логопеду?

    Заниматься звукопроизношением принято с 4–5 лет. Если единственная проблема заключается в том, что ребенок говорит нечетко, можно смело подождать до этого возраста. К 5 годам дети уже в состоянии понять и выполнить все упражнения, необходимые для быстрой и качественной постановки звуков.

    Есть ли причины, по которым стоит обратиться к логопеду до того, как ребенку исполнится 4–5 лет? Да. Если к двум с половиной годам в речи ребенка не появились даже простые и неправильные фразы типа «ма, дай», ждать не стоит. Если ребенок не говорит, коррекционную работу нужно начинать с 3 лет, чтобы к школе решить эту проблему.

    Может ли неговорящий ребенок заговорить сам?

    Все мы слышали истории про детей, которые плохо говорили или вовсе этого не делали до школы, а потом их вдруг «прорвало». Стоит ли верить этим рассказам? Скорее нет. Если ребенок вообще не говорит в 3 года, без помощи специалиста эту проблему уже не решить. К тому же ребенка с серьезным отставанием в речевом развитии могут просто не взять в общеобразовательную школу — ему, скорее всего, предложат коррекционное обучение. Плюс, если к школе ребенок не произносит звук «р», без помощи логопеда он рискует так и не научиться этому.

    Сколько нужно заниматься с логопедом, чтобы исправить речь ребенка?

    По результатам первой диагностики логопед сможет начертить примерный коррекционный маршрут, он индивидуален для каждого ребенка. Работа со специалистом может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Сроки зависят от того, насколько серьезны нарушения. Если речь о постановке пары звуков, то с этим можно справиться за небольшое количество занятий. Если же у ребенка проблемы с разными аспектами речевого развития, то работать придется долго. Многое зависит от мотивации и от индивидуальных компенсаторных возможностей ребенка. При этом порой сложные диагнозы снимаются быстро, а легкие преследуют человека годами.

    Фото: Shutterstock / Matej Kastelic

    Может ли родитель самостоятельно поставить ребенку звуки?

    Сейчас в сети можно найти много комплексов логопедических упражнений, а также видео с материалами по постановке звуков. Если у ребенка не сильно нарушена речь, родитель сумеет справиться с проблемой самостоятельно, если он достаточно терпелив, дотошен и ответственен.

    Но даже логопед не всегда может профессионально и быстро справиться с подобной задачей, а тяжелые речевые нарушения встречаются гораздо чаще легких.

    Как и любое ремесло, логопедия и звукопостановка — дело опыта. После этапа постановки звука следует не менее важный период автоматизации звука. Это последовательная работа, в которой нельзя перепрыгивать через необходимые ступеньки.

    Пробуйте работать со звуками сами, если это дает быстрый и качественный результат. Не получается? Не изводите ребенка найденными в интернете упражнениями и обратитесь к специалисту, который подберет ему индивидуальный комплекс.

    Как выбрать специалиста, который сумеет помочь вашему ребенку?

    Ориентируйтесь на его предшествующий опыт и отзывы. Смотрите, установился ли между ним и вашим ребенком контакт, ведь во время такой работы крайне важен человеческий фактор. И главное — наблюдайте за динамикой: первые результаты занятий должны появиться практически сразу!

    Специалист рекомендовал подрезать подъязычную уздечку. Это правда необходимо?

    Длинная (растянутая) уздечка нужна для произношения звуков «верхнего подъема» («л», «р», «ш», «ж»). Язык находится наверху, когда мы их говорим. Если уздечка короткая, она тянет язык вниз, и он просто не дотягивается до неба, звуки не получаются. Некоторые логопеды в этом случае сразу направляют ребенка на подрезание (рассечение) уздечки: эта мера помогает ее удлинить.

    Если подрезать уздечку языка рекомендовал логопед, но его мнение не подтвердил ортодонт или стоматолог, стоит проконсультироваться еще с одним, а лучше даже с парой специалистов. Не все логопеды одобряют такие радикальные меры. Как уже было сказано выше, подъязычную уздечку подрезают (рассекают), чтобы удлинить. Но короткую уздечку можно растянуть и с помощью специальных артикуляционных упражнений.

    Однако в этом случае стоит подготовиться к тому, что период работы с логопедом растянется, и уделить этому должное внимание. Но если родитель ждет быстрых результатов, не готов посвящать по 10 минут в день специальным упражнениям с ребенком, решение подрезать уздечку может быть уместным. По сути сама эта операция несложная — все заживает буквально за неделю, длительное восстановление не требуется, даже швы снимать не надо.

    Фото: Shutterstock / vitec

    В каком возрасте исправить звукопроизношение уже не получится?

    Научить человека правильно произносить звуки можно в любом возрасте. Даже взрослый может прийти к логопеду, чтобы исправить тот или иной дефект. Поставить звук ученику средней и старшей школы хороший логопед сумеет за одно-два занятия. Трудности будут поджидать позже — на этапе автоматизации. Когда человек всю жизнь произносил звук неправильно и это уже закрепилось в его речи, потребуется много трудиться и сильно себя контролировать, чтобы это изменить.

    Можно, к примеру, правильно декламировать стихи, но в обиходной речи, которую сопровождают эмоции, человека еще долго будет преследовать привычный, но неправильно сформировавшийся навык. Если же ребенок сильно мотивирован (к примеру, он выбрал профессию, для которой необходима правильная речь), он со всем справится.

    Когда нужно учить ребенка читать?

    Обучать ребенка чтению нужно только после того, как ему исправили звукопроизношение. Если же ребенок коверкает звуки, то и читать будет неправильно, например путать «с» и «ш», «б» и «п», если смешивает их в речи или не различает на слух.

    Как избавиться от путаницы? Во-первых, произносить буквы как звуки: «р», а не «эр», «л», а не «эл».

    Второе правило: читать нужно не по буквам, а по слогам. И первый навык, который стоит помочь закрепить ребенку, — слияние согласного и гласного звуков.

    Многим легко дается освоение грамоты по «Букварю» Надежды Жуковой.

    Полезно ли для ребенка раннее развитие?

    Искреннее желание ребенка всегда стоит удовлетворять! Если в 2 года малыш хочет учить буквы, а в три — таблицу Менделеева, дайте ему эту возможность. Хуже, когда ребенок хочет играть (а игра — это ведущая развивающая деятельность для дошкольника), но родитель настаивает на том, чтобы обучать его тому или иному. Ребенок еще не различает звуки на слух, не умеет их правильно произносить, а его уже учат читать, писать и говорить на нескольких языках.

    К сожалению, это лишь усугубляет проблемы, и в какой-то момент ребенок рискует не перегнать сверстников по уровню развития, а остаться далеко позади них. Поэтому важно бережно относиться к индивидуальным темпам развития ребенка. Не перегружайте его, оставляйте ему возможность проявлять личную инициативу, находить мотивацию, демонстрировать интерес — и тогда он сможет использовать свой потенциал по максимуму.

    Фото на обложке: РИА Новости / Алексей Куденко

    Что происходит во время первого занятия?

    Для полноценного логопедического обследования и постановки диагноза часто требуется больше одного занятия. Речь – очень сложный процесс, поэтому диагностика всегда проводится комплексно.

    • Сначала логопед беседует с родителями: необходимо выяснить, как рос и развивался ребенок, какие болезни и травмы он перенес, как протекали роды и беременность.
    • Затем логопед осматривает речевые органы малыша, оценивает состояние зубов, правильность прикуса.
    • Следующий этап – оценка общей моторики. Логопед просит малыша пройтись, попрыгать, выполнить задание на ловкость, равновесие.
    • Далее логопед определяет, сколько слов в активном и пассивном словаре, может ли ребенок правильно использовать формы единственного и множественного числа, падежи, интонацию. Педагог проверяет, соответствует ли произношение, темп, выразительность речи, владение лексическим и грамматическим строем языка возрастной норме.

    В заключение логопед составляет индивидуальную программу занятий. Длительность коррекции зависит от сложности речевого дефекта.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]