Игры на автоматизацию звуков в работе учителя-логопеда ДОУ
Игры на автоматизацию звуков в работе учителя-логопеда ДОУ
Автор: Петриченко Елена Николаевна, учитель-логопед МБДОУ ДСКВ № 31 г. Ейск Цель: повысить интерес детей к занятию по автоматизации звуков, что позволит быстрее закрепить поставленные звуки. Задачи: — повышение мотивации к занятиям по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста; -создание авторских пособий для занятий по автоматизации. рекомендуется: педагогам, логопедам, дефектологам, родителям, воспитателям доу Каждый год число детей с проблемами в звукопроизношении растет. Возникают трудности в постановке, автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников. Слабая мотивация, большое количество проблемных звуков, сопутствующие речевые нарушения- все это усложняет процесс коррекции речи детей. У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но вторичными. Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности. Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов: 1. Подготовка. На данном этапе идет работа над фонематическим восприятие и слухом. Подготовка артикуляции речевого аппарата с помощью массажа или гимнастики. 2. Постановка звука. Формируем артикуляционный уклад звука, которого ставим. Обычно идет постановка гласный, потом звуков раннего онтогенеза. Далее шипящие/свистящие, Л,Р. Очередность может меняться. 3. Автоматизация звуков Длительный этап. Идет отработка звука изолированно, в открытом и закрытом слогах, стечение с согласным. Далее в словах, словосочетаниях и предложениях. Этот этап самый продолжительный. Часто дети быстро устают повторять слоги. Им становится скучно и неинтересно. Но, как доказано психологами, то дело, которое мы делаем с положительными эмоциями, приносит лучший результат. Учитывая это, а так же то, что ведущий вид деятельности детей-это игра, было решены создать наглядные пособия для автоматизации звуков. 1. Нейро-игра по автоматизации звука Ш Игра представляет собой карточки-ходилки. Помоги герою прийти к цели. Для игры используются детали нейро-коврика. Ребенок шагает по коврику так, как указано в карточке. Одновременно произносит указанные в карточке слоги. Данная игра рекомендуется детям с дизартрией и моторной алалией. Можно упростить ход игры и «шагать» по коврикам пальцами руки.
2. Нейро игра на звук Ш-С Перед ребенком лежит карточка. Он называет рисунок и кистью выполняет указанное под картинкой действие.
3. Универсальное пособие для автоматизации звуков. Интересное многофункциональное пособие для автоматизации различных звуков. На картинке изображена ферма с животными. Перед ребенком лежат детальки заборчика. Ребенок произносит за логопедом череду звуков, прикрепляя заборчик к картинке. Части заборчика крепятся на липучках. Задача
— выстроить весь заборчик чтобы животные не разбежались.
Второй вариант пособия: Новогодние подарки. Картинка комнаты с елкой, отдельно подарки и мешок. Ребенок называет слоги или слова по автоматизации звука и одновременно прикрепляет подарок на картинку. Задача -разместить все подарки в комнате. Подарки и мешок крепятся на липучки.
4. Игра «У Кисы в саночках» автоматизация звука С. На игровом полотне даны картинки в кружочках. Ребенок берет изображение Кисы с саночками, прикладывает к кружочкам и произносит: «У Кисы в саночках…»
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Настольные логопедические игры для детского сада своими руками Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками
Похожие статьи:
Логопедические игры для дошкольников и младших школьников
Логопедические игры своими руками для дошкольников
Логопедические игры своими руками
Логопедическая игра для старших дошкольников
Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»
Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников
Библиографическое описание:
Коновалова, Г. А. Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников / Г. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (6). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1198/ (дата обращения: 18.11.2021).
В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения, логопедические занятия, игровые приемы
Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к логопедическим занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия взрослые превращают в интересную и увлекательную игру.
Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:
– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
– повысить познавательную активность и работоспособность детей;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
– увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы предназначены в основном для автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Некоторые игровые приемы:
Кто дольше?
Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, снежинкой, листочком, кружочком и т. д.). Данную игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кто больше?
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука или слога взрослый и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения.
Научи мишку
Взрослый берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Мишка в роли ученика.
Повтори для лисички
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Взрослый подыгрывает ребенку: «Как лисичке понравилось! Мишка не расслышал, повтори-ка еще раз!»
Пчелка жужжит
Игра используется для автоматизации звука [ж]. Взрослый просит ребенка помочь пчеле собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [ж], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] — комарика; для [ш] — змеи и т. д.
Покажи, как ползет, как едет…
«Показать», как ползет черепаха, улитка, божья коровка, едет машинка. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, произнося слог с автоматизируемым звуком, ведет пальцем по дорожке.
Песенки
Игра используется для автоматизации звука [ш]. Взрослый предлагает ребенку повторять слоговые песенки вместе со змейкой: ша–шо–шу–ши… и т. д. Для автоматизации звука [ж] выбирается картинка-символ жука; для [ч] — паровозика; для [р] — тигра; для [л] — самолета; для [з] — комара и т. д.
Собери пирамидку
Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки. Одновременно он произносит заданный звук или слог.
Намотай шнурочек на катушку
Ребёнок наматывает шнурок на катушку. Одновременно он произносит заданный звук или слог.
Упражнение смассажными колечками-пружинками
Ребенок поочередно надевает массажные колечки-пружинки на каждый палец, правильно повторяя звук или слог.
Упражнение смассажным мячиком
Ребенок катает массажный мячик между ладонями, произнося при этом заданный звук или слог. Также массажный мячик можно подбрасывать вверх.
Кукла из пластмассовой бутылочки
Под пробкой-шапочкой нарисуйте смешную рожицу, а вместо рта проделайте отверстие диаметром 1–1,5 см. Предложите ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!» Ребенок кормит куклу макаронами и одновременно произносит заданный звук или слог.
Бусы для любимой мамы
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизывая макаронины на шнурок произносить заданный звук или слог.
Рыбалка
Сделайте удочку — к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Приготовьте тазик, бросьте в него разноцветные бельевые прищепки, к которым прикреплены карточки с гласными буквами и ловите их магнитом.
Ребенок вылавливает карточки с гласными буквами, подставляет их к карточке с необходимой согласной буквой и прочитывает прямые и обратные слоги. Игра проводится с детьми 5–7 лет, которые знают буквы.
Данные игровые приемы позволяют разнообразить процесс автоматизации звуков, помогают поддерживать интерес к логопедическим занятиям, способствуют правильному произношению звуков, развивают внимание, память, положительные эмоции у дошкольников.
Литература:
- Комарова Л. А. Альбомы по автоматизации звуков. — М., ГНОМ и Д, 2009г.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., Владос, 1994.
- Логопедия: Учебное пособие./ Под ред. Л. С. Волковой. М., Просвещение, 1989.
- Косинова Е. М. Азбука правильного произношения. — М., Эксмо, 2005г.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, автоматизация звука, заданный звук, слог, звук, изолированный звук, взрослый, кукла макаронами, массажный мячик, правильное произношение.
Использование игр и игровых упражнений при автоматизации труднопроизносимых звуков
Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься.
В своей работе я использую схемы-напоминалочки для каждого поставленного звука:
1. Положение языка
Положение языка при звуках С- С’, З — З’, Ц
Положение языка при звуках Ш-Ж, Щ, Ч, Л-Л’, Р-Р’
2. Схема для правильного произношения всех звуков.
А | Я | ротик открываю Я |
О | Ё | губы колесо |
У | Ю | губы в трубочку тяну |
Ы | И | ротик до ушей, хоть завязочки пришей |
Э | Е | ротик до ушей, хоть завязочки пришей + челюсть уходит вниз |
В своей практике я применяю следующие варианты упражнений: «Забей мяч в ворота». Используется при автоматизации звуков С- С’, З — З’, Ш, Ж, Р, Р’
Задание на простое воспроизведение звука. Скороговорки. Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы.
«Запомни – повтори»: Кора-гора-нора Ура-пора-игра Фара-пара-гитара Юра-Ира-Вера игра-конура-детвора фанера- пантера-контора
Повтори словосочетания: Тонкая кора. У забора нора. Короткий карандаш. Ароматный пирог. Широкий порог. Идёт детвора. Ровная дорога. Родной город. Розовая пантера. Старое корыто. Старый сарай. Острые топоры. Дорогой подарок. Серая ворона. Румяный каравай.
«Один – много» Гора-горы Нора-норы Дыра дыры Пар-пары Комар-комары Базар-базары Фара-фары узор-узоры мухомор-мухоморы топор-топоры шар-шары удар-удары набор-наборы мотор-моторы
Заучи скороговорку: Тарара-тарара — поднимайся, детвора! Тарара-тарара – в детский сад идти пора! Туруру-туруру – поднимаем детвору. Тырыры-тырыры – нету дома детворы.
«Исправь Незнайку». Логопед предлагает искаженное произношение слов, предложений. С помощью перекидывания мяча, логопат исправляет логопеда. Например: Я утюсь плавильно плоизносить звуки. И т.д.
«Доскажи словечко»
Задания, требующие мыслительно- речевой активности
Назови слова, где спрятался данный звук в начале, в конце, в середине слова.
Раздели слова на слоги, к каждому слову подбери схему
Найди лишний предмет
Д/игра «Я знаю 5 предметов» Автоматизация звуков Р-Л
Я знаю 5 одушевленных предметов со звуком Р (Радист, тракторист, Рома,тигр, львенок) Я знаю 5 неодушевленных предметов со звуком Р (ракета, радио, роза, корона, лак)
Дифференциация ТР,ДР,КР,ПР, Р-Л
Повтори за мной
Составь рассказ, используя названия геометрических фигур.
Мы с Андреем решили построить из геометрических фигур картину. Нам понадобились следующие фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, круг. Стоило немало потрудиться. На помощь позвали брата Андрея, Петра, сестру Александру и соседа из третьей квартиры. Ох и кропотливая была работа, но мы справились!!!!!! Потрудились на славу!
Не всем детям требуется отработка звука в текстах – если ребенок без напряжения, свободно использует новый звук, можно сразу перейти к «свободному говорению». Другим же детям необходима автоматизация в рассказах. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Итак, как работать с рассказами? Необходимо обратить внимание на то, что материал подбирается от простейшего варианта к сложному варианту. При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без удлинения его, без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.
Упражнение «Доскажи словечко».
Упражнение «Подружи слова».Смотри, злая Кикимора перепутала слова в предложениях! Помоги словам вернуться на свои места: «подружи» их и произнеси предложения правильно. Образец: Рома, топор, дрова, рубить. — Рома рубит дрова топором.
На, яхта, парус, красивый. Рома, топор, дрова, рубить.
Папа, подарить, розы, мама. Рынок, на, продавать, фрукты. Мама, шары, подарить, Родион. Рая, корзина, боровики, собирать, в. Дом, подъемный, строить, кран, новый.
Упражнение «Исправь предложение».Скоморох решил насмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.
В розах растут сады. Мусор убирает Рому. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Рыба поймала рыбака.
Красный шарф надел Егора. Торт подарил Раю на день рождения. В помидорах и огурцах растут огороды.
Упражнение «Слова подскажут цифры». Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови ее.
В выходной день Рая с родителями пошла на экскурсию в Там она увидела разных животных: Родители рассказали ей о том, что все эти животные живут в жарких странах. Самая длинная шея была у Полосатая очень похожа на лошадку. А детеныши огромного хищного играли друг с другом, как котята. Рае очень понравилось в
Представлены рассказы разных типов:
1. Рассказы с картинками – переход от слов и словосочетаний к пересказу текстов. Они коротенькие, и звук чаще всего встречается только в одном слове, которое ребенок должен вставить в нужном месте предложения после предъявления картинки.
2. Рассказы-задачи. В этом случае тоже первоначальная работа ведется с одним-двумя словами. Взрослый читает задачу, ребенок заинтересован в том, чтобы посчитать и дать ответ – сначала одним словом, затем полным предложением. В случае успеха ребенок с радостью перескажет эту задачку другому человеку. Проследите за правильностью произношения звука в пересказе.
Один раз ребята поймали под корягами в пруду много раков. «Мне и тебе, — говорит, — будет каждому по 4 рака, а дяде Роме мы отдадим 5 раков». Сколько же всего раков поймали Вера и Юра?
3. Рассказы с вопросами – самая замечательная часть работы. Дело в том, что неподготовленный ребенок сразу не сможет пересказать текст, даже не обращая внимание на звуки, он просто не запомнит информацию. Чтобы помочь ребенку в процессе пересказывания и используются вопросы. Наши действия: читаем весь рассказ, читаем первое предложение и задаем вопросы, которые расположены ниже, дочитав до конца, предлагаем ребенку пересказать весь рассказ. Как обычно – не забываем про произношение. (Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
У Юры и Иры новая игра. Это радио. У кого…? Что…? — Я буду диктором, — говорит Юра. Кто…? Что говорит…? — Это микрофон. Гово¬рит город Ковров. Пе¬редаю микрофон дру-гому диктору. — Сегодня в нашем городе праздник, — говорит Ира, Кто…? Что говорит…? — Там будут разные игры и аттракционы. Что будет…?
4. Обычные рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Здесь также, возможно, понадобится задавать вопросы.
Мальчик наоборот. У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют — Юра играет в игры. Ребята готовят уроки — Юрарисует, ребята строят дом — Юра прыгает. — Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая. Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом:
5. Составление рассказа по заданной теме. Предлагаем ребенку тему для обсуждения и слова с отрабатываемым звуком, которые ребенок может использовать в своем рассказе.
Если бы вы были поваром в ресторане, что бы приготовили к обеду на первое, второе и третье? Расскажите о том, как бы вы готовили и что. Рассказать об этом лучше вы сможете, если вспомните, как готовит обед ваша мама.
В зоопарке сторож забыл закрыть клетки. И один зверь выбежал из неё. Расскажите, как бы ловили этого зверя, если бы он тигром, зубром, зеброй.
6. Прочитать текст, пересказать.
ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ
Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано. Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки. Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».
Материал для автоматизации звуков Р,Рь
Используемая литература: 1. Архипова Е.Ф. Постановка звуков при дислалии. 2. Саморокова О.П. Кругликова Т.Н. Различаем сонорные звуки 3. Епифанова О.В. Согласные и гласные – похожие, но разные. В., 2006. 4. Епифанова О.В Автоматизация звука «Л». В.,2006. 5. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков.Спб.,2006 6. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М., 2013. 7. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов н/Дону., 2000. 8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001. 9. Светлова И.Е. Домашний логопед. М.,2002. 10. Резниченко Т.С. Говорим правильно. М., 2002. 11. Логопедическая тетрадь на звуки Р,Рь.
Гольдер Алина Васильевна учитель-логопед МБОУ СОШ № 6 г Ноябрьск, ЯНАО