Занятие 3
Упражнение для выработки продолжительного выдоха Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх). «Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса. Упражнение для губ Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка». Упражнения для языка «Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку. «Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние. «Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка «Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук. Развитие фонематического восприятия Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.) Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.
Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 1
Дата:___________
1. Выполнять артикуляционную гимнастику.
2. Длительно произносить звук [Ш].
3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].
ша-ши-ше ша-ши-ши ша-ше-ше ши-ше-ша ше-ши-ши ше-ша-ша ше-ша-ши ши-ша-ша ши-ше-ше
4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш]. (В случае неправильного произношения звуков [Р] и [Л] подчеркнутые слова не проговаривать)
Шаг, шар, шарф, шайба, шахта, шапка, мышата, ушанка, решать, мешать, дышать, лошадка, лапша, шах?маты.
Ваша, наша, каша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Наташа, Андрюша.
Шина, шило, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.
Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, горошина, младший, тишина.
Шея, шест, шесть, шерсть, мишень, ошейник, ре?шение.
Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ре?мешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.
Шуруп, шутить.
Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шлак, шлем, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпион, штаб, штопать, штора, штука, штурвал, штык,
5. Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук [Ш].
ша-ша-ша — шаг ша-ша-ша — каша ши-ши-ши — шить ши-ши-ши — мыши шо-шо-шо — шов шо-шо-шо — шепот шу-шу-шу — шум шу-шу-шу — укушу
6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].
У Маши — ландыши. Камыши шумят. У мыши — мышата. Илюша гоняет шайбу. Алёша ушиб ногу. У Паши и Тимоши машинки. Алеше купили большую ушанку. Маша несёт кувшин. У Даши шёлковая шаль. Миша катает машинку.
Занятие 6
Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум. «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот. Упражнения для губ Повторение упражнений предыдущих занятий. Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта). Упражнения для языка Повторение упражнений предыдущих занятий. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди. Развитие фонематического восприятия Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Постановка звука [ш] Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш] Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло. Приемы работы по постановке звука [ш] Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар. Формирование зрительного образа звука [ш] Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции. Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы. Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка. Пластическое изображение формы языка кистями рук Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо. Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965) Постановка звука [ш] по подражанию Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т] Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р] Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшест-вующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней по-верхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с] Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч] Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
Занятие 1
Пространственная ориентировка Перекрестная ориентировка. — Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке. «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца. Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза. Упражнение для губ «Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о]. Упражнения для языка «Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами. «Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10. Координация дыхания, артикуляции и фонации Игровые задания «Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой. Развитие фонематического восприятия Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляци-онным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.
Занятие 4
Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх. Упражнение для губ «Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6. Упражнения для языка «Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней. Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем ото-рвать его. «Чашечка». — Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить? — Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление. Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка «Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно). Развитие фонематического восприятия Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ. Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии ко-торых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.
Занятие 5
Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопа-той») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка». Упражнение для губ «Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки». Упражнения для языка Повторение упражнений предыдущих занятий. «Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него. «Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Сле-дить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка «Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации. Развитие фонематического восприятия Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, кре-пыш, коротыш, глупыш, голыш.
Упражнения по автоматизации звука [Ш]. Карточка 2
Дата:___________
1. Выполнять артикуляционную гимнастику.
2. Длительно произносить звук [Ш].
3. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш].
ша ша — шу ша — шо — шу шо ши — шо ши — шу — ше шу ше — ша шо — ша — ши ши шо — ше ше — ши — ша ше шу — ши шу — ше — шо
4. Проговаривать слова, четко произнося звук [Ш].
шаль шина шум шов шапка шило шут шёлк шайба шея шуба шок шахматы шеф шутка шёпот
шампунь шипы шутник шакал шинель шумовка шалун шиповник шампиньон шаман шитье
5. Игра «Один-много»
Шина-шины шаг-шаги
шапка-… шинель-… шайба-… шаман-… шея-… шампунь-… шутка-…
6. Проговаривать предложения, четко произнося звук [Ш].
На шахте шумно. У мамы шелковая шаль. Шут выдумывает шутки. Мама будет шить шубу. Шеф не любит шума и шуток. На шиповник шипы. Шалуны шумели и шалили. Кто-то шипит над шиповником. Шампиньоны удобно вынимать шумовкой.
Что нужно знать об автоматизации звуков?
Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.
Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка [ш], детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:
- в слогах;
- в словах;
- в предложениях;
- в стихах;
- в рассказах;
- в самостоятельной речи.
Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан. Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.