Причины неправильного звукопроизношения
Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:
- Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
- Высокое узкое твердое небо;
- Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
- Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.
В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.
Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих
Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.
Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:
- Нижний (происходит смягчение звука).
- Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
- Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «ж»
Выполняют упражнения ежедневно, лучше сидя перед зеркалом. Проводят в игровой форме. Сначала ребенку показывают правильную артикуляцию звука:
- губы округляем и выдвигаем вперед;
- зубы смыкаем или сближаем;
- кончик языка поднимаем к альвеолам, но не прижимаем к ним;
- боковые стенки языка прижимаем к верхним коренным зубам;
- на выдохе посередине языка должна пройти теплая воздушная струя.
Звук «ж» — звонкий, его произносят с голосом. Чтобы научиться этому, необходимо выполнять такой комплекс упражнений.
Первое (исходное) упражнение. Инструкция: улыбнись, обнажи зубы, поставь их друг на друга, как забор. Говори про себя «и», считай до 10-ти.
Упражнение №2. Прими исходное положение, вытяни вперед губы, округли, будто хочешь сказать «о», считай до 10-ти.
Упражнение №3. Распластай язык внизу, упрись кончиком в нижние зубки. Улыбнись, открой и закрой рот. Повтори до 10-ти раз.
Упражнение №4. Распластай язык и не двигай им. Он не должен касаться нижней губы или дрожать. Нижние зубы обнажены. Считай до 10-ти.
Упражнение №5. Открой рот, чтобы были видны зубы. Погладь кончиком языка неба — вперед и назад.
Упражнение №6. Распластай язык и положи его на нижнюю губу. Оближи верхнюю губу — сверху вниз, при этом убери язык за зубы. Челюстью не двигай.
Упражнение №7. Улыбнись и приоткрой рот, распластай язык и положи его кончик на верхнюю губу. Прижми боковые поверхности языка так, чтобы посередине образовался желобок. Сделай движение, будто сдуваешь с кончика носа пушинку. Следи, чтобы воздух шел посередине языка.
При артикуляции звука Ж
- губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- зубы сближены;
- широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
- посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
- мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.
После попытки произнести звук ж, логопед или воспитатель обсуждают качество звука. Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка, и находят на схеме проблемную операцию.
Логопедическая дыхательная гимнастика
При правильной артикуляции звука «ж» посередине языка проходит теплая воздушная струя, когда малыш выдыхает воздух. При неправильном произношении этой струи нет. Поэтому цель гимнастики — научить этому ребенка.
При выполнении упражнений нужно следить за телом: плечи неподвижны, грудь при вдохе не сильно поднимается, а при выдохе — умеренно опускается. Вдыхать нужно через рот, вдох мягкий и короткий, выдох — медленный и плавный. После вдоха сразу начинаем говорить (но при выдохе).
Вот упражнения для дыхательной гимнастики.
Упражнение №1. Детям предлагают сдуть с ладошки бумажную снежинку. У кого дальше улетит, тот молодец.
Упражнение №2. Сделай сильный прерывистый выдох, будто гасишь свечу, и одновременно скажи «фуууу».
Упражнение №3. К нижней губе поднеси бутылочку с узким горлом и подуй. Должен появиться шум.
Упражнение №4. Улыбнись, кончик языка спрячь за нижние зубы, а спинку языка подними вверх. Выдохни.
Подготовила учитель — логопед
Борисова Елена Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 73 «Полянка» города Чебоксары Чувашкой Республики
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель занятия: автоматизация звука «Ж» в прямых слогах и в словах с прямыми слогами.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Образовательная область «Речевое развитие»
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
- формировать навыки согласования существительных с количественными числительными;
- автоматизировать звук «Ж» в слогах и словах.
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
- активизировать в речи предметы со звуком «Ж»;
- уточнить правильную артикуляцию звука «Ж».
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Образовательная область «Речевое развитие»
- совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать длительный плавный выдох;
- развивать артикуляционную и общую моторику.
2. Образовательная область «Физическое развитие»
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование кинестетических и тактильных ощущений;
- Накопление и обогащение двигательного опыта ребенка.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
Коррекционно-воспитательные задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;
- формировать положительную установку на занятие.
Оборудование: мягкая игрушка бегемот Жужа, картинки-символы, предметные картинки, мелкие игрушки в названии которых есть звук «Ж», зеркало.
Предшествующая работа
- организация дидактических «Поймай звук», «Один — много», «Один-два-пять», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Где спрятался звук», «Скажи ласково»;
- формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звука «Ж»;
- отработка упражнений мелкой моторики;
- отработка опорных звуков;
- постановка звука «Ж»
Методические приемы:
- организационный момент;
- игровая мотивация;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- Игра Игра «Поймай звук»;
- Игра «Где спрятался звук»;
- Игра «Назови ласково»;
- Игра «Скажи наоборот»;
- Игра «Один-два-пять»;
- Игра «Догадайся»;
- Поощрения.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Здравствуй дружочек. Сегодня к нам в гости пришел бегемотик Жужа. Поздоровайся с ним. Повтори, как его зовут. Он хочет с тобой поиграть в разные игры. А ты, хочешь с ним поиграть? (Ребенок: да хочу).
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Жужа будет тебе показывать картинки-символы, а ты покажешь ему, как их можно изобразить с помощью языка и губ, хорошо? («Улыбка», «Забор», «Качели», «Маляр», «Индюк».
- Характеристика и артикуляция звука «Ж».
Логопед: С какого звука начинается имя нашего бегемотика? (со звука «Ж»).
— А когда мы произносим звук «Ж», губы у нас в каком положении? (губы округлены) где находится наш язычок? (язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние).
— Мы этот звук произносим с трудом или легко? Его можно пропеть или нет? (произносим его с трудом, а пропеть не можем?). Значит этот звук какой, гласный или согласный? (этот звук согласный). А он звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (твердый).
— А как ты определил, что этот звук звонкий (Если закрыть уши руками и произнести звук «Ж», то мы услышим звук в ушах).
— Молодец, теперь, и Жужа узнал, что звук «Ж» согласный, звонкий, твердый.
- Игра: «Поймай звук» — развитие фонематического восприятия
Логопед: мы с Жужей будем произносить разные слоги и слова, если ты услышишь звук «Ж», нажимай всеми пальцами на песок (жа, жу, по, жо, лы, жу, со, жук, мак, ложка, журнал, жак, стол, гараж, ждужок, сом, овощи, живот, лужа, пчела).
— Молодец.
- Игра: «Картинки — паутинки» — развитие долговременной памяти
Логопед: Бегемотик Жужа приготовил тебе сюрприз. Он принес картинки – паутинки. Запомни все картинки, которые изображены на этой «паутине», запомни в какой последовательности они расположены (дается 1 минута, для запоминания). (На паутинке изображено: жаба, жук, флажок, еж, нож)
— Запомнил, а сейчас сложи паутинку и положи в карман.
- Игра: «Повторяй за нами»- автоматизация в слогах и словах
Постановки звука «ж» поэтапно
Занятие постановка звука ж проходит в 3 этапа. Проводят его в форме игры в группе из 4 – 5 деток.
На первом этапе детям показывают, как должен располагаться язык во время произношения звука.
Второй этап постановки звука ж
Логопед выясняет, как ребенок выговаривает звук «ж» и какие ошибки в артикуляции допускает. На этом же этапе проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику и приступают к отработке звука «ж» (при условии, что ученики выговаривают «ш»). Большинство детей начинают говорить его по подражанию — это самый простой прием постановки звука «ж».
Упражнение «Жучок». Ребятам показывают картинку с изображением жука и просят вспомнить, как летом летали жучки и жужжали. Потом просят повторить этот звук.
Упражнение «Шарик». Детей просят изобразить шипящий звук, когда лопается шарик. А потом — произнести то же самое, только с голосом.
Упражнение «Голос». Учеников просят повторить шипение (звук «ш») и приложить в это время ручки к шее. Спрашивают: «Что делает голосок? Спит или поет?». Детки ответят, что спит. Потом их просят произнести «ш» с голосом — они отметят, что теперь «голос поет» — в шее появилась вибрация.
По такой же аналогии, как и в упражнении «Жучок», проводят игры «Муха в паутине» и «Пчелы собирают цветы». В процессе важно контролировать правильную артикуляцию.
Эти логопедические упражнения ж можно проводить с малышом и дома для закрепления навыка.
Третий этап занятия постановка звука ж
Детки учатся правильно произносить звук «ж» в словах и фразах. Главное условие — они должны четко и безошибочно говорить звук изолированно. Для этого проводят упражнение с картинками.
Сначала воспитатель подбирает пары картинок — предметных и сюжетных. На предметных нарисован предмет, в названии которого есть звук «ж». Слова, в которых он приходится на конец или перед глухими согласными, не подходят. На сюжетных картинках изображены ситуации, в которых не хватает изображенного на первых картинках предмета. Например, девочка с бумагой (ножницы), мальчик на горке (лыжи), дом в пламени (пожарник).
Упражнение №1. Воспитатель показывает несколько сюжетных иллюстраций и спрашивает учеников, кому чего не хватает. Они называют.
Упражнение №2. Деткам показывают предметные картинки и просят назвать, что на них нарисовано. Они называют.
Упражнение №3. Воспитатель спрашивает, кому нужен изображенный предмет. Детки отвечают, например: «Ножницы нужны девочке, чтобы резать бумагу».
Так проходят все сюжетные картинки. При выполнении логопедических упражнений на звук «ж» детки должны выделять его голосом — говорить чуть дольше других звуков.
Заключительный этап коррекции – автоматизация
Постановка звука «ж» поэтапно завершается автоматизацией. Цель — научить деток произносить звук правильно изолированно, в слогах, словах и фразах.
Проводят в несколько этапов:
- Изолированное произношение звука. Подражание жужжанию шмеля, пчелы, жука, юлы;
- Произношение в слогах. Вот список слогов для логопедического упражнения на звук «ж»: «жа», «жо», «жу», «жи», «же»;
- Произношение в сочетаниях слогов. Список слогов в логопедическом упражнении буква «ж»: «жа-жа-жа», «жо-жо-жо», «жу-жу-жу», «жи-жи-жи», «же-же-же», а потом: «жа-жо-жу»,«жи-же-жа», «жу-жо-же», «же-жа-жо», добавляем еще один слог: «жи-жа-жо-жи-же», «жа-жо-жу-жи-же», «жу-жа-жо-жи-же»;
- Произношение в словах. Логопед подбирает слова на слоги: «жа», «жо», «жё», «жи», «жу», «же», а также на «жд», «жг». Сначала эти слоги приходятся на начало слова, потом на конец, потом на середину;
- Произношение в словах со стечением согласных. Например, багажник, дружба, одежда, прилежный, ножницы, южный;
- Произношение слов с двумя звуками «ж». Вот список слов: жажда, жужжать, желтокожие.
Во всех упражнениях при проговаривании слогов и слов голосом выделяют звук «ж».
Еще с детками проводят игру «Назови ласково». Дают список слов, а ученики образуют существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Вот эти слова: снег, еж, сапог, нож, стог, пляж, дождь, утюг.
Закрепляют навык чтением текстов и скороговорок, в которых часто встречается звук «ж».
Речевой слух
Правильная речь ребенка осуществляется благодаря речевому слуху. Чтобы произносить звуки правильно, ребенок должен четко воспринимать их на слух.
Определять местоположение звуков в слове: в начале слова, середине или конце. Слышать, является шипящим или нет заданный звук.
Различать звуки на фоне близких по звучанию звуков:
- В изолированном положении
- В слогах
- В словах
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
При дизартрии постановка и автоматизация шипящих звуков усложняется и требует больше времени и индивидуальных занятий.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса. Цель. Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного, громкого произношения звука ж. Предшествующая работа. Отработан звук ш, одинаковый по артикуляции со звуком ж. Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображением жука.
Упражнение «Жук жужжит»
Краткое описание Воспитатель или логопед показывает детям картинку с изображением жука и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжали жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта. Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара… Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в домике было тихо»). Приложим руку к шее, скажем долго: «жжж…» Что делает голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки домика дрожат».) Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.
Игра «Пчелки собирают мед»
Краткое описание Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каждому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изображает (одному — ромашки, другому — васильки и т. п.). Остальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж..» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.
Игра «Мухи в паутине»
Краткое описание Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж…», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.
Методические указания.
Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек. Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием прямо идущей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо; а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».
Примечание. Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.