3 декабря, 2021 Дефекты речевого развития у детей (дизартрия) обычно имеют комплексные причины. Это может быть и нарушения в речевых центрах головного мозга, и проблемы с передачей нервных импульсов, и недостаточная подвижность речевых органов. Основным методом, который помогает детям начать нормально говорить, является логопедический массаж при дизартрии. Его можно сравнить с тренировкой в тренажерном зале, ведь речевые органы – и, прежде всего, язык – управляются работой мышц. С помощью процедуры и регулярных упражнений можно в короткие сроки добиться хорошего произношения всех звуков, включая самые сложные.
Коррекция дизартрии массажем у детей
Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.
В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.
Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим. Малыш начинает вести себя спокойнее, лучше спит.
Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.
Признаки стертой дизартрии
Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в своей практике за последние два года я наблюдала много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.
Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] – [б’], вместо [с] – [с’], вместо [з] – [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].
У многих детей наблюдается девиация
– отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».
Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.
Противопоказания
Логопедический массаж для детей при дизартрии нельзя проводить, когда у ребенка имеются:
- сыпь, отеки различного характера на коже;
- обострение герпетической инфекции;
- простудные, вирусные заболевания;
- воспалительные процессы полости рта и губ — стоматит, гингивит, кариес, грибковая инфекция;
- воспалительные процессы близлежащих органов — конъюнктивит, ринит, лимфаденит, фурункулез;
- порезы, ссадины, гематомы;
- тяжелые хронические заболевания — онкологические, сердечно-сосудистые, гематологические, неврологические, психиатрические.
Массаж лица
Правильная последовательность проведения расслабляющего массажа такая: сначала воздействуют на лицо и губы, затем на язык.
Массаж лица при дизартрии заключается в растирании, разминании, поглаживании. Перед процедурой снимите украшения, ногти должны быть коротко подстрижены. Первые сеансы короткие, постепенно продолжительность увеличивается.
Классический вариант начинается с разминающих движений в области лба. Движения плавные, от центральной части в сторону висков. Затем поглаживание от бровей к линии волос подушечками всех пальцев.
На веки нельзя сильно нажимать: все движения должны быть легкими, поглаживающими. Направление — круговое, по часовой стрелке.
В области щек необходимо расслабить мышцы путем их растягивая от рта в сторону висков, а от скул — книзу, к подбородку. После этого переходим к носу, плавно растирая крылья вверх и вниз, поглаживая носогубную складку в направлении от носа к уголкам губ.
Артикуляционный массаж губ при дизартрии заключается в разминании вибрационными движениями, затем растирании от середины губ к уголкам. Затем растирают подбородок, поглаживают уши.
Когда у ребенка имеется асимметрия лица, разный тонус мышц слева и справа, уделяйте пораженной стороне больше внимания, чтобы добиться нормализации мышечного тонуса при дизартрии.
Общая информация
Как и любая процедура, массаж лица при дизартрии у детей имеет свои показания и правила проведения. В первую очередь – это квалификация специалиста. Логопед должен иметь подготовку в данной области и пройти обучающие курсы.
Желательно, чтобы он постоянно изучал соответствующую литературу и повышал свою квалификацию.
Для проведения массажа нужна кушетка или стул. Они должны быть удобными для использования. При необходимости берутся плоские подушки (их подкладывают под спину, что приводит к расслаблению мышц) и валики.
Руки массажиста должны быть чистыми и не иметь ссадин, мозолей, бородавок и т. п. На первом приеме проводится диагностика ребенка и определяется тонус мышц. Они могут быть излишне напряжены (гипертонус) или чересчур расслаблены (гипотонус).
Логопед обязан разбираться в анатомии, физиологии, психологии. Каждое действие должно быть продуманно. Только с таким подходом можно проводить сеансы.
Логопедический массаж языка
Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.
Массаж зубной щеткой
Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:
- положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
- ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
- сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
- поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
- малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.
При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.
Массаж языка пальцами
Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники
Этапы такие:
- Расслабление мышц языка;
- Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
- Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
- Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
- Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
- Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
- Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.
Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.
Зондовый массаж
Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.
Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.
Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.
После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.
Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.
Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:
- Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
- Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
- «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
- «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
- «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
- «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.
Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.
Логопедический массаж при работе с детьми-дизартрикамистатья по логопедии на тему
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ДИЗАРТРИКАМИ
В последние годы увеличилось количество детей, страдающих различными речевыми нарушениями, в частности детей, имеющих дизартрические расстройства.
Дизартрия — расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Детям-дизартрикам для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.
Логопедический массаж – это уникальный нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями.
Логопедический массаж не только улучшает двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу близлежащие мозговые системы. Он является частью комплексной реабилитации дошкольников, как средство эффективной коррекции речевых нарушений. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. Также известны работы, освещающие методику логопедического массажа, таких специалистов, как Е.Ф. Архипова, И.Б.Карелина, О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева, Ю.В. Маклеева, О.Г. Приходько и др.
Основными задачами логопедического массажа являются:
— нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);
— активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);
— стимуляция проприоцептивных ощущений;
— подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;
— уменьшение гиперсаливации;
— укрепление глоточного рефлекса;
— афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).
Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.
Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.
Положение тела при логопедическом массаже.
Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.
При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:
— в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);
— ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
— ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.
Виды логопедического массажа.
Существует несколько видов логопедического массажа. Основными являются:
1. Классический (ручной) массаж – это массаж, при выполнении которого используются 4 классических приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В классическом массаже учитывается состояние мышечного тонуса, соответственно он подразделяется на активизирующий и расслабляющий.
Гармонизирующий массаж – это средний массаж между расслабляющим и активизирующим массажем. Его проводят в случае неравномерного мышечного тонуса.
2. Точечный или массаж по биологически активным точкам (БАТ) – это массаж который является методом рефлекторной терапии. Точечный массаж заключается в воздействии на активные точки надавливанием и также делится на расслабляющий и тонизирующий массаж.
3. Смешанный массаж – это массаж, который включает в себя несколько видов массажа. Например, дифференцированный классический массаж может быть дополнен приемами точечного массажа, что усиливает воздействие на организм в целом; либо дополнен отдельными приемами инструментального (зондового) массажа, что усиливает воздействие на отдельные мышечные группы.
4. Самомассаж – это массаж, который выполняется самим ребенком самостоятельно. Данный вид массажа является дополнительным средством воздействия и также может быть расслабляющим и активизирующим. Это может быть как массаж руками, так и массаж языка с помощью зубов (артикуляционное упражнение «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).
5. ИЛК – искусственно-локальная контрастодермия — это воздействие на кожные рецепторы то холодом, то теплом.
6. Массаж рефлексогенных зон — это массаж стоп, кистей рук, волосистой части головы, ушей, языка. Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению. Уже только этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение.
7. Сегментарно-рефлекторный массаж – это когда массаж проводят отдельными зонами, частями, например, сначала одну половину лица, затем другую, или это может быть массаж отдельных частей кистей рук, стоп, ушных раковин, волосистой части головы, языка. При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа + дополнительно разработанные и научно обоснованные для различных паталогий методик. При таком массаже могут использоваться элементы гимнастики и изотомические (с элементами сопротивления) упражнения для нормализации работы мышц шеи, губ, языка. Выбор приемов массажа, техника их применения и дозирование воздействия зависят от формы и стадии паталогического процесса. Все это устанавливается при первом посещении специалиста.
8. Аппаратный массаж – проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
9. Инструментальный массаж – массаж с применением логопедических зондов и специальных приспособлений таких, как зондозаменители, шпателя, зубные щетки, ложки и пр.
Крупенчук О.И. разработала интересную новую методику проведения логопедического массажа обычными ложками. Такой массаж имеет ряд преимуществ:
- он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж,
- его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях,
- движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу.
Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и определяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи.
И все же, зондовый массаж, по мнению специалистов, является наиболее эффективным в коррекционной работе с детьми, у которых имеются речевые нарушения.
Зонды – логопедические (франц. sonde – щуп) инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков. Традиционный набор зондов логопеды применяют для постановки звуков уже много лет. Первым разработчиком зондового массажа по праву считается Е.В. Новикова, представившая в 1998 году способ коррекции речевых расстройств и набор зондов для логопедического массажа. Е.В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью.
Приемы классического массажа.
В логопедическом массаже используются те же приемы, что и в обычном классическом. В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации. Классический массаж дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.
1. Поглаживание – рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки, кожа не должна краснеть. Производится движение в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинается и заканчивается любой сеанс массажа.
2. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Применяется с большей силой давления (прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование).
3. Разминание – выполняется смещение тканей с захватом массируемой области, способы разминания (надавливание, сжимание, перетирание, растягивание, щипки).
4. Вибрация – это передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани. Вибрация бывает двух видов: прерывистая, непрерывная. Вариантами приёма вибрации являются потряхивание и ударная техника это поколачивание (пальцевой душ). Техника вибрации осуществляется одним или несколькими пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Вибрация может осуществляться поверхностью всех пальцев либо кончиками пальцев.
Существует ещё один приём, он заимствован из точечного массажа, и используется в классическом. Это плотное нажатие. Этот приём, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.
Выбор приемов зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонусом) или пониженным (гипотонусом).
Определение тонуса лучше проводить в положении лежа, когда мышцы ребенка максимально расслабленны. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая эластичная, её ощупывание безболезненно. При гипертонусе мышцы более плотные, напряженные, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые. Соответственно при гипертонусе необходим расслабляющий массаж, а при гипотонусе – активизирующий. Мышцы речевого аппарата могут быть поражены только с одной стороны. В этом случае наблюдается отклонение языка, губ, челюсти в сторону. Та сторона, в какую отклоняется язык или губа – спастическая, противоположная – вялая.
Начинать массаж нужно с сохранных (не пораженных) участков. Для этого необходимо тщательное обследование речевого аппарата, чтобы выяснить, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени.
Рекомендации для выполнения логопедического массажа.
- Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).
Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.
Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.
Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.
Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).
Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
Расслабление лицевой мускулатуры:
- поглаживание от середины лба к вискам;
- поглаживание от бровей к волосистой части головы;
- поглаживание от линии лба вокруг глаз;
- поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
- поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
- поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
- легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
- надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры:
- поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
- поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
- поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
- поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
- точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
- легкое постукивание губ пальцами.
При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.
2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.
Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.
Приемы: Энергичные и быстрые движения.
Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
- поглаживание лба от середины к вискам;
- поглаживание лба от бровей к волосам;
- поглаживание бровей;
- поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
- поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
- сжимание подбородка ритмичными движениями;
- разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
- перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
- пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры:
- поглаживание от середины верхней губы к углам;
- поглаживание от середины нижней губы к углам;
- поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
- пощипывание губ;
- легкое покалывание губ.
3.Массаж язычной мускулатуры.
Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.
Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.
Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.
Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.
Массаж для расслабления мышц языка:
— точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
— вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).
Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:
- От середины языка к его кончику и обратно.
- От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),
- От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
- Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
- Пощипывание и растягивание краев языка.
- Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.
Изучение различных методик логопедического массажа, а также изучение опыта использования логомассажа своими коллегами и личный опыт позволяет убедиться в бесспорной и очевидной эффективности этого нетрадиционного метода воздействия для коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. Массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует улучшению произносительной стороны речи. Сочетание логомассажа с традиционными логопедическими занятиями значительно приближает положительные результаты по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Белая К.А., Петров И.Б. Массаж лечебный и оздоровительный. — М.: , 1998.
2. Белякова Л.К. Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М.: В.Секечев, ИОИ, 1998. 3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М.: Академия, 2003.
5. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.:КОРОНА принт, 2004.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – СПб Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во, «Союз», 2001.
7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М.: ГНОМ и Д, 2000.
8. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996.
9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
10. Фомичева м.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.
11. Шафеева А.А. Логопедический массаж. — М.: В.Секечев, ИОИ, 2009.
Можно ли проводить массаж в домашних условиях
Специалисты рекомендуют проводить логопедический массаж в домашних условиях. Во-первых, это залог непрерывности лечения, что влияет на эффективность коррекции. Во-вторых, дети, особенно маленькие, в обычной обстановке более раскрепощены, а с незнакомым человеком даже заставить открыть рот бывает невозможно. В-третьих, дома вы можете выполнять массаж в любое время: не нужно подстраиваться под график, менять свой режим, что само по себе стрессовый фактор.
Лицо массируйте при помощи пальцев. Можно использовать чайные ложки. Вместо зондов при массировании языка вы можете использовать также подручные средства: ложки или те же зубные щетки. Разминание пальцами также будет полезным.
Необходимо, чтобы вы умели делать расслабляющий массаж при дизартрии. Важно правильно делать все движения, знать, куда нужно нажать сильнее, а где лучше использовать легкие прикосновения. Обучиться можно на курсах. Также основы вам может показать логопед. Если сочетать процедуры с обычным массажем, эффект будет в разы выше. Только учтите, что он бывает расслабляющим или тонизирующим.
Неправильная техника может спровоцировать ухудшение: могут появиться другие виды нарушения речи, кроме дизартрии.
Сложные моменты
В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.
Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.
В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.
Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.
Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.
Важные правила логомассажа
Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:
- Все этапы лечения контролирует логопед: медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж. Поэтому выбор специалиста — один из основополагающих моментов в терапии;
- Кроме профессиональных качеств, важно установить эмоциональный контакт между логопедом и ребенком. Значит, специалист должен уметь находить общий язык с детьми разных возрастов. Если ребенок будет вести себя скованно, начнет закатывать истерики во время сеансов — пользы от таких процедур не будет, какими бы регалиями не обладал логопед;
- Комната, в которой проводится расслабляющий массаж при дизартрии, должна быть комфортной. Нужно ее проветрить, убрать отвлекающие предметы;
- Делать процедуры лучше лежа. Но если ребенка так неудобно, он может сесть;
- Ребенок должен быть в хорошем настроении, сытым и довольным. Нельзя проводить лечение, когда он устал, эмоционально переутомился или болеет. Во время массаж он не должен испытывать дискомфорт или боли;
- Также важно ваше настроение. Если вы взвинчены, нервничаете, это почувствует малыш и тоже начнет беспокоиться;
- Если используете ложку, щетку, то приобретите их специально для массажа;
- Чем раньше начать терапию, тем быстрее вы получите результат. Поэтому обращайте внимание на речь ребенка, особенно если он находится в группе риска: у вас беременность и роды протекали тяжело, во время беременности вы болели, у ребенка была черепно-мозговая травма, он серьезно и долго болел, у вас есть близкие родственники с речевыми расстройствами. Первыми «звоночками» являются ограничение подвижности губ, неба, языка, трудности с сосанием, проглатыванием пищи. Гнусавость и невнятность речи, когда ребенок начал разговаривать. Если вы обнаружили эти симптомы, обратитесь к врачу;
- Процедуры будут эффективными только при комплексном подходе. Это значит, одновременно проводятся уроки с логопедом по постановке звуков, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.
Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.
Кто лечит дизартрию
Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.
Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:
- Лекарственная терапия.
- Лечебная физкультура.
- Физиолечение.
- Логопедические занятия.