Свойства моторики и чем она обусловлена
Моторика, т. е. общая физическая подготовка человека и его развитие, обусловлена прежде всего правильным построением и деятельностью двигательной системы. Она находится в неразрывной связке с функционированием нервной системы. И, несомненно, главную роль в выполнении различных операций, связанных с движением играет структура и состояние костно-суставной и мышечной системы, позвоночника, туловища и конечностей.
Составляющие моторики — это прочность и выносливость, координация, равновесие тела, а также сила, подвижность, скорость реакции и способность.
Различают 2 основных вида моторики — моторику большую и мелкую.
Нескучные упражнения для малышей постарше
Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу. Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.
Догонялки с мыльными пузырями
Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.
Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.
Полоса препятствий
Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.
Воздушный акробат
Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.
Мелкая моторика
Мелкая моторика — это движения руки и пальцев. Она требует сосредоточенности, внимания и точности. Например, письмо, рисование, резьба, лепка из пластилина, завязывание обуви, отворение дверей ключами, хватание предметов, шитье, застегивание пуговиц, заплетание косичек, работа за компьютером с помощью мыши или сенсорным способом по экрану.
(c)freepik.com
Игра №13 «Чет-нечет»
Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.
Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.
Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).
Помимо данных дидактических игр и упражнений, детям можно предложить различные задания с манипулированием предметов: обводка по контуру, штриховка, шнуровка, застегивание пуговиц, завязывание узлов, различные пазлы, мозаики, лего, конструкторы, вышивка и т.д.
Как идет развитие моторики ребенка?
Детская моторка сознательно и несознательно тренируется и совершенствуется с первого дня после рождения.
- Как известно, к шестому месяцу жизни младенец должен держать голову, переворачиваться со спины на бок. Уметь садиться, держась за палец взрослого.
- Малыш до года жизни должен сидеть без опоры, ползать, класть предметы в емкость, ударять их друг о друга.
- Ребенок до 2 лет — самостоятельно ходить, бегать, подпрыгивать, широко расставляя руки, манипулировать предметами, катить мяч. А также подниматься и спускаться по лестнице, придерживаясь за перила, подниматься на носки.
- Ребенку до 3 лет впору уметь подниматься по лестнице без помощи перил, обходить препятствия. Несомненно, предпринимать попытки самообслуживания. Тем не менее, он все еще нуждается в поддержке и помощи, потому что его движения ещё недостаточно точные. В этот период лучше всего осваиваются основные «локомотивные» действия. Особенно быстрыми темпами расширяется объем двигательных навыков.
- Ребенок дошкольного возраста: эффективно использует устройства, свободно бегает и прыгает. Развивается его зрительно-двигательная координация, улучшает баланс, вестибулярный аппарат, оттачивается ловкость движений. К концу дошкольного периода ребенок полностью осваивает все навыки самообслуживания. Умеет объединять несколько двигательных действий в последовательность. Хватает, бросает, лазает по стенке, канату, через ограждение. Копирует действия окружающих.
- Дети младшего школьного возраста осваивают почти половину движений, характерных для взрослого человека. Имеют навыки самообслуживания, гигиены, ухода за одеждой и комнатой, обращения с простыми инструментами. Движения становятся гармоничными, ритмичными и плавными. Возраст 9-12 лет — это «золотой период подвижности».
- В период полового созревания двигательное развитие, как правило, подвергается разбалансировке. Наблюдается ухудшение координации движений и точности их выполнения. В общем это связано с тем, что разные органы и части тела развиваются скачкообразно. Например, пару месяцев усиленно растут лишь ноги, затем руки, шея. Рост разных органов и частей тела не связан между собой. Недаром говорят: «нескладный, как подросток».
- К 18-20 годам, как правило, рост двигательной системы завершается, диспропорции выравниваются выравнивается и качество моторики достигает наилучших показателей.
Нескучные упражнения для младенцев
Это моя игрушка!
Вариант занятия с ребёнком, который уже умеет хватать и держать предметы. Когда малыш лежит в кроватке, дайте ему в ручки мягкую погремушку и осторожно, слабо потяните её на себя. Пусть малыш попробует перетянуть игрушку к себе. Такое упражнение позволяет тренировать бицепсы, которые отвечают за сгибание рук в локте и повороты кистей.
Экспедиция за детскими сокровищами
Разложите по комнате или манежу любимые игрушки малыша и дайте ему свободу движений: пусть он сам пытается ползти к своим любимым зайчикам, кубикам и пирамидкам. Это разбудит у ребёнка интерес к самостоятельным движениям.
Разноцветные листочки
Упражнение подходит для крох, которые уже делают первые попытки по вставанию на ножки, держась за бортики кроватки. На стену, у которой стоит кроватка, приклейте несколько цветных стикеров — они должны быть недосягаемыми из положения сидя. Но малышу должно быть легко их доставать, поднимаясь на ножки. Карапузу наверняка понравится отрывать листочки со стены. Не оставляйте малыша со стикерами без присмотра.
Мелкая и крупная моторика — как улучшать?
Развитие крупной и мелкой моторики является первостепенным не только для полноценной физической подготовки, но и повседневной жизни. Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять сложные движения из мелкой моторики, нужно иметь прочно заложеный фундамент из основы крупной моторики. Поэтому приоритетная задача — координация движений, то есть развитие общей подвижности. А уж потом на этой основе можно заняться развитием моторики ребенка.
Координации требуют движения крупных частей тела — рук, ног, туловища, спины, шеи. Мелкая моторика требует совершенствования мелких частей тела, в частности, точных движений пальцев и кистей рук.
Изобретать здесь велосипед не нужно — методы известны давным давно. Для крупной моторики это активности на свежем воздухе, ежедневная зарядка, плавание, бег, прыжки. Весьма полезно будет посещение спортивных секций, да и просто уроки физкультуры в школе.
Для мелкой моторики — кружки по интересам, работа по дому, уборка квартиры, сбор урожая на приусадебном участке, интерактивные игры и обучающие программы. Например, на нашем обучающем сервисе iqclub. Среди игр вы найдете «Кликер» и другие увлекательные программы для ребятишек.
Статья:
Игра «Ножницы»
Цель игры: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук.
Необходимые материалы: поднос, на котором лежат ножницы (лучше пластмассовые с тупыми концами) и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.
Ход игры: Ведущий загадывает загадку: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. После того как ребенок угадал, ведущий предлагает порезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание резать по линиям и выполнять сложные движения по вырезанию узора.
Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и вести по бумаге точные линии.
Игра «Маленький аптекарь»
Цель игры: развитие мелкой моторики; движений пальцев рук, координации.
Необходимые материалы: на маленьком подносе лежат пинцет, чашка с бусами и платформа с ячейками для бус. Бусинок в чашке ровно столько, сколько ячеек в платформе. Каждая ячейка должна быть окрашена под цвет бусинок. В начале можно использовать больше бусинок.
Ход игры: Ведущий рассказывает про аптекарей, как они готовят различные лекарства. Показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины. Затем предлагает ребенку заполнить ячейки бусинами. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладывают обратно. Игру можно усложнить, изменяя размер бусинок и ячеек платформы. Однако следует учесть, что игра достаточно сложная и требует от ребенка при работе предельной концентрации внимания и внутреннего контроля. Если у ребенка бусина упадет на поднос, он всегда сможет исправить ошибку. Поскольку игра требует большой точности в движениях, необходимо отмечать каждое удачное действие малыша.
Игра «Цветные капли»
Цель игры: развитие мелкой моторики, движений пальцев рук, концентрация внимания, координация.
Необходимые материалы: на подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике. Сверху платформа делится тремя перекрытиями красного, синего и желтого цвета. Рядом с подносом стоят 3 пузырька с разноцветной водой. Вода подкрашена пищевыми красителями желтого, красного и синего цветов (можно использовать газированную воду). В каждом пузырьке — пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка.
Ход игры: Ведущий показывает, как из разных пузырьков с помощью пипетки перенести воду в соответствующие ячейки платформы. Ребенок повторяет, и постепенно ячейки наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем с помощью пипеток вода вновь переносится в пузырьки.
Ребенок не только развивает пальцы рук, работая с пипеткой, но и тренируется в дифференцировании и распределении цветов, в их сравнении и различении.
Игра «Найди сюрприз»
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.
Необходимые материалы: фантики (10-15 штук), мелкие предметы (значки, пуговицы, камушки и т.д.).
Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.
Игра «Вышивальщицы»
Цель игры: развитие мелкой моторики, уточненные движения пальцев рук, концентрация внимания, координация.
Необходимые материалы: на подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях имеются отверстия, куда пройдет иголка с ниткой (в более сложных заданиях эти отверстия лишь намечены точкой). Клубок шерстяных ниток, 1-2 толстые иголки.
Ход игры: Ведущий рассказывает о вышивальщицах, если есть возможность, показывает различные вышивки и предлагает ребенку поиграть, объясняя, как вышивают. Затем ребенок берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. Сначала в этом ему помогает взрослый. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается в узелок. Затем ребенок делает стежки на картонках с отверстиями (для более облегченного варианта можно использовать вместо иголки шнурок), продевая иглу то вверх, то вниз. Следует учесть, что работа с иглой, особенно вдевание нитки и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребенка. Вначале лучше не просто показать, а терпеливо проделывать эти операции вместе с ним, рука в руке, и точно уловить момент, когда можно отпустить руку ребенка и предложить ему действовать самостоятельно.
Игра «Зашнуруй ботинок»
Цель игры: освоение навыка одевания, развитие мелкой моторики, координация, ориентировка в пространстве.
Необходимые материалы: пара кроссовок и шнурки.
Ход игры: Ведущий показывает, как можно зашнуровать кроссовок, и просит ребенка зашнуровать так же второй кроссовок. Во время игры необходимо сначала показать вариант шнуровки и зашнуровать вместе с ребенком. По мере усложнения игры можно только показывать готовые образцы.
Игра «Бусы»
Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.
Необходимые материалы: нитка, пуговицы разной величины и цвета.
Ход игры: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Можно дать задание сделать бусы по образцу, выбрав пуговицы по форме и цвету.
Игра «Разноцветные прищепки»
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.
Необходимые материалы: 2 набора корзинок с прищепками . Прищепки раскрашены в красный, жёлтый, синий, зеленый цвет (по З каждого цвета). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.
Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Если малыш не знает, то ведущий называет цвет сам. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины.
Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т.к. ребенок должен видеть правильные движения.
Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров речи головного мозга.
Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить ведущую руку. Однако желательно чтобы ребенок работал обеими руками.
Игра «Разложим по порядку»
Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.
Ход игры: Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишню, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите поднять их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
Игра «Пересыпаем ложкой»
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размещать его.
Игра «Ну-ка, вылови!»
Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.
Игра «Выловим из воды»
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.д. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.
Игра «Волшебное сито»
Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку.
Игра «Перекладываем лопаткой пирожные»
Для этого упражнения можно «испечь» пирожные из пластилина или использовать небольшие предметы (например, крупные пуговицы), на улице — слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки.
Игра «Была лужа и нет ее»
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
Игра «Взбиваем крем»
Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратите внимание ребенка на результат — появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребенок должен обязательно убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.
Игра «Не просыпь и не пролей»
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок). Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
Игра «Собираем грибы в лесу»
Разложите на полу кусочки поролона и скажите малышу: «Вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке!» Покажите, как брать кусочки поролона: тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзину. Проследите, чтобы ребенок собрал все «грибы»: это развивает внимание и приучает к аккуратности.
Игра «Бусы»
Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.
Ход игры: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Можно дать задание сделать бусы по образцу, выбрав пуговицы по форме и цвету.
Игра «Открой и закрой»
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
Игра «Соберем все бусинки»
Бросьте камешки в песок. (Если играете дома, насыпьте на поднос). Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насылать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведерко.
Игра «Посыпаем дорожки»
Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного спичечного домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами (сложив их «щепоткой») не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно сделать дорожку между двумя
Игра «Найди пару»
Подберите несколько пар одинаковых небольших предметов, например две пуговицы, два шарика из ваты, две катушки и т.д. Разложите их в два одинаковых бумажных пакета: один предмет из пары — в один пакет, другой предмет из пары — в другой пакет. Попросите ребёнка, не глядя, сунуть руку в первый пакет и вытащить оттуда любой предмет. Теперь (опять же не глядя) пусть он попробует найти на ощупь во втором пакете точно такой же предмет.