Виды гласных (как учат в школе)
В школе эти звуки делятся на две большие группы:
- Ударные – на них в слове падает ударение, поэтому определить ударный звук легко уже по произношению: сАбля, подУшка, птИца – А, У, И в этих словах ударные.
- Безударные – все остальные гласные слова, ударение на них не падает. Например, в слове коробка первый О и последний А безударные.
Когда мы ставим ударение на гласный, мы произносим его долго. Дольше, чем все прочие звуки. Поэтому ударные слышатся очень отчетливо и не вызывают трудностей в написании. Кроме случаев, когда они находятся после шипящих и ц.
А вот с безударными все сложнее. Из-за того, что на них не падает ударение, мы их сокращаем и даже изменяем. И не можем потом понять, какую же букву надо писать. Возникает орфограмма.
Читайте отдельную статью про безударные гласные, там все подробно описано, даны советы, как легко и быстро разобраться во всех орфографических правилах.
Скоро я выложу подборку самых лучших курсов по подготовке к ЕГЭ и подготовке к ОГЭ. Среди них будут платные и бесплатные программы, обзоры скидок и специальных предложений. Подписывайтесь на обновления – я отправлю вам письмо на почту, как только статья выйдет.
Гласные звуки и слог
Важным признаком гласного звука является его способность образовать слог. В одиночку или вместе с одним или несколькими согласными гласный звук составляет слог.
Мы произносим его, не сразу выдыхая всю струю воздуха, а выпуская её по небольшим порциям, тремя точками. Гласный звук является главным в каждом звуковом отрезке слова, который называется слогом.
Вывод: Гласные звуки образуют слоги в слове.
Посчитаем количество гласных и слогов в слове «огород». Три гласных звука образуют такое же количество слогов.
Правило: В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Правило!
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Убедимся в этом, если произнесём и разделим на слоги слова в соответствии с количеством гласных:
- ко-ра
- са-ра-фан
- со-ба-ка
- у-чи-тель-ни-ца
Итак, гласные звуки можно отличить от согласных по трём главным признакам:
- состоят из голоса;
- при их образовании воздух свободно проходит через органы речи;
- образуют слог.
Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов
В вузе гласные классифицируются иначе: по рядам, подъему, лабиализации. Вузовскую классификацию надо знать, если вы хотите участвовать в олимпиадах по русскому, стать в будущем лингвистом/филологом или если вам надо с нуля выучить английский или другой иностранный язык.
Гласные могут относиться к переднему, среднему или заднему ряду. Это зависит от положения языка. Когда мы произносим И или Э, язык чуть выдвинут вперед – они относятся к переднему ряду. Когда произносим А или Ы – язык находится примерно в середине ротовой полости – А и Ы относятся к среднему ряду. Чтобы произнести О и У мы “задвигаем” язык к гортани, поэтому они относятся к заднему ряду.
Однако при произнесении гласных мы не только “выдвигаем” и “задвигаем” язык, мы еще поднимаем его или опускаем. Сильнее всего язык поднят, когда произносятся У, И, Ы – они относятся к верхнему подъему. Чтобы произнести О, Э нужно чуть опустить язык – они среднего подъема. А вот при произнесении А язык и челюсть вообще в самом низу – это гласный нижнего подъема.
Когда мы произносим О и У – наши губы напрягаются. Причем в случае с У – сильнее, мы даже вытягиваем их в трубочку. О и У из-за этого относятся к лабиализованным звукам – таким, в образовании которых задействованы губы. Когда произносятся А, И, Э, Ы – губы почти не задействованы, поэтому эти звуки – нелабиализованные.
Вот таблица, которую я очень хорошо помню с практикумов по фонетике на первом курсе филологического факультета:
Однако в лингвистике кроме переднего, среднего и заднего рядов выделяются еще первый и второй ряд.
Гласные первого ряда указывают на твердость предшествующего согласного, так же, как твердый знак. К ним относятся: А, У, О, Ы, Э. Когда мы видим буквосочетания с ними, мы понимаем, что читать надо без мягкости: кРЫСА, СОВОк, СЭКОНОмить.
Звуки второго ряда: Е, Ё, Ю, Я, И. Они указывают на мягкость предшествующего согласного: НЕбо, ТЁтя, НЯНЯ, НИть, НЮНИ.
Попробуйте произносить разные звуки и понаблюдайте за артикуляцией. Пригодится, когда будете работать над произношением слов в иностранных языках.
Внимание. Все сказанное выше относится к гласным под ударением. О безударных, их произношении и типах будет сказано в отдельной статье.
Вам нужен сборник, в котором была бы вся теория по русскому – для подготовки к ЕГЭ, ГИА или просто для систематизации знаний? Я нашел в интернете вот эти четыре пособия, на мой взгляд – идеальные варианты. Весь материал есть, много таблиц, главное выделено подчеркнутым/полужирным – воспринимается очень легко.
- Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
- Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
- Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
- Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).
Пригодится и ученикам, и учителям. Напишите свой электронный адрес здесь, я вышлю вам все 4 пособия одним архивом сразу же. Файлы проверены, вирусов нет.
Письма иногда уходят в спам – проверьте. Если письмо вообще не пришло – напишите комментарий, разберусь.
Ударные и безударные гласные звуки
Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.
Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.
СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове “улица”, [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].
Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.
со-ба́-ка
Во втором слоге гласный звук, обозначенный буквой «а», звучит с особой силой и длительностью.
Он находится в сильной позиции и звучит ясно и чётко. Этот гласный звук является ударным.
- ми́р-ный
- го́-род
- у-лы́-бка
- ри-су́-нок
Йотированные гласные звуки
Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] – я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.
Как заработать, если знаешь русский
Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.
Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.
Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.
Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.
Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”
Русский алфавит
- А а а
- Б б бэ
- В в вэ
- Г г гэ
- Д д дэ
- Е е е
- Ё ё ё
- Ж ж жэ
- З з зэ
- И и и
- Й й и краткое
- К к ка
- Л л эль
- М м эм
- Н н эн
- О о о
- П п пэ
- Р р эр
- С с эс
- Т т тэ
- У у у
- Ф ф эф
- Х х ха
- Ц ц це
- Ч ч че
- Ш ш ша
- Щ щ ща
- ъ твёрдый знак
- Ы ы ы
- ь мягкий знак
- Э э э
- Ю ю ю
- Я я я
33 буквы | ||
10 гласных | 21 согласная | 2 знака |
а е ё и о у ы э ю я | б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ | ь ъ |
42 звука | |||||
6 гласных | 36 согласных | ||||
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] | Парные | Непарные | |||
Ударные | Безударные | Звонкие | Глухие | Звонкие | Глухие |
[б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [ж] [з] [з’] | [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [ш] [с] [с’] | [й’] [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] | [х] [х’] [ц] [ч’] [щ’] | ||
Парные | Непарные | ||||
Твёрдые | Мягкие | Твёрдые | Мягкие | ||
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] | [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’] | [ж] [ц] [ш] | [й’] [ч’] [щ’] |
Чем буквы отличаются от звуков
Звук — это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).
Буква — это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.
Буква «ы» и ее отмена
Звук «ы» является гласным. Он вызывает непонимание со стороны иностранцев, которые желают выучить русский язык. Они на протяжении длительного периода обучения не понимают, как произносится данный звук. Фонологи характеризуют его как неогубленный гласный среднего ряда верхнего подъема. Данный звук встречается во многих языках мира.
Звук «ы» распространен у монголов и тюркских народов. Звукосмысловые различия букв «ы» и «и» позволяют создать новый ряд слов и понятий.
Два года назад Владимир Жириновский выступил с предложением убрать букву «ы» из русского языка. Он утверждает, что она не присутствует ни в одном европейском языке. И ее не могут выговорить не только иностранцы, но и дети. Специалисты утверждают, что избавиться от буквы и звука можно, но это лишь создаст проблемы в разговорной и письменной речи.
Некоторые специалисты утверждают, что вмешаться в фонетическое развитие языка невозможно. Звуковой состав формировался на протяжении многих столетий самостоятельно, и язык его определяет сам.
На протяжении многих лет формировались согласные и гласные звуки. Классификация гласных звуков, согласных, а также пути их развития описаны во многих научных работах ученых-филологов.
Лучшие книги для изучения фонетики русского языка
Классификация гласных и согласных играет важную роль в изучении русского языка. Важно использовать дополнительную литературу при обучении. Это неслучайно, ведь для того, чтобы изучить фонетику в полном объеме, необходимо большое количество времени и сил. Без использования специальной литературы качественное обучение невозможно. В нашей статье перечислены лучшие книги, в которых представлена классификация гласных и согласных букв.
Книга «Фонетика современного русского языка», автор которой — Буланин Л. Л., сочетает в себе опыт описания русского языка на основе общелингвистических и фонетических идей школы Л. В. Щербы. Данное издание — учебное пособие для студентов-филологов. В книге представлен теоретический курс русского языка. В ней присутствует девять глав.
«Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография» — одно из лучших учебных пособий. Автор книги — А. И. Моисеев. Она содержит в себе 254 страницы теоретического материала. В книге описана не только классификация звуков речи (гласные, согласные), но и основа морфологии и орфографии. Целью учебного пособия является углубление профессиональных знаний учителя русского языка и студента-филолога.
Книга «Историческая фонетика русского языка» была издана в 1980 году. Ее автор — Колесов В. В. В книге содержится 214 страниц. В ней описано развитие фонетической системы русского языка. Особое внимание автор уделяет общерусским языковым процессам. Вся информация, предоставленная в книге, подкреплена фактическим материалом из различных источников.
«Фонетика современного русского языка» — это книга, автором которой является Гиржева Г. Н. Она была издана год назад. Цель учебного пособия — выработать у студентов представление о звуковой системе языковой деятельности, а также сформировать понятие о звуковых единицах.
Многие языковеды на протяжении многих лет исследуют звуки речи. Классификация гласных звуков, так же как и согласных, — это достаточно кропотливый труд. Для ознакомления с полным объемом информации важно использовать дополнительную литературу.
Фонетика и языкознание. Общая информация
Языкознание (лингвистика) — это наука, которая изучает тот или иной язык, а также его функции, внутреннюю структуру и закономерности его функционирования. Языкознание тесно связано со многими другими сферами жизнедеятельности и играет важную роль в жизни каждого. Лингвистика переплетается с историей, археологией, этнографией, литературоведением, психологией, физиологией, антропологией, а также с философией.
Буквы изучает фонетика. Классификация гласных, согласных звуков представлена именно в этом разделе науки. Фонетика, как часть лингвистики, также изучает слоги, звукосочетания и закономерности их соединения. Данная наука сформировалась в 17 веке. Ее создание было связано с потребностью обучения глухонемых. В 18 веке было положено начало акустической теории гласных.