Риторические приемы в публичном выступлении (или цветы красноречия)



Психология общения на сайте Игоря Гаршина. Ораторское искусство
Главная

Пишите

Главная > Эзотерика > Психология > Психология общения
Алфавитный перечень страниц: | | | | | Е (Ё) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0-9 | A-Z (англ.)

Все великие события начинаются с общения. Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Самое главное в общении — услышать то, что не было сказано ( Дракер )

Сначала этот раздел о навыках общения был объединен с ораторским искусством в надраздел «Навыки психологического воздействия». Ораторское искусство там так и осталось, ведь, если смотреть в корень, цель оратора — убедить слушателей в своей правоте, воздействовать на него (то же относится к дискуссиям). А общение — это удовольствие взаимопноимания. Если один из собеседников почувствует, что ему «лечат мозги» — общение прекратится. Хотя с другой стороны, если общение в удовольствие — то чему тут учиться? Учатся решать проблемы, т.е., опять-таки — донести мысль, воздействовать.

Разделы страницы о психологии и мастерстве общения:

  • Ораторское искусство (риторика, умение убеждать)
  • Деманипуляция (умение противостоять ложному убеждению)
  • Конфликтология (противодействие враждебности)
  • Понимание социальных намёков
  • Трансакционная психология
  • Воздействие поведением [воспитание собственным примером]
  • Гипноз, самогипноз (аутотренинг) и избавление от гипноза

О психологии любви и семейных отношениях читайте на странице Инь и Ян.

Ораторское искусство (риторика, умение убеждать)

Слово — самое сильное оружие человека. ( Аристотель )

Что в человеке хорошо и дурно сразу — Язык. ( Анахарсис )

Древнегреческий философ Аристотель сказал, что риторику изобрёл Эмпедокл.

Ораторское искусство — не просто общение. Во-первых, это воздействие

словом (как в воспитании) — через впечатление, логику и даже псевдологику. Во-вторых, воздействие не на одного-двоих, а, как правило, на большую группу людей, которые, часто, вам не знакомы. С другой стороны (плюс), ваши монологи здесь могут быть более длинны, чем при общении с одним или несколькими людьми — и вы можете успеть донести свою мысль, поскольку разговор с коллективом идет по определеным правилам (иначе — неконструктивно для обоих сторон).

Риторика — учение об ораторском искусстве, теория красноречия. Логика и риторика взаимосвязаны. Но искусство убеждения — не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Поэтому риторика не ограничивается областью достоверного знания [!]. Поскольку практика человеческого общения не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и оригинальными высказываниями, то как раз эти высказывания (метафоры, крылатые слова) и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей [через подсознание]. Убеждение состоит не только из понимания, но и из веры. А речь строится не только из слов, но и жестов. Ораторское искусство должно не только убедить, но взволновать и усладить.

Образцами красноречия являются, например, выступления религиозных мыслителей. Их особенности:

  1. огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется;
  2. абсолютное знание предмета;
  3. доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики;
  4. высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру;
  5. тщательность подготовки (герменевтика
    ) и постоянная внутренняя готовность к выступлению.
  • Курсы ораторского искусства и мастерства общения.

Аспекты и правила риторики

Чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа. (Р. Шекли)

Имеются различные аспекты в искусстве спора и убеждения.

  1. Три рода красноречия
    : 1) торжественное (речи хвалебные и порицающие); 2) совещательное или политическое (речи убеждающие и разубеждающие); 3) судебное (речи обвиняющие и защищающие).
  2. Три вида стиля
    речи: 1) средний стиль, предназначенный для того, чтобы усладить слушателя, уместный в торжественном (эпидиктическом) роде красноречия; 2) возвышенный стиль, имеющий целью тронуть слушателя, который предназначался для совещательного красноречия; 3) сухой стиль, удобный для поучения, приспособленный более всего для судебного красноречия.
  3. Риторическое выступление
    и его правила: 1) выбор темы или нахождение; 2) расположение материала; 3) изложение или словесное выражение; 4) запоминание и его приемы; 5) произнесение.
  4. Инвенция
    (у Аристотеля — «доказательство») —
    учение о нравах
    , аргументах и страстя с целью нахождения средств убеждения. Нравы — это моральные качества, позволяющие ритору утвердить свой авторитет. Правила нравов состоят в следующем: 1) продемонстрировать серьезность, скромность, осторожность; 2) избегать всего, что может создать впечатление лжи; 3) «нравы» использовать во вступлении; 4) аффектация должна отсутствовать. Общие правила инвенции: 1) нравы, аргументы, страсти должны сотрудничать во имя единой цели — убеждения; 2) одна из трех частей должна доминировать; 3) нравы и страсти адресуются слабым, чувственным и молодежи; 4) аргументы в речи — к людям степенным и разумным; 5) злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается; 6) размышление, опыт и внимательное изучение наследия великих учителей необходимо для формирования вкуса, который диктует правильный выбор и меру.
  5. Аргумент
    — форма рассуждения, выводящая из известных положений новое. Собственно аргументы — это силлогизм (очень редко), энтимема, эпихейрема, дилемма, сорит, пример (одна из посылок которого — исторический факт, яркое событие), индукция, «личный» аргумент, т.е. вывод, вытекающий из слов или действий оппонента. Главная задача ритора — представить убедительные аргументы. Отличие риторической аргументации от логической: различные словесные украшения, следствие должно опережать посылку. Правила аргументов: 1) доказательства — основа ораторской речи; 2) доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать; 3) необходимо отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты.
  6. Учение о страстях
    (
    патетика
    ) как представление о двух главных страстях — Любви и Ненависти, которые формируют все другие второстепенные чувства. Успех Демосфена — не отточенная техника, а развитая патетика, воплощенная в страстном патриотизме. Правила страстей: 1) призывать на помощь страсти только к потенциально патетическим объектам; 2) приберечь чувственный эффект к концу выступления; 3) избегать излишней патетики, вызывающей насмешку. Итак, триединая цель ритора — это 1) привлечь нравом, 2) убедить аргументом, 3) тронуть чувством.
  7. Диспозиция
    — это аранжировка элементов, полученных в результате инвенции, для наилучшего убеждения аудитории (Пеллисье). Диспозиция содержит введение в тему («ангажирование сюжета») и развертывание («приведение доказательств»). Сочиняемая речь имеет шесть частей: 1) введение, 2) предложение (теорема); 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Три вида введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное. Правила введения: 1) от введения зависит успех в целом; 2) следует использовать «нравы»; 3) сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы; 4) писать введение последним; 5) доступность стиля; 6) избегать банального и экстравагантного. Предложение (
    теорема
    ) — необязательный элемент, включаемый обычно при сложном и неочевидном характере темы.
  8. Повествование
    (
    наррация
    ) — изложение фактологического аспекта темы. Правила наррации: 1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме; 2) факты должны быть правдоподобными; 3) наррация должна быть краткой и четкой; 4) интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией; 5) наррация должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов; 6) для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения; 7) при описании избегать расплывчатости и излишних деталей; 8) место описания — в начале наррации.
  9. Подтверждение
    (
    конфирмация
    ) — основное развертывание аргументации с целью доказательства истинности посылок, выдвинутых в предложении. Правила конфирмации: 1) все замечания касательно применения необходимых доказательств должны быть собраны воедино; 2) с этой целью осуществить ревизию всех общих мест, рассматриваемых в Инвенции; 3) при выборе аргументов заботиться об их качестве, а не количестве; 4) наилучшим является Гомеров порядок: вначале сильные аргументы, затем масса средних, в конце один самый мощный аргумент; 5) тщательно избегать нисходящего порядка аргументов; 6) сильные аргументы — в простой форме; слабые — группировать по несколько для самоподдержки.
  10. Заключение. Правила Заключения: 1) резюме аргументации, развернутой в подтверждение и должно вызвать эмоции; 2) точность изложения и разнообразие в стиле; 3) из подтверждения отбирать наиболее сильные места; 4) при использовании «страстей» помнить об умеренности; 5) стиль живой и эмоционально-напыщенный.
  11. Элокуция
    (
    элоквенция
    ) — словесное оформление мысли. Ее содержание: анализ различных грамматических форм (предложение, фраза, период); суждение об основных характеристиках стиля и его разновидностях; учение о «формах» стиля и о «формах» речи (проза и поэзия); описание и классификация риторических фигур. Элокуция — характеристика тропов и фигур теории красноречия.
  12. Тропы
    — обороты, основанные на употреблении слов в переносном значении для его усиления. Тропы слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономасия, ономатопейя, катахреза, металепсис и др. Тропы предложений: аллегория, эпитетон, эмфазис, перифразис, ирония, гипербола, эвфемизм, литота и т.д.
  13. Фигуры
    — изощренные сочетания слов. Фигуры слова и фигуры мысли. Фигуры слов: 1) фигуры прибавления; 2) фигуры убавления; 3) фигуры расположения или перемещения. Фигуры прибавления: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, градация, полисиндетон. Фигуры убавления: эллипсис, силлепсис, асиндетон. Фигуры расположения: инверсия (анастрофа, гипербатон), параллелизм (изоколон, антитеза, гомеотелевтон), хиазм. Фигуры мысли: определение, изречение, риторический вопрос, паралепсис, просопопейя, обращение, вольность, сомнение, мольба, восклицание и т.д.

Значение метафоры в речи ритора

Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Величайшее из достижений оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. ( Цицерон )

Настоящее красноречие — это умение сказать все, что нужно, но не более того.
( Франсуа де Ларошфуко
— как у
Цицерона
) Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время.
( Гораций )
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.
( Вольтер )
Говорить не думая — все равно, что стрелять не целясь.
( Мигель де Сервантес
, а также
Томас Фуллер
) Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.
( Наполеон Бонапарт )
Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать.
( Архиепископ Мэджи )
Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Но главное, чтобы эти две части были ближе друг к другу
( Энтони Иден )
Логика — это, видимо, умение доказать какую-то истину, а красноречие — это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушить ему все, что нам угодно.
Жан Лабрюйер
Метафора используется в различных сферах знания: от поэтики и риторики до физики и математики. » Тайну метафоры изучали Аристотель, Г.В.Ф.Гегель

,
Ф.Ницше, Э.Кассирера, Х.Ортеги-и-Гассета
и многие другие.

Существует два взгляда на метафору. Рационалисты — противники использования метафоры. Они считают ее недопустимой в научных сочинениях. Но Ф.Ницше

пишет о принципиально неустранимой метафоричности познания.
Э.Кассирер
считает, что метафорическое «освоение мира» — противоположность дискурсивному мышлению.
Х.Ортега-и-Гассет
говорит о метафоре как об орудии мысли, позволяющего достигнуть самых отдаленных участков концептуального поля.
Ортега
: «Метафора удлиняет «руку» интеллекта; ее роль в логике может быть уподоблена удочке или винтовке».

Что интересно, часто смена научной парадигмы сопровождается сменой ключевой метафоры, вводящей новую область уподоблений и новую аналогию.

Мнение Н.Д.Арутюновой

: изучение метафоры быстро расширяющийся процесс, захватывающий все новые области знания — философию, логику, психологию, герменевтику, психоанализ, литературоведение, семиотику, риторику, теорию изящных искусств, лингвистическую философию, различные школы лингвистики, когнитивные науки, моделирование искусственного интеллекта.

Метафора может быть ключом к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа.

Книги о метафоре

Литература об умении произвести впечатление словами:

  • Арутюнова Н.Д.
    Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.
  • Баранов Г.С.
    Научная метафора: Модельно-семиотический подход. В 2-х частях. Кемерово. Ч.1. 1992; Ч.2. 1993.
  • Борхес Х.Л.
    Метафоры «1001 ночи» // Борхес Х.Л. Письмена бога. М., 1992.
  • Беркенлит М.Б., Чернавский А.В.
    Построение движения и метафора интеллекта // Компьютеры и познание: Очерки по когитологии. М., 1990.
  • Бессонова О.М.
    Метафора в научном контексте // Проблемы интерпретации в истории науки и философии. Новосибирск, 1985.
  • Гусев С.С.
    Наука и метафора. Л., 1984.
  • Кассирер Э.
    Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990.
  • Кулиев Г.-Г.
    Метафора и научное познание. Баку, 1987.
  • Ортега-и-Гассет Х.
    Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990.
  • Ортега-и-Гассет Х.
    «Табу» и метафора // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
  • Панов М.И.
    Эта неуловимая метафора (Обзор) // Философские науки: Реферативный журнал. М., 1991. N5.
  • Петров В.В.
    Метафора: От семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания. М., 1990. N3.
  • Петров В.В.
    Научные метафоры: Природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985.
  • Тальягамбе С.
    Зрительное восприятие как метафора // Вопросы философии. М., 1985. N 10.
  • Телия В.Н.
    Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. М., 1989.

Новая риторика (неориторика)

Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом) сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии.

Имеется определенный национальный «окрас» новой риторики. Во Франции разработки в области новой риторики связываются с деятельностью Ролана Барта; наибольшее развитие получила метариторика, которая занимается теорией риторики и интерпретацией ее понятий (во Франции переиздали классические труды по риторике французских авторов XVI-XVIII вв., на них и опираются современные исследователи). В США — это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии: 1) аргументативная риторика (Перельман); 2) общая риторика («группа мю» из Льежского университета — Жак Дюбуа и др. — названная в честь первой буквы греческого слова «метафора», самой замечательной, считают они, из фигур риторики). Труды группы «мю»: «Общая риторика» и «Риторика поэзии», определяющих риторику как дисциплину, изучающую приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс. Дискурс

— это связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами или же речь, как целенаправленный социальный компонент взаимодействия людей и механизмов их сознания.

Появление новой риторики придало самому термину «риторика» два смысла: 1) узкий — как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство, 2) широкий — при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через «призму» осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. В этом случае риторика — это наука об убеждающей коммуникации. В настоящее время появилась и третья точка зрения. Она принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа «Имя розы». Он считает, что риторика — это наука о порождении высказываний. Существует новая классификация фигур риторики Романа Якобсона.

Но самое главное — развитие теории культуры в ведущих странах Западной Европы вызвало пристальное внимание к идеям и методам, которые когда-то давным-давно разрабатывались риторикой.

Книги о неориторике

  • Мейзеровский В.М.
    Философия и неориторика. Киев, 1991.
  • Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.

Выдающийся вклад Карнеги

  • .

Литература по искусству красноречия

Думаю, не ошибусь, если промолчу. ( Законы Мерфи )

Классические труды об ораторском мастерстве

Если не можешь контролировать свой рот, то даже не надейся контролировать свой ум. ( Буддийская мудрость )

  • Аристотель.
    Об истолковании // Аристотель. Соч. В 4-х тт. М., 1978. Т.2.
  • Аристотель.
    О софистических опровержениях // Там же.
  • Аристотель.
    Поэтика // Аристотель. Соч. В 4-х тт. М., 1984. Т.4.
  • Аристотель.
    Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978.
  • Аристотель.
    Риторика // Античные риторики. М., 1978.
  • Аристотель.
    Риторика. Кн.3 // Аристотель и античная литература. М., 1978.
  • Аристотель.
    Топика // Аристотель. Соч. В 4-х тт. М., 1978. Т.2.
  • Арно А., Лансло К.
    Грамматика общая и рациональная… (Грамматика Пор Рояля). М., 1990.
  • Арно А., Николь П.
    Логика, или Искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения. М., 1991.
  • Гермоген.
    Об идеях, или О видах слога // Живое наследие античности: Вопросы классической филологии. М., 1987. Вып. IX.
  • Деметрий.
    О стиле // Античные риторики. М., 1978.
  • Дионисий Геликарнасский.
    О соединении слов // Там же.
  • Дионисий Геликарнасский.
    Письмо к Помпею // Там же.
  • Зеленецкий К.П.
    Теория словесности: Курс гимназический. В 4-х тт. СПб., 1850-1860 (5 изданий). Т.1: Риторика.
  • Квинтилиан.
    Двенадцать книг риторических наставлений. В 2-х частях. СПб., 1834.
  • Кошанский Н.Ф.
    Общая риторика. СПб., 1829-1949 (10 изданий).
  • Ломоносов М.В.
    Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия //
    Ломоносов М.В.
    Полн. собр. соч. М.; Л., 1952. Т.7.
  • Ломоносов М.В.
    Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Там же.
  • Мерзляков А.Ф.
    Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. М., 1809-1828. (4 издания).
  • Никольский А.С.
    Логика и риторика, кратким для детского возраста способом изложенная. СПб., 1790.
  • Платон.
    Гиппий больший // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 1968. Т.1.
  • Платон.
    Гиппий меньший // Платон. Диалоги. М., 1986.
  • Платон.
    Горгий // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 2968. Т.1.
  • Платон.
    Евтидем // Диалоги. М., 1986.
  • Платон.
    Протагор // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 1970. Т.2.
  • Платон.
    Софист // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 1970. Т.2.
  • Сперанский М.М.
    Правила высшего красноречия. СПб., 1844.
  • Цицерон.
    Брут, или О знаменитых ораторах // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
  • Цицерон.
    Об ораторе // Там же.
  • Цицерон.
    Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.
  • Цицерон.
    О государстве // Цицерон. Диалоги. М., 1966; 2-е изд. 1994.
  • Цицерон.
    О наилучшем виде оратора // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.
  • Цицерон.
    О нахождении материала // Там же.
  • Цицерон.
    О природе богов // Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.
  • Цицерон.
    О природе богов // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.
  • Цицерон.
    Оратор // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
  • Цицерон.
    Топика // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.
  • Цицерон.
    Тускуланские беседы // Цицерон. Избр. соч. М., 1975.
  • Цицерон.
    Тускуланские беседы // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

Книги об общей риторике

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять. ( Квинтилиан )

Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить.
( Ралф Эмерсон )

  • Авеличев А.К.
    Возвращение риторики // Общая риторика. М., 1986.
  • Апресян Г.З.
    Ораторское искусство. М., 1978.
  • Безменова Н.А.
    Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
  • Безменова Н.А.
    Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989.
  • Гадамер Г.-Г.
    Риторика и герменевтика // Актуальность прекрасного. М., 1991.
  • Гиндин С.И.
    Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. М., 1986.
  • Гуревич С.С., Погорелко В.Ф., Герман М.А.
    Основы риторики. Киев, 1988.
  • Ораторское искусство: Хрестоматия. М., 1978.
  • Панов М.И.
    Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Антология русской риторики. М., 1995.
  • Панов М.И.
    Зачем сегодня нужно искусство красноречия? ? //
    Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И.
    Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992.
  • Сопер П.Л.
    Основы искусства речи. М., 1992.

Научно-популярная литература об умении мыслить и убеждать

Успех

— это произведение интересных мыслей на умение их донести. Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать [НЛП]. Хороший оратор — тот, кто умеет говорить просто о сложном. Простота дается непросто.
( Скилеф )
Умение донести мысль просто:

  • Баранов А.Н., Казакевич Е.Г.
    Парламентские дебаты: Традиции и новации. М., 1991.
  • Войскунский А.Е.
    Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. М., 1990.
  • Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.
    Занимательная стилистика. М., 1988.
  • Грималь П.
    Цицерон. М., 1991.
  • Ивин А.А.
    Искусство правильно мыслить. М., 1990.
  • Карнеги Д.
    Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично // Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989 (Многочисленные переиздания).
  • Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э.
    Искусство публичного выступления. М., 1988.
  • Маркичева Т.В., Ножин Е.А.
    Мастерство публичного выступления. М., 1989.
  • Мастера красноречия. М., 1991.
  • Мицич П.
    Как проводить деловые беседы. М., 1987.
  • Ножин Е.А.
    Мастерство устного выступления. М., 1989.
  • Норман Б.Ю.
    Язык: Знакомый незнакомец. Минск, 1987.
  • Павлова К.Г.
    Психология спора: Логико-психологические аспекты. Владивосток, 1988.
  • Павлова Л.Г.
    Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
  • Панов М.И.
    Как взаимосвязаны логика и риторика? // Бузук Г.Л., Панов М.И. Логика в вопросах и ответах (Опыт популярного учебного пособия). М., 1991.
  • Пиз А.
    Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.
  • Поварнин С.И.
    Спор: О теории и практике спора // Вопросы философии. М., 1990. N3.
  • Прошунин Н.Ф.
    Что такое полемика? М., 1985.
  • Рождественнский Ю.В.
    Риторика публичной лекции. М., 1989.
  • Сычев О.А.
    Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 1991.
  • Чисхольм П.
    Уверенность в себе: Путь к деловому успеху. М., 1994. Раздел: «Общение».
  • Чихачев В.П.
    Лекторское красноречие русских ученых XIX века. М., 1987.
  • Шепель В.М.
    Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1994. Раздел: «Цветы красноречия».
  • Шепель В.М.
    Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). М., 1992. Раздел: «Деловая риторика».
  • Шмидт Р.
    Искусство общения. М., 1992.
  • Шопенгауэр А.
    Эристика, или Искусство спорить. СПб., 1900.

Книги об аргументации

  • Алексеев А.П.
    Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.
  • Брутян Г.А.
    Аргументация. Ереван, 1984.
  • Брутян Г.А.
    Новая волна интереса к философской аргументации // Философия и культура. М., 1987.

Языковые и семиотические аспекты в риторике

Заговори, чтобы я тебя увидел. ( Сократ )

Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал.
( Саади )
Первый признак ума есть просторечие.
( А. С. Пушкин )
Слово и ум:

  • Барт Р.
    Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989; 2-е изд. 1994.
  • Головин Б.Н.
    Основы культуры речи. М., 1986.
  • Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.
    Секреты хорошей речи. М., 1993.
  • Петров В.В.
    Язык и логическая теория: В поисках новой парадигмы // Вопросы языкознания. М., 1988. N 2.
  • Степанов Ю.С.
    В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.
  • Якобсон Р.
    Работы по поэтике. М., 1987.

Тексты речей выдающихся ораторов

Научиться говорить можно только говоря.( Скилеф )

Поэтами рождаются, ораторами становятся.
( Цицерон )
Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы.
( Ралф Эмерсон )

  • Апулей.
    Апология, или О магии // Апулей. «Метаморфозы» и другие соч. М., 1988.
  • Горгий.
    Похвала Елене // Ораторы Греции. М., 1985.
  • Демосфен.
    За Ктесифонта о венке // Там же.
  • Демосфен.
    О предательском посольстве // Там же.
  • Демосфен.
    Речи. М.; Л., 1959.
  • Дион Хрисостом.
    Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества // Ораторы Греции. М., 1985.
  • Дион Хрисостом.
    Троянская речь в защиту того, что Илион взят не был // Там же.
  • Иоанн Златоуст
    : Полн. собр. творений Святого Иоанна Златоуста. В 12-ти тт. М., Т.1. В 2-х кн. 1991; Т.2. Кн.1. 1993. Кн.2. 1994.
  • Исократ.
    Панегирик // Ораторы Греции. М., 1985.
  • Кони А.Ф.
    Собр. соч. М., 1967. Т.3.
  • Либаний.
    Надгробное слово по Юлиану // Ораторы Греции. М., 1985.
  • Ксенофонт.
    Воспоминания о Сократе. М., 1993.
  • Линкольн А.
    Геттисбергская речь (1863) // «Сделать прекрасным наш день…»: Публицистика американского романтизма. М., 1990.
  • Лисий.
    Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена // Ораторы Греции. М., 1985.
  • Перикл.
    Речи: см.: Фукидид. История. М., 1993.
  • Платон.
    Апология Сократа // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 1968. Т.1.
  • Платон.
    Критон // Там же.
  • Плевако Ф.Н.
    Речи. М., 1910. Т.1.
  • Речи известных русских юристов. М., 1985.
  • Фемистий.
    Об умеряющем свои страсти, или О чадолюбце // Ораторы Греции. М., 1985.
  • Цицерон.
    Речи. В 2-х тт. М., 1962; 2-е изд. 1993.
  • Элий Аристид.
    Вторая священная речь // Ораторы Греции. М., 1985.
  • Эсхин.
    О предательском посольстве // Там же.
  • Эсхин.
    Против Ктесифонта о венке // Там же.

Юмор и сатира в риторике (художественная литература)

  • Аристофан.
    Облака // Аристофан. Комедии. В 2-х тт. М., 1983. Т.1. (Критика софистики).
  • Кравчук А.
    Перикл и Аспазия: Историко-художественная хроника. М., 1991. (Часть седьмая посвящена Протагору из Абдер).
  • Кэрролл Л.
    Приключения Алисы в Стране Чудес; Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1989.
  • Кэрролл Л., Набоков В.
    Приключения Алисы в Стране Чудес; Аня в Стране Дива. Повесть-сказка / На русском и английском яз. М., 1992.
  • Лукиан из Самосаты.
    Гермотим, или О выборе философии // Лукиан. Избранная проза. М., 1991.
  • Лукиан из Самосаты.
    Учитель красноречия // Там же.
  • Пикуль В.
    Не от крапивного семени // Пикуль В. «Каждому свое»; Реквием каравану PQ-17; Миниатюры. М., 1990. (О мастерской аргументации Ф.Н.Плевако).
  • Свифт Дж.
    Эссе из журнала «Исследователь», N 14, 9 ноября 1710 г. // Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVII-XVIII века. М., 1987.
  • Чуковский К.И. А.Ф.Кони
    // Чуковский К.И. Современники. М., 1967.

Словари со статьями о риторике

  • Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  • Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  • Словарь античности. М., 1989; 2-е изд. 1993. Статьи «Горгий», «Исократ», «Риторика».

Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.

При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.

Трансакционная психология

Меч и огонь менее разрушительны, чем язык. ( Ричард Стил )

Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь.
( Клавдий )
Говори лишь тогда, когда ты спокоен. [!]
( Китайская пословица)
От одного слова да навек ссора.
( Русская пословица )
Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
( Л. Н. Толстой )
Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль».
( Робер )
А вообще, о том как не допускать отрицательные эмоции — смотрите страницу Анти-стресс.

  • .

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Упражнение «Репетиция»

Даже известные ораторы тренируются перед докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Создание каркаса убедительного текста на основе 3-х методов убеждения

Каждое публичное выступление основывается на методах убеждения, на базе которых также можно построить любой текст. В блоге есть отдельная статья про методы убеждения «Три кита убеждения: этос, пафос, логос».

Аристотель выделяет три основных приема в риторике — логос, этос и пафос, сравнивая их с «художественными» приемами. Ведь использование этих методов убеждения, действительно, требует особого мастерства и умения.

Логос

Рассмотрим первый метод — логос. Этот прием подразумевает убеждение аудитории при помощи рациональных, логических доводов, рассуждений и доказательств:

При строительстве плотин важно определить все возможные риски. Иначе один и тот же сценарий будет повторяться снова и снова: затопление огромных площадей леса, гибель растительного и животного мира, исчезновение территорий, которые представляют историческую и археологическую ценность. Так, например, водохранилище Теплико в штате Теннесси затопило древнюю деревню индейцев-чероки, а Асуанское водохранилище в Египте привело к распространению шистосомоза — тяжелого заболевания человека, вызываемого гельминтом Schistosoma.

Это пример дедуктивного мышления (то есть от общего к частному). Я сформулировала главный, обобщенный аргумент: риски при строительстве плотин велики и они неизбежно повторяются. Далее раскрыла подробнее, какие же последствия (риски) возможны и усилила аргументацию конкретными примерами.

В свою очередь, индукция — это движение мысли от частного к общему. Если применить такой способ, получится, примерно, следующее:

В некоторых странах строительство плотин привело к затоплению лесов, гибели животных и растений, к ухудшению качества питьевой воды. Вред от плотин и водохранилищ очевиден — риски слишком велики.

Важно чувствовать эту тонкую грань между «сильным» аргументом и тем, который в чем-то проигрывает.

Как видите, вариаций применения логоса в тексте — огромное множество. Главное, чтобы Ваша логическая цепочка была на 100% продумана.

Этос

Второй метод убеждения — этос. Этот способ выражается в том, чтобы вызвать к себе доверие со стороны аудитории:

На протяжении 15 лет я изучал влияние ГЭС на окружающую среду, и теперь с уверенностью могу заявить — негативные последствия от высоких плотин есть всегда.

Ритор (или оратор) данным высказыванием дает понять, что ему можно доверять, ведь за его плечами — многолетний опыт и знания.

Пафос

Третий метод убеждения — это пафос. Пафос нацелен на вызов ответной эмоций со стороны аудитории. Эти эмоции могут быть, как положительные — радость и надежда, так и отрицательные — страх или гнев. Пример пафоса на тему строительства плотин:

Когда же наконец мы скажем «стоп!»? Неужели нам недостаточно последствий: затопленные леса, пересушенные реки и устья, уничтожение животных и растений? Как долго человечество будет считаться только со своими интересами и вмешиваться в тонко настроенную экосистему?

Умение использовать все три метода убеждения, делать это уместно и грамотно — целое искусство. Не зря Аристотель называл данные приемы «художественными».

Применение и эффективность логоса, этоса и пафоса полностью зависят от мастерства писателя или оратора (ритора), в отличие, например, от цитирования, перефразирования источника, статистики и пр.

Выбранная Вами тема для текста изначально задает некоторые особенности использования тех или иных методов убеждения, например, на что сделать упор (на эмоции или доказательства), в каких «пропорциях» применить логос, этос и пафос в тексте.

В качестве показательного примера эффективного применения методов убеждения можно привести выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда (кликайте и читайте очень интересную статью).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]