Занятие логопеда по дифференциации звуков [П] – [Б]
Тема: Преодоление акустической дисграфии (дифференциация звуков [п] – [б]) у учащихся 1 класса.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- различение звуков [б – п] на слух и в произношении;
- уточнение различий между парными звонким и глухим [б – п];
- закрепление соотнесения глухого звука [п] с буквой П, а звонкого [б] с буквой Б.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематических процессов;
- развитие внимания, памяти, наблюдательности, активности;
- развитие мелкой моторики;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие общей моторики (синхронизация движения с речью).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыкавзаимопроверки;
- воспитание стремления добиваться поставленной цели.
Оборудование: картинка-ребус, предметные картинки (петух, пила, белка, перец, бабочка, паровозик, баран, попугай), карточки со словами с пропущенной буквой,тетради, ручки, карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики” (кинезиологическоеупражнение “Пальчики здороваются”:поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе).
II. Основная часть занятия.
1. Сообщение темы занятия.
Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки. Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (бочка) На ветках — Плотный комочек. В нём дремлет Зеленый листочек. (почка)
Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! Какими звуками отличаются эти слова?
«Ребята, найдите на картинке буквы Б и П. Молодцы!»
«Итак, сегодня мы и поговорим о буквах Б и П о звуках, которые они обозначают».
1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.
Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).
— Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [б]. Б-Б-Б. (Дрожит).
С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). — А теперь произнесите звук [п] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит). Вывод: что [б] звонкий звук, а [п] глухой”.
2. Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Повтори слова парами(каждый ребенок повторяет свою пару): бас — пас быль – пыль бух – пух боль — Поль бар – пар бить — пить бот – пот бока – пока бел – пел блошка – плошка баня – Паня забор – запор блеск – плеск барин – парень борт – порт
«Поймайте звук [п] или звук [б]»:
— «Ребята вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [п] ([б]). Слушайте внимательно!» (кнопка, платье, бабочка, лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, рубашка, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан).
Буква заблудилась. Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. Палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.
Отбор картинок, в названии которых есть звуки [б – п]: — “У каждого из вас на парте лежат картинки.Разложите их на 2 группы. Справаположите картинки, в названии которых есть звук [п], а слева – со звуком [б].»
3. Физкультминутка (действия по тексту).
Утром встал петух на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно. Клювиком почистил пух И опять за парту — плюх!
4. Дифференциация звуков [б – п] на письме.
Помогите буквам [б – п]встать на свои места:
_аук ,зу_ы, _уквы, шля_а, са_оги, ру_ашка.
— «Ребята, посмотрите на слова, у каждого из них потерялась одна буква. Помогите им найти каждому свою букву. Запишите в тетради слова с буквой П в один столбик, а с буквой Б — в другой столбик.» — «Подчеркните буквы Б и П карандашом.» — «Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, правильно ли вы написали.»
Офтальмо пауза(электронная офтальмо пауза “Облака”, разработана Мишуковой О. И.): «Ребята, сейчас я включу картинку. Вам надо будет следить за облачком глазами.» «Скажите, какой звук в слове облако — [б] или [п]?» «Где он находится: в начале, середине или конце слова?»
Запишите услышанную букву:
— «Я прочитаю вам предложение, а вы запишите в тетради букву, которая чаще слышится в нем: Б или П.» Рыбаки удили рыбу. Поля поливает тюльпаны. Плавно плывет пароход. На голубом цветке — бабочки.
III. Подведение итогов занятия
– “Ребята, с какими звуками и буквами мы сегодня работали?Чем они различаются? Молодцы! Все сегодня старались, мне понравилась ваша работа на уроке!”
Автор материала: Меньшикова Марина Александровна
Также по теме:
Презентация «Дифференциация П – Б в словах и предложениях»
Конспекты логопедических занятий.
III. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Психогимнастика. -Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. -Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.
II.Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
-Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (бочка)
На ветках — Плотный комочек. В нём дремлет Зеленый листочек. (почка)
-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! -Какими звуками отличаются эти слова? -Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.). -Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
-Следующие загадки:
Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью. (ботинки)
Зимой — нет теплей, Летом — нет холодней. (погреб)
-Назовите первые буквы в этих словах.
2. -Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка? ( это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, что во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]). -А теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б] и [п]. (колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.) -На каком месте находятся в этих словах наши звуки? -Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п]. ( Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.) -А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах? -А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж? ( Королевство кривых зеркал). -Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»). -Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором слова со звуком [п].
[б] | [п] |
Колобок | Принцесса |
Бармалей | Свинопас |
Буратино | Винни-Пух |
Чебурашка | Поросенок Чок |
Трубадур | Елена Прекрасная |
-Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» — одной чертой, а букву «б» — двумя чертами.
3. Физминутка.
Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок. Как Буратино суёт везде свой длинный нос. Как ходит принцесса. Как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом. и т.д.)
4. Игры со звуками [б – п]. «Поймайте звук [п] или звук [б]»
-Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно! (лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.)
«Цифровой ряд»
-А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2). (битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.) -Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру. (папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)
Словарный диктант со звуками [б — п].
-Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй — только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами. (пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.)
Слоговая мозаика
-Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова. ( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.)
Буква заблудилась.
-Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. (палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)
III. Подведение итогов.
-Какие звуки мы сегодня повторяли? -Какими звуками они обозначаются при письме? -Чем они похожи? Чем различаются? Оценка деятельности детей.
Домашнее задание.
-Ребята, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п]. Подчеркните «п» — одной чертой, «б» — двумя чертами. ( панда, бегемот, собака, петух, воробей, голубь, барсук, белка, попугай, баран, леопард, обезьяна и т.д.)
Список литературы: 1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007. 2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007. 3.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2002. 4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996. 5.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985. 6.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997. 7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
Желаем удачи!