Дифференциация звуков [Б], [П], в слогах, словах, фразах.


Занятие логопеда по дифференциации звуков [П] – [Б]

Тема: Преодоление акустической дисграфии (дифференциация звуков [п] – [б]) у учащихся 1 класса.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • различение звуков [б – п] на слух и в произношении;
  • уточнение различий между парными звонким и глухим [б – п];
  • закрепление соотнесения глухого звука [п] с буквой П, а звонкого [б] с буквой Б.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие внимания, памяти, наблюдательности, активности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственной ориентации;
  • развитие общей моторики (синхронизация движения с речью).

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыкавзаимопроверки;
  • воспитание стремления добиваться поставленной цели.

Оборудование: картинка-ребус, предметные картинки (петух, пила, белка, перец, бабочка, паровозик, баран, попугай), карточки со словами с пропущенной буквой,тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

— Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики” (кинезиологическоеупражнение “Пальчики здороваются”:поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе).

II. Основная часть занятия.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки. Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (бочка) На ветках — Плотный комочек. В нём дремлет Зеленый листочек. (почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! Какими звуками отличаются эти слова?

«Ребята, найдите на картинке буквы Б и П. Молодцы!»

«Итак, сегодня мы и поговорим о буквах Б и П о звуках, которые они обозначают».



1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).

— Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [б]. Б-Б-Б. (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). — А теперь произнесите звук [п] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит). Вывод: что [б] звонкий звук, а [п] глухой”.

2. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Повтори слова парами(каждый ребенок повторяет свою пару): бас — пас быль – пыль бух – пух боль — Поль бар – пар бить — пить бот – пот бока – пока бел – пел блошка – плошка баня – Паня забор – запор блеск – плеск барин – парень борт – порт

«Поймайте звук [п] или звук [б]»:

— «Ребята вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [п] ([б]). Слушайте внимательно!» (кнопка, платье, бабочка, лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, рубашка, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан).

Буква заблудилась. Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. Палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.

Отбор картинок, в названии которых есть звуки [б – п]: — “У каждого из вас на парте лежат картинки.Разложите их на 2 группы. Справаположите картинки, в названии которых есть звук [п], а слева – со звуком [б].»

3. Физкультминутка (действия по тексту).

Утром встал петух на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно. Клювиком почистил пух И опять за парту — плюх!

4. Дифференциация звуков [б – п] на письме.

Помогите буквам [б – п]встать на свои места:

_аук ,зу_ы, _уквы, шля_а, са_оги, ру_ашка.

— «Ребята, посмотрите на слова, у каждого из них потерялась одна буква. Помогите им найти каждому свою букву. Запишите в тетради слова с буквой П в один столбик, а с буквой Б — в другой столбик.» — «Подчеркните буквы Б и П карандашом.» — «Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, правильно ли вы написали.»

Офтальмо пауза(электронная офтальмо пауза “Облака”, разработана Мишуковой О. И.): «Ребята, сейчас я включу картинку. Вам надо будет следить за облачком глазами.» «Скажите, какой звук в слове облако — [б] или [п]?» «Где он находится: в начале, середине или конце слова?»

Запишите услышанную букву:

— «Я прочитаю вам предложение, а вы запишите в тетради букву, которая чаще слышится в нем: Б или П.» Рыбаки удили рыбу. Поля поливает тюльпаны. Плавно плывет пароход. На голубом цветке — бабочки.

III. Подведение итогов занятия

– “Ребята, с какими звуками и буквами мы сегодня работали?Чем они различаются? Молодцы! Все сегодня старались, мне понравилась ваша работа на уроке!”

Автор материала: Меньшикова Марина Александровна

Также по теме:

Презентация «Дифференциация П – Б в словах и предложениях»

Конспекты логопедических занятий.

  • Буква заблудилась.
    III. Подведение итогов занятия.

    Ход занятия.

    I.Организационный момент.

    Психогимнастика. -Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. -Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

    II.Основная часть.

    1.Сообщение темы занятия.

    -Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

    Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (бочка)

    На ветках — Плотный комочек. В нём дремлет Зеленый листочек. (почка)

    -Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! -Какими звуками отличаются эти слова? -Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.). -Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

    -Следующие загадки:

    Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью. (ботинки)

    Зимой — нет теплей, Летом — нет холодней. (погреб)

    -Назовите первые буквы в этих словах.

    2. -Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка? ( это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, что во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]). -А теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б] и [п]. (колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.) -На каком месте находятся в этих словах наши звуки? -Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п]. ( Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.) -А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах? -А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж? ( Королевство кривых зеркал). -Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»). -Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором слова со звуком [п].

    [б][п]
    КолобокПринцесса
    БармалейСвинопас
    БуратиноВинни-Пух
    ЧебурашкаПоросенок Чок
    ТрубадурЕлена Прекрасная

    -Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» — одной чертой, а букву «б» — двумя чертами.
    3. Физминутка.

    Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок. Как Буратино суёт везде свой длинный нос. Как ходит принцесса. Как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом. и т.д.)

    4. Игры со звуками [б – п]. «Поймайте звук [п] или звук [б]»

    -Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно! (лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.)
    «Цифровой ряд»
    -А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2). (битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.) -Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру. (папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)
    Словарный диктант со звуками [б — п].
    -Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй — только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами. (пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.)
    Слоговая мозаика
    -Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова. ( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.)
    Буква заблудилась.
    -Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. (палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)

    III. Подведение итогов.

    -Какие звуки мы сегодня повторяли? -Какими звуками они обозначаются при письме? -Чем они похожи? Чем различаются? Оценка деятельности детей.

    Домашнее задание.

    -Ребята, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п]. Подчеркните «п» — одной чертой, «б» — двумя чертами. ( панда, бегемот, собака, петух, воробей, голубь, барсук, белка, попугай, баран, леопард, обезьяна и т.д.)

    Список литературы: 1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007. 2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007. 3.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2002. 4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996. 5.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985. 6.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997. 7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.

    Желаем удачи!

  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]