Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе
Библиографическое описание:
Ефремова, А. В. Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе / А. В. Ефремова, А. Е. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (25). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4462/ (дата обращения: 19.11.2021).
Тема: Игрушки
Форма: групповая.
Оборудование: игрушки, корзинка мяч, кукла коврики и стулья по количеству детей, аппаратура для проигрывания музыки и музыкальный материал («Сладкая греза», «Марш оловянных солдатиков» муз. П. Чайковского, «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мел., обр. Т. Попатенко)
Цель: уточнение усвоенных знаний.
Задачи: образовательные: уточнять и закреплять словарный запас по лексической теме; коррекционные: обучение расслаблению и напряжению мышц, снижение мышечного напряжения, упражнять в шепотной речи; развивающие: развитие общей моторики и пространственной ориентации, развитие чувства ритма, умение передавать музыкальный ритм, развивать восприятие музыки, развитие физиологического дыхания; воспитательные: воспитывать внимание к речи педагога, умение работать в коллективе.
Содержание:
1. Релаксация «Куклы проснулись».
Логопед: Мы отправляемся в страну игрушек, но чтобы там очутиться нужно погрузиться в волшебный сон. Дети ложатся на коврики, звучит спокойная музыка («Сладкая греза» муз. П. Чайковского)
Логопед: «Утром куколка проснулась, руки вверх и потянулась, умывалась, одевалась, аккуратно причесалась». Дети изображают действия.
2. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса. «Тряпочная кукла-оловянные солдатики»
У нас есть кукла Маша,
Тряпочная кукла наша,
Кукла мягкая, как вата,
Твердости в ней маловато. — Дети расслабляются, изображая куклу.
Но есть у нас солдатики,
Твердые, прямые оловянные. — Дети напрягаются, выпрямляют спину, прижимают к телу руки, ноги держат вместе.
Упражнение повторяется несколько раз.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с.7)
3. Упражнение на развитие чувства ритма иориентировки впространстве. Под музыку П. И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков».
Вот солдатики стоят |
начинается парад. |
Раз, два, три, четыре, пять |
Начинаем мы шагать. |
Дети заучивают упражнение по показу педагога:
1 такт.
| 2 такт.
|
3 такт.
|
4. Дыхательные упражнения
«Мячик»
Петрушка принес надувной мячик. Будем его надувать.
Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки; делают глубокий вдох, отступают на шаг назад — остановиться, на выдохе сжимают круг.
«Поймали мяч»
Ноги на ширине плеч, поднять руки вверх — вдох; на выдохе прижать руки к груди, произнести «Ха!» Повторить 3–4 раза
5. Считалка «Мы сигрушками играем»
1) Логопед читает четверостишие. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши в такт стихотворения (на каждую строчку — четыре хлопка).
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Барабан, юла, гармошка,
Робот, куколка, матрешка.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с.7)
2) Дети встают в круг, передают мяч по кругу и проговаривают стихотворение.
6. Музыкальная игра «Кукла танцует»
Музыкальное сопровождение
Часть 1 «Сладкая греза» (фрагмент), муз. П. Чайковского
Часть 2 «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мел., обр. Т. Попатенко
Оборудование: игрушка — кукла
Описание упражнения.
Дети сидят на стульчиках полукругом перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе (часть 1), кукла, ведомая взрослым, танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени. Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку (часть 2), и дети сопровождают танец хлопками в быстром темпе. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени.
«Послушайте музыку, под которую кукла будет танцевать. Музыка будет то медленной, то быстрой. Когда кукла танцует, вы хлопайте в ладоши в такт музыке. Если музыка быстрая, то вы так же быстро хлопайте в ладоши, а если музыка медленная, то вы хлопайте в ладоши реже. С окончанием музыки и танца положите руки на колени.
Игра проводится несколько раз, потом проводится без зрительного ориентира. (Ю. О. Филатова Н. Н. Гончарова Е. В. Прокопенко Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие /под редакцией Л. И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2017–208 с. (Логопедические технологии.), стр. 26).
7. Отработка шепотной речи. «Убираем игрушки»
Логопед: «Игрушки устали и уснули, их нужно убрать в корзину, но говорить нужно тихо, чтобы они не проснулись». Дети по очереди подходят, берут игрушку и кладут в корзину, комментируя свои действия. В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.
Кладу в корзину матрешку.
Кладу в корзину неваляшку. Кладу в корзину мяч.
Кладу в корзину машинку. И т. д.
(Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с. — с 6.)
8. Релаксация.
Дети ложатся на коврики, звучит спокойная музыка(«Сладкая греза» П. Чайковского). Завершается игра словами: «Уложили куклу спать. Ну а нам пора вставать!».
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, рука, кукла, Чайковский, детский сад, музыка, окончание музыки, Сладкая греза, спокойная музыка, шепотная речь.
Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах
Шашкина Гульнара Рустэмовна,
к.п.н., доцент кафедры логопедии
факультета специальной педагогики
ГБОУ ВПО МГПУ
Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах
Музыкальные занятия в детском саду для детей с нарушениями речи тесно связаны с деятельностью логопеда, речевой материал является своеобразным дополнением к его работе по коррекции речи. В основе данной деятельности лежит ритмика Ж. Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности.
Существуют некоторые специфические особенности или требования к проведению музыкальных занятий с детьми с нарушениями речи. Данные требования обозначены в пособии для музыкальных руководителей Боромыковой О. С. “Коррекция речи и движения” (“Детство — Пресс”, Санкт — Петербург, 1999) и книге “Методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика” под ред. Назаровой Н. М.
Занятия проводят с учетом индивидуальных возможностей детей, т. к. не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме. Часто требования занижаются: с детьми старшей группы занимаются по материалу средней группы.
Занятия строятся с учетом речевого расстройства детей. Так, для детей с ОНР, занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одна и та же тема повторяется по 2 — 4 раза, пока она не усвоена. Особое место уделяется пропеванию гласных звуков, т. к. именно гласные придают нашей речи четкость и разборчивость.
На музыкальных занятиях с детьми с ФФН большая работа проводится по развитию слухового и зрительного восприятия, по совершенствованию двигательных навыков.
Для детей с заиканием основной задачей является развитие темпа и ритма движений и речи, плавности и координации.
На музыкальных занятиях речь, музыка и движение тесно взаимосвязаны. В результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но и выразительности в пении.
Основным принципом в работе является принцип “от простого к сложному”. Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением. При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах — тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.
Музыкально — ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Логопедической задачей является выработка темпа и ритма движений, точное сочетание речи и движения, закрепление гласных звуков в свободной речи. Музыкальной задачей является выполнение движений в ритме музыки.
Пример упражнения. “Пильщики”, муз. Боромыковой О. С.
Запилила пила, зажужжала, как пчела.
Отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и встала. Начинай сначала.
Описание движений. И. п. — дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперед, другая назад.
1- 8 такты — двигают руками вперед — назад, имитируя пилку дров.
9 — 10 такты — Опускают броском руки вниз.
11 — 12 такты — меняются местами друг с другом на бегу.
При слушании музыки рекомендуется использовать прозу и стихи. Речевой материал поможет ребенку понять содержание музыкального произведения. Яркие и выразительные стихотворные образы позволяют выразить эмоции в действиях.
Например, “Старинная французская песенка” Чайковского П. И. (“Детский альбом”) слушается под чтение стихотворения о принцессе, “Итальянская песенка” — под стихотворение об Италии, песне и гитаре, “Нянина сказка” — под ночную сказку.
Работа музыкального руководителя в разделе “Пение “ делится на несколько этапов. Первый этап — пропевание гласных. Уделяется особое внимание на дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. Задачей данного этапа является развитие мышц речевого аппарата, выделение гласных на слух.
Второй этап — чистоговорки с пением на закрепление свистящих и шипящих звуков, третий — на закрепление сонорных звуков, четвертый — закрепление всех звуков в свободной речи.
Работа по пению не ограничивается чисто звуковой работой. Она должна отличаться таким важным аспектом, как развитие эмоциональной сферы ребенка. Для достижения положительного эффекта песни подбираются разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своими движениями.
Например, песня “Окунь” на звук О, “Антошка” — А, “Ишак” — И, “Удод” — У, ”Белый заяц” — Л, “Резиновая Зина” — З, “Мишутка” — Ш и т. п.
Инсценировки и игры с пением способствуют развитию координации речи с движением, формируют умение двигаться в пространстве и в коллективе, развивают эмоциональную выразительность движений и речи, творчество и фантазию.
Примером могут служить представленные Боромыковой О. С. инсценировки с описанием логопедических и музыкальных задач, выполнения движения и музыкальным приложением, такие как “Козленок”, “Козочка и пастух”, “Вот идет лиса”, “Колобок”.
Таким образом, специфика работы музыкального руководителя зависит от тяжести речевого нарушения детей, от уровня развития моторной сферы и от этапа логопедической работы в группе.
Логоритмические занятия для детей с заиканием учитывают особенности их речевых и двигательных функций.
У детей с заиканием существуют выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед моментом начала речи, дискоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.
По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.
Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся является нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально — стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложной эмоциональной ситуации.
Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2 — 3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.
Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.
В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, сопряженно — отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.
Средства логопедической ритмики на этапах формирования плавной речи.
Период ограничения речи.
Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в этом периоде вводятся все неречевые средства, такие как, упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.
Выполнение упражнений чередуется слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.
Этап сопряженной и отраженной речи.
На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 — 5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.
На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие как, упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.
Этап диалогической речи.
Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально — выразительно.
Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.
Этап самостоятельной речи.
Логопедические занятия формируют умения пересказывать рассказы логопеда, а затем и самостоятельно рассказывать по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия максимально включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, упражнения с предметами и речевым сопровождением.
Этап спонтанной эмоциональной речи закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально — двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.
Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи у детей с заиканием формируются основные моторные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.
Литература.
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика — М., Просвещение, 1985.
3. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений . 2-ое изд.,- М., Учпедгиз, 1958. (илл., ноты).
4. Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. — В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. М., 1967.
5. Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. — Ж. «Дефектология» №3, 1984, с. 69-74
6. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. — Дефектология, 1987, N 3,с.60-64.
7. Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1951.
8. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие — М., 2002.
� P�����пальчики медленно и хаотично двигаются; «Все четыре лепестка» — одноименные пальцы поочередно соединяются; «Я сорвать его хотел» — сгибание и разгибание кулачков; «Он вспорхнул и улетел» — взмахи кистями).
Упражнения с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы — палки, ленты, обручи, мячи, платочки. (Например, упражнение «Передай платочек». Дети стоят по кругу. У одного из них в руках платочек. Под сильную долю музыки на 2/4 надо передавать платочек по кругу, поворачиваясь к соседу лицом).
Упражнения для развития эмоционально — волевой сферы развивают выразительность и координацию движений, эмоциональность, чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку. Например, упражнение «Бабочки на лугу», муз. сопровождение «Вальс цветов». (Первая часть музыкального сопровождения — под легкую танцевальную мелодию (вальс) дети изображают полет бабочек по кругу или врассыпную. С окончанием музыки дети останавливаются, логопед выбирает самую красивую бабочку, она становится ведущей. Вторая часть музыки — все дети выполняют движения этой бабочки.
Упражнения, которые используются на логоритмических занятиях для детей раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи.
Литература.
- Бадалян Л. О. Схема нормального психомоторного развития детей. Невропатология. М., «Академия» 2001.
- Козыревой Л. М. Показатели речевого развития детей третьего года жизни. Развитие речи ребенка. Дети от рождения до 5 лет, Ярославль, «Академия развития», 2001.