Постановка звука С в словах, слогах и словосочетаниях

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука [С:

— губы растянуты в улыбке;

— зубы сомкнуты и обнажены («заборчиком»);

— кончик языка за нижними зубами;

— воздушная струя холодная (следим за тем, чтобы воздух выходил посередине)

После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова

Повторять слова, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас. ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос. УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус. ЫС: мыс, ку-мыс. ИС: Де-нис. ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс. ЕС: вес, лес, на-вес. ЯС: по-яс.

Чистоговорки со звуком Сучебно-методический материал на тему

Чистоговорки со звуком С

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

В начале работы необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берётся последний слог в слове и повторяется в начале чистоговорки столько раз, сколько в этом слове слогов. Получается «основа» чистоговорки, на которой идёт работа отработка звука.

Предлагаемые чистоговорки обязательно должны включать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части.

В зависимости от уровня развития речи и возраста детей, чистоговорки можно«укорачивать» (т. е. сокращать количество слов, и, наоборот- «наращивать» (т. е. увеличивать количество повторяющихся слогов и слов).

Са-са-са — вот летит оса.Са-са-са — под кустом сидит лиса.Са-са-са — у Сони коса.Са-са-са — в лесу оса.Со-со-со — у Сони колесо.Со-со-со — сдулось колесо.Су-су-су — видел я осу.Су-су-су — сумку я несу.Су-су-су — ягоды в лесу.Су-су-су – в лесу увидели лису.

Су-су-су — грибы выросли в лесу

Сы-сы-сы — у Сани бусы.Сы-сы-сы — тикают часы.Сы-сы-сы — у сома усы.Сы-сы-сы — на стене висят часы.Сэ-сэ-сэ — рядом с садом есть шоссе.Ас-ас-ас — пили мы из кружки квас.Ас-ас-ас — у Сони ананас.Ас-ас-ас — у нас дома квас.Ас-ас-ас — мы пили квас у нас.Ос-ос-ос — на поляне много ос.Ос-ос-ос — у Сани пес.

Ус-ус-ус — мы несем домой арбуз.Ус-ус-ус — у Сони кактус.Ус-ус-ус — у Сони много бус.Ус-ус-ус — у Сани новый автобус.Ыс-ыс-ыс — мы пошли гулять на мыс.Ис-ис-ис — в лесу много лис.Ост-ост-ост — синий мост.Ост-ост-ост — пушистый хвост.Сты-сты-сты — новые мосты.Сту-сту-сту — Соня на мосту.Сты-сты-сты — красивые кусты.Сно-сно-сно — все очень вкусно.Сну-сну-сну — встречай весну.Сна-сна-сна — высокая сосна.Аска-аска-аска — интересная сказка.

Аска-аска-аска — Сонина маска.

чистоговорки-стихотворения

ОСАСа-са-са — полосатая оса.Су-су-су — не поймать в саду осу.Сы-сы-сы — есть ли у осы усы?

ЛИСАСа-са-са — будет в доме жить лиса.Сы-сы-сы — дом просторный у лисы.Су-су-су — дом порадует лису.

РОСАСа-са-са — на траве блестит роса.Су-су-су — пьет жучок в саду росу.Сы-сы-сы — вышло солнце — нет росы.

АНАНАСАс-ас-ас — купил Саня ананас.Ус-ус-ус — сладок ананас на вкус.Ос-ос-ос — прилетела сотня ос.

СМОРОДИНАСна-сна-сна — в саду ягода красна.Сна-сна-сна — как смородина вкусна.Сну-сну-сну — вот наемся и усну.Сны-сны-сны — снятся сладкие мне сны.

Звук С в конце слова в ряду слов

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос, кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас, матрос, кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус спелый абрикос

высокий утёс пустой автобус

серый пёс мясной соус

Стихотворения со звуком С

Пылесос


Буду маме помогать — Пылесосом пыль сгонять С пола, с коврика, с дивана… Пылесосить не устану. Вдруг залаял пёс Барбос: «Гав, гав, гав, пусти мой хвост!»

Посуда

Стеклянный стакан, сковородка, кастрюля,


Столовый сервиз, красивый поднос, Солонка, маслёнка — всё это посуда. И мисочка с супом, что любит Барбос. Собака съест суп и хвостом завиляет, А после обеда с миской играет.

Соня очень любит спать. Соню соней стали звать. Соня – соня спит весь день. Погулять ей даже лень. Посмотри – ка, Сонюшка, На дворе – то солнышко!

Идут леском гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака!

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась, В снег упасть она боялась.

Две синицы прилетели на сосну. Две сестрицы засвистели про весну. Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота, Скоро лето! Скоро лето! Красота! Красота!

Шла лисичка по тропинке И несла грибы в корзинке. Пять опят и пять лисичек, Для лисят и для лисичек. Кто не верит – это он. Выходи из круга вон!

Сливы спелые висят. Синим стал сливовый сад. Сливы слева, сливы справа. Собирает сливы Слава.

Снится сон сому о том,

Что он сильный слон, не сом.

— Где усы? – встревожен сом.

Не согласен сом со сном.

Слава съел салат капустный. Был салат капустный вкусный.

Сыплет, сыплет снег с небес. Спит под снегом зимний лес. Сонный сад в снегу стоит, Он под снегом тоже спит.

Пёс Барбос совсем раскис,

Дам ем

у ирис «Кис-кис».

А на той же самой ветке сосны, Две сосульки – висюльки видны. Две сосульки свисают с сосны, Две висюльки боятся весны. Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке. Жили – были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать. Начинай считать опять. Ехала телега из Москвы, Потеряла три доски. Стук – звон, Выйди вон! Ахи, ахи, ахи – ох, Баба сеяла горох. Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой! Раз, два, три, четыре, пять. Вышла свинка погулять, А за свинкой серый волк, Волк – то в свинках знает толк. Раз, два, — все вставайте, Три, четыре – приседайте, Пять, шесть – повернись, Семь, восемь – улыбнись, Девять, десять – не зевайте Свое место занимайте. Купила бабуся бусы бабуся, На рынке споткнулась О гуся бабуся – Все бусы склевали По бусинке гуси. Сосна Березкам грустно и осинкам, Осень листья рвет с ветвей. У сосенки ни слезинки – Платье зелено на ней. Хоть зима, хоть весна – Вся зеленая сосна! Такса Сев в такси Спросила такса: — За проезд Какая такса? А водитель: — Денег с такс не берём совсем, Вот так-с. Март Снег сказал: «Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей». Использованный материал: Т.А.Куликовская «Язычок свистит» Н.Н.Созонова, Е.В.Куцина «Стихи для закрепления звуков»

Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков на странице Автоматизация звуков.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух. СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва; СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный; СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой; СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

Формы сигматизма

Сигматизм — это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.

Первая — собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.

Вторая — парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.

Варианты парасигматизма:

  • на «ф» — губно-зубной;
  • на «т» — призубный;
  • на «ш» — шипящий.

Третья — искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).

Четвертый — смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» — «ся», «со» — «сё», «су» — «сю», «с» — «сь».

Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са; АС: пас-та, пас-тух, нас-та-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но; СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок; ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост; СУ: не-су, па-су, по-су-да; УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник; СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка; ЫС: выс-туп, вы-став-ка; ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист; ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на; ЮС: бюст; ЯС: яс-ный.

Этап 2: подбираем коррекционные техники

Коррекция зависит от формы дефекта. Мы расскажем об универсальных техниках, которые можно использовать для постановки в любом случае. К ним относятся подражание, использование опорных звуков и механическое воздействие.

Техника подражания

Постановка по подражанию эффективна при незначительных дефектах звукопроизношения у детей. Покажите малышу, как правильно выговаривать твердый звук «с». Для этого сядьте оба перед зеркалом, чтобы он видел и себя и вас. Далее дайте ребенку инструкцию:

  1. Открой рот и улыбнись.
  2. Распластай язычок, напряги его кончик и упрись в нижние зубки (резцы).
  3. Пусть по языку пройдет «ветерок». В итоге должно получиться «с».

Маленькие дети лучше впитывают информацию и овладевают навыками посредством игры. Придумайте их для своего чада! Например, можно накачивать насосом колесо велосипеда, сдуть воздушный шарик, подуть в бутылку с узким горлышком или подуть, как морской бриз — все эти действия сопровождаются звуком «с-с-с-с».

Техника постановки от опорных звуков

Если ребенок хорошо выговаривает другие звуки, можно отталкиваться от них. В случае со сигматизмом опорными звуками являются мягкий «сь» и межзубный «с».

Используем мягкий звук «сь».

Сначала попросите сына или дочку произнести звук «с» и посмотрите, где в это время расположен язык — от этого зависит коррекция.

  1. Язык расположен вверху — упирается в резцы. Можно учить малыша правильному звукопроизношению. Для этого взрослый открывает рот и произносит «с», малыш смотрит и повторяет за ним.
  2. Язык расположен внизу — упирается в зубы. Ребенка учат выговаривать «с» из правильной артикуляционной позы — кончик языка сверху.

Когда малыш научился этому, навык нужно окончательно закрепить. Этому способствуют упражнения для постановки.

Тянем звук. Малыш улыбается и продолжительно говорит «с». В это время он сам или взрослый снизу подставляет ладонь ко рту. При звукопроизношении должен идти чуть прохладный воздух.

Округляем губы. Продолжая выполнять упражнение и держа ладонь у рта, малыш округляет губы и вытягивает их в трубочку, как для произношения «у». Взрослый может на своем примере показать, как это делается. Рот открывать нужно нешироко.

Следим за воздухом. Главное условие — при выполнении всех действий струя воздуха должна быть непрерывной. Причем она со временем теплеет.

Достигаем твердого «с». Если у малыша автоматически не получается произнести его, взрослый объясняет, что сейчас задача — «подогреть» воздух на ладошке. Тогда все получится.

Говорим «су». Это вспомогательное упражнение, которое поможет чаду достичь желаемого твердого «с». Следим за горячим воздухом.

Говорим твердое «с». Как только результат получен, покажите на своем примере: выдвиньте губы вперед, словно собираетесь сказать «ы-ы-ы-ы», сомкните зубы. Это еще больше «утвердит» «с». Если малыш плотно прижмет язык к верхним зубам, ему будет еще проще.

Закрепляем результат. Вводите выученный звук в слогах со всеми гласными.

Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»

Малыш просовывает между зубами язычок, произнося «с»? Посмотрите, где именно располагается язык:

  1. Вдоль языка идет «желобок», малыш располагает язык между зубками. Покажите чаду, как спрятать его за зубы и сами проговорите «с», чтобы малыш увидел;
  2. Отсутствует «желобок», язык плашмя распластан. В первую очередь нужно поставить корректное межзубное звукопроизношение. Взрослому нельзя говорить «с» вслух.

В этом случае используют такую поэтапную постановку звука «с».

Правильная артикуляционная поза. Ученику нужно распластать и высунуть между зубами. Кончик языка выдвинуть кпереди или расположить на уровне резцов. Потом широко улыбнуться сомкнутыми губами и в идеале прикусить язычок с боков.

Дуем в ладошку. Главное — струя воздуха должна быть как можно холоднее. Это создаст необходимый «желобок». Малыш должен непрерывно улыбаться, можно придерживать верхнюю губку пальцем — так будет легче. Если он все делает правильно, послышится свистящий звук.

Свистим, как комарик. Усадите малыша перед зеркальцем, покажите ему «желобок» и объясните, что благодаря ему у малыша получается свист. Но так свистит большой комар, а надо научиться говорить, как маленький — тонким голоском.

Окончательно ставим «с»:

  1. Ученик непрерывно «свистит». Лучше, если он контролирует этот процесс, глядя в зеркальце. Главное — «желобок» должен оставаться на месте.
  2. Медленно убирает язык за верхние резцы и прижимает его к ним изнутри. Взрослый показывает, как это сделать, но не произносит «с».
  3. Малыш почти достигает правильного звукопроизношения. Потом открывает рот — послышится правильное произношение.

Когда ученик правильно произносит изолированно «с», начинайте вводить его в речь: сначала постановка в слогах, потом в словах.

Механическое воздействие

Для постановки используют счетные палочки, затупленные зубочистки, спички — подойдет любой из перечисленных инструментов.

Один из способов такой. Малыш располагает широкий язык внизу, кончик его упирается в нижние резцы. Взрослый кладет спичку посередине языка. После этого ребенок подносит ладошку ко рту, прикусывает спичку и плавно, но с усилием выдувает воздух так, чтоб ощутить его кожей на ладошке.

Если при этом слышится «с», его отрабатывают со спичкой, а затем без нее.

Вот несколько моментов, которые нужно учитывать выполнении упражнения для постановки «с»:

Во-первых, вводите спичку малышу в рот на 2 см, а если язык уворачивается, чуть глубже.

Во-вторых, при нажатии спичкой, маленький ученик начинает «шепеляво» свистеть. Попросите его соединить губы так, чтобы они пропускали только спичку, но пусть он не прикусывает ее. Язык остается во рту за зубами. Малыш дует на кончик языка так, чтобы выдох проходил между зубами.

В-третьих, контролируйте нажим спичкой. Пробуйте нажимать сильнее или слабее, глубже или на самом кончике языка — так вы найдете то положение, при котором у чада получится идеальное звукопроизношение.

В-четвертых, когда вы поставите изолированный звук «с», начинайте вводить его в речь. Сначала — в слоги, а потом и в слова. Если при постановке в словах малыш опять ошибается, подключайте спичку.

Занимайтесь с чадом в форме игры: проводите аналогии с персонажами из мультиков, показывайте картинки, интересные истории.

Этап 3: автоматизация, или закрепление

Овладение правильным звукопроизношением изолированно от речи — это лишь первый этап обучения. Далее важно закрепить его и довести до такого автоматизма, чтобы ребенок правильно выговаривал новый звук в словах и фразах.

Сначала работайте над постановкой в слогах, потом в словах, причем «с» должно находиться в начале, середине и конце слов. После этого переходите к предложениям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]