Конспект логопедического занятия «Постановка звука [С]»

1. Произнесение звука [С] 2. Отличие артикуляции звука [З] от звука [С] 3. Артикуляция звука [Ц] 4. Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно 4.1. Упражнения для губ 4.2. Гимнастика для языка 4.3. Дыхательная гимнастика 5. Второй этап постановки 6. Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

Произнесение звука [С]

  • губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;
  • зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
  • язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
  • вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
  • голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Что нужно делать на этапе дифференциации

На этапе дифференциации проводят коррекцию парасигматизмов. Логопед или родители предлагают задания для фонематических процессов. Взрослый должен произносить звуки четко, сильно выделять их голосом. Это связано с тем, что если ребенок неправильно произносил смешиваемый звук, то и слышал фонему искаженно.

Если ему сложно выделять на слух нужную фонему, предложите повторять ее за взрослым. Постепенно малыш научится выполнять задание на слух. Предлагайте найти фонему в слогах, словах. Обращайте внимание на артикуляцию, особенно если при выполнении упражнений будете опираться на проговаривание.

Проводите работу над звуковым анализом слова. Объясните ребенку, где находится начало, середина и конец слова, какие звуки называют согласными и гласными. Обязательно дайте характеристику Ц, тренируйтесь определять место фонемы в слогах. Потом начинайте работать со словами.

Предложите ребенку распределить картинки на группы с определенными фонемами. Выбирайте вначале фонемы, которые совсем непохожи по акустическим и артикуляционным признакам. Потом, когда вы будете закреплять правильное произношение в словах, включите в занятия фонемы из одной группы (Ц и С).

Проводите коррекционную работу постепенно, не нужно нагружать малыша большим количеством информации. Именно поэтапность − важная составляющая успешных занятий.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка»

. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка»

. Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются»

. Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик»

. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик»

. Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели»

. Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки»

. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка»

. Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка»

. Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится»

. Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая»

. Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок»

. Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота»

. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий пузырек»

. Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус»

. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Рекомендации по автоматизации

Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.

Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.

Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе.

Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.

Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.

Второй этап постановки

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:

  • Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
  • В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].
  • В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».
  • Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.
  • Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук [З] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]