Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»


ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ

Добро пожаловать! Логопедический сайт «Болтунишка» — сайт для логопедов и заботливых родителей!

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

Звуковой символ — это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и», «э», «ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

>>> смотреть про звуки и буквы в «шпаргалке для родителей»

Ход занятия:

  • покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» — рот широко открыт; когда произносим «о» — губы выглядят как овал; при произнесении «у» — губы сложены трубочкой; при произнесении «и» — губы вытянуты в улыбку…)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

  • поймай звук Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • хорист Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
  • сломанный телевизор Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
  • звуковые песенки Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем — второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
  • кто первый Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
  • эхо Цель игры — закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) — повторяют то, что услышали, например: [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].

Как уже говорилось выше, обучение дошкольника чтению должно происходить в игре. Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми символами. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».

>>> смотреть подробнее про фонематические сказки

>>> правила проведения занятий >>> речевая гимнастика >>> мелкая моторика >>> словообразование >>> слуховое внимание >>> логоритмика >>> мнемотехника

Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000

Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000. В пособии известного московского логопеда-практика, автора 10 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Адресовано воспитателям массовых и коррекционных групп, дефектологам и логопедам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста. Вступление. Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и казалось бы нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Преодолеть их, превратить обучение звуковому анализу в интересную и в то же время результативную игру, ответить на многие теоретические и практические вопросы педагогов и родителей поможет использование данного пособия. Если у 4-летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняется. Содержание. Вступление. Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте. Роль символов в подготовке дошкольников к обучению грамоте. Планирование и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в массовых группах детских образовательных учреждений., Проведение занятий по формированию фонетической стороны речи в логопедических группах. Конспекты занятий. Список литературы. Приложение. Наглядный материал (изображения специальных символов).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Как открыть файл

Правообладателям

— pdf — Яндекс.Диск. — djvu — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 02.07.2019 09:07 UTC

Ткаченко :: 2000 :: ребенок :: подготовка :: грамота

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

  • Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000
  • Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет, сценарии образовательной деятельности, Журова Л.Е., 2013
  • Слоговая структура слова, Коррекция нарушений, Логопедическая тетрадь, Ткаченко T.A.
  • Воспитание звуком, музыкальные занятия, Рокитянская Т.А., 2005

Следующие учебники и книги:

  • Готовим детей к школе, пособие для родителей, Болсун Н.В., Ревтович Н.М., 2007
  • Воспитательные моменты, как любить ребенка, оставьте меня детям, Корчак Я., Стоцкой Л., 2017
  • Занятия с детьми 2-3 лет, социальное развитие, окружающий мир, Винникова Г.И.
  • Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни, пособие для родителей и специалистов, Ярская-Смирнова Е.Р., 2007

Предыдущие статьи:

  • Главная книга о воспитании, как здорово быть с детьми, Суркова Л., 2018
  • Дети с небес, уроки воспитания, как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе, Грэй Д., 2013
  • Реализация системного подхода в воспитании молодежи, монография, Ананьин Г.Е., Байбородова Л.В., 2012
  • Постановка звуков.

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>

Как научить ребенка говорить звук [Ж]

В случае дислалии родители могут попробовать самостоятельно исправить нарушение у ребенка. Для этого им достаточно следовать рекомендациям логопеда.

Что делать, если ребенку 4 года и он не разговаривает

Занятия проводят каждый день по 10–15 минут. Отсутствие шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] до четырех лет считается нормой, так как у дошкольника не до конца развиты мышцы артикуляционного аппарата.

Обратите внимание! Для того, чтобы понять, как научить ребенка говорить букву Ж, нужно представлять особенности произношения.

Для этого звука губы слегка округляются, выдвигаются вперед, язык принимает форму «чашечки» и находится за зубами. Голосовые связки активно работают и получается звук [Ж].

Ставить звук [Ж] лучше от правильного [Ш], так как вся разница между этими двумя звуками – в работе голоса.

Примерная артикуляционная гимнастика для детей на звук [Ш]:

  1. Язычок кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается губами.
  2. Широко открывая рот, поднять кончик языка на альвеолы верхних зубов. Для облегчения выполнения можно использовать небольшую конфетку.
  3. Широкой частью языка прижаться к нёбу и удерживать 5 секунд.
  4. Кончиком языка облизать верхнюю губу.

Малыш должен выполнять каждое упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Родитель контролирует неподвижность челюсти. На выработку правильных движений может уйти год, поэтому взрослый человек заинтересован в частых занятиях – это сократит время на подготовку.

Техники постановки звука [Ш]

Простой способ вызывания изолированного звука – механический. Шпателем поднимают язык к альвеолам верхних зубов. В это время ребенок произносит «СА-СА-СА». После того, как язык был поднят, послышится «ША-ША-ША».

Важно! Манипуляции не должны вызывать неприятных ощущений.

Постепенно механическую помощь убирают и отрабатывают правильное звучание.

Процесс обучения можно совместить с играми

Учить ребенок правильно выговаривать звук придется долго. В качестве материала используют только прямые слоги: ША, ШО, ШИ, ШЕ, ШУ. Как только он научится произносить их правильно, переходят к обратным слогам, после к словам.

Логопедическое пособие для детей

Выработка звуковой культуры – сложное дело. Дети быстро привыкают говорить неправильно и их тяжело переучить. Для учебного процесса выпускается множество книг.

Логопедическое пособие для детей под редакцией Богомоловой содержит весь нужный материал для автоматизации всех звуков речи. Кратко описаны способы постановки и важные моменты работы. Подобная информация пригодится не только логопедам, но и родителям.

Ребенка нужно с детства учить правильно разговаривать. Иначе у него возникнут сложности с письмом, чтением и счетом. Дефектное произношение может стать причиной для комплексов.

Звуковая культура является залогом уверенности во взрослой жизни. Поэтому ей нужно уделять большое внимание.

Особенности книги Фомичевой М. Ф.

В логопедии выделяют разные речевые дефекты. Дислалия ставится тем детям, которые не выговаривают один или несколько звуков. Для исправления такого нарушения требуется поэтапная работа.

Только последовательная и методичная работа позволит помочь ребенку справиться с нарушением

В книге Фомичевой М. Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» рассматриваются все составляющие коррекционного процесса. В первой части дается краткая информация о том, как развивается детская речь в норме и с помощью каких упражнений выявить отклонения.

В следующей части дается краткая характеристика речевых дефектов – сигматизмов, ротацизмов, каппацизмов, ламбацизмов. Есть сведения и о других детских нарушениях – алалии, заикании, дизартрии, задержке речевого развития.

Важно! Правильная постановка диагноза позволяет эффективно выстраивать работу с ребенком.

Чтобы дети смогли выговаривать определенный звук, они должны пройти соответствующую подготовку. Фомичева в своей книге указала комплексы упражнений, которые помогут подготовить их артикуляционный аппарат.

Этот этап доступен и воспитателям, и родителям. Логопед предварительно проводит обследование, которое позволит представить полную характеристику нарушения.

Следующий этап – это постановка звука. К нему переходят только после хорошего выполнения артикуляционной гимнастики. Специалист использует специальные методики, которые позволяют вызвать изолированное звучание. Третий этап – это автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.

Четвертый этап – это введение в самостоятельную речь.

Необходимо соблюдать последовательность этапов, так как иначе не удастся добиться результатов

В книге подобраны занятия для каждой возрастной группы – первой и второй младшей, средней, старшей и подготовительной. Работа воспитателей, логопедов и родителей поможет воспитывать у малышей правильное звукопроизношение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]